Мозаика тридиан

Задача

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с точкой, делящей противоположную сторону в отношении 1:2, будем называть тридианой. В треугольнике провели все шесть тридиан и закрасили получившиеся при этом части в шахматном порядке (рис. 1). Какая часть треугольника закрашена?

Рис. 1.

Рис. 1.


Подсказка

Попытайтесь найти отношения, в которых тридианы делят друг друга. Вспомните теоремы об отношении площадей треугольников из школьного курса геометрии — они непременно помогут.


Решение

Сначала докажем несколько вспомогательных утверждений о тридианах.

Будем говорить, что по отношению к стороне \(AB\) тридианы \(AA_1\) и \(BB_2\) — нижние, а тридианы \(AA_2\) и \(BB_1\) — верхние (рис. 2); аналогично для двух других сторон треугольника.

Рис. 2.

Рис. 2.

Тридианы обладают следующими свойствами:
    1) верхние тридианы точкой пересечения делятся в отношении 3:1, считая от вершины;
    2) нижние тридианы точкой пересечения делятся в отношении 3:2, считая от вершины;
    3) верхняя тридиана делит нижнюю в отношении 6:1, считая от вершины;
    4) нижняя тридиана делит верхнюю в отношении 3:4, считая от вершины.

Свойство 1 непосредственно вытекает из подобия треугольников \(AOB\) и \(A_2OB_1\): \(AB: A_2B_1=3:1\), а значит и \(AO: OA_2=BO: OB_1=3:1\) (рис. 3, слева).

Рис. 3.

Рис. 3.

Свойство 2 вытекает из подобия треугольников \(AOB\) и \(A_1OB_2\): здесь отношение \(AB: A_1B_2\) равно 3:2, следовательно, \(AO: OA_1=BO: OB_2=3:2\) (рис. 3, справа).

Для доказательства свойств 3 и 4 удобно площадь треугольника \(ABC\) принять за 1, а площади четырех закрашенных на рис. 4 треугольников обозначим \(x\), \(y\), \(z\) и \(t\).

Рис. 4.

Рис. 4.

Очевидно, что площадь треугольника \(ABB_1\) равна 2/3, поэтому \(x+y=2/3\). Площадь треугольника \(ABA_1\) равна 1/3, поэтому \(y+z=1/3\). Площадь треугольника \(A_1BB_1\) в 3 раза меньше площади треугольника \(ABA_1\), потому что у них общее основание \(BA_1\), а высоты, проведенные к этому основанию, отличаются в 3 раза (это следует из подобия получающихся при построении этих высот прямоугольных треугольников). Значит, площадь треугольника \(A_1BB_1\) равна 1/9, то есть \(z+t=1/9\). Кроме этого, треугольники \(AB_1O\) и \(A_1B_1O\) имеют общую высоту, поэтому отношение их площадей равно \(AO: A_1O\). Аналогично, и отношение площадей треугольников \(ABO\) и \(A_1BO\) тоже равно \(AO: A_1O\), значит, верно равенство \(x/y=t/z\).

\(AO: A_1O=y: z=6:1\) и \(BO: B_1O=y: x=3:4\). Свойства 3 и 4 доказаны.

Заметим, что каждая тридиана делится четырьмя другими тридианами на пять отрезков. Зная, в каком отношении тридианы делятся попарно, можно найти, в каком отношении эти пять отрезков делят каждую тридиану (рис. 5).

Рис. 5.

Рис. 5.

Проделаем это для тридианы \(AA_1\). Пусть она имеет длину \(m\). По отношению к стороне \(AC\) точка \(K\) является точкой пересечения нижней и верхней тридиан, поэтому \(AK=\frac37m\). Точка \(L\) — это точка пересечения нижних тридиан по отношению к стороне \(AB\), поэтому \(AL=\frac35m\). Значит, \(KL=AL-AK=\frac6{35}m\). Точка \(M\) — это точка пересечения верхних тридиан по отношению к стороне \(AC\), поэтому \(AM=\frac34m\). Значит, \(LM=AM-AL=\frac{3}{20}m\). Точка \(N\) — это точка пересечения нижней и верхней тридиан по отношению к стороне \(AB\), поэтому \(AN=\frac67m\) и \(A_1N=\frac17m\), значит, \(MN=AN-AM=\frac{3}{28}m\).

Отсюда заключаем, что точки \(K\), \(L\), \(M\) и \(N\) делят тридиану \(AA_1\) в отношении \(AK: KL: LM: MN: NA_1=\frac37:\frac{6}{35}:\frac{3}{20}:\frac{3}{28}:\frac17\). Приведя дроби к общему знаменателю, получим \(AK: KL: LM: MN: NA_1=60:24:21:15:20\).

Отметим, что все шесть тридиан точками пересечения с другими тридианами делятся в одинаковых отношениях 60:24:21:15:20. Следовательно, если положить \(BB_1=p\), то \(BN=\frac37p\) и \(FN=\frac6{35}p\).

Одна из основных формул для вычислении площади треугольника гласит, что площадь равна произведению длин двух сторон на синус угла между ними (\(S=ab\sin\gamma\)). Из нее легко следует, что если у двух треугольников есть равные углы, то их площади относятся так же, как произведения сторон, заключающих равные углы. Этот факт нам сейчас очень поможет, — применив его несколько раз, можно найти площади всех треугольников на рис. 6.

Рис. 6.

Рис. 6.

Покажем, например, как найти площадь треугольника \(MNF\). Для удобства на рисунке рядом с концом каждой тридианы в скобках указано обозначение ее длины. Треугольники \(MNF\) и \(A_1BN\) имеют равные вертикальные углы, а значит, их площади относятся так:

\[\dfrac{S_{\triangle MNF}}{S_{\triangle A_1BN}}=\dfrac{MN\cdot FN}{BN\cdot A_1N}=\dfrac{\frac{3}{28}m\cdot \frac{6}{35}p}{\frac37p\cdot\frac17m}=\dfrac3{10}.\]

Поскольку \(S_{\triangle A_1BN}=\frac{1}{21}\) (см. рис. 4), получаем, что \(S_{\triangle MNF}=\frac{1}{70}\).

С помощью этого же факта покажем, что треугольники \(MNF\) и \(DEF\) равновелики. Найдем отношение их площадей, учитывая, что и они имеют равные вертикальные углы:

\[\dfrac{S_{\triangle MNF}}{S_{\triangle DEF}}=\dfrac{MF\cdot FN}{DF\cdot FE}=\dfrac{\frac{3}{20}k\cdot \frac{6}{35}p}{\frac6{35}k\cdot\frac{3}{20}p}=1.\]

Аналогичными выкладками можно доказать, что и все остальные оранжевые треугольники на рис. 6 имеют одинаковую площадь. Получаем, что все они равновелики и их площадь равна 1/70 (за единицу, напомню, мы приняли площадь треугольника \(ABC\)).

Все из того же факта следует и то, что площади треугольников \(DEF\) и \(A_2CD\) связаны друг с другом так же, как и площади треугольников \(MNF\) и \(A_1BN\). Более того, это же верно и для остальных пар желтых и оранжевых треугольников, у которых есть вертикальные углы. Отсюда следует, что все желтые треугольники на рис. 6 тоже равновелики, их площадь равна \(S_{\triangle A_1BN}=\frac{1}{21}\).

Теперь можно найти сумму площадей всех желтых и оранжевых треугольников: она равна \(6\cdot\frac1{70}+6\cdot\frac{1}{21}=\frac{13}{35}\).

Искомая площадь является дополнением найденной желто-оранжево площади, поэтому она равна \(1-\frac{13}{35}=\frac{22}{35}\). Это и есть доля площади, которая закрашена.


Послесловие

Площадь синей части треугольника мы нашли, не вычисляя площадей закрашенных четырехугольников, пятиугольников и шестиугольника. А что, если найти их?

Начнем с центрального шестиугольника, но прежде отметим, что все шесть тридиан точками пересечения с другими тридианами делятся в одинаковых отношениях, поэтому части треугольника, закрашенные одним цветом на рис. 7, равновелики.

Рис. 7.

Рис. 7.

Обратим внимание на центральный треугольник розового цвета, образованный тремя тридианами \(AA_1\), \(BB_1\), \(CC_1\) (рис. 8, слева). Пусть его площадь равна \(S\). Нетрудно убедиться, что площади незакрашенных (белых) четырехугольников одинаковы. Обозначим их \(d\). Тогда, учитывая, что площадь треугольника \(BCC_1\) в 2 раза больше площади треугольника \(ACC_1\), можем записать равенство \(S+2d+z=2(d+2z)\), упростив которое получим \(S=3z\). То есть площадь розового треугольника равна сумме площадей желтых треугольников: \(S=3\cdot{1}{21}=\frac17\).

Рис. 8.

Рис. 8.

Таким образом мы доказали замечательный факт, который является частным случаем теоремы Рауса. В англоязычной литературе треугольник, образованный пересечением соответственных тридиан, так и называют — one-seventh area triangle. То, что он занимает одну седьмую от площади исходного треугольника, можно доказать и (почти) без вычислений. Достаточно взглянуть на рис. 9, чтобы убедиться в истинности этого факта (одинаковыми цифрами обозначены равные треугольники).

Рис. 9.

Рис. 9.

Если теперь из площади розового треугольника вычесть площади трех оранжевых треугольников, то получим площадь центрального шестиугольника (рис. 8, справа): она равна 1/10. Это — не менее замечательный факт, который в 1993 году был представлен математическому сообществу математиком Мэрион Уолтер (Marion Walter), и сформулирован в форме теоремы: площадь центрального шестиугольника, определяемого тридианами произвольного треугольника, равна 1/10 площади этого треугольника.

У меня к этому факту особое отношение. Дело в том, что в далеком 1994 году мне тоже удалось обнаружить эту геометрическую изюминку. В форме задачи я предложил ее научно-методической комиссии, которая занимается отбором задач на финал Всероссийской математической олимпиады школьников. Я был почти уверен, что такая красивая задача обязательно пройдет отбор, но ее отклонили. Руководитель комиссии Н. Х. Агаханов объяснил мне, что задача отличная, но, к сожалению, уже известная — на тот момент публикация о теореме Мэрион (ее обычно именно так называют — по имени автора) уже вышла (A. Cuoco et al., 1993. Marion's theorem). Вот так я опоздал, и не стал обладателем именной теоремы в геометрии, но рад за свою коллегу из США.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»