Североамериканский Ahvaytum bahndooiveche снова поднимает вопрос о том, где появились динозавры

Ahvaytum bahndooiveche

Этот изящный динозавр, названный Ahvaytum bahndooiveche, стал древнейшим представителем своей группы, обнаруженным на территории Северной Америки. Рисунок © Gabriel Ugueto с сайта x.com

Долгое время считалось, что первые динозавры возникли в Южном полушарии, на территории суперконтинента Гондвана: именно там нашли древнейшие их остатки, тогда как первые «ужасные ящеры» Северного полушария, согласно находкам, были моложе южных на 6–10 миллионов лет. И вот группа американских исследователей описала новый вид и род Ahvaytum bahndooiveche, живший около 230 миллионов лет назад на территории северного суперконтинента Лавразия. Этот ранний зауроподоморф заполнил критический пробел в ранней летописи эволюции динозавров: столь же древний, как и его гондванские сородичи, он показал, что место возникновения первых динозавров все еще не определено, а истоки их истории могут брать начало еще в раннем триасовом периоде.

Первые динозавры появились в палеонтологической летописи Земли в карнийском веке триасового периода, от 237 до 227 миллионов лет назад (M. Langer et al., 2018. U-Pb age constraints on dinosaur rise from south Brazil, M. Lee et al., 2018. Dynamic biogeographic models and dinosaur origins). В отличие от своих потомков, знаменитых гигантскими размерами, первые «ужасные ящеры» были существами достаточно миниатюрными: к примеру, и южноамериканский эораптор (Eoraptor lunensis), и южноафриканский мбирезавр (Mbiresaurus raathi), и индийская алуокерия (Alwalkeria maleriensis) были не больше 2 метров в длину и весили 10–15 килограммов — как собака породы вельш-корги. Все эти животные передвигались на двух ногах и были в основном некрупными хищниками; в наземных экосистемах они играли лишь второстепенные роли, тогда как позиции крупнейших четвероногих занимали другие архозавроморфы и терапсиды (см. картинку дня Лисовиция), сохранявшие доминирующее положение вплоть до позднего триасового периода.

Древнейшие из известных динозавров были найдены на землях, когда-то бывших частью суперконтинента Гондвана, и их возраст составляет около 230 миллионов лет (F. Novas et al., 2021. Review of the fossil record of early dinosaurs from South America, and its phylogenetic implications). Старейшие динозавры с северного суперконтинента Лавразия заметно моложе — лепидусу (Lepidus praecisio) около 223 миллионов лет, а исси (Issi saaneq) около 214 миллионов лет. Так что, полагали исследователи, «ужасные ящеры» зародились в землях Гондваны, а в Лавразию проникли существенно позже, после Карнийского плювиального события (CPE) 233–232 миллиона лет назад (M. Simms, K. Drost. 2024. Caves, dinosaurs and the Carnian Pluvial Episode: Recalibrating Britain's Triassic karst ‘fissures’), которое привело к повышению влажности и благоприятствовало заселению экваториальных регионов (Экосистемы современного типа сформировались в триасовом периоде, «Элементы», 29.06.2022).

С другой стороны, в пользу гондванского происхождения динозавров говорило лишь отсутствие динозавров сопоставимого возраста в землях Лавразии. Последнее же можно объяснить не только тем, что их там на самом деле не было, но и сложностями датировки соответствующих отложений. Вдобавок, несмотря на отсутствие костей, из Северного полушария известно немало следов динозавроморфов (динозавров и их ближайших родственников) карнийского возраста (M. Bernardi et al., 2018. Dinosaur diversification linked with the Carnian Pluvial Episode), что намекало на одновременное присутствие самых первых динозавров как в Гондване, так и в Лавразии.

Bagualosaurus agudoensis

В среднем триасе примитивным динозаврам вроде этого багуалозавра (Bagualosaurus agudoensis) приходилось иметь дело с множеством других животных, включая разнообразных терапсид-цинодонтов и рептилий-ринхозавров. Рисунок © Jorge Blanco с сайта novataxa.blogspot.com

И вот группа американских исследователей описала новый вид примитивных динозавров, чьи остатки были обнаружены в 2013 году в отложениях формации Попо-Эйджи (Popo Agie Formation) на северо-западе США. Динозавр получил имя авэйтум (Ahvaytum bahndooiveche): в переводе с языка индейцев-шошонов его родовое название означает «давным-давно», а видовое — «молодой красавец воды» (так шошоны называют и местных саламандр, и динозавров). Голотипом нового вида стал образец с каталожным номером UWGM 1975 — изолированная левая таранная кость. Вместе с ней была описана верхняя головка левой бедренной кости UWGM 7549, найденная в радиусе 5 метров от типового образца и покрыта похожим микритовым карбонатом. Также вместе с остатками авэйтума были найдены кости силезаврида (близкого родственника динозавров) из группы Sulcimentisauria и частичный трехпалый отпечаток ноги, отнесенный к ихнотаксону Atreipus (см. картинку дня Следы невиданных зверей).

Несмотря на крайнюю фрагментированность находки, исследователи смогли определить, что она принадлежит зауроподоморфному динозавру. В том числе это видно по плоской, валикообразной дистальной поверхности таранной кости и наличию на ней неглубокой заднебоковой выемки. К уникальной черте (аутапоморфии) авэйтума исследователи отнесли открытую дистально ямку на медиальной поверхности таранной кости. Строение образца UWGM 7549, в свою очередь, типично для ящеротазовых динозавров, но отсутствие большей части бедренной кости затрудняет более точную идентификацию. Судя по гладкой поверхности и выступающим мыщелкам, оба образца принадлежат достаточно зрелому животному, но на поперечном срезе бедренной кости отсутствуют признаки завершения формирования скелета — так называемая внешняя фундаментальная система (external fundamental system). Скорее всего, на момент смерти этот авэйтум все еще рос, но довольно медленно.

Срез бедренной кости UWGM 7549

Срез бедренной кости UWGM 7549: общий вид в плоскополяризованном свете (A) и в кросс-поляризованном свете с лямбда-компенсатором (B). На фотографии А указаны места, отснятые с большим увеличением. Длина масштабных отрезков: A и B — 1 мм, C и E — 500 мкм, D — 300 мкм, F — 150 мкм. Рисунок из обсуждаемой статьи

Определив возраст нескольких кристаллов циркона (см. картинку дня Древнейший циркон) в отложениях формации Попо-Эйджи, ученые установили, что возраст основания формации, где найден авэйтум, — около 231–229 миллионов лет, что приблизительно соответствует возрасту аргентинской формации Исчигуаласто (Ischigualasto Formation), откуда известны одни из древнейших динозавров, такие как эораптор. Карнийский возраст формации дополнительно подтверждают находки в ее отложениях Beesiiwo cooowuse, растительноядной рептилии-ринхозавра из подсемейства гиперодапедонтин (Hyperodapedontinae): представители последнего вымерли не позднее 227 миллионов лет назад (A. Fitch et al., 2023. A New Rhynchosaur Taxon from the Popo Agie Formation, WY: Implications for a Northern Pangean Early-Late Triassic (Carnian) Fauna). Иными словами, авэйтум жил вскоре после CPE, что предполагает либо его лавразийское происхождение, либо расселение динозавров из Гондваны в предельно краткие сроки после CPE.

По результатам филогенетического анализа авэйтум был определен как ранний ящеротазовый динозавр и вероятный зауроподоморф, близкий к эораптору и мбирезавру. Независимо от его точного филогенетического положения, A. bahndooiveche, несомненно, на сегодняшний день является старейшим лавразийским динозавром, сопоставимым по возрасту с древнейшими динозаврами Гондваны. Это предполагает, что динозавры не задержались в высоких широтах Гондваны, а расселились по всей Пангее уже в среднем триасе, и точное место происхождения этой группы снова под вопросом. Вдобавок, судя по сходству и предполагаемому близкому родству карнийских динозавров Лавразии и Гондваны, между суперконтинентами не существовало, как предполагалось ранее, непреодолимого барьера в виде пояса жарких пустынь, и динозавры могли перемещаться по всему миру, возможно, обходя пустыни по влажным регионам на побережье океана Тетис.

Источник: D. M. Lovelace, A. M. Kufner, A. J. Fitch, K. C. Rogers, M. Schmitz, D. M. Schwartz, A. LeClair-Diaz, L. St.Clair, J. Mann, R. Teran. Rethinking dinosaur origins: oldest known equatorial dinosaur-bearing assemblage (mid-late Carnian Popo Agie FM, Wyoming, USA) // Zoological Journal of the Linnean Society. 2025. DOI: 10.1093/zoolinnean/zlae153.

Анна Новиковская


30
Показать комментарии (30)
Свернуть комментарии (30)

  • andrey30  | 13.01.2025 | 16:02 Ответить
    > первые «ужасные ящеры» были существами достаточно миниатюрными... Все эти животные передвигались на двух ногах

    Двуногие существа типа нарисованных на картинке, очевидно, уже высоко-специализированные, очень далеко отошедшие от своих четвероногих предков. По большому счету все амниоты разошлись на две принципиальные ветви синапсид и диапсид. Тогда очевидно, что прежде чем диапсиды стали выглядеть настолько двуногими (что их стали называть ранними динозаврами), тому предшествовал долгий период их эволюции. В этом смысле меня всегда удивляла такая твердолобая терминология, с какого момента этих начнём называть динозаврами. При таком подходе динозавры становятся значительно более молодой ветвью, чем синапсиды вообще и терапсиды в частности. В то время как в реальности ветви приблизительно эквивалентны и ведут начало еще из перми.
    Ответить
    • nal > andrey30 | 13.01.2025 | 17:25 Ответить
      Dinosauria, динозавры или "ужасные ящеры" имеют вполне конкретное определение, ведь это биологический таксон. Он делится на две ветви Saurischia (ящеротазовые) и Ornithischia (птицетазовые). Хотя бы со статьей в Википедии ознакомьтесь...
      По анатомическим особенностям авэйтума причислили к зауроподоморфам, т.е. к ящеротазовым динозаврам.
      Если бы он не относился ни к ящеротазовым, ни к птицетазовым или их потомкам, то его и не льзя было бы назвать динозавром. И не все двуногие архозавры являются динозаврами...
      Ответить
      • Alef > nal | 13.01.2025 | 19:02 Ответить
        Если бы он не относился ни к ящеротазовым, ни к птицетазовым или их потомкам, то его и нельзя было бы назвать динозавром.
        В принципе базальный динозавр должен быть одновременно предком и птицетазовых и ящеротазовых. Какую то ключевую стадию, когда линия стала динозаврам, выделить то можно. Когда именно появился род хомо а не просто австралопитеки, хотя, процесс, конечно постепенный.
        Ответить
        • nal > Alef | 13.01.2025 | 19:59 Ответить
          Последний общий предок - конкретный вид (индивид?), который, скорее всего никогда не будет найден. В частности, по этому в кладограммах нет предков, а есть лишь ветвления.

          Близкие к к динозаврам виды и группы есть, в месте с динозаврами они формируют клады Ornithodira, Dinosauriphormis, Dinosauromorpha. В частности, представители семейства Silesauridae - это то ли ближайшие родственники динозавров, то ли птицетазовые динозавры.
          Ответить
          • Chyyr > nal | 14.01.2025 | 16:48 Ответить
            И даже если будет найден, скорее всего не удастся доказать, что именно эта окаменелость принадлежит непосредственному предку
            Ответить
    • Аннаэйра > andrey30 | 13.01.2025 | 17:50 Ответить
      От себя добавлю, что сравнивать время жизни синапсид и динозавров некорректно. Это как сравнивать время жизни людей и приматов в целом: последние будут старше в том числе потому что это таксон более высокого ранга, а ни один Владимир Мономах не может быть старше всей династии Рюриковичей. Синапсид и диапсид - да, вполне можно, но динозавры - это не синоним диапсид, а лишь одна из эволюционных ветвей рептилий.
      Ответить
      • andrey30 > Аннаэйра | 14.01.2025 | 00:48 Ответить
        Так и млекопитающие - не синонимы синапсид, так ведь часто приходится читать, что предки млекопитающих возникли раньше динозавров. Какие предки, каких динозавров - не важно. Раньше и всё. Похоже, никто из прокомментировавших мой первоначальный пост, не понял, что я имел ввиду.

        К тому же на главной картинке фактически нарисовали уже птицу. Это в принципе соответствует вот такому представлению о "динозаврах".
        Ответить
        • VeNOO > andrey30 | 14.01.2025 | 10:15 Ответить
          Ну т.е. непонятно кто непонятно где говорит что-то невнятное, вы его не очень внятно комментируете и жалуетесь, что вас никто не понял.

          Я вот тоже не понял, видимо. Потому что возникают недоуменные ответные вопросы. Хотите ли вы назвать динозавром крокодилов? Хотите ли вы назвать динозаврами птерозавров?
          Ответить
        • nal > andrey30 | 14.01.2025 | 10:36 Ответить
          > первые «ужасные ящеры» были существами достаточно миниатюрными... Все эти животные передвигались на двух ногах

          Двуногие существа типа нарисованных на картинке, очевидно, уже высоко-специализированные, очень далеко отошедшие от своих четвероногих предков.
          Все верно, динозавры не являются самыми древними рептилиями, диапсидами и архозаврами.
          Тогда очевидно, что прежде чем диапсиды стали выглядеть настолько двуногими (что их стали называть ранними динозаврами)
          Ближайшие родственники и предки динозавров были двуногими. Не все двуногие архозавры являются динозаврами.
          К тому же на главной картинке фактически нарисовали уже птицу. Это в принципе соответствует вот такому представлению о "динозаврах".
          Птицетазовые и ящеротазовые динозары имели перья, значит, их общий предок тоже мог иметь перья. Более того, птерозавры имели перья, а это значит, что даже общий предок птерозавров и динозавров уже имел перья не являясь динозавром. Так что вполне возможно, что Ahvaytum был покрыт перьями. И надо учитывать, что картинка взята не из статьи с описанием Ahvaytum, не авторы статьи её рисовали, а из соцсети у палеоиллюстратора Габриела Н. Угуэто, который мог нафантазировать что угодно.
          Так и млекопитающие - не синонимы синапсид, так ведь часто приходится читать, что предки млекопитающих возникли раньше динозавров.
          Абсолютно верное утверждение. Первые синапсиды (предки млекопитающих) появляются еще в каменноугольном периоде, а динозавры (не предки динозавров, а динозавры), появляются в триасе, т.е. позже предков млекопитающих.
          Ответить
          • Kostja > nal | 14.01.2025 | 12:13 Ответить
            Ближайшие родственники и предки динозавров были двуногими.
            Это же наверно не такие двуногие которые в данной статье указаны, у которых сильно недоразвитые передние лапки. Считается же что эволюция редко идёт взад чтобы они отросли обратно в ноги. Вместе с предположением о широком распространении получается, как и написано в первом посте, на момент появления указанных старейших найденных специализированных, динозавры прошли приличную эволюцию и расселились повсеместно.
            Ответить
            • nal > Kostja | 14.01.2025 | 14:23 Ответить
              Уже предки динозавров и первые динозавры были двуногими с относительно короткими передними лапами. Эволюционный путь от четвероногости к двуногости был пройден предками динозавров за ранний-средний триас, т.е. ~20 миллионов лет. Травоядные динозавры несколько раз независимо вернулись к четвероногости из-за увеличения массы (огромный кишечник) и меньшей подвижности в сравнении с хищными.
              От Ahvaytum известны только фрагменты костей задних лап. Насколько достоверна реконструкция на картинке - неизвестно.

              К примеру, динозавроморф Lagosuchus talampayensis (=Marasuchus lilloensis), живший больше 235 млн лет назад уже имел такой облик.
              https://www.researchgate.net/publication/236593163_Non-dinosaurian_Dinosauromorpha
              Ответить
              • Kostja > nal | 14.01.2025 | 16:07 Ответить
                Насколько достоверна реконструкция на картинке - неизвестно.
                Я лично купился :)
                И ещё на картинки трёх видов по ссылкам на Вики.
                с относительно короткими передними лапами
                Это как более поздние на второй пикче, выглядят так что могли довольно просто укрепиться для хождения.
                Ответить
          • Chyyr > nal | 14.01.2025 | 16:57 Ответить
            В рассуждении о признаках, которыми обладали общие предки, главное не прийти к ошибке вида "У осьминогов есть сложно устроенные глаза, и у приматов есть сложно устроенные глаза. Значит, у общего предка приматов и осьминогов были сложно устроенные глаза".
            Ответить
            • nal > Chyyr | 14.01.2025 | 19:52 Ответить
              Предложенный вами масштаб аналогии, деликатно сказать, крайне сомнителен ))
              Ответить
  • Аннаэйра  | 14.01.2025 | 09:54 Ответить
    К тому же на главной картинке фактически нарисовали уже птицу. Это в принципе соответствует вот такому представлению о "динозаврах".
    И где тут птица? Из "птичьего" там только перья и опора на задние ноги. В таком случае и цинодонт - млекопитающее. И австралопитек - человек.
    Ответить
  • Keller  | 14.01.2025 | 11:32 Ответить
    "ранний зауроподоморф"
    много морфов? разнообразие формов?
    мо́р-фа
    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение

    Карнийский век, низ верхнего триаса - Лавразия и Гондвана составляли еще, по сути, единый массив суши. Пытаться судить по единичным находкам, разделенных миллионами лет и тысячами километров, в какой части этого массива возник таксон - задача из области фантастики. Нет?
    Ответить
    • Аннаэйра > Keller | 15.01.2025 | 07:49 Ответить
      Зауроподоморфы (Sauropodomorpha) - это клада динозавров, объединяющая животных, грубо говоря, более родственных диплодоку или брахиозавру, чем тираннозавру. То есть всех зауроподов и их ближайших предков и родственников. А есть и формы, да. Например, есть маммалиаморфы (Mammaliamorpha), куда входят самые-самые прогрессивные цинодонты и млекопитающие в широком смысле этого слова, а есть маммалиаформы (Mammaliaformes) - более узкая клада, куда, например, цинодонты-тритилодонты уже не входят. Короче, особенности систематики. :)

      Что касается географии, то к середине триаса, да, Лавразия и Гондвана все еще были спаяны в Пангею. Однако, как это обсуждается в статье, долгое время считалось, что динозавры были изолированы в Гондване, поскольку на пангейском экваторе находились суровые пустыни, сквозь которые до северных широт беднягам было не добраться. Авэйтум показывает, что пустыни были не такими уж непреодолимыми... либо же динозавры быстренько воспользовались изменениями климата во время Карнийского плювиального события и расселились по всему миру.
      Ответить
      • Keller > Аннаэйра | 15.01.2025 | 19:40 Ответить
        на пангейском экваторе находились суровые пустыни, сквозь которые до северных широт беднягам было не добраться
        Черт его знает, Анна. Спорить не буду, но если мне склероз не изменяет, то в верхнем триасе в экваториальной зоне Пангеи палеоклиматологи выделяли хорошо увлажненную область тропического климата, где формировались латеритные коры выветривания. В нынешнем раскладе материков это полоса в Африке, где-то от Камеруна до Аравии, и Центральная Америка. Вот южнее и севернее были аридные условия. Да и Карнийский плювиал продолжался не сто лет. При таком раскладе вполне можно представить себе возникновение зауроподоморф именно в экваториальной зоне, с последующим расселением на север и юг.

        Но в последние десятилетия, возможно, было получено что-то новенькое. Давненько уже не слежу за палеоновостями. Ну, кроме Ваших и других статей в Элементах
        Ответить
  • Андрей Быстрицкий  | 15.01.2025 | 12:47 Ответить
    А есть и формы, да.
    Keller намекает, что слово "морфа" (и, соответственно, производные от него, подобные "зауроподоморфам") - женского рода, как и слово "форма". И поэтому надо писать не "этот ранний зауроподоморф". а "эта ранняя зауроподоморфа".
    С чем лично я не согласен категорически ). В конце концов, "кофе" - он, хотя "метро" - оно )). Есть сложившаяся практика, и не фиг её ломать по формальным критериям из другой области.
    Ответить
    • Аннаэйра > Андрей Быстрицкий | 15.01.2025 | 16:19 Ответить
      А, вот оно что. :) Спасибо за объяснение! На самом деле тут та еще путаница, и даже не все палеонтологи друг с другом по этому поводу согласны. Так что проще, конечно, писать "ранний представитель Sauropodomorpha", и не париться. :D
      Ответить
    • Keller > Андрей Быстрицкий | 15.01.2025 | 18:37 Ответить
      С чем лично я не согласен категорически ). В конце концов, "кофе" - он, хотя "метро" - оно )). Есть сложившаяся практика, и не фиг её ломать
      Сложившаяся практика отражена, во-первых, в словарях. Согласно которым слово морфа - женского рода. А метро - среднего. И нефиг ее ломать.
      Во-вторых - в палеонтологии тоже есть (была) сложившаяся практика. Появившаяся у молодого поколения мода склонять название на -morpha в мужском - это калька с английского, англичане пишут -morph (а также form). И кстати, при этом палеонтологи по новой моде в единственном числе склоняют названия на -морф как мужской род, а в множественном, обычно как женский :)).
      В-третьих - имеет смысл следовать как раз сложившейся уже сто с хорошим гаком лет в палеонтологии традиции. Поскольку зоологи тех лет и русским владели в совершенстве, и латынь с греческим учили в гимназиях.

      А так... Спор ни о чем, Анна права. Просто по старости лет мне это режет глаз. Хорошо, что она еще не говорит, что признаки варьируются. А то получать удовольствие от ее статей было бы сложнее. :))
      Ответить
      • nal > Keller | 15.01.2025 | 21:44 Ответить
        это калька с английского, англичане пишут -morph (а также form).
        В английском все животные вообще среднего рода, неодушевленные. Тем более в английском нет женского или мужского рода у англифицированных латинских эпитетов таксонов выше рода.
        Ответить
        • Keller > nal | 15.01.2025 | 23:04 Ответить
          в английском нет женского или мужского рода у англифицированных латинских эпитетов таксонов выше рода.
          При чем здесь вообще английская грамматика???
          Просто молодняк читает английскую литературу, пишет статьи (когда пишет) преимущественно в англоязычные журналы (а сейчас у нас с палеонтологией вообще не очень). Ну и в русских текстах транслитерирует так, как это пишется по английски.
          Англичане, кстати, и произносят латинские названия так, как будто они написаны по английски. И на слух поначалу их понять трудно.
          Скоро у нас и говорить и писать будут не рептилия, а риптайл, не маммалиа, а мэммал. Да и ради бога. Мне, по большому счету, уже наплевать.
          Ответить
          • Kostja > Keller | 16.01.2025 | 02:17 Ответить
            не маммалиа, а мэммал
            "Млекопиты", это давно было в переводной литературе.
            Ответить
    • Kostja > Андрей Быстрицкий | 16.01.2025 | 02:19 Ответить
      Кофе уже господа разрешили использовать в среднем роде как у людей принято.
      Ответить
      • nal > Kostja | 16.01.2025 | 19:40 Ответить
        Про кофе вот, что пишут.
        1655 г., предписание от лекаря царю Алексею Михайловичу - "Варёное кофе, персиянами и турками знаемое и обычно после обеда употребляемое, изрядно есть лекарство против надмений (вздутий живота), насморков и главоболений"
        И до 1740-х его называли всяко: кефа, кохей, кофь, кофий. А с 1743 года встречается вариант кофей.
        Язык не статичен.
        Ответить
        • Kostja > nal | 17.01.2025 | 08:14 Ответить
          Язык не статичен.
          Все бы это понимали вовремя.

          Мало того, чем "правильнее" язык, тем меньше смысла у слов.
          Ответить
          • Andrey 1234567 > Kostja | 17.01.2025 | 20:46 Ответить
            Что вообще может означать словосочетание "правильный язык"? Это примерно как "правильный геном".
            Ответить
            • dark > Andrey 1234567 | 18.01.2025 | 01:07 Ответить
              У погромистов язык «правильный», если он основан на строгой логике, у слов минимум смысла — нет многозначности, и он препятствует совершению ошибок.
              Генетический код, явно «неправильный», поскольку он создавался методом тыка, без участия квалифицированных математиков.
              Ответить
              • гравицап > dark | 18.01.2025 | 23:27 Ответить
                квалифицированный математик - это специалист, способный описать "метод тыка" на языке математики ))
                Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»