«Язык» шимпанзе позволяет из десятка элементов строить сотни фраз с разными смыслами

Шимпанзе из национального парка Таи в Кот-д’Ивуаре

Рис. 1. Шимпанзе из национального парка Таи в Кот-д’Ивуаре. Фото из твиттера Taï Chimpanzee Project

Статистический анализ почти 5000 «высказываний» взрослых диких шимпанзе из национального парка Таи показал, что наши ближайшие родственники активно используют упорядоченные последовательности («фразы») из двух-трех и более (вплоть до 10) различающихся компонентов — элементарных вокализаций, которые могут употребляться как поодиночке, так и в различных комбинациях. Структура вокальных последовательностей далеко не случайна. К важнейшим закономерностям их формирования относятся гибкость (почти все элементы могут комбинироваться с большинством остальных), упорядоченность (одни элементы чаще встречаются в начале «фраз», другие — в конце; одни последовательности встречаются значимо чаще других и т. д.) и перегруппировка (например, устойчивые последовательности из двух элементов — биграммы — могут включаться в состав триграмм, причем комбинирование не случайно, а следует определенным правилам). Все эти три особенности вместе до сих пор не были надежно документированы ни у одного животного, кроме человека. Результаты согласуются с гипотезой о том, что шимпанзе способны, определенным образом комбинируя 10–12 базовых вокальных элементов, сообщать сородичам сотни разных смыслов. К сожалению, до расшифровки этих смыслов еще очень далеко.

Человеческая речь, возможно, является главным нашим отличием от всех остальных животных. Поэтому вопрос об эволюционных корнях, путях и механизмах эволюции речевых и языковых способностей человека — одна из центральных проблем эволюционной антропологии. Наша речь обладает уникальным набором свойств, которые в системах коммуникации других видов либо вообще не встречаются, либо встречаются редко, в крайне упрощенном виде или только по отдельности (но не в комплексе). Только люди способны комбинировать ограниченный набор базовых вокализаций (в нашем случае их называют фонемами) в тысячи слов, из которых, в свою очередь, по определенным правилам составляются иерархически структурированные высказывания, что в итоге позволяет генерировать бесконечное разнообразие смыслов.

У многих видов животных (включая некоторых птиц, приматов и китообразных) базовый вокальный репертуар вполне сопоставим с нашим. Поэтому разнообразие вокальных элементов не входит в число наших уникальных особенностей. Наша сила — в способности относительно свободно, но при этом следуя правилам, комбинировать эти элементы для передачи различных смыслов.

Принято считать, что у отличных от людей животных, включая приматов, такая способность либо отсутствует, либо имеется в крайне примитивных формах. Как, например, у больших белоносых мартышек, которые используют последовательность из двух звуковых сигналов, по отдельности обозначающих определенных хищников, а вместе приобретающих смысл, связанный с перемещением группы на новое место (см.: Мартышки произносят фразы из двух слов, «Элементы», 21.05.2006).

Впрочем, наши знания о сложных системах звуковой коммуникации животных остаются крайне неполными, в том числе из-за большой трудоемкости таких исследований. Обычно ученые ограничиваются анализом отдельных звуковых сигналов и их комбинаций и очень редко пытаются количественно охарактеризовать весь вокальный репертуар со всеми встречающимися в нем «фразами» (S. Engesser, S. W. Townsend. 2019. Combinatoriality in the vocal systems of nonhuman animals).

Именно такое исследование провели ученые из Франции и Германии на диких шимпанзе из национального парка Таи в Кот-д’Ивуаре. Местные шимпанзе давно привыкли к присутствию людей-наблюдателей и не реагируют на них. Одна из авторов обсуждаемой статьи, аспирантка Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге Татьяна Бортолато (Tatiana Bortolato), от рассвета до заката ходила по пятам за шимпанзе с диктофоном, записывая все издаваемые ими звуки. В итоге было записано 4826 «высказываний» (utterances) 46 взрослых шимпанзе (в среднем по 3,9 простых или составных вокализаций на особь за час звукозаписи). Собранные данные были подвергнуты всестороннему анализу.

Для начала нужно было выделить элементарные вокализации, как издаваемые по отдельности, так и входящие в состав последовательностей. При этом, как всегда бывает при попытках впихнуть буйное разнообразие природных явлений в прокрустово ложе формальной классификации, невозможно было обойтись без некоторого количества упрощений и субъективных решений. Результат этой работы показан в таблице.

Тип вокализации Аббревиатура Приблизительный перевод Встречаемость в репертуаре
Grunt GR Ворчание 2087 (27,1%)
Panted grunt PG Ворчание, чередующееся с озвученными вдохами (pants, ОВ) 853 (11,1%)
Hoo HO Уханье 1561 (20,3%)
Panted hoo PH Уханье + ОВ 1015 (13,2%)
Bark BK Лай 337 (4,4%)
Panted bark PB Лай + ОВ 549 (7,1%)
Pant PN Озвученный вдох (ОВ) 402 (5,2%)
Scream SC Визг 312 (4,1%)
Panted scream PS Визг + ОВ 317 (4,1%)
Non-vocal sounds (lip smack, raspberry) NV Безголосые звуки (чмоканье губами, фырканье) 184 (2,39%)
Whimper WH Хныканье 78 (1,0%)
Panted roar PR Рёв + ОВ 1 (0,01%)

Решая, что считать элементарной вокализацией, авторы опирались на данные прежних исследований и собственный опыт, стараясь в спорных случаях принимать «консервативные» решения, то есть такие, которые могут упростить, но не усложнить реальную структуру вокального репертуара. Так, серию из нескольких одинаковых вокализаций (например, три «уханья» подряд) считали единичной вокализацией (HO), а не последовательностью HO_HO_HO. Настоящими последовательностями считали только серии, состоящие из разных типов вокализаций (с паузами между ними не более 1 с). Озвученный вдох (pant) иногда используется обезьянами как самостоятельная вокализация (PN), а иногда — как «прокладка» между несколькими одинаковыми вокализациями. Такие комплексы считались отдельными типами вокализаций (например, то, что звучало как HO_PN_HO_PN_HO, трактовалось как единичная вокализация PH — Panted hoo). Ранее было показано, что такие звуки как «ворчание» и «уханье» меняют свой смысл, когда комбинируются с озвученными вдохами. Например, одиночное ворчание (GR) ассоциируется с едой, а ворчание с озвученными вдохами (PG) используется как покорное приветствие (submissive greeting vocalization). Смысл одиночного уханья связан с опасностью, а уханье с озвученными вдохами используется при межгрупповом общении. При этом комбинации уханья, ворчания, лая и визга с озвученными вдохами входят в состав более сложных последовательностей наравне с другими индивидуальными звуками, и в целом, по мнению авторов, функционируют именно как «элементарные вокализации» (PG, PH, PB, PS). Еще один важный нюанс использованной классификации вокальных элементов состоит в том, что она наверняка занижает их реальное разнообразие. Дело в том, что под общим названием зачастую скрывается несколько похожих, но все же различимых, а главное, разных по смыслу сигналов. Например, уханье бывает «предупреждающее» и «спокойное» (см.: Предупреждая сородичей об опасности, шимпанзе учитывают степень информированности слушателей, «Элементы», 21.11.2017). Однако отличить одно от другого не очень просто, да и смыслы, возможно, имеют что-то общее, и поэтому авторы считали любые варианты уханья одной и той же вокализацией (HO).

Итак, исследователи выделили 12 базовых вокальных элементов. Следующим шагом был подсчет количества последовательностей с разным числом элементов. Напомним, что серия из нескольких одинаковых элементов, идущих подряд, считалась за один элемент, но два одинаковых элемента, разделенные другим элементом, учитывались как два. Например, последовательность вида A_B_C_C считалась триграммой (серией из трех элементов), но A_C_B_C — это уже четырёхэлементная последовательность.

Из 4826 записанных высказываний 1584 (32,8%) оказались последовательностями из двух и более элементов (каждый из которых, кроме редкого PR, используется также и по отдельности, то есть в качестве самостоятельного высказывания). Общее число уникальных последовательностей — 390. В том числе было зарегистрировано 817 биграмм (последовательностей из двух элементов), из них 58 уникальных; 458 триграмм (104 уникальных), 170 тетраграмм и так далее, вплоть до рекордных десятиэлементных высказываний (которых, правда, удалось задокументировать всего две штуки). Любопытно, что все восемь высказываний, включающих более семи элементов, были произнесены самками. Все 46 шимпанзе использовали триграммы, 42 особи произносили высказывания из четырех элементов, 32 — из пяти и так далее (рис. 2).

Рис. 2. Частота высказываний в зависимости от их длины

Рис. 2. Частота высказываний в зависимости от их длины. По горизонтальной оси — число элементов в последовательности, по вертикальной оси — число таких последовательностей (логарифмическая шкала). Синие числа над столбиками показывают, сколько особей произносили высказывания такой длины. Красной и оранжевой рамками обведены данные, использованные в анализе биграмм и триграмм. Рисунок из обсуждаемой статьи в Communications Biology

Главной целью был поиск в звуковой коммуникации шимпанзе трех свойств, которые считаются важными предпосылками и (или) следствиями (признаками) комбинаторного кодирования разнообразных смыслов при помощи небольшого набора вокальных элементов:
    1. Гибкость (flexibility). Чтобы число комбинаций (последовательностей) было достаточно большим, нужно, чтобы большинство элементов свободно комбинировалось с большинством других.
    2. Упорядоченность (ordering). Набор элементов и их порядок в последовательности должны быть не случайными, а подчиняться каким-то правилам.
    3. Перегруппировка (recombination). Короткие последовательности, используемые как самостоятельные высказывания, могут включаться в более длинные последовательности в качестве составных частей.

Первое свойство (гибкость) наглядно проявилось в том, что все 12 элементов комбинируются в разнообразные последовательности. Даже элемент PR, замеченный лишь единожды, замечен был не в одиночку, а в составе последовательности. Из остальных 11 элементов один (NV) комбинируется лишь с четырьмя другими элементами, а все прочие — с 9–10. Это говорит об очень высокой гибкости «фразообразования» у шимпанзе.

Второе свойство (упорядоченность) выявилось при анализе биграмм (рис. 3).

Рис. 3. Частота встречаемости различных биграмм

Рис. 3. Частота встречаемости различных биграмм (последовательностей из двух вокальных элементов). На рисунке не учтены элементы PR (встречен лишь единожды) и NV (не встречен в составе биграмм). По вертикали — первый элемент последовательности, по горизонтали — второй. Цвета от белого до темно-зеленого отражают частоту встречаемости последовательности. Видно, что из 90 возможных биграмм большинство (58) реально используется шимпанзе (это говорит о гибкости системы); частоты распределены неслучайно (одни биграммы употребляются очень часто, другие, наоборот, очень редко), а порядок элементов имеет значение: например, последовательность HO_PG встречена 59 раз, а PG_HO — только один раз (это говорит об упорядоченности). Рисунок из обсуждаемой статьи в Communications Biology

Элементы HO, GR и PH в биграммах значимо чаще встречаются в первой позиции, а PG, PB, PS, SC, BK и PN — во второй. Частоты встречаемости биграмм тоже распределены не случайно. Чаще всех используются 14 биграмм, семь из которых были замечены в репертуаре десяти или более особей (GR_PG, GR_PN, HO_PG, HO_PH, PH_PB, PH_PS, PN_PG). Есть и другие признаки упорядоченности: например, элементу PS, который был отмечен во второй позиции биграммы 67 раз, в 60 случаях предшествовал (то есть находился в первой позиции) элемент PH и только в семи случаях — какой-то другой элемент. Иначе говоря, PS во второй позиции «предсказывает», что в первой позиции с большой вероятностью окажется PH.

Наличие в звуковой коммуникации шимпанзе также и третьего искомого свойства (перегруппировки или рекомбинации) подтвердил анализ трехэлементных последовательностей — триграмм. Всего было записано 458 триграмм, из них 104 уникальных. В состав триграмм часто включались биграммы. А именно, 49 из 58 уникальных биграмм использовались не только как самостоятельные высказывания, но и как составные части триграмм, то есть к ним присоединялся третий элемент в первой или последней позиции. При этом многие пары соседних элементов, входящие в состав триграмм, никогда не использовались как самостоятельные биграммы. Частотное распределение триграмм отличается от того, что получилось бы при случайном комбинировании элементов. Есть триграммы, часто употребляемые многими особями (наиболее популярны восемь из них: GR_PG_GR, GR_PG_PN, HO_PH_HO, HO_PH_PB, HO_PH_PS, PH_PB_PH, PH_PB_PS, PH_PS_PB), а есть очень редкие. В состав самых употребительных триграмм входят четыре из семи наиболее часто используемых биграмм (GR_PG, HO_PH, PH_PB, PH_PS). Порядок элементов в триграммах тоже не случаен: например, биграммы GR_PG, HO_PH и PH_PB значимо чаще стоят в начале триграммы (третий элемент пристраивается в конце), тогда как другие биграммы (например, PH_PS) могут с равным успехом как начинать, так и завершать триграмму.

Помимо одиночных элементов, биграмм и триграмм было зарегистрировано 60 уникальных последовательностей из четырех и более элементов. Такие длинные «фразы» в общей сложности составляют 15,8% записанных высказываний. Для серьезного статистического анализа этого оказалось недостаточно, поэтому авторы не стали изучать их структуру (по их мнению, выборку нужно увеличить примерно втрое, чтобы всерьёз разобраться с длинными высказываниями).

В общем, получилось, что звуковая коммуникация шимпанзе удовлетворяет всем трем искомым критериям. Такого пока нельзя сказать ни об одном другом животном (кроме человека, разумеется). Результаты согласуются с гипотезой о том, что шимпанзе способны сообщать друг другу множество разных смыслов, по-разному комбинируя 10–12 базовых вокальных элементов. Напомним, что авторы зарегистрировали 390 уникальных последовательностей, причем это явно не весь репертуар шимпанзе. Число обнаруженных уникальных последовательностей не собиралось выходить на плато, а продолжало быстро расти по мере роста количества записанных часов. Следовательно, если бы выборка была больше, больше было бы и уникальных последовательностей.

Впрочем, чтобы доказать эту гипотезу, необходимо разобраться, какой смысл вкладывают шимпанзе в разные последовательности (если вкладывают). А это чудовищно трудная задача, к которой исследователи в обсуждаемой статье даже не приступали. Авторы, конечно, бодро сообщают, что для этого надо просто набрать выборку побольше и тщательно изучить контексты и действия обезьян до, во время и после произнесения тех или иных «фраз». Это действительно основной подход, используемый специалистами по коммуникации животных для расшифровки смысла сигналов. Для простейших систем из трех-четырех или даже десятка осмысленных сигналов это неплохо работает, но можно ли таким способом расшифровать более сложный «язык»?

Рис. 4. Сравнение новых данных по шимпанзе с литературными данными по другим приматам

Рис. 4. Сравнение новых данных по шимпанзе с литературными данными по другим приматам. Слева — максимальная длина последовательности (число элементов в высказывании), справа — число различных комбинаций вокальных элементов. Названия певчих видов набраны сиреневым шрифтом. Видно, что по первому параметру шимпанзе уступают только чернорукому гиббону (Hylobates agilis). Но гиббон — певчий вид. Издаваемые им последовательности звуков хоть и длинные, но однообразные и, скорее всего, несут не больше информации, чем птичьи песни. По второму параметру шимпанзе с их 390 уникальными последовательностями оставили далеко позади всех остальных приматов. Но здесь нужно учитывать, что звуковая коммуникация других обезьян изучалась менее тщательно, поэтому их вокальный репертуар может быть сильно недооценен. Рисунок из обсуждаемой статьи в Communications Biology

В заключительной части статьи авторы сравнили свои результаты с литературными данными по другим приматам (рис. 4). Получилось, что, если не учитывать «певчие» виды (некоторые моногамные обезьяны поют сложные, но однообразные песни, выполняющие примерно те же функции, что у певчих птиц, некоторых китообразных и, скажем, лягушек и кузнечиков), то шимпанзе превосходят всех остальных приматов как по максимальной длине вокальных последовательностей, так и по их разнообразию. Впрочем, этот вывод может быть в будущем пересмотрен, потому что звуковая коммуникация других обезьян не изучалась с такой тщательностью (и с таким вниманием к комбинаторному «фразообразованию»), как это сделано в обсуждаемой статье. Вполне может оказаться, что другие обезьяны, особенно человекообразные, имеют не менее развитую и сложную систему коммуникации, чем шимпанзе.

Источник: Cédric Girard-Buttoz, Emiliano Zaccarella, Tatiana Bortolato, Angela D. Friederici, Roman M. Wittig & Catherine Crockford. Chimpanzees produce diverse vocal sequences with ordered and recombinatorial properties // Communications Biology. 2022. DOI: 10.1038/s42003-022-03350-8.

См. также:
1) Предупреждая сородичей об опасности, шимпанзе учитывают степень информированности слушателей, «Элементы», 21.11.2017.
2) Мартышки произносят фразы из двух слов, «Элементы», 21.05.2006.
3) Обезьяны осмысленно пользуются человеческими жестами, «Элементы», 12.12.2008.
4) S. Engesser, S. W. Townsend. Combinatoriality in the vocal systems of nonhuman animals // WIREs Cognitive Science. 2019. DOI: 10.1002/wcs.1493.

Александр Марков


40
Показать комментарии (40)
Свернуть комментарии (40)

  • OSAO  | 30.05.2022 | 12:13 Ответить
    упорядоченные последовательности («фразы») из двух-трех и более (вплоть до 10) различающихся компонентов — элементарных вокализаций
    @
    Ага, Запад потихоньку начинает признавать марризм с его САЛ, БЕР, ЙОН и РОШ - первыми словами человечества.
    Ответить
    • dark > OSAO | 30.05.2022 | 15:21 Ответить
      Товарищ Марра, вы большой ученый
      В языкознании познавший толк
      https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1026279
      "Однако на ряд ненаучных положений Марра (происхождение языка из «диффузных выкриков», отрицание традиционных языковых семей) его последователи так и не решились посягнуть"

      Вон оно как по спирали развивается :-о
      Ответить
      • OSAO > dark | 30.05.2022 | 16:37 Ответить
        В чукотском языке выработалась особая охотничья терминология. Так, для обозначения состояния моржа, его положения по отношению к охотникам и направления, в котором он движется, существует 15 слов. В нужный момент произносится одно слово, точно обозначающее ситуацию. Ну, как тут не вспомнить про "диффузно-трудовые выкрики" Николая Яковлевича?
        Ответить
        • dark > OSAO | 30.05.2022 | 18:34 Ответить
          Многоэтажные "диффузно-трудовые выкрики" раньше можно было на стройках изучать. Единственное слово, в зависимости от интонации и произношения, могло обозначать десятки разных понятий.
          Была раньше культура. Да.
          Ответить
          • OSAO > dark | 30.05.2022 | 19:16 Ответить
            Прежние марристские выкрики не могли изучаться, поскольку были отнесены к псевдонауке. Но эта статья пробивает брешь, и теперь грантодатели, имхо, в очередь встанут, чтобы профинансировать расшифровку обезьяньего языка. Дело не быстрое, конечно, но ИИ поможет ускориться до разумных сроков.
            Ответить
            • dark > OSAO | 30.05.2022 | 20:12 Ответить
              Читателя, который напомнил о публикацмях 20-ти летней давности, Джугашвили назвал «талмудистом и начётником». Однако, с этого момента прошло достаточно много времени для перехода к отрицанию отрицания.

              "профинансировать расшифровку обезьяньего языка"
              Это задача для двоишников. Она намного проще, чем расшифровка языка человека:
              https://habr.com/ru/news/t/475344/
              https://habr.com/ru/post/155451/
              Проблема только в недостатке исходных данных и в отсутствии доверия. Маловероятно, что дикий шимпанзе будет общаться с чужими обезьянами, одержимыми манией величия.
              Ответить
              • OSAO > dark | 30.05.2022 | 21:01 Ответить
                Бананы им в помощь.
                Ответить
                • dark > OSAO | 30.05.2022 | 21:55 Ответить
                  Бананы, электронный переводчик, и главное удачи при прописке в стаю. Но если после этого шимпанзе начнут материться, то эту затею точно прикроют.
                  Ответить
  • Влад  | 01.06.2022 | 08:53 Ответить
    Это потрясающе и кажется ставит под вопрос очень нравившуюся мне теорию, что обезьянам просто не хватает фокусов внимания для речи.
    https://elementy.ru/novosti_nauki/430954/Chtoby_stat_lyudmi_obezyanam_ne_khvataet_rabochey_pamyati
    Теперь очевидно на очереди дельфины. :)
    Ответить
    • Михаил 33 > Влад | 03.06.2022 | 18:25 Ответить
      Очень существенная закономерность, которая возможно будет реализована при системном подходе. Ключевое значение имеет объем кратковременной памяти, измеряемый количеством идей или понятий, с которыми «исполнительный компонент» (central executive component) рабочей памяти может работать одновременно. Эту важнейшую характеристику рабочей памяти называют short-term working memory capacity (ST-WMC). Многочисленные эксперименты показали, что у человека ST-WMC = 7
      Основное направление развития нашего разума связано с формированием речевых навыков - употреблением у трехлетних детей предложений из более чем 3 слов.
      Развитие речевых навыков человека и шимпанзе остается более или менее сравнимым примерно до трехлетнего возраста. После этого развитие шимпанзе резко затормаживается, и люди начинают их стремительно опережать. Для шимпанзе всё заканчивается в возрасте около четырех лет при уровне ST-WMC = 2 или, самое большее, 3. Люди же продолжают развиваться по прежней «траектории», достигая уровня ST-WMC = 7 примерно к 12 годам:

      Так широко известный исследователям, шимпанзе Канзи обладал синтаксическим знанием, примерно соответствовавшим знанию 2-летнего ребенка. Канзи общался путем манипулирования символами, обозначавшими слова. Например, если семилетний Канзи собирался укусить свою сестру Мулику, он подавал сигнал «кусать Малика»; но если сестра кусала его, он сигнализировал «Мулика кусать».
      Проанализированы данные по двум знаменитым обезьянам, овладевшим речью (шимпанзе Ним и Канзи). Они научились общаться с людьми при помощи специально разработанной для них системы знаков-слов. Если отбросить высказывания с повторяющимися словами (вроде «дай банан, дай, дай, дай»), то выясняется, что частота употребления фраз у Нима и Канзи убывала экспоненциально по мере роста числа слов в предложении. До конца своих дней обе обезьяны остались приверженцами односложных высказываний. Канзи использовал фразы из двух слов примерно в 10 раз реже, чем одиночные слова, из трех — в единичных случаях. Более длинные фразы не только крайне редки, но и сомнительны (третье, а тем более четвертое слово-знак обычно не добавляло нового смысла к первым двум знакам). Дети, напротив, уже в возрасте двух лет используют фразы из двух слов чаще, чем односложные высказывания. Ним и Канзи так и не достигли этого уровня.
      Ответить
  • Наукообраз  | 01.06.2022 | 18:10 Ответить
    К изучению речи шимпанзе нужно привлечь несколько детишек младенческого возраста. Они лет за 5-6 запросто выучат язык обезьян. Само-собой, нужно параллельно научить их писать по-английски. Глядишь лет через восемь в журнале появится сенсационная публикация этих юных авторов.
    Хотя, возможен и вариант, что они откажутся поделиться своими эксклюзивными знаниями, чтобы говорить на языке обезьян втайне от взрослых людей... Тогда придется подождать еще лет 10, когда детишки подрастут.
    Но и тут есть риск, что они этот язык или забудут, или модифицируют его до неузнаваемости. ))
    Ответить
    • kinkas > Наукообраз | 03.06.2022 | 12:27 Ответить
      На самом деле (извините, если что, за дилетантский вопрос). Неужели до сих пор никто не попробовал привлечь маленьких детей к изучению "языков" приматов? Ведь даже отрицательный результат мог бы сказать специалистам очень многое.
      Ответить
      • Михаил 33 > kinkas | 05.06.2022 | 20:14 Ответить
        Американские психологи супруги Келлог (Kellogg) взяли в свой дом 7-месячную самку шимпанзе по имени Гуа (Gua) и стали воспитывать ее вместе со своим сыном Дональдом, которому на тот момент было 9 месяцев. Родители не делали различий между «детьми»: Гуа, как и Дональд, носила одежду, ее кормили с ложки на детском стульчике и укладывали спать в кроватку. Выяснилось, что в таком возрасте человеческий детеныш и детеныш шимпанзе не так уж сильно отличаются друг от друга, а кое в чем шимпанзе даже выигрывает. Так, в возрасте около года Гуа реагировала на большее количество словесных стимулов и лучше пользовалась ложкой и чашкой, чем Дональд. Основные различия касались речи: в возрасте 16 месяцев Дональд начал произносить слова, а Гуа так и не смогла этому научиться. Эксперимент продолжался всего 9 месяцев, после чего был прерван: Дональд стал копировать крики Гуа, и родители испугались необратимых последствий.
        Ответить
  • Александр Марков  | 02.06.2022 | 12:08 Ответить
    В статье, кстати, есть ошибка: найдено всего 390 уникальных последовательностей, но при этом уникальных биграмм 58, триграмм 104, а более длинных последовательностей 60, что в сумме дает 222, а не 390. Я написал об этом авторам. Они поблагодарили за замеченную ошибку и уточнили, что длинных на самом деле не 60, а 228.
    Ответить
  • Alter_Ego  | 03.06.2022 | 11:28 Ответить
    Раньше считалось, что у шимпанзе главным коммуникативным инструментом являются жесты, а не вокализация, в отличие от тех же мартышек. Если это так, то изучать звуковую коммуникацию (если это действительно коммуникация, а не вокальное сопровождение эмоций) в отрыве от жестовой - вполне безнадежная затея. Это как если бы глухие марсиане изучали жестовую коммуникацию людей, считая ее основной и попытались бы построить наш словарь и разобраться в передаче смыслов. Сомневаюсь, что они смогли бы продвинуться дальше наших фиг и факов ))
    Ответить
  • Михаил 33  | 03.06.2022 | 18:37 Ответить
    В основу исследования положен описательный подход - использована только запись звуков диктофоном, без фиксации ситуации видеокамерами. При системном подходе возможно будет использован аппарат для анализа предложений (ААП). Слушатели слышат только поверхностную структуру, но, чтобы понять смысл сказанного, они должны выявить скрытую структуру. Психологический аппарат, который осуществляет понимание, носит название аппарат для анализа предложений (ААП) . ААП начинает с допущения, что предложение будет иметь следующий порядок: субъект, глагол, объект; если предложение имеет не такой порядок, понимание часто замедляется. Но ААП также полагается на несколько других подсказок, и они обычно удерживают ААП на правильном пути. Функциональные слова, например, используются как ключи к структуре предложения. Семантика также дает важную информацию о том, кто, что с кем сделал.
    Ответить
  • nicolaus  | 04.06.2022 | 12:26 Ответить
    Вот здесь https://old.elementy.ru/novosti_nauki?discuss=433661
    (см. пост. от 07.06.2020 11:16 19 комментарий сверху) состоялась дискуссия о роли пения песен в развитии человеческой речи и о возникновении музыки.

    "Возможность человеческого мозга воспринимать музыкальные фразы, сгенерированные, например, путем пения, является ступенькой которая недалеко от возникновения речи. При этом разные комбинации из мелодичных звуков могли заменять человеку слова, т.к. человек в отличии от других животным может их воспринимать целиком и различать между собой. Остается только договорится присвоить музыкальным фразам значения, например значения разных предметов или действий. Такое присвоение может быть закреплено в традициях племени или, что то тоже самое, в культуре."

    Согласно данной статьи шимпанзе также могут различать музыкальные фразы и их комбинировать для обмена информацией.

    "Статистический анализ почти 5000 «высказываний» взрослых диких шимпанзе из национального парка Таи показал, что наши ближайшие родственники активно используют упорядоченные последовательности («фразы») из двух-трех и более (вплоть до 10) различающихся компонентов — элементарных вокализаций, которые могут употребляться как поодиночке, так и в различных комбинациях ... "

    Таким образом, гипотеза о том что пение песен было предтечей человеческой речи находит свое подтверждение.
    Оказывается шимпанзе также умеют использовать музыкальные фразы для обмена информации. И было бы неправильно считать, что этого не умел делать предок человека.
    Приятно, когда гипотезы находят подтверждение.
    Ответить
    • VladNSK > nicolaus | 04.06.2022 | 14:07 Ответить
      Согласно данной статьи шимпанзе также могут различать музыкальные фразы и их комбинировать для обмена информацией.
      Ничего подобного в статье нет.
      Оказывается шимпанзе также умеют использовать музыкальные фразы для обмена информации.
      И этого нет. В статье четко написано, что фразы шипманзе состоят из уханья, визга, лая и т.п. Никакой музыки и пения в нашем человеческом понимании там нет.
      Ответить
      • nicolaus > VladNSK | 04.06.2022 | 15:14 Ответить
        "Структура вокальных последовательностей далеко не случайна. К важнейшим закономерностям их формирования относятся гибкость (почти все элементы могут комбинироваться с большинством остальных), упорядоченность."

        Под музыкой имел ввиду "вокальные последовательности". У каждого создания есть свое понимание музыки. Разумеется, в вокальных последовательностях издаваемых шимпанзе, музыки и пения в нашем человеческом понимании нет.
        Однако, по их губам ясно, что они поют.
        Ответить
        • Михаил 33 > nicolaus | 04.06.2022 | 17:58 Ответить
          Описательный подход обычно приводит к безразмерной информационной бадье и коротким мемам. Системный подход предусматривает модель комплексной функциональной системы, в которой представлены основные факторы возникновения и функционирования речи (причины, движущие силы процесса возникновения речи, определяющие его характер и отдельные черты). Ее общее строение показано на рис. 2
          http://www.zooton.net/ind001.html
          Ответить
          • Михаил 33 > Михаил 33 | 04.06.2022 | 18:12 Ответить
             2. Упорядоченность (ordering). Набор элементов и их порядок в последовательности должны быть не случайными, а подчиняться каким-то правилам.
            Порядок элементов в триграммах тоже не случаен: например, биграммы GR_PG, HO_PH и PH_PB значимо чаще стоят в начале триграммы (третий элемент пристраивается в конце), тогда как другие биграммы (например, PH_PS) могут с равным успехом как начинать, так и завершать триграмму.
            Слушатели слышат только поверхностную структуру, но, чтобы понять смысл сказанного, они должны выявить скрытую структуру. Психологический аппарат, который осуществляет понимание, носит название аппарат для анализа предложений (ААП) . ВОМОЖНО, что и у шимпанзе ААП начинает с допущения, что предложение будет иметь следующий порядок: субъект, глагол, объект; если предложение имеет не такой порядок, понимание часто замедляется.
            Ответить
        • VladNSK > nicolaus | 04.06.2022 | 21:44 Ответить
          Тут ясно только то, что Николаусу медведь на ухо наступил. Ну сознайтесь, что когда вы начинаете петь, все от вас разбегаются, зажав уши.
          Ответить
          • dark > VladNSK | 05.06.2022 | 04:43 Ответить
            Эту песню не задушишь, не убьешь
            https://www.youtube.com/watch?v=PbY4huAs0ao
            https://lenta.ru/articles/2014/07/03/originlanguage/
            Ответить
            • nicolaus > dark | 05.06.2022 | 08:11 Ответить
              Интересная вдержка из статьи " Из птичьих трелей и криков обезьян. Новые теории происхождения человеческого языка" (по ссылке, которую привел dark):

              "Кроме того, есть одно необычное явление среди приматов: песни гиббонов. Эти обезьяны издают сложные рулады из различных звуков, чтобы привлечь брачных партнеров, оповещать других особей о занятой территории и связываться друг с другом. Структура и функции песен гиббонов такие же, как у птичьих трелей, утверждает Миягава. Вероятно, способность к экспрессивной коммуникации у приматов является латентной: она скрыта в генах, и актуализируется только в редких случаях. Чтобы понять, почему это произошло с предками человека, Миягава призывает проводить сравнительные исследования физиологии голосового тракта и соответствующих участков мозга у всех видов приматов."

              В статье, ниже этой этой выдержки приведена умилительная фотография парочки гиббонов, которые в обнимку хором поют песню.
              Ответить
            • VladNSK > dark | 18.06.2022 | 11:29 Ответить
              Дарк, этот гиббон не поет. Он всегда выдает один и тот же набор звуков. Который кстати заканчивается каким-то вовсе не музыкальным треском.

              Если он поёт, то тогда и магнитофон тоже поет.
              Ответить
              • dark > VladNSK | 18.06.2022 | 20:04 Ответить
                Не поет? С таким осмысленным выражением лица, дурью мается?
                Конечео, без контекста и без знания исходных кодов, подлинного смысла песни нам не понять:
                https://www.youtube.com/watch?v=DFyHPOiNul4
                Ответить
                • VladNSK > dark | 19.06.2022 | 12:35 Ответить
                  У этого гиббона это одна единственная песня. И он всегда поет ее одинаково. Он не может пропеть ее медленне или быстрее. Он не может пропеть ее более низким или более высоким голосом. Он не может заменить пару нот одной общей, или переставить звуки. Человек это всё делает с легкостью. А гиббон - нет.

                  И никакого отдельного смысла в каждом звуке гиббона нет. Если бы он был, то тогда гиббон в зависимости от настроения и состояния здоровья изменял свою песню.

                  Смысл и назначнение есть только у всей песни гиббона в целом, и его нетрудно расшифровать: я здоров, я силен, это мой лес, и все самки - тоже только мои.

                  А вот у шимпанзе - совсем другое дело (прочитайте, наконец, статью). У них звуки не мелодичные, но в зависимости от своего состояния они могут издавать их в разной последовательности.
                  Ответить
        • VladNSK > nicolaus | 18.06.2022 | 11:26 Ответить
          Под музыкой имел ввиду "вокальные последовательности".
          Еще раз: под вокальными последовательностями в статье имеют ввиду звуки, произносимые голосовым аппаратом, лай, визг, и прочее хрюканье. В противопоставлении жестам. И всё.

          В статье нет ни слова ни о пении, ни о музыке. И потому вся тут ваша отсебятина по поводу пения и музыки совершенно не к месту.

          Более того, пение, если взять какую-то определенныю мелодию, обязательно предполагает некую строгую последовательность звуков, которую нельзя произвольно нарушать (лад, тональность, ритм).

          И поэтому
          (почти все элементы могут комбинироваться с большинством остальных), упорядоченность."
          - это точно не имеет отношения к пению.
          Ответить
          • nicolaus > VladNSK | 18.06.2022 | 21:45 Ответить
            Вы почему то начали повторять смысловое содержание фраз, которые писал выше.

            Cм. 04.06.2022 15:14 | nicolaus ... "Разумеется, в вокальных последовательностях издаваемых шимпанзе, музыки и пения в нашем человеческом понимании нет."

            Тем не менее, вокальные последовательности, которые издают гиббоны называют песнями. См. комментарий 05.06.2022 08:11 | nicolaus: "Кроме того, есть одно необычное явление среди приматов: песни гиббонов. Эти обезьяны издают сложные рулады из различных звуков, чтобы привлечь брачных партнеров, оповещать других особей о занятой территории и связываться друг с другом. Структура и функции песен гиббонов такие же, как у птичьих трелей, утверждает Миягава..."

            Да и другие читатели см. комментарий от 18.06.2022 20:04 | dark правильно понимают смысл обезьяньих песен:

            "Не поет? С таким осмысленным выражением лица, дурью мается?
            Конечно, без контекста и без знания исходных кодов, подлинного смысла песни нам не понять: https://www.youtube.com/watch?v=DFyHPOiNul4
            Ответить
            • VladNSK > nicolaus | 19.06.2022 | 12:44 Ответить
              "Пение" гиббонов - прекрасное доказательство полной несостоятельности вашей, Николаус, "гипотезы" о происхождении речи.

              Люди общаются меж собой безо всякого пения. И даже шимпанзе и то как-то общаются без песен. А вот гиббоны только и знают, что красиво поют. Но люди преуспели в развитии речи, и даже у шимпов вроде что-то намечается. А у гиббонов - тупик. Они и милилон лет назад, скорее всего, пели те же самые песни. Может мелодии и менялись немного, но у каждого конкретного индивида на всю его жизнь была одна и та же "песня" (ну или две-три, но пел он их всегда одинково).
              Ответить
            • VladNSK > nicolaus | 19.06.2022 | 12:50 Ответить
              Да и другие читатели см. комментарий от 18.06.2022 20:04 | dark правильно понимают смысл обезьяньих песен:
              Вот вечно, Николаус, вы всё путаете.

              Дарк писал о песнях гиббонов. Об обезьянних песнях пока еще никто ничего тут не писал.

              И предвосхищая возможное возражение, гиббона, конечно, можно назвать обезьяной, но тогда и вы, Николаус, а тажке Дарк и я - тоже обезьяны.
              Ответить
              • dark > VladNSK | 21.06.2022 | 03:41 Ответить
                гиббона, конечно, можно назвать обезьяной, но тогда и вы, Николаус, а тажке Дарк и я - тоже обезьяны.
                Как обычно бывает в споре, все четверо неправы.
                Гиббон — гопник с соответствующими манерами:
                https://www.youtube.com/watch?v=WdyC-W0Abo4
                и песни у него соответствующие (три аккорда, уши вянут:).
                Николаус готов спорить о любом предмете, не определяя основных понятий. Интуиция подсказывает, что птицы поют, а гиббон не намного хуже, да и вызлядит он симпатичней.
                Дарк ни черта не понимает в пении. Для него и волчий вой за пение сойдет.
                VladNSK считает, что если у гиббона нет соответствующего диплома, то его можно назвать только обезьяной, и то, лишь при определенных условиях. Из-за такой нетерпимости к иной культуре не выступать гиббону на евровидении:(
                Ответить
            • Михаил 33 > nicolaus | 20.06.2022 | 14:54 Ответить
              Однако, вы прекрасно демонстрируете описательный подход, который поясняет
              С. Савельев - Если это признать будет катастрофа
              https://www.youtube.com/watch?v=Gk42rdu5YTE

              В обзоре «Автоматизм и параллелизм ранних этапов обработки речевой информации мозгом: нейрофизиологические данные на основе негативности рассогласования» Штыров Ю. Ю. и Пулфермюллер Ф.,( MRC Cognition and Brain Sciences Unit, Кембридж, Великобритания) утверждают, что «В структурном плане, полученные результаты четко указывают на существование распределенных нейронных сетей мозга, лежащих в основании обработки поступающей речевой информации».

              Слова представлены в нервной системе в виде специфических следов памяти, существующих как распределенные сети нейронов. Распределенные сети нейронов (РСН) формируются в результате усиления двусторонних связей между различными (в т.ч. удаленными друг от друга) областями мозга по мере того, как индивидуум получает опыт взаимодействия с движениями, объектами и концепциями одновременно с описывающими их словами (Hebb, 1949; Pulvermuller, 1999). Такая связь слова с его конкретным значением является неотъемлемой частью его семантики (Frege, 1980).

              Системный подход – предусматривает рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
              Ответить
              • Михаил 33 > Михаил 33 | 20.06.2022 | 14:56 Ответить
                Если рассуждать по делу - нужно разбираться - как словами передается мысль.
                Для этого вначале рассмотреть основные определения.
                Элементы информационной системы РСН:
                Слово - основной элемент информационной системы РСН; служащий для наименования объектов (предметов и лиц); процессов (действий, движений, состояний); признаков (связей, отношений, оценок). Связь слова с его конкретным значением - соответствующими образами представлена в нервной системе в виде специфических следов памяти, существующих как распределенные сети нейронов.
                Образ – основной элемент информационной системы РСН являющийся результатом и формой отражения субъектов, процессов, объектов, свойств объектов и других явлений материального мира в РСН.
                Понятие – логическая функция информационной системы РСН, в которой обобщаются и выделяются элементы информационной системы РСН – образы и соответствующие им слова некоторого класса по определенным и в совокупности специфическим для них признакам.
                Ситуация – базовый элемент информационной системы РСН, представленный положением и сочетанием определенных условий и обстоятельств, создающих конкретное положение, обстановку и взаимодействия субъектов, процессов, объектов, признаков и других явлений материального мира в РСН.
                Ассоциация – основной элемент информационной системы РСН, которым фиксируются соединения и связи (при определенных условиях) с другими элементами информационной системы РСН.

                Далее рассмотреть практическую реализацию элементарной мысли
                http://www.zooton.net/ind1201.html
                Ответить
  • Михаил 33  | 05.06.2022 | 21:44 Ответить
    Недавно в Science появилась статья https://www.science.org/doi/abs/10.1126/science.aab1058
    , показывающая, что формирование вокализаций (то есть издаваемых звуков) у новорожденных игрунок зависит от того, получают ли они обратную связь от родителей. С первого взгляда этот результат, конечно, не выглядит, как сенсационное открытие. Тем не менее, он очень важен, поскольку противоречит традиционным представлениям о том, что звуковые сигналы у приматов — строго врожденные и никак не зависят от опыта и социального окружения.
    Ответить
    • Михаил 33 > Михаил 33 | 05.06.2022 | 21:52 Ответить
      Шимпанзе — Вики (Viki) — жила в семье американских психологов супругов Хейс (Hayes) в течение 7 лет. Родители растили Вики как обычного ребенка: она ела с ними за одним столом, «праздновала» Рождество и день своего рождения. Примерно в полтора года года она, как любой ребенок, начала «обезьянничать», то есть подражать поступкам окружающих: помогала мыть посуду, пудрила лицо, красилась маминой губной помадой и каждое утро выбегала из дома за газетой. Однако на речь подражание не распространялось: несмотря на упорные тренировки, Вики научилась произносить всего 3 слова: «мама», «папа» и «cup».
      Ответить
  • Михаил 33  | 05.06.2022 | 23:27 Ответить
    Решающее слово в поднятой проблеме могут сказать «Говорящие» животные — птицы и звери, способные подражать звукам человеческой речи, а, возможно, — и способные к осознанному общению с человеком. Известен СПОСОБ ЮРИЯ ПАВЛОВА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НАВЫКАМ ЗВУКОВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ.
    https://rusneb.ru/catalog/000224_000128_2003118928_20041227_A_RU/
    основанный на использовании эффекта социального обучения.

    Если Вики произносила 3 слова с соответствующими фонемами, то исследователям нужно было:
    1. Подобрать новые слова (функциональные - часто используемые), содержащие фонемы исходных 3 слов;
    2. Создать ситуацию, когда нужно использовать - произносить новые слова (по пункту 1.);
    3. Применить СПОСОБ ЮРИЯ ПАВЛОВА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НАВЫКАМ ЗВУКОВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ.
    https://rusneb.ru/catalog/000224_000128_2003118928_20041227_A_RU/
    4. Закрепить достигнутые успехи, обучая новых шимпанзе по способу ЮРИЯ ПАВЛОВА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НАВЫКАМ ЗВУКОВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ.
    Ответить
  • Михаил 33  | 10.06.2022 | 00:01 Ответить
    КОГДА ПОЯВИЛАСЬ РЕЧЬ у людей и сложилась КУЛЬТУРА КАК СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
    Объем рабочей памяти определяет различие между человеческим и обезьяньим интеллектом: http://elementy.ru/news?newsid=430954.
    Структура субъективного мира человека (СМЧ) и особенности работы рабочей памяти взаимосвязаны, так как они одновременно формируются и развиваются на основе социальных контактов и развития речи.
    В соответствии с общими системными процессами, объем рабочей памяти, очередной уровень восприятия СМЧ и новые потребности взаимосвязаны с очередным этапом формирования и развития речи (информационной системой РСН).
    ВОМОЖНО, ЧТО последовательность основных этапов естественного развития речи ребенка, которая проявляется до этапа развития речи в связи с изучением родного языка в школе, соответствует хронологической последовательности этапов формирования и развития первых языков человечества.
    Поэтому, по Ю. Павлову, этапные последовательности событий (этапные ключевые события) в культурной эволюции человечества, в его «духовном развитии», связанные с речью, должны соответствовать последовательности формирования и развития общественного и индивидуального опыта индивида, то есть последовательности пирамидального расположения:
    - уровней восприятия на модели субъективного мира человека;
    - потребностей по А. Маслоу;
    - потребностей по Ю. Павлову.
    Для конкретного ключевого события в культурной эволюции человечества можно определить конкретный этап развития речи и его содержание, сопоставив основные характеристики пирамид с соответствующим этапом формирования и развития информационной системы РСН.
    То есть в основу оценки развития речи, для конкретного этапного ключевого события в культурной эволюции человечества (от 200 до 5 тысяч лет назад) можно использовать соответствия общей последовательности формирования и развития общественного и индивидуального опыта. Определив уровень пирамидального расположения на модели СМЧ и пирамидах потребностей, который соответствует очередному этапу формирования и развития информационной системы РСН и его содержанию – конкретному этапу развития речи ребенка.
    Теперь в основу оценки развития речи, для конкретных ключевых событий в культурной эволюции человечества (появление ожерелий и орнаментов, пещерной живописи, первых музыкальных инструментов), можно использовать принцип соответствия общей последовательности формирования и развития как общественного, так и индивидуального опыта. Так, определив уровень пирамидального расположения, который представлен в общей последовательности формирования и развития общественного опыта, можно выявить соответствующий ему очередной этап формирования и развития информационной системы РСН, обработки лингвистической информации индивида – соответствующий конкретному этапу развития речи ребенка.
    http://www.zooton.net/ind1201.html
    https://www.academia.edu/27052453/Сознание._Мир_и_разум._Самоорганизация_Процесс_самоорганизации
    Ответить
  • Rtyun  | 30.07.2022 | 00:02 Ответить
    Но есть же обезьяны которых научили языку жестов или лексиграммам, при этом они жили и общались и с другими обезьянами, почему просто не спросить у них что означает конкретный звук или слово
    Ответить
    • Александр Марков > Rtyun | 30.07.2022 | 11:34 Ответить
      Кстати, отличная идея.
      Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Сравнение процессов, происходящих в современных живых клетках с их возможными предшественниками или примитивными аналогами, описанными в обсуждаемой статье
Обнаружен реалистичный способ присоединения аминокислот к РНК без помощи ферментов и рибозимов

Гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus)
Гигантская вечерница съела зарянку прямо в небе

Самец паука-скакунчика Habronattus americanus
Любовь к красному стимулирует межвидовое спаривание у пауков-скакунчиков

Бактерия рода Geobacter
Археи и бактерии могут объединяться в живую электрическую сеть

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»