И самцы, и самки некоторых видов певчих птиц окрашены в невзрачные серые цвета. Перед вами список из девяти видов птиц, гнездящихся в европейской части России:
А. Пеночка-весничка и пеночка-теньковка.
Б. Садовая славка, соловей, речной сверчок.
В. Пеночка-трещотка и зеленая пересмешка.
Г. Садовая камышовка и северная бормотушка.
Эти птицы относятся к нескольким разным семействам, но тем не менее похожи настолько, что бывает не так-то просто определить их по внешнему виду.
Задание 1. Проведите соответствие между названием птицы и ее фотографией (не забывайте нажимать на лупу, чтобы посмотреть увеличенное фото):
Задание 2. В перепутанном порядке даны песни всех перечисленных выше девяти видов птиц: песня 1, песня 2, песня 3, песня 4, песня 5, песня 6, песня 7, песня 8, песня 9. Какая песня чья?
Задание 3. Как вы думаете, по каким признакам самки этих птиц находят самцов своего вида?
Русские названия пяти птиц подсказывают, как они поют. Но будьте осторожны: не только зеленая пересмешка использует в своей песне элементы песен других птиц.
Определению птиц по фото помогут пропорции, окраска головы, клюва и лапок.
Английское название одной из птичек подскажет, как ее отличить от остальных.
На рисунке 1: слева пеночка-весничка, справа пеночка-теньковка. У веснички светлые лапки, а у теньковки — темные. Полоска над глазом («бровь») у веснички выражена сильнее, чем у теньковки.
На рисунке 2: слева направо: соловей, речной сверчок, садовая славка. Эти птицы отличаются пропорциями тела и деталями окраски.
Соловей крупнее сверчка, а сверчок крупнее славки. У соловья относительно крупные глаза. Грудка соловья окрашена в серый цвет, а под клювом можно увидеть более светлое горлышко. А если соловей повернется к вам другой стороной, то вы увидите, что его хвост сверху рыжеватый.
На горле и груди речного сверчка — слабые продольные полосы. Очень характерна окраска его подхвостья: этот узор образован темными перьями с более светлыми концами.
Отличить садовую славку от других похожих птиц помогает ее общая непримечательность. Один из немногих признаков — это сероватый «ошейник», отличающийся по оттенку от остального оперения.
На рисунке 3: слева зеленая пересмешка, справа пеночка-трещотка. Зеленая пересмешка крупнее (и это отражается на ее пропорциях), у нее длинные крылья, серые лапы и желто-зеленое оперение брюшка. Пеночка-трещотка миниатюрнее; у нее, как и у других пеночек, есть «бровь» над глазом, выраженная очень хорошо. Несмотря на общий желто-зеленый оттенок оперения, брюшко белое.
На рисунке 4: слева садовая камышовка, справа северная бормотушка. Их легко спутать: у обеих птиц есть светлая «бровь», темные отметины на клюве. Обратите внимание на первостепенные маховые перья (перья, которые крепятся к кисти) — их проекция короткая у обеих птиц; тем не менее этот признак часто выручает при определении других видов, например если нужно отличить садовую камышовку от болотной.
Северная бормотушка по-английски называется «Booted Warbler» — ее пальцы заметно темнее, чем остальные части лапок. Можно отметить и розоватый оттенок светлых частей клюва и лап (в то время как у садовой камышовки клюв желтоватый).
Песня 1 — садовая камышовка.
Песня 2 — северная бормотушка.
Песня 3 — пеночка-трещотка.
Песня 4 — пеночка-теньковка.
Песня 5 — пеночка-весничка.
Песня 6 — садовая славка.
Песня 7 — соловей.
Песня 8 — речной сверчок.
Песня 9 — зеленая пересмешка.
Голоса наших сверчков проще всего описать как стрекотание. В голосе речного сверчка есть смена частот, как будто бы он стрекочет на двух нотах. Можно сказать, что обыкновенный и соловьиный стрекочут «на одной ноте», но стрекот соловьиного совсем быстрый. Сравните сонограммы для речного (XC572417, XC650412), обыкновенного (XC653413) и соловьиного (XC647236) сверчков.
Характерный признак песни камышовки — слог «чек», который она вставляет между музыкальными фразами. Песня садовой камышовки очень мелодична и нетороплива. Некоторые свисты, по-видимому, она «подслушивает» у других птиц, хотя, как выяснили российские специалисты по биоакустике И. М. Марова, В. В. Иваницкий и О. Д. Вепринцева, таких фраз относительно немного (их исследование репертуара садовых камышовок вы можете прочитать здесь: I. M. Marova et al., 2010. Individual, population, and geographic differentiation in advertising song of the Blyth’s reed warbler, Acrocephalus dumetorum (Sylvidae)). Имитация голосов других птиц гораздо более свойственна быстрой песне болотной камышовки. В ней смогли найти подражания голосам более чем 200 видов африканских и европейских птиц (см. F. Dowsett-Lemaire, 1979. The imitative range of the song of the marsh warbler acrocephalus palustris, with special reference to imitations of african birds.
Интересное обсуждение заимствований в песне птиц можно прочитать в статье: U. Elman, 2014. Marsh warbler mimicking identified African and European bird sounds in recording, а вот девятнадцатиминутная запись голоса болотной камышовки (XC195477), автор которой отметил, в какие моменты слышит какие имитации голосов европейских и африканских птиц.
Зеленая пересмешка — еще один вид, вставляющий в свою песню голоса других птиц, от синичек до соколов и канюков: она предпочитает повторять сигналы тревоги . Ее песню легко узнать по громкости и тембру — кому-то этот тембр кажется металлическим, кому-то напоминает писк резиновой уточки. Чешские орнитологи насчитали в песне зеленой пересмешки больше 50 голосов других птиц (см. Z. Juzlova, J. Riegert, 2012. Vocal mimicry in the song of the icterine warbler, Hippolais icterina (Sylviidae, Passeriformes) и J. Riegert, Z. Juzlova, 2018. Vocal mimicry in the song of Icterine warblers (Hippolais icterina): possible functions and sources of variability).
Песня пеночки-теньковки (XC56410) — отдельные ноты, как весенняя капель, на немного меняющихся высотах.
Песня пеночки-веснички (XC651979) — достаточно длинная, постепенно затихающая и понижающаяся трель. Ее иногда можно спутать с песней зяблика или звучащей на более высоких частотах песней пищухи (XC647487).
Песня пеночки-трещотки (XC416409) — еще одна длинная затихающая трель, но с очень отчетливым ускорением. Кроме того, часто после трели звучат свисты на более низких частотах (21–23-я секунды записи) в минорном ладу — кажется, что эта птица очень грустит.
Северная бормотушка (XC476363) поет короткими, торопливыми и достаточно тихими трелями. Ее можно перепутать с садовой славкой (XC372078) — но садовая славка поет более медленно, размеренно, с некоторой хрипотцой. Садовую славку, в свою очередь, иногда можно перепутать со славкой-черноголовкой (XC190480): в песне последней относительно тихие и быстрые фразы, похожие на песню садовой славки, чередуются с красивыми флейтовыми свистами. К счастью, и самцы, и самки славки-черноголовки отличаются от садовых славок внешне — у них есть «шапочка», черного цвета у самца, и шоколадного — у самки.
И, наконец, в размеренной и громкой песне соловья (XC29600, на сонограмме — только небольшой фрагмент песни) одно за другим, обычно в определенном порядке, следуют «колена». Каждое колено — это однотипные звуки, которые соловей повторяет несколько раз. Специалисты по биоакустике подсчитали, что каждый московский самец соловья знает около 12 колен, при этом один самец из 62 знал 23 колена (см. V. V. Ivanitskii et al., 2017. Sequential organization in the song of thrush nightingale (Luscinia luscinia): clustering and sequential order of the song types).
При таких слабых внешних отличиях песня становится основным надежным способом определить вид — как для человека, так и для других птиц того же вида.
Правда, похожи? А это еще далеко не все «маленькие серенькие птички», которых можно встретить даже в относительно бедной на биоразнообразие европейской части России. Есть еще несколько видов камышовок, зеленая пеночка, обыкновенный и соловьиный сверчки — и этот список можно продолжить (рис. 5).
Кроме схожего внешнего вида есть сходство и в их образе жизни. Все они насекомоядные (хотя многие из них едят и ягоды). Похоже расположение их гнезд.
Пеночки строят закрытые гнезда с боковым входом на земле (гнездо пеночки-веснички см. здесь; здесь и далее ссылки на фото с сайта Василия Вишневского). Открытые гнезда сверчков (см. здесь) и соловья (см. здесь) тоже находятся прямо на земле.
На стебли трав или основания кустарников опираются гнезда северной бормотушки (см. здесь) и садовой славки (см. здесь). Выше всех — на высоту порядка 1–2 метров — забираются садовые камышовки (их гнездо см. здесь) и зеленые пересмешки (см. здесь).
Несмотря на то что эти птицы могут петь (как зеленая пересмешка) или собирать еду (как пеночки) достаточно высоко в кронах деревьев, для размножения им необходимы укромные места в самом нижнем ярусе, и это одна из причин того, почему они плохо уживаются рядом с человеком в излишне благоустроенных городах.
Скромную окраску и сложную песню этих птиц чаще всего объясняют как раз особенностями их гнездования. Еще Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» писал: «Замечательно также, что птицы, которые хорошо поют, редко бывают наделены яркой окраской или другими украшениями... Яркие цвета и способность петь как бы заменяют друг друга.» Считается, что наземное гнездо легче разорить, и чем больше самец участвует в заботе о потомстве, тем важнее, чтобы его окраска скрывала его от глаз хищников (детали этой закономерности изучены на древесницевых (см. D. Shutler, P. J. Weatherhead, 1990. Targets of sexual selection: song and plumage of wood warblers и Th. E. Martin, A. V. Badyaev, 1996. Sexual dichromatism in birds: importance of nest predation and nest location for females versus males). Впрочем, к этому объяснению лучше относиться как к гипотезе, которую стоит перепроверить для разных птиц. А эти птицы действительно разные по происхождению.
Девять видов птиц из задачи — представители пяти разных семейств. Еще недавно все они, кроме соловья, относились к семейству славковых. Соловей относился к семейству дроздовых (которое не так давно стало частью семейства мухоловковые). Однако молекулярные данные поддерживают разделение славковых на множество новых семейств, и в новом, сокращенном варианте семейства славковых из этих восьми видов осталась только садовая славка. Пеночки были выделены в семейство пеночковые, камышовки (род Acrocephalus) вместе с пересмешками и бормотушками (рода Hippolais и Iduna) — в семейство камышовковые, а сверчки — в семейство сверчковые.
Родственные связи этих новых семейств внутри надсемейства Sylvioidea, одной из трех крупных клад отряда воробьинообразных, иногда совершенно неочевидны. Например, по молекулярным данным пеночки ближе к длиннохвостым синицам и к короткокрылым камышовкам, чем к камышовкам рода Acrocephalus; см. филогенетическое дерево из крупной работы по филогении птиц, опубликованной в Nature в 2012 году (W. Jetz et al., 2012. The global diversity of birds in space and time), или работу 2006 года (P. Alström et al., 2006. Phylogeny and classification of the avian superfamily Sylvioidea), или страницу проекта «Древо жизни» (Tree of life), посвященную Sylvioidea.
Под вопросом оказывается и точность классификации птиц внутри семейств. В 2018 году была опубликована работа по сверчковым, авторы которой проанализировали пять генетических локусов практически всех представителей этого семейства и пришли к выводу, что классификацию на уровне рода нужно серьезно переделать (см. рис. 6): нехорошо, когда представители разных родов «перемешиваются» на дереве. Например, как вы можете заметить, одна из пестрогрудок (Bradypterus) оказывается ближе всего не к другим пестрогрудкам, а к речному и соловьиному сверчку (Locustella). В том же году выяснили, что расписныe пеночки (бывший род Seicercus) занимают две отдельные ветки в густом дереве рода Phylloscopus, а значит, этот род должен быть расформирован (P. Alström et al., 2018. Complete species-level phylogeny of the leaf warbler (Aves: Phylloscopidae) radiation).
Рис. 6. Филогения cверчковых по пяти локусам (митохондриальный цитохром b (см. Cytochrome b) и пять ядерных интронов) и предложения по новой классификации на уровне родов. Рисунок из статьи: P. Alstrom et al., 2018. Comprehensive molecular phylogeny of the grassbirds and allies (Locustellidae) reveals extensive non-monophyly of traditional genera, and a proposal for a new classification
Скорее всего, и эта классификация будет меняться, по мере того как исследователи будут задействовать больше данных — больше генетических локусов или данные другого уровня (инсерции, делеции, дупликации). Может быть, когда-нибудь даже удастся получить представление о том, каким мог быть общий предок всех пеночек, синиц, славок и камышовок. (Кстати, как вы думаете, мог ли он тоже быть маленькой серой птичкой, которая гнездилась на земле, или тусклая окраска таких разных птичек — результат конвергенции?)
Фотографии птиц сделаны Антоном Мироненко-Маренковым.
Записи голосов взяты с сайта Xeno-canto. Sharing bird sounds from around the world — международной базы данных голосов птиц (см. раздел о проекте). Эти голоса были записаны Владимиром Архиповым, Иваном Куликовом, Сергеем Слюсаревым, Альбертом Ластухиным, Uku Paal, Twan Mols, Eetu Paljakka и Veljo Runnel.




Рис. 1