Мы задумали некоторые русские пятибуквенные существительные женского рода и среднего рода, назовём их соответственно Ж и С. Вот что о них известно.
Задание 1. Назовите слова Ж и С.
Задание 2. Назовите формы Жк, Ск, Жд и Сд.
Задание 3. Назовите слова X и Y и те два устойчивых выражения, о которых идёт речь.
Задание 4. Приведите пример слова женского рода, имеющего в форме родительного падежа множественного числа то же окончание, что в коротких формах Жк и Ск.
Задание 5. Приведите пример слова женского рода, имеющего в форме родительного падежа множественного числа то же окончание, что в длинных формах Жд и Сд.
Задание 6. Приведите пример слова среднего рода, имеющего в форме родительного падежа множественного числа то же окончание, что в формах Жк и Ск.
Задание 7. Приведите пример слова среднего рода, имеющего в форме родительного падежа множественного числа то же окончание, что в формах Жд и Сд.
Задание 8. Как вы думаете, почему длинная форма Сд встречается в 32 раза реже, чем короткая форма Ск, а короткая форма Жк встречается только в 4 раза реже, чем длинная форма Жд?
Посмотрите на название задачи и подумайте, как могут выглядеть короткие формы родительного падежа множественного числа у русских существительных. Что в точности значит «короткая форма»?
Придумайте несколько существительных среднего рода и посмотрите, как выглядят их формы родительного падежа множественного числа. Найдите такие примеры, чтобы эти формы не были короткими.
Какие окончания бывают у длинных форм родительного падежа множественного числа слов среднего рода? Какие окончания бывают у длинных форм родительного падежа множественного числа слов женского рода? Найдите окончание, которое есть в обоих списках.
Речь идёт о нулевом окончании (короткие формы) и окончании -ей (длинные формы). Посмотрите на себя в зеркало и скажите: у меня два ..., а не одно ... и не пять ... . Какие слова среднего рода здесь подходят? В каких случаях вы сомневаетесь, использовать ли длинную форму с окончанием -ей или короткую форму с нулевым окончанием?
Попробуйте заполнить пропуски в этих стихотворных отрывках:
И в исступленном свете ____
Они тряпьё срывают с ____
(Э. Багрицкий)
И вот, при свете ламп и ____,
При яром грохоте оркестра,
Я из-за дамских вижу ____,
Как тешит публику маэстро.
(Я. Полонский)
Опишем возможный путь решения.
В родительном падеже множественного числа у слов женского рода окончание может быть нулевое (стен) или -ей (долей). В родительном падеже множественного числа у слов среднего рода окончание может быть нулевое (сёл), -ов (очков), -ев (платьев) или -ей (полей). Соответственно, скорее всего короткая форма — с нулевым окончанием, длинная — с окончанием -ей.
Чтобы у слова среднего рода окончание было -ей, основа его должна кончаться на мягкий или шипящий согласный. На мягкий согласный кончается основа многих слов на -ние и -нье, но у них окончания -ей не бывает (в словах типа чтений и варений в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание, поскольку й входит в основу слова: чтениj-е — чтениj-0). Слов среднего рода с окончанием -ей в этой форме мало: море, поле, око, ухо, колено. Последние три слова могут навести на мысль поискать нужный пример среди названий парных органов, где и обнаруживаются формы плечей и плеч.
Раз формы рифмуются, слово женского рода должно заканчиваться на -еча́, потому что по условию в родительном падеже множественного числа оно должно оканчиваться так же, как формы плече́й и пле́ч. Такое слово в русском языке одно: свеча́.
Теперь приведём ответы к заданиям.
Задание 1. Ж — свеча, С — плечо.
Задание 2. Жк — свеч, Жд — свечей, Ск — плеч, Сд — плечей.
Задание 3. X — игра (игра не стоит свеч), Y — гора (гора с плеч).
Задание 4. Подходит любое слово женского рода, имеющее в соответствующей форме нулевое окончание: стен, книг, нянь, станций, семей...
Задание 5. Подходит любое слово женского рода, имеющее в соответствующей форме окончание -ей: лошадей, ноздрей, стезей... Напомним, что слова свиней, семей, статей и т. п. имеют нулевое окончание, й в них входит в основу, а е — беглый гласный, проясняющийся под ударением (это хорошо видно, если выделять морфемы в транскрипции, а не в орфографической записи: [наздр’-а́ — наздр’-э́j], но [свин’j-а́ — свин’э́j-ø]).
Задание 6. Подходит любое слово среднего рода, имеющее в соответствующей форме нулевое окончание: окон, вёдер, чудовищ...
Задание 7. Подходит любое слово среднего рода, имеющее в соответствующей форме окончание -ей: морей, полей...
Задание 8. Во-первых, форма Жк (свеч) входит в состав устойчивого выражения (игра не стоит свеч), а оно достаточно часто встречается в текстах. В НКРЯ в примерах начиная с 2000 года форма свеч в 75% случаев встречается в составе этого устойчивого выражения. Форма Сд (плечей) не входит в состав устойчивых выражений и встречается только в старых текстах. Во-вторых, нулевое окончание среди форм родительного падежа множественного числа слов женского рода встречается очень часто, а окончание -ей среди соответствующих форм слов среднего рода встречается всего у нескольких слов (полный список: морей, полей, ушей, очей, коленей).
В «Краткой русской грамматике» слова свеча и плечо упоминаются в разделе о вариативных падежных формах, но у слова свеча устарела короткая форма, а у слова плечо — длинная: «Окончание -ей и нулевое окончание в форме род. п. имеют слова простыня (простыней и простынь), сажень (сажен и саженей), свеча (свечей и устар. свеч), плечо (плеч и устар. плечей)». Как это получилось?
В древнерусском языке все существительные первого склонения (мужского и женского рода) и существительные второго склонения (мужского и среднего рода) имели в форме родительного падежа множественного числа одно и то же окончание — нулевое (на письме оно выглядело как -ъ или -ь, но после так называемого падения редуцированных гласных не произносилось). Писали и говорили, например, семь женъ, воеводъ, земль, столъ, конь, поль (в современном языке семь жён, воевод, земель, столов, коней, полей).
Современное окончание -ей в древнерусском языке выглядело как -ии и встречалось только у существительных, склонявшихся примерно так же, как современные слова типа ночь: путии, костии, гостии (современное путей, костей, гостей). Но достаточно быстро это окончание начинает распространяться и на другие склонения: появляются формы мечии (современное мечей), мужии (мужей), кнѧзии (князей), мории (морей), полии (полей)... Для слов мужского рода второго склонения с основой на мягкие (кроме й) и шипящие согласные оно становится основным. Для слов женского рода окончание -ей в XVIII веке захватывает достаточно много форм (говорили: нет афишей, баней, басней, бурей, встречей, грушей, дыней, калошей, кучей, неделей, песней, петлей, пулей, рощей и мн. др). Для слов среднего рода это окончание редкость и по сей день: морей, полей, очей, ушей — единственно возможные литературные варианты, а формы коленей и плечей конкурируют с формами колен и плеч.
К концу XIX века доля слов женского рода с окончанием -ей в форме родительного падежа множественного числа резко падает. Этот процесс подробно описан в статье [Иткин 2021], автор связывает его с одновременным устареванием форм творительного падежа на -ею (грушею, встречею, рощею...) и заменой их формами на -ей. Формы грушей, встречей, рощей начинают восприниматься как формы творительного падежа единственного числа, и для родительного падежа множественного числа возвращаются исконные формы (груш, встреч, рощ...). Логично, что в словах, где творительный падеж не имеет окончания -ей (мужем, князем, морем, полем, свечой), такой омонимии не возникает, и формы мужей, князей, морей, полей, свечей продолжают использоваться для родительного падежа множественного числа.
Таким образом, вариативность форм свеч/свечей и плеч/плечей, о которой идёт речь в задаче, связана с общими процессами перестройки систем склонения в русском языке.
Национальный корпус русского языка показывает нам, что у слова свеча форма с нулевым окончанием употреблялась уже в XIII веке:
Для формы с окончанием -ей первые примеры относятся к второй половине XVIII века — скажем, в «Трудолюбивой пчеле» за 1759 год:
На графике, который позволяет построить Национальный корпус русского языка, видно, как формы свеч и свечей конкурируют в начале XIX века и как его концу форма свечей побеждает:
Но, как мы видим из задачи, окончательному исчезновению формы свеч мешает устойчивое выражение игра не стоит свеч. Это выражение употребляется по крайней мере с 1830-х годов и появилось, по-видимому, как калька (буквальный перевод) французского выражения le jeu n'en vaut pas la chandelle. Первоначально оно относилось к карточным играм и описывало ситуацию, когда выигрыш в карты был меньше, чем стоимость свечи, которая была нужна для освещения комнаты. Заметим, что первоначально по-русски, как и по-французски, слово свеча в этом выражении могло стоять и в единственном числе: скажем, в сборнике «Русские народные пословицы и притчи» 1848 года дана пословица Игра не стоит свечи:
Но затем в этой пословице закрепилось множественное число свеч. По-видимому, благодаря этому старая форма родительного падежа множественного числа свеч не исчезла и поныне. То, что форма свеч употребляется именно в этом выражении, отмечено и в Грамматическом словаре А. А. Зализняка:
Теперь эта пословица употребляется в переносном значении. Вот примеры из СМИ за ноябрь 2021 года:
Как быть, если вы сделали один из вышеуказанных заказов, а несколько дней спустя осознали, что игра не стоит свеч и риск уж слишком велик? (Заполярная правда, 26.11.2021)
«Артемида» в любом случае уже перешла экватор, когда законодатели ещё могут решить, что игра не стоит свеч, и отозвать или существенно урезать финансирование (News.ru, 11.11.2021).
Оказалось, что игра не стоит свеч. Антитела, заточенные под конкретный вариант SARS-CoV-2, давали сильный иммунный ответ против родительского вируса. Но при этом были гораздо менее эффективны в борьбе с другими штаммами (Комсомольская правда, 7.11.2021).
С формами слова плечо вначале ситуация была схожей. Форму плечь мы находим в древнерусских текстах:
И в то время стару надобно помолодѣти, а удалым людям плечь своих попытать (Задонщина, 1380–1390).
Форма плечей обнаруживается лишь в XVIII веке:
Она достаточно широко употребляется в русской классике XIX века:
...приседал и вниз тоже, высматривая промеж плечей и спин, наконец доискался и увидел ее [Н. В. Гоголь. Мертвые души (1842)].
...и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей [И. С. Тургенев. Муму (1851)].
...сквозь тонкий батист капота отчетливо обрисовываются контуры наливных плечей и груди [М. Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина (1887–1889)].
Пишут так и Цветаева, и Бунин, и Андрей Белый, и Юрий Олеша. В конце XX-го и особенно в XXI веке таких примеров уже меньше. Современные словари допускают лишь форму плеч, но не плечей.
Итак, судьба исконных форм свеч и плеч оказалось разной. Но был период, когда обе они свободно употреблялись вне устойчивых выражений. Это и достаточно частая рифма. Вот лишь несколько примеров:
Когда пестреет предо мною
Толпа при свете ярких свеч;
И вот, улыбкой молодою
И белизной прозрачных плеч
Блистая, ты ко мне походишь....
[А. Н. Плещеев. «Когда я в зале многолюдном...» (1845)]
И вот, при свете ламп и свеч,
При яром грохоте оркестра,
Я из-за дамских вижу плеч,
Как тешит публику маэстро
[Я. П. Полонский. Концерт (1858)]
И под смуглым огнем трех свеч
Смуглый бархат открытых плеч
[А. А. Блок. «Я ее победил, наконец!..» (1910)]
И в исступленном свете свеч
Они тряпье срывают с плеч
[Э. Г. Багрицкий. Веселые нищие (1928)]
Теперь пути этих форм разошлись. Но кто знает, как ещё повернется причудливая история изменения русских склонений?..
Литература:
1. Белоусов В. Н., Ковтунова И. И., Кручинина И. Н. и др. Краткая русская грамматика. Под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина В. В. М., 2002.
2. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. М., 1981.
3. Иткин И. И. Взлет и падение апельсиновых рощей (судьба окончания род. мн. -ей у существительных I склонения) // Sub specie aeternitatis: Сборник научных статей к 60-летию Вадима Борисовича Крысько / Отв. ред. И. М. Ладыженский, М. А. Пузина; ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2021, с. 194–202.
Задача использовалась на олимпиаде «Высшая проба» в 2021 году.