Доказана связь кратера Чиксулуб с глобальной иридиевой аномалией на границе мела и палеогена

Рис. 1. Палеогеографическая карта Земли на конец мелового периода

Рис. 1. А — палеогеографическая карта Земли на конец мелового периода (66 млн лет назад). Серым изображены горы, зеленым — равнины, голубым — шельф, синим — океан. Цветными значками обозначены места, где обнаружена иридиевая аномалия; форма значков обозначает размер аномалии, а их цвет — максимальное содержание иридия (в ppb — частях на миллиард). Двойной черный круг — кратер Чиксулуб. В — пример проявления иридиевой аномалии в районе Губбио в Италии: между двумя толщами известняка, палеогенового сверху и мелового снизу, расположен тонкий слой глинистых отложений, обогащенный иридием. Желтая линия показывает содержание иридия в породе (в ppb). Рисунок из обсуждаемой статьи в Science Advances

Гипотеза вымирания динозавров примерно 66 млн лет назад в результате падения астероида или крупного метеорита получила очередное весомое подтверждение. Обогащенный иридием переходный слой, зафиксированный по всему миру на границе меловых и палеогеновых отложений, найден теперь и в самом кратере Чиксулуб. По мнению авторов нового исследования, эта находка однозначно указывает на связь импактного события, в результате которого образовался кратер, с глобальной иридиевой аномалией, фиксирующей время массового вымирания на рубеже мелового и палеогенового периодов. Изучив последовательность отложений и геохимические индикаторы в переходном слое кратера, ученые с беспрецедентной детальностью восстановили хронологию катаклизма.

Примерно 66 миллионов лет назад, на рубеже мелового и палеогенового периодов, произошла экологическая катастрофа, ставшая причиной одного из пяти «великих» массовых вымираний. В результате него с лица Земли исчезли все нептичьи динозавры и многие другие морские и наземные организмы. Большинство ученых считают, что главным триггером мел-палеогенового вымирания стало падение на Землю небесного тела. Впервые такая гипотеза была высказана в конце 1970-х годов (см. Гипотеза Альвареса), и основывалась она на том, что во многих районах мира на границе осадочных отложений мела и палеогена геологи находят тонкий слой, обогащенный иридием и другими платиноидами, а также кобальтом и никелем (L. W. Alvarez et al., 1980. Extraterrestrial Cause for the Cretaceous-Tertiary Extinction).

Эти элементы имеют тенденцию концентрироваться в мантии и ядре Земли, а в осадочных породах, образующихся на поверхности, практически не встречаются. В то же время, они присутствуют в астероидах, метеоритах и кометах, состав которых, по мнению ученых, отражает первоначальное состояние вещества Солнечной системы.

В 1978 году была найдена и импактная структура, предположительно образовавшаяся около 66 млн лет назад в результате падения астероида диаметром около 10 км — кратер Чиксулуб в районе полуострова Юкатан на юге Мексики. Падение такого крупного тела, как считают ученые, вполне могло спровоцировать цепочку серьезных экологических изменений, ставших причиной массового вымирания (P. Schulte et al., 2010. The Chicxulub asteroid impact and mass extinction at the Cretaceous-Paleogene boundary).

Но не хватало последнего штриха, связывающего иридиевую аномалию с кратером Чиксулуб, — наличия обогащенного иридием слоя в самом кратере. Это позволяло противникам «астероидной» гипотезы предлагать альтернативные причины мел-палеогенового вымирания, главная из которых — массовые вулканические извержения на рубеже мела и палеогена, в результате которых сформировались Деканские траппы — крупная магматическая провинция, расположенная на плоскогорье Декан в Индии, одно из крупнейших вулканических образований на Земле (подробнее см. новость Основная причина мел-палеогенового вымирания — падение астероида, а не формирование Деканских траппов, «Элементы», 05.03.2020).

В 2016 году в рамках 364 экспедиции Международной программы изучения океанов (IODP — International Ocean Discovery Program) и Международной программы континентального научного бурения (ICDP — International Continental Scientific Drilling Program) с борта морской платформы L/B Myrtle в кольцевом поднятии кратера Чиксулуб была пробурена скважина M0077 глубиной 1335 м ниже уровня морского дна.

В интервале керна 616,24–617,68 м ученые обнаружили ярко выраженный переходный слой, обогащенный иридием и другими сидерофильными и халькофильными элементами, а также сульфидами никеля. Мощность слоя, которому было присвоено обозначение 1G, составляет около 75 см. Под ним располагаются турбулентные осадки, характерные для стоячих волн, таких как сейша и цунами, а выше — нормальные пелагические (глубоководные) известняки, образовавшиеся в палеогеновое время, уже после падения астероида.

На глубине 720 м и ниже находятся гранитоидные породы со следами ударного воздействия, а также отдельные горизонты ударно-расплавленных пород. Выше этой отметки, до 617,34 м, — 100-метровая толща обломочных импактитов (зювитов) и ударных брекчий, заканчивающаяся наверху переходным слоем, над которым уже расположены пелагические известняки (рис. 2).

Рис. 2. Последовательность пород в керне скважины M0077

Рис. 2. Последовательность пород в керне скважины M0077: розовым изображены гранитоиды, зеленым — прослои ударно-расплавленных пород, сиреневым — импактиты, серым — известняки. Геохимическое опробование выявило аномалию никеля в переходном слое 1G, расположенном в интервале 616,54–617,34 м. Распределение элементов (Fe, Si, Ca, S, Cr, Ni) у нижней и верхней границ переходного слоя изучено с помощью метода объемной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (XRF) высокого разрешения. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science Advances

Сам переходный слой 1G, состоящий из серо-коричневых аргиллитов и перекрывающих их зеленых мергелей, образовался, по мнению авторов, в результате окончательного осаждения осадка, поднятого сейшами и цунами, а также атмосферной пыли.

Для первичной оценки распределения в слое 1G сидерофильных элементов, к которым относится иридий и остальные платиноиды, ученые выбрали в качестве индикатора никель. Результаты геохимического анализа показали, что в верхней и нижней частях слоя находятся интервалы отчетливого обогащения Ni > 100 ppm. В отдельных прослоях мощностью несколько миллиметров содержания этого элемента превышают 200 ppm. Коррелирует с никелем и содержание еще одного элемента-индикатора — хрома.

В нижнем интервале (от 617,32 до 617,34 м) положительные аномалии Ni сопровождаются самыми высокими концентрациями Re и Os и умеренно повышенными содержаниями Ir, Ru и Pd, а в верхнем (от 616,53 до 616,63 м), охватывающем кровлю аргиллитов и нижнюю часть зеленых мергелей, концентрация Ir максимальная — до 1 ppb. Это примерно на порядок выше, чем в среднем в континентальной коре (около 0,04 ppb), при том, что в остальной части слоя 1G содержание всех элементов находится примерно на уровне кларковых значений.

Речь идет о четко выраженной иридиевой аномалии, приуроченной к конкретному интервалу 616,55–616,60 м в верхней части переходного слоя, связанной с метеоритной пылью, в отличие от отдельных образцов с пиковыми концентрациями иридия (до 15 ppb), которые отмечаются в нижнем интервале слоя 1G скважины M0077, а также в других скважинах, пробуренных в континентальной части кратера.

Такие единичные пиковые пробы, в интерпретации авторов, могут быть связаны с сульфидной минерализацией, образовавшейся в результате активизации гидротермальной системы в ударном кратере (см. новость В течение миллиона лет после падения астероида под Чиксулубским кратером работала гидротермальная система, «Элементы», 25.06.2020).

Чтобы отделить геохимические максимумы иридия, никеля и других сидерофильных элементов, связанные с внеземным веществом, от сульфидной минерализации, авторы провели изотопный анализ осмия. Его результаты показали, что в нижнем интервале преобладает сульфидный материал. Это подтверждает и большое количество находок сульфидных минералов в основании слоя 1G и верхней части толщи импактитов (рис. 3).

Рис. 3. Детальный разрез переходного слоя 1G

Рис. 3. Детальный разрез переходного слоя 1G и геохимические профили Ir, Ni и изотопного отношения осмия 187Os/188Os. Цветные значки обозначают различные лаборатории, где выполнялись анализы. Иридиевая аномалия (показана голубым цветом) приурочена к самой верхней части слоя, где серо-коричневые аргиллиты сменяются зелеными мергелями (на квадратной врезке). Желтые шестиугольники рядом с колонкой керна — интервалы сульфидной минерализации (Sulfide intervals). Рисунок из обсуждаемой статьи в Science Advances

Авторы исследования считают, что иридиевая аномалия в целом сохранилась на своем месте, в интервале 616,55–616,60 м, а повышенная концентрация Ir в нижнем интервале и по всему слою 1G связана с его перераспределением в результате более поздних диагенетических и гидротермальных процессов в пористой и проницаемой толще пород, нарушенных ударным воздействием.

Исходя из того, что большая часть иридия осталась на месте, ученые оценили общий поток осаждения этого элемента в кратере Чиксулуб в 20 нг/см2. Для сравнения, в среднем по миру для иридиевого слоя на границе мела и палеогена этот поток оценивается на уровне 55 нг/см2.

Ученые объясняют это тем, что везде, кроме кратера Чиксулуб, иридий концентрируется в микроскопических сферолитах шпинели типа тектитов (подробнее о тектитах см. новость Найден источник австралийских тектитов — крупнейший за последний миллион лет метеоритный кратер, «Элементы», 20.01.2020). В отличие от импактитов, образующихся в результате ударного метаморфизма и остающихся в кратере, тектиты разлетаются на огромные расстояния от места падения метеорита или астероида. Они устойчивы к выветриванию и атмосферному воздействию, и в них лучше сохраняются элементы-примеси, в том числе иридий.

А в слое 1G, по мнению исследователей, иридий присутствует в виде наноразмерной пыли. Определить его минеральную форму не представляется возможным. Авторы предполагают, что эта пыль образовалась в результате мощного испарительного выброса, возникшего при контакте разогретого материала импактора с богатыми летучими веществами породами земной коры и затем осаждалась в течение нескольких лет (до 20 лет).

Завершилось импактное событие отложением зеленых мергелей, формирующихся в пелагических условиях со скоростью примерно 0,5 см/тыс. лет. Таким образом, на образование слоя мергелей мощностью около 3 см потребовалось около 6000 лет. После этого система полностью пришла в равновесие, и с этого момента начали отлагаться известняковые осадки, относящиеся уже к палеогеновому периоду.

Источник: Steven Goderis, Honami Sato, Ludovic Ferrière, Birger Schmitz, David Burney, Pim Kaskes, Johan Vellekoop, Axel Wittmann, Toni Schulz, Stepan M. Chernonozhkin, Philippe Claeys, Sietze J. de Graaff, Thomas Déhais, Niels J. de Winter, Mikael Elfman, Jean-Guillaume Feignon, Akira Ishikawa, Christian Koeberl, Per Kristiansson, Clive R. Neal, Jeremy D. Owens, Martin Schmieder, Matthias Sinnesael, Frank Vanhaecke, Stijn J. M. Van Malderen, Timothy J. Bralower, Sean P. S. Gulick, David A. Kring, Christopher M. Lowery, Joanna V. Morgan, Jan Smit, Michael T. Whalen, IODP-ICDP Expedition 364 Scientists. Globally distributed iridium layer preserved within the Chicxulub impact structure // Science Advances. 2021. DOI: 10.1126/sciadv.abe3647.

Владислав Стрекопытов


139
Показать комментарии (139)
Свернуть комментарии (139)

  • protopop  | 16.03.2021 | 07:26 Ответить
    Интересно, что Попигайский метеорит (35.7 млн лет назад, 7 км в диаметре, упал в долине реки Попигай, притока Хатанги) был близок по параметрам к Чиксулубскому, но массового вымирания не вызвал.
    Ответить
    • Rattus > protopop | 16.03.2021 | 09:12 Ответить
      Под ним крупных залежей сульфатов не было.
      Ответить
      • protopop > Rattus | 16.03.2021 | 11:00 Ответить
        А что сульфаты? Выделили серную кислоту?
        Ответить
        • nal > protopop | 16.03.2021 | 12:47 Ответить
          Да, оксиды серы.
          - кислотные дожди, закисление океана - гибель наземной растительности и фитопланктона и дальше по трофической цепочке - гибель травоядных и специализированных хищников, в морях - зоопланктон, аммониты, рыбы, морские ящеры. Гибель кораллов и пр..
          - обладает антипарниковым эффектом - резкое похолодание...
          Ответить
          • aksayskiy > nal | 16.03.2021 | 19:13 Ответить
            Предельно допустимая концентрация серной кислоты в воде (ПДК) 500мг/л. Объем воды в Мировом океане 1.37*10^9 км^3. Произведение (500 мг/л)*( 1.37*10^9 км^3)=6.85*10^14 тонн серной кислоты. Мировое производство серной кислоты примерно 2*10^8 тонн/год. Отношение (6.85*10^14 тонн)/( 2*10^8 тонн/год)=3.425*10^6 лет - три с половиной миллиона лет надо потрудиться всему миру, чтобы только наработать ПДК серной кислоты в мировом океане. В общем, импактная технология производства оксидов серы впечатляет.
            Ответить
            • Скеп-тик > aksayskiy | 29.03.2021 | 19:06 Ответить
              В Чёрном море серы не меньше, но метеорит туда не падал. Всего лишь биоосадки.
              Мезозойский океан напоминал огромное Чёрное море, тёплый до дна, с сероводородной средой глубже 500 метров. Если перевести это в серную кислоту - можно впечатлиться без всякого метеорита.
              Когда же начал открываться пролив Дрейка, океан начал перемешиваться, сероводород - окисляться, вот вам и закисление океана, и падение концентрации кислорода с 28% до 18%. Огромные динозавры просто задохнулись, а выжили животные с экономным метаболизмом (крокодилы), эффективным дыханием (птицы) и привычные к гипоксии (норные млекопитающие).
              Да и сколько времени нужно, чтобы возник иридиевый слой толщиной 10 см вдали от импакта? 10 тыс лет? А жизнь в Чиксулуб вернулась через 3 года.
              Ответить
          • Макс1 > nal | 16.03.2021 | 19:56 Ответить
            Если бы причиной вымирания была повышенная кислотность, больше бы пострадали пресноводные водоемы, чем океаны с буферной способностью соленой воды. В реальности вымирание почти не затронуло пресноводные водоемы, включая земноводных, уязвимых к повышенной кислотности. Причиной вымирания не могло быть похолодание, не было избирательного вымирания теплолюбивых видов, выжили крокодилы и коралловые рифы. Во время вымирания планктона и бентоса в океанах наблюдается резкое увеличение численности рыбы. Наиболее вероятная причина - опреснение морской воды. Оно могло быть вызвано распространением злаков, удерживающих минеральные и органические вещества в земной коре. Аммониты, прочие моллюски и морские рептилии вымирали в течение всех около 5 миллионов лет Маастрихта в основном до иридиевого слоя.
            Ответить
            • Rattus > Макс1 | 17.03.2021 | 11:11 Ответить
              Причиной вымирания не могло быть похолодание, не было избирательного вымирания теплолюбивых видов, выжили крокодилы и коралловые рифы.
              Ага - а динозавры с "инерциальной гомойотермией" - ну ни разу не теплолюбивые?
              А с крокодилами ещё вопрос в том - ГДЕ они выжили. На широте Лондона много в кайнозое находится останков крокодилов?
              И можно подумать, что кроме крокодилов не было других крокодиломорфов.
              А коралловые рифы - они кагбе под водой находятся, где понятие "климата", мягко говоря, несколько иное чем для атмосферных местообитаний.
              Ответить
        • Александр Гор > protopop | 16.03.2021 | 17:01 Ответить
          была статья, вроде даже на элементах, что дело даже не в сульфатах, а в асбесте, которого в Чиксулубе дофигища. Он там каким-то хитрым образом образовал взвесь при импакте и закрыл солнце на много лет.
          Ответить
      • KAAB > Rattus | 16.03.2021 | 11:04 Ответить
        и это объясняет на удивление одинаково повсеместное вымирание одних (в основном, гигантских) и невымирание других видов растений, насекомых и животных (в основном, мелких, водных и полуводных)?
        Ответить
        • nal > KAAB | 16.03.2021 | 12:49 Ответить
          Погибли узкоспециализированные виды. Крупные - низкая скорость размножения и достижения половозрелости, привязанность к определенному типу еды и потребность в её большом количестве и пр.
          Ответить
          • Kostja > nal | 16.03.2021 | 13:27 Ответить
            Разве все динозавры были специализированными? А крокодилы испытали сокращение видов?
            Ответить
            • nal > Kostja | 16.03.2021 | 13:42 Ответить
              Травоядные - все крупные. Хищники - крупные, а их молодняк занимал средний размерный класс. Мелкие динозавры-хищники и всеядные - птицы и их менее продвинутая динозавровая родня. Крупные помёрли, мелких вытеснили птицы.

              Про число видов крокодилов не знаю. Но они всеядные хищники - сойдет и рыба, черепаха, птица, мелкий зверь, крупный зверь, падаль. К воде на водопой всегда кто-нибудь придет, сиди жди в засаде, и труп течением принесет. Хладнокровный, малоподвижный - много кушать не надо.
              Ответить
              • Kostja > nal | 16.03.2021 | 16:06 Ответить
                Разве не было тогда мелких травоядных размера коз, мелких антилоп или свиней (а если это были не динозавры, то кто)?

                Были же вообще очень резвые длинноногие крокодилы, и вообще сухопутные. И очень крупные, которым мелочью все же не пропитаться в суровые годы, а крупная живность вроде как миллионы лет восстанавливалась. Интересно были ли таковые виды накануне удара астероида.
                Ответить
                • nal > Kostja | 16.03.2021 | 16:13 Ответить
                  Среди зверей крупных травоядных не было, даже до размера козы не дорастали), а среди динов мелких травоядных к концу мела не было. Катастрофу никакие травоядные дины и звери не пережили. Звери заново осваивали травоядность.
                  Так и не все дины вымерли - птицы выжили, так и с кроками и другими, видимо.
                  Ответить
                  • Kostja > nal | 16.03.2021 | 16:27 Ответить
                    Если было типа всепланетной ядерной зимы крокодилам наверно бы от холода пришел конец, особенно предкам современных. Интересно еще что среди множества существовавших, сейчас выжившие это теплолюбивые, хотя может и были какие-то полутеплокровные или вроде того более продвинутые какие-то.

                    Что травоядные вымерли вообще все это все же странно.
                    Ответить
                  • Макс1 > nal | 18.03.2021 | 13:09 Ответить
                    Ни один из отрядов плацентарных млекопитающих, включая травоядных, не вымер. По некоторым данным число видов млекопитающих во время вымирания увеличивается примерно в 2,5 раза. Сообщалось о вымирании ряда сумчатых, которые, как и динозавры, могли вытесняться плацентарными.
                    Ответить
                  • nal > nal | 20.03.2021 | 11:45 Ответить
                    Катастрофу никакие травоядные ... звери не пережили. Звери заново осваивали травоядность.
                    Сглупил, когда по памяти рассказываю могу в деталях напутать. Пережили, конечно - мелкие травоядно-всеядные, Это крупные чисто травоядные опять появляются через несколько сотен тысяч лет после K-Pg границы.
                    - https://science.sciencemag.org/content/366/6468/977.full
                    - https://elementy.ru/novosti_nauki/431790/Ekspansiya_rastitelnoyadnykh_mlekopitayushchikh_nachalas_zadolgo_do_vymiraniya_dinozavrov
                    Ответить
        • OSAO > KAAB | 16.03.2021 | 13:26 Ответить
          Этому посвящено несколько док.фильмов. Там, где трава/листва погибла, травоядные сдохли просто от голода, а там, где не погибла, но напиталась вредными кислотами, добавились процессы самоотравления. Мелочь всякая потому и выжила, что питалась разнообразно. Конечно, где-то гибель была быстротечной, а где-то растянулась чуть ли не на века, что ли...
          Ответить
          • Kostja > OSAO | 16.03.2021 | 13:28 Ответить
            А как изменилась флора после астероида?
            Ответить
            • nal > Kostja | 16.03.2021 | 13:58 Ответить
              Где-то вымирание половины вдвов, где-то временное изменение состава доминантных видов, где-то временное распространение папоротников. Непосредственно после падения метеорита отмечается малое количество пыльцы растений, но резкое повышение количества спор грибов, которые в течение нескольких лет поле катастрофы расплодились на гниющих остатках, и рост количества пыльцы папоротников вначале восстановления растительного покрова.
              Ответить
              • Kostja > nal | 16.03.2021 | 15:58 Ответить
                Вот это интересно. А еще должно было сильно ударить по насекомым-опылителям.
                Ответить
                • Макс1 > Kostja | 18.03.2021 | 13:25 Ответить
                  Вымирание насекомых было медленным и происходило в последние десятки миллионов лет мезозоя и в первые десятки миллионов лет кайнозоя. Началось оно после появления цветковых растений. Непосредственно во время мел-палеогенового вымирания в океанах ускорения вымирания насекомых не наблюдается.
                  Ответить
              • Макс1 > nal | 18.03.2021 | 13:14 Ответить
                Временное распространение папоротников продолжалось около нескольких сотен тысяч или миллиона лет. Связывать с астероидом папоротники или грибы, за которые по некоторым данным приняли водоросли, оснований нет. Тем более, говорить о нескольких годах. Останки, связанные непосредственно с астероидом, насколько знаю, тоже не находили. Папоротники объяснялись различными причинами - от вулканов до нестабильности экологических систем во время вымирания.
                Ответить
          • KAAB > OSAO | 17.03.2021 | 10:04 Ответить
            Не "там где", а повсеместно и одинаково.
            Среди динозавров выжили почему-то только предки птиц, очевидно мелкие.
            Ответить
            • 945lea > KAAB | 17.03.2021 | 17:30 Ответить
              Среди динозавров выжили не предки птиц, а непосредственно птицы. Птицы в широком смысле (включая археоптерикса и другие вымершие ветви) отделились от остальных динозавров ещё в юрском периоде. Веерохвостые птицы с уже вполне современной анатомией появились в меловом периоде и даже успели разделиться на новонёбных и бескилевых ещё до вымирания "нептичьих" динозавров и птерозавров.
              Ответить
      • Скеп-тик > Rattus | 29.03.2021 | 19:08 Ответить
        В мезозой весь океан был сплошной залежью сульфида. Стоило чуточку перемешать - появились сульфаты.
        Ответить
    • 945lea > protopop | 16.03.2021 | 17:15 Ответить
      Различие в диаметре (7 против 10 км) уже приводит к трёхкратной разности масс. И ещё множество факторов могут действовать: физических (различия в скоростях и углах падения), геохимических (см. примечание Rattus), биологических (преобладающие типы и стадии развития экосистем, определяющие их устойчивость)
      Ответить
  • Раф Нигматзянов  | 16.03.2021 | 15:13 Ответить
    Доказана хронологическая связь, но не причинно-следственная. Импульс бомбардировки вызывается множеством крупных и мелких тел. Чиксулуб - один из многих.
    На данном рубеже также образовалась котловина Северного Ледовитого (Арктического) океана диаметром в тысячи км. Поэтому не меньший интерес представляет анализ результатов бурения в Северном Ледовитом и на его окраинах. Никому подобное не попадалось?
    Ответить
    • Александр Гор > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 15:32 Ответить
      Вроде не попадалось.
      А какие есть данные/основания связывать эту котловину с импактом?
      Ответить
      • Раф Нигматзянов > Александр Гор | 16.03.2021 | 15:44 Ответить
        Начиная с Дитца:
        Dietz, R.S. Point d’impact des asteroides comme origin des bassins oceaniques: une hipothese / La Topographie et la Geologie des profondeurs oceaniques. Colloques internationaux du Centre national de la recherché scientifique. Paris 1959. p.p. 265-275.
        И далее.
        Ответить
        • Александр Гор > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 15:45 Ответить
          спасибо
          Ответить
        • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 15:53 Ответить
          Эм, 1956... С тех пот тектонику плит открыли
          Ответить
    • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 15:51 Ответить
      Не знай, с какого потолка вы взяли, что котлоина Сев. Лед. океана образовались на границе мела-палеогена и что это ударный кратер...

      Хотя бы с палеогеографией ознакомились бы... Начала формироваться порядка 150 мл лет назад из-за отхождения Аляска-Чукотской плиты от севера Канады в сторону нынешнего её положения на северо-восточной окраине Евразии. В котловине океаническая плита, а никакой не кратер.
      http://www.searchanddiscovery.com/documents/2011/30193scotese/ndx_scotese.pdf
      Ответить
      • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 15:56 Ответить
        А что было на этом месте до того, как туда надвинулась упомянутая плита?
        Допустимый пример - отрыв Африки от Америки и заплыв в современное положение. Африка при этом ни с кем не сталкивалась - на месте современной Африки было пусто, точнее был океанский суперплюм.
        Ответить
        • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 16:06 Ответить
          А что было на этом месте до
          Посмотрите палеогеографические карты, узнаете.
          Ответить
          • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 16:23 Ответить
            Жаль, что разговор не сложился.
            Ответить
            • Хто зна > Раф Нигматзянов | 18.03.2021 | 19:18 Ответить
              простите но удар такой силы который нужен для образования котловины ледовитого океана стерелизировал бы планету полностю, сорвав гидросферу и атмосферу в космос после него мог образоватся только магматический океан
              Ответить
  • antiximik  | 16.03.2021 | 15:45 Ответить
    А в слое 1G, по мнению исследователей, иридий присутствует в виде наноразмерной пыли. Определить его минеральную форму не представляется возможным.
    И это во времена-то развитОго коммунизьма... :Р
    Просвечивающая микроскопия? Динамическое светорассеяние?.. И другие метОды - все вместе оказались недоступны в этих ультрасовременных исследовательских центрах??.. оО

    И исчо: версия про "тектиты" какая-то совсем слабенькая... Вот никак не вяжется с распределением Ir по этому (старому) глобусу... >>
    Скорее уж воздушный взрыв (с испарением материала) "на подлёте", а оставшаяся "болванка" грохнулась к мексиканам (к ним на радость!)... :3
    Ответить
    • Раф Нигматзянов > antiximik | 16.03.2021 | 15:51 Ответить
      По некоторым данным накопление иридия в породах начиналось постепенно, затем резко прекратилось. Что указывает не на одномоментное осаждение, а наоборот, на постепенное таяние на этом рубеже ледяного покрова океанов и материков.
      Современный пример - таяние Антарктики с выносом в океан накопленного за миллионы лет космической пыли.
      Ответить
      • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 15:56 Ответить
        Где ж меловые тиллиты-то?
        Ответить
        • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 16:14 Ответить
          Есть дискуссионные дропстоуны [Price, 1999; Simmons, 2012;]
          Ответить
          • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 16:22 Ответить
            Где тиллиты, а не камушки в море! Вы же говорите не о сезонных льдах а о многовековых покровных ледниках. Где изотопные данные и холоднолюбивые фораминиферы свидетельствующие о холодном климате? Нет их.
            Камушки прекрасно разносят крепящиеся к ним водоросли и топляки с застрявшими в корнях камнями.
            Ответить
            • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 16:26 Ответить
              В таком случае, возвращаясь к наличию/отсутствию оледенения на спорной границе: можно ли считать современный слой мерзлоты до 1,5км толщиной признаком оледенения? При отсутствии тиллитов?
              Ответить
              • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 16:31 Ответить
                У меня сейчас под ногами 80 м отложений двух четвертичных морен и межледниковых морских и континентальных отложений между ними.
                Ответить
                • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 16:43 Ответить
                  На суше они не сохранятся в течение десятков миллионов лет. Есть ли современные морены в открытом океане?
                  Ответить
                  • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 16:57 Ответить
                    Да, даже погребенный под ними межледниковый и до ледниковый рельеф с руслами рек сохраняется, к примеру, в Белом море.

                    Боле того скажу, у меня сейчас на полу за спиной лежит валун венчающих доломитов предположительно гуронского оледенения, который стал валуном и попал в конусы выноса горного ледника в среднем рифее и несколько тысяч лет назад попал в четвертичную марену, т.е. пережил три оледенения.

                    Ничто не проходит бесследно, как бы вы не старались убедить себя в обратном.
                    Ответить
      • antiximik > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 16:02 Ответить
        По некоторым данным накопление иридия в породах начиналось постепенно, затем резко прекратилось.
        А по абсолютным (суммарным) величинам?.. Они же, кажется, нарисованы на первом рисунке - я на них и ориентировался... :)
        Современный пример - таяние Антарктики с выносом в океан накопленного за миллионы лет космической пыли.
        Так тут же намеряли в самой землице... :)
        По этой логике, там, где больше отток элемента(ов), его(их) остаточная концентрация должна быть сниженной. Но САСШ рисуют целиковой... Тащемта, нужен какой-то нормирующий показатель, ящитаю. :)
        Ответить
      • Александр Гор > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 16:45 Ответить
        а откуда на этом рубеже океаническое и материковое оледенение, если даже на южном полюсе росли тропические леса? Где по-вашему локализовались эти самые оледенения?
        Ответить
        • Раф Нигматзянов > Александр Гор | 16.03.2021 | 16:52 Ответить
          Если уровень моря в результате образования кратера упал значительно (3-10км), тогда ледников на материках могло и не быть. Могло быть замораживание континентов. Типа вечной мерзлоты толщиной в несколько км.
          Для примера - современная мощность вечной мерзлоты достигает 1,5 км.
          Ответить
          • Александр Гор > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 16:58 Ответить
            или вы не поняли мой вопрос, или я – ваш ответ (
            Ответить
            • Раф Нигматзянов > Александр Гор | 16.03.2021 | 17:22 Ответить
              Перерывы в осадконакоплении составляют более половины геологического времени. Между теплыми периодами осадконакопления имеются длительные перерывы.
              Ответить
        • nal > Александр Гор | 16.03.2021 | 17:07 Ответить
          И на Шпицбергене росли широколиственные леса и в мелу и в палеогене.
          Ответить
          • Александр Гор > nal | 16.03.2021 | 17:08 Ответить
            ну и где тогда, даже гипотетически, могло был оледенение??
            Ответить
            • nal > Александр Гор | 16.03.2021 | 17:11 Ответить
              В мире безудержных фантазий )
              Ответить
              • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 17:23 Ответить
                Завидую Вашей убежденности в своих представлениях.
                Ответить
                • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 17:29 Ответить
                  Вы рассуждаете о падении метеорита в Арктике и мел-палеогеновом оледенении без единого факта. Это ли не слепая убежденность?
                  Ответить
                  • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 17:49 Ответить
                    Не соглашусь с определением. Единственной допустимой причиной образования кольцевых океанских и морских котловин (ударных кратеров) могут быть только падения астероидов (Дитц, Хаин, и многие др.).
                    Должны быть следы.
                    Если в случае образования Тихоокеанской кольцевой котловины первоначальной глубиной до ядра (Ломизе, Хаин) на рубеже перми/триаса установлены слои тектитов мощностью в сотни метров, то на рубеже мел/палеоген еще не найдены.
                    Возможно что причина кратера (котловины Арктического океана) ледяная комета? как искать следы ледяных осколков?
                    Ответить
                    • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 18:15 Ответить
                      И опять ни единого факта. Слепая убежденность...
                      Ответить
                      • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 18:38 Ответить
                        Если бы были общепринятые факты, эту тему бы преподавали в школе. И никто бы ничего не обсуждал.
                        В данном случае при очевидной хронологической связи МВ и образований морских котловин (и падений уровня, оледенений и т.п.), наблюдается отторжение возможности причинно-следственной связи между этими событиями.
                        Ответить
                        • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 18:53 Ответить
                          Все в кучу...
                          Ни чо, что Аляско-Чукоткинская плита заняла свое нынешнее место 100 млн лет назад и Ледовитый океан сформировался к этому времени (даже 120 млн лет назад уже был)? И вплоть до конца мела по Чукотке и Аляске бегали стада динозавров, росли леса?
                          Оледенение Антарктиде началось 30 млн лет назад, а в Арктике порядка 3 млн. лет назад?
                          Ответить
                          • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 21:29 Ответить
                            и Ледовитый океан сформировался к этому времени (даже 120 млн лет назад уже был)?
                            Будьте добры первоисточник, если не затруднит.
                            Ответить
                            • nal > Раф Нигматзянов | 17.03.2021 | 00:09 Ответить
                              Давал с самого начала. Смотрите в комментарии выше
                              Ответить
                          • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 21:32 Ответить
                            И чо, что
                            И вплоть до конца мела по Чукотке и Аляске бегали стада динозавров, росли леса?
                            Я с этим спорил? Мы ведем речь о перерыве в осадконакоплении в интервале примерно от 74 до 65 млн.лет назад.
                            Ответить
                            • nal > Раф Нигматзянов | 17.03.2021 | 00:15 Ответить
                              Вы об этом не сказали ни слова.
                              Перерывы если и есть то они локальные. Давно я уже давал вам ссылки на литературу с примерами непрерывных последовательностей отложений с многочисленными датировками по вулканическим цирконам по разрезу и остатками динозавров вплоть до уровня датированной МП границы (65 млн) в них.
                              Нет глобального перерыва и вымирания динозавров 74 млн лет назад, они прекрасно жили и позже.
                              Ответить
                              • Раф Нигматзянов > nal | 17.03.2021 | 09:34 Ответить
                                Я исхожу из выводов специалистов, что границы проводят по первому появлению новых видов (Алексеев) на этапе восстановления биоты после катастрофы (потепления и трансгрессии). А первопричина МВ происходит до 10-20 млн.лет (Алексеев) (в зависимости от масштаба) до последующего подъема уровня моря и распространения новых видов.
                                В данном случае с распространением новых видов совпало плавное повышение в воде иридия. Что не противоречит потеплению и трансгрессии.
                                Насчет непрерывности - параллельно с современным подъемом уровня моря и потеплением продолжается локальное непрерывное осадконакопление в озере Восток в Антарктиде возможно с дочетвертичной биотой.
                                Ответить
                            • nal > Раф Нигматзянов | 17.03.2021 | 01:39 Ответить
                              Литература по динам и аммонитам из отложений с датировками между 73-66 млн, а также по изменения климата в этот интервал:

                              1)
                              https://tspace.library.utoronto.ca/bitstream/1807/100820/1/cjes-2019-0019.pdf

                              2) https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/brv.12128

                              3) https://science.sciencemag.org/content/363/6429/862

                              4)
                              https://www.pnas.org/content/117/29/17084

                              5) https://www.kahaku.go.jp/research/publication/geology/download/45/BNMNS_C45_29.pdf
                              Ответить
                              • Раф Нигматзянов > nal | 17.03.2021 | 08:58 Ответить
                                Вот за это спасибо! Покопаюсь.
                                Ответить
                                • nal > Раф Нигматзянов | 17.03.2021 | 10:03 Ответить
                                  Пять минут поиска в гугле, всего-то... Ищите и обрящете.
                                  Ответить
                    • nal > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 18:58 Ответить
                      Если в случае образования Тихоокеанской кольцевой котловины первоначальной глубиной до ядра (Ломизе, Хаин) на рубеже
                      Что за дичайший бред... )
                      Ответить
                      • Раф Нигматзянов > nal | 16.03.2021 | 21:27 Ответить
                        Хаин В.Е., Ломизе М.Г. Геотектоника с основами геодинамики. – М.: Книжный дом «Университет», 2005. 559 с.
                        Ответить
                        • nal > Раф Нигматзянов | 17.03.2021 | 13:28 Ответить
                          Если в случае образования Тихоокеанской кольцевой котловины первоначальной глубиной до ядра (Ломизе, Хаин) на рубеже перми/триаса установлены слои тектитов мощностью в сотни метров
                          Т.е. по вашему мнению, Тихий океан - ударный кратер от упавшего на рубеже перми-триаса метеорита, который пробил Землю аж до ядра. И даете ссылку в подтверждение слоих слов на Хаин В.Е., Ломизе М.Г. "Геотектоника с основами геодинамики."
                          Почитал я эту книжку (https://www.geokniga.org/books/1798) Они такого не говорят ни в главе "7.3 Кольцевые структуры и их природа" ни в главе "10.6 Возраст и происхождение океанов"
                          Ответить
                          • Раф Нигматзянов > nal | 18.03.2021 | 03:14 Ответить
                            В целом глобальную систему зон субдукции того времени можно уподобить гигантской воронке диаметром около 18 тыс. км. (Ломизе М.Г. Вулканическое кольцо Тихого океана: его прошлое, настоящее и будущее. // Сорос. образов. журн. 1999, № 9. – С. 59-66
                            Ответить
                            • Александр Гор > Раф Нигматзянов | 20.03.2021 | 12:42 Ответить
                              стесняюсь спросить – диаметр планеты Земля вы знаете, не нужно уточнять?? )
                              Ответить
                          • Раф Нигматзянов > nal | 18.03.2021 | 04:11 Ответить
                            Прошу прощения. Перепроверяю. Ломизе точно, проверю еще Котелкина и Лобковского. Заодно Хаина с Баренбаумом.
                            Ответить
                            • nal > Раф Нигматзянов | 18.03.2021 | 11:10 Ответить
                              Отлично, читаем внимательно первоисточник (Ломизе,1999):
                              1) Ни слова о кратерах, импактах, метеоритах. Статья чисто о тектонике плит, субдукции, зонах вулканизма и сейсмической активности в местах субдукции океанических плит по окраинам континентов.

                              2) Океанические котловины (в том числе тихоокеанская) - понижение в рельефе на месте океанических плит (океанической коры) на фоне возвышающихся вокруг континентальных плит. Почему? По закону Архимеда. Океанические плиты тонкие, тяжёлые (базальтовые), а континентальные плиты толстые, легкие (гранитные) и все вместе они плавают по жидкому слою мантии - астеносфере. Толстое и легкое всплывает выше, чем тонкое тяжёлое.

                              3) Океаническая плита нарастает и раздвигается в стороны в зоне рифта, на окраине же тяжелая океаническая плита пододвигается под континентальные плиты и наклонно уходит на глубину в размягченное вещество астеносферы – происходит ее субдукция. Там она плавится, расплав подымается вверх, образуя на окраине континентальных плит цепочки вулканов.

                              4) "ИСТОРИЯ ВУЛКАНИЧЕСКОГО КОЛЬЦА НАЧАЛАСЬ НА ГРАНИЦЕ СУПЕРКОНТИНЕНТА ПАНГЕЯ. Перенесемся в первую половину мезозойской эры, то есть приблизительно на 200–225 млн лет назад,..." Речь идет не о времени образования тихоокеанской котловины, а о цепочке вулканов по окраине суперконтинента в месте субдукции океанической коры.
                              "В целом глобальную систему зон субдукции того времени можно уподобить гигантской воронке диаметром около 18 тыс. км." - континенты собрались в кучку диаметром 18 тыс. км, пра-Тихий океан окружал его со всех сторон вкруговую. По всей окраине океаническая кора задвигалась под Пангею, заворачивалась вниз в глубины астеносферы. Т.о. край океанической коры по периметру почти круглой Пангеи заворачиваясь вниз, образуя подобие воронки (как дырка в листе жести с завальцованным вниз краем). В центре этой воронки была не океаническая котловина, а Пангея (см. рис. 4).

                              Т.е. вы вырвали фразу из контекста, неверно поняли её смысл.

                              На этом беседу заканчиваю.
                              Ответить
            • Раф Нигматзянов > Александр Гор | 16.03.2021 | 17:16 Ответить
              Будем искать.
              Ответить
              • Александр Гор > Раф Нигматзянов | 16.03.2021 | 17:18 Ответить
                Ага )))
                "А у вас есть такой же, но без крыльев?"
                Ответить
                • Раф Нигматзянов > Александр Гор | 16.03.2021 | 17:22 Ответить
                  Рад был поговорить. Спасибо.
                  Ответить
    • Степан > antiximik | 20.09.2021 | 23:21 Ответить
      диагенез все исходные минералы переварил, поэтому и не представляется возможным, а не потому что нет методов.
      тектитов чиксулубское событие вроде вообще не образовало
      Ответить
  • Макс1  | 16.03.2021 | 19:45 Ответить
    Возможно, авторы нашли повышенное содержание иридия в самом кратере Чиксулуб, хотя раньше сообщалось, что повышенного содержания иридия в нем не найдено. Но это ничего не говорит в пользу того, что астероид был причиной вымирания.
    Слой с аномалиями иридия и прочих элементов не является ни "временем вымирания", ни "границей мела и палеогена". Он пересекает график постепенного сокращения числа видов планктона и бентоса в океане, не оказывая влияния на скорость вымирания, которое продолжалось около полумиллиона лет. Иллюзия резкой границы существует только в разрезах с перерывом в осадконакоплении. Вымирание моллюсков и рептилий в океанах продолжалось примерно 5 последних миллионов лет мела в Маастрихте. Вымирание динозавров, кроме современных птиц Neornithes, началось примерно за 25 миллионов лет до вымирания планктона и бентоса и закончилось примерно через миллион лет после этого, формально в раннем кайнозое. Различные виды вымирают неодновременно, как до, так и после иридиевого слоя. Сам иридиевый слой занимает около 50 тысяч лет и примерно соответствует периоду минимального числа особей в океане ближе к его концу. Этот период продолжался около 100 тысяч лет.
    Ответить
    • Раф Нигматзянов > Макс1 | 16.03.2021 | 21:45 Ответить
      Иллюзия резкой границы существует только в разрезах с перерывом в осадконакоплении.
      Прекрасно! Есть ссылки на первоисточники? Где-то попадалось, что Альварес уже не настаивает на совпадении МВ и иридия.
      Потому что гипотетически иридий мог поступить в океан в результате таяния льда в океане. На поверхности льда за миллионы лет (примерно в интервале 74-65 млн.лет) накопилась космическая пыль с иридием, затем поступила в океан в результате потепления.
      Современный пример - озеро Восток в Антарктиде,где в результате потепления повысится содержание космической пыли в спокойное теплое время, с одновременным появлением новых видов после изменения условий и состава воды.
      Ответить
      • nal > Раф Нигматзянов | 17.03.2021 | 16:59 Ответить
        Esmeray-Senlet, S., et al. (2017). Iridium profiles and delivery across the Cretaceous/Paleogene boundary. Earth and Planetary Science Letters, 457, 117–126.

        Скачать статью можtnt по ссылке https://sci-hub.do/10.1016%2Fj.epsl.2016.10.010
        Исследование показывает, что источник иридия был мгновенным, иридий распространился на большую территорию через стратосферное рассеяние и оседание, неоднородность распределения иридия в осадках в разных локациях связана с отличиями в локальных условиях поступления иридия и пост-осадочных изменений под действием биотурбации и геохимических процессов.
        Проще говоря, иллюзия длительности накопления слоя иридия вызвана перемешиванием осадка и его химической миграцией по толще осадка.
        Ответить
  • velimudr  | 16.03.2021 | 21:49 Ответить
    Как-то читал книжку про динозавров, автор которой был именно спецом по этой группе животных. Брусатти, если склероз не путает. Так вот, он говорит, что никакого сокращения динов перед импактом не было. Напротив, они были вполне процветающей группой. Детали уже не помню, но смысл в том, что астероид упал в очень неудачное время. Чуть раньше или позже - и дины не вымерли бы. А вообще, то ли у него же, то ли ещё у кого читал, что умерли тупо все, кто был крупнее определённого размера и не смог спрятаться, скажем, в норах. У млеков в этом плане было неоспоримое преимущество.
    Ответить
    • Александр Гор > velimudr | 17.03.2021 | 14:12 Ответить
      Ну, о том, что Чиксулуб случился в очень"удачное" время/место – говорили и говорят многие, а не только Брусатти. Как я написал выше – там и асбест, и залежи углеводородов (глобальные пожары) и тд, и тп )
      Ответить
    • KAAB > velimudr | 18.03.2021 | 00:51 Ответить
      А под водой почему не спрятались, ихтиозавры какие-нибудь?

      Наверное, если очень захотеть, то можно найти и другие следы таких же падений, но, почему-то, не вызваших глобальных (повсеместных) вымираний, я бы даже сказал тотальных, потому что это коснулось не только животных или только растений или отдельных их видов.
      Кто ищет (астероид, упавший в нужное время), тот всегда найдет и... притянет за уши. )
      Ответить
      • velimudr > KAAB | 18.03.2021 | 10:52 Ответить
        На самом деле мне тоже не нравится катастрофистская версия глобального вымирания. Биосферный кризис сам по себе берёт своё начало ещё в середине Мела, когда во флоре стали доминировать цветковые растения. Тем не менее, уж очень резкая граница между Мелом и Палеогеном. Кроме того, Брусатти, который специалист, напомню, чётко написал, что перед астероидом динозавры были процветающей группой, не собирающейся вымирать ни коим образом. В любом случае, до импакта дины оставались доминирующей группой в своих эконишах, а после - максимум на какое-то время оставались реликтовые популяции.
        Ответить
        • KAAB > velimudr | 18.03.2021 | 22:16 Ответить
          Вы меня неправильно поняли. Я не против катастрофического характера тотального вымирания. Но на то нужны более веские причины, чем падение какого-то там астероида. Нужны непреодолимые причины физиологического характера.
          Ответить
          • nicolaus > KAAB | 19.03.2021 | 21:40 Ответить
            Уважаемый КААВ, давайте будем придерживаться консенсусной между нами в недалеком прошлом концепции, заключающейся в том, что к настоящему времени изменилась прочность костей, сила и энергетика мышц и прочность кровеносных сосудов животных. По этой концепции динозавры были более сильными и более прочными, чем млекопитающие. В соответствии с этой концепцией млекопитающие построены на основе структур, которое являются более слабыми. При этом, за счет большего разнообразия таких структур млекопитающие более сложно устроены и обладают большими возможностями к адаптации.

            Вымирание динозавров связано с вхождением Земли в переходную область темной материи. При этом стал невозможен синтез некоторый белков, из которых состояли динозавры. И динозавры не смогли перестроить структуру белков, за счет исчерпания возможноcтей к адаптации.

            Гипотеза о значительном, в разы, изменении гравитации очень уязвима для критики. Например, с увеличением массы Земли, должна увеличится также масса Солнца. В результате увеличилось бы давление в центре Солнца с увеличением энергетики термоядерных реакций, а Земля перешла бы на более близкую орбиту, с сопутствующими неприятными последствиями на Земле.
            Ответить
            • KAAB > nicolaus | 20.03.2021 | 02:01 Ответить
              Нет никаких оснований предполагать принципиально различную прочность костей и мышц у динозавров в сравнении с млекопитающими, поскольку пища практически та же самая и, соответственно, состав мышц, костей и органов тот же самый - углеводородные молекулы, минеральные вещества и химические элементы. Более того, до сих пор рядом с нами живут потомки динозавров - птицы, которые не дорастают даже до размеров гигантских птерозавров, не говоря уже о том, чтобы нелетающим птицам вырасти до размеров тираннозавра.
              Кроме того, мы все же имеем примеры животных, родственных древним, но сильно деградировавших в размерах, например, крокодилы и черепахи (https://elementy.ru/kartinka_dnya/451/Morskie_cherepakhi_melovogo_perioda). Причем предки крокодилов были даже сухопутные двуногоходящие (https://www.scimex.org/newsfeed/ancient-footprints-could-have-been-a-two-legged-croc) и с подтуловищным вертикальным расположением ног, оставлявшие узкие цепочки следов. Видимо, их потомки просто устали ходить на двух ногах и даже на четырех, что улеглись на брюхо, распластав ноги по бокам туловища и перейдя в водную среду обитания? ;)
              Гипотеза быстротечного изменения прочности костей и мышц динозавров, очевидно, предполагает множество находок окаменелых остатков динозавров с раздробленными костями и оторванными шеями, головами, хвостами, и конечностями?
              Предки современных птиц должны были бы выживать в муках от постоянных кровотечений и постоянно ломать свои кости при попытке взлететь?
              Ответить
              • nicolaus > KAAB | 20.03.2021 | 09:38 Ответить
                Спасибо, что ответили. Вообще, наши две гипотезы единственные, которые способны объяснить почему вымерли динозавры (не с помощью катастрофических событий).

                В Википедии написано: "Ни одна из перечисленных гипотез не может в полной мере объяснить весь комплекс явлений, связанных с вымиранием не птичьих динозавров и других видов в конце мелового периода. Главные проблемы перечисленных версий следующие: Гипотезы фокусируются именно на вымирании, которое, как считает часть исследователей, шло теми же темпами, что и в предшествующее время, но при этом перестали образовываться новые виды в составе вымерших групп. Все импактные гипотезы (гипотезы ударного воздействия), в том числе астрономические, не соответствуют предполагаемой продолжительности его периода." https://ru.wikipedia.org/wiki/Мел-палеогеновое_вымирание

                Об этом же пишет Макс1 "Ни один из отрядов плацентарных млекопитающих, включая травоядных, не вымер." Также, см. комментарии от 16.03.2021 19:45; от 18.03.2021 13:20; от 18.03.2021 16:02.

                Т.е. разделение на тех кто выжил и не выжил необходимо сделать не по размеру животных (некоторые виды динозавров также были маленькими, но все равно вымерли), а по сложности их строения и принципу стабилизации температуры тела - именно этим отличаются млекопитающие и птицы от динозавров.

                КААВ: "Нет никаких оснований предполагать принципиально различную прочность костей и мышц у динозавров в сравнении с млекопитающими, поскольку пища практически та же самая и, соответственно, состав мышц, костей и органов тот же самый."

                Прочность костей динозавров со временем могла не меняться. Могло что-то изменится внутри динозавров (например, нарушился обмен веществ). Или могла изменится окружающая среда в том направлении, к которому динозавры не были приспособлены.

                Мышцы и кости млекопитающих и динозавров могли состоять из отличающихся белков. Белки млекопитающих могли быть построены с использованием более слабых молекулярных и меж молекулярных связей, поскольку температура тела млекопитающих и птиц стабилизирована. Соответственно их кости и мышцы стали более слабыми.

                Встает вопрос, зачем млекопитающим это было нужно? Дело в том, что с использованием более слабых связей резко возрастает количество вариантов структур белков. В связи с чем эволюция может выбрать из этого разнообразия наиболее оптимальные варианты для построения организмов млекопитающих, и усложнить эти организмы. При этом ландшафт приспособленности белков будет более гладким, что способствует быстрой адаптации млекопитающих к условиям окружающей среды за счет мутаций.

                Вообще, мне очень хочется проверить свою гипотезу на прочность. Поэтому можете ее критиковать. А также приглашаю это сделать всем кому не лень. А в отношении Вашей гипотезы пока воздержусь от критики.
                Ответить
        • Хто зна > velimudr | 20.03.2021 | 15:29 Ответить
          Биосферный кризис сам по себе берёт своё начало ещё в середине Мела, когда во флоре стали доминировать цветковые растения
          НЕ вижу ничего кризисного, как бы цветковые более питательные чем папоротники и "зубные батареи" гадрозавров вполне себе были адаптированы для питания покрытосемьянными, тем болеее что "цветочный кризис" развивался постепенно.
          Ответить
          • nicolaus > Хто зна | 22.03.2021 | 13:23 Ответить
            Тем не менее динозавры не смогли адаптироваться. Для того чтобы адаптироваться динозаврам к питанию покрытосемьянными растениями наличие подходящих зубов недостаточно. Для этого еще необходимы, по меньшей мере, новые ферменты для переваривания новой пищи. А для работы новых ферментов и других систем необходима стабилизация температуры тела в узком диапазоне. В конечном итоге, необходимо, чтобы организм динозавров перестроился весьма кардинально. См. мои комментарии к статье "В ходе адаптации к теплу или холоду ферменты находят одни и те же решения типовых эволюционных задач." https://old.elementy.ru/novosti_nauki?discuss=433780
            Ответить
            • nicolaus > nicolaus | 22.03.2021 | 21:42 Ответить
              По ссылке более свежая статья (2016г), чем статьи на которые здесь ссылались другие читатели: "Динозавры находятся в упадке за десятки миллионов лет до своего окончательного вымирания" https://www.pnas.org/content/113/18/5036

              "Находились ли динозавры в упадке перед их окончательным вымиранием 66 Mya, обсуждается в течение десятилетий без четкого решения. Этот спор не был разрешен из-за ненадлежащих данных и методов. Здесь мы впервые, насколько нам известно, применяем статистический подход, моделирующий изменения видообразования и исчезновения во времени. Мы находим огромную поддержку долгосрочного снижения численности всех динозавров и всех трех основных групп динозавров. Наши результаты подчеркивают, что динозавры продемонстрировали заметное снижение способности заменять вымершие виды новыми, что сделало их уязвимыми для вымирания и неспособными быстро отреагировать и восстановиться после последнего катастрофического события 66 млн лет назад."

              Есть популярная статья на русском языке на эту же тему: "Динозавры начали превентивное вымирание за десятки миллионов лет до астероида" См. подборку статей https://www.researchgate.net/publication/51421450_Dinosaurs_and_the_Cretaceous_Terrestrial_Revolution
              Ответить
            • Хто зна > nicolaus | 22.03.2021 | 23:46 Ответить
              1. Ну допустим целюлоза и крохмал папоротников врядли сильно отличается от таковых в покрытосемянных опять же молодые вайи папоротника вполне сьедобны для нас и патагонцы (огнеземельцы) масово ели кореневища папоротников ( источник Чальз Дарвин )
              2 Насколько я знаю теплокровность крупных динозавров практически установлена пусть она и инерциальная
              3 О вимырании и тем не мение Церапопсы Гадрозавры и Целулозавры процветали даже в самом позднем Мелу и например самый брутальный ТИ-рекс возник буквально за геологические мгновенья до армагедона
              кроме того насколько я понимаю у нас маловато даных чтобы судить об упадке. Насколько я понимаю хорошие отложения терминального мела есть
              А. микроконтинент от соноры до аляски ( не помню название)
              Б. Острова Европы
              Ответить
              • nicolaus > Хто зна | 23.03.2021 | 15:26 Ответить
                1. и 2. У человека более эффективные ферменты. У травоядных животных эффективность ферментов еще выше, поскольку они ориентированы на растительную пищу. Это связано с тем, что у человека и животных температура тела стабилизирована.

                У динозавров такой стабилизации нет. "Теплокровность" крупных динозавров, скорее всего, обусловлена тем, что у них большая масса тела. При этом тепловыделение в теле динозавра зависит от объема и увеличивается в третьей степени, а охлаждение во второй степени от длины. В результате, например, при ходьбе крупные динозавры перегреваются. При этом, в связи относительно большой возможной температурой тела, холоднолюбивые ферменты, которые являются более эффективными, разрушаются.
                Поэтому, на основании того, что папоротники являются съедобными для человека, нельзя утверждать что покрытосемянные растения были хорошо съедобны для динозавров.

                Еще раз, рекомендую почитать статью "В ходе адаптации к теплу или холоду ферменты находят одни и те же решения типовых эволюционных задач" и комментарии к статье. С моими доводами в комментариях к той статье оппоненты полностью согласились.

                3. В статье, по поводу развития динозавров, пишется о том, что динозавры постепенно утратили возможность обновляться - т.е. замедлилось образование новых видов в замен вымерших. Динозавры исчерпали возможность обновления (не опробованных вариантов уже не осталось). Даже, если бы не было катастрофических событий, они все равно бы вымерли. Статья по ссылке https://www.pnas.org/content/113/18/5036 доступна для чтения с автоматическим переводом.
                Ответить
                • Хто зна > nicolaus | 23.03.2021 | 17:17 Ответить
                  Это связано с тем, что у человека и животных температура тела стабилизирована.

                  У динозавров такой стабилизации нет. "Теплокровность" крупных динозавров, скорее всего, обусловлена тем, что у них большая масса тела. При этом тепловыделение в теле динозавра зависит от объема и увеличивается в третьей степени, а охлаждение во второй степени от длины. В результате, например, при ходьбе крупные динозавры перегреваются. При этом, в связи относительно большой возможной температурой тела, холоднолюбивые ферменты, которые являются более эффективными, разрушаются.
                  простите ваши выводы надуманы
                  у нас нет информации насколько Эфективно/неефективно динозавры могли поддерживать свою температуру тела
                  и раз они были теплокровными значит у них было время адаптировать свои ферменты к теплу так как вы описали в своей статье (очень интересной кстати и хорошо обоснованой)
                  и кроме того насколько я понимаю для пищеварительных ферментов разница температур +- 3 градуса например не существеннна думаю даже с инерциальной теплокровностю динозавры вполне могли удерживать такие диапазоны температуры тела ( понимаю что также надумано а для расчетов слишком много переменных) + есть повиденческая терморегуляцыя ( двигатся больше в прохладное времья залезть в воду и тому подобное).
                  Поэтому, на основании того, что папоротники являются съедобными для человека, нельзя утверждать что покрытосемянные растения были хорошо съедобны для динозавров.
                  Простите основной мой посыл в том что химический состав папоротников (качественный) не имеет существенных отличий от химического состава покрытосемянных, потому экспансию цветковых нельза расматривать как фактор угасания динозавров
                  В статье, по поводу развития динозавров, пишется о том, что динозавры постепенно утратили возможность обновляться - т.е. замедлилось образование новых видов в замен вымерших. Динозавры исчерпали возможность обновления (не опробованных вариантов уже не осталось). Даже, если бы не было катастрофических событий, они все равно бы вымерли.
                  ХА смотрите я так же сравню еколого-морфологическое разнообразие земноводных карбона и современности и ДОКАЖУ что земноводные вымирают
                  разве не так?
                  Зауроподы например проиграли конкуренцию Гадрозавридам
                  Логично что за 150 млн лет эволюции динозавры опробовали разные формы и сохранили только наиболеее ефективные
                  смотрите если посмотреть на еколого- морфологическое разноообразие современнных копытных: зебра, антилопа, верблюд, лось, как бы мало отличаются
                  исчерпали возможность обновления (не опробованных вариантов уже не осталось).
                  До импакта Целулозавриды Цератопсы и Гадрозавры процветали остальные групы вымирали из за конкуренции с ними

                  ДО импакта самые крупные млекопитающие были размером с лисицу (например) большинство же размером мышь-крыса ЕСЛИ динозавры медленно угасали ИХ место должны были занимать другие а этого не наблюдается
                  Ответить
                  • nal > Хто зна | 23.03.2021 | 18:46 Ответить
                    Рассказывали, что приходил однажды в Палеонтологический институт чудик со своей идей вымирания динозавров. Он связал вымирание динозавров с появлением пчел, которые зажалили динов досмерти.

                    Появление цветковых (наверное, речь идет даже в более узком смысле - злаковых) и вымирание из-за этого динозавров может быть из той же оперы.
                    Ответить
                    • Хто зна > nal | 24.03.2021 | 01:51 Ответить
                      Просто я так посмотрю то жизнь сама по себе революции не устраивает хотя и выжившые организмы эфективно умеют пользоваться результатами этих революцый Как бы ВСЕ масовые вымерания это не следствие появления какой то суперуспешной (успешных) груп, а результат вулканизма, импакта, или смена газового состава атмосферы, кислотности океана, а так если экониши прочно заняты чорта -с- два розбежишся как то так.
                      Ответить
                  • nicolaus > Хто зна | 23.03.2021 | 19:41 Ответить
                    2. Теплокровность

                    "...двигатся больше в прохладное времья залезть в воду и тому подобное"

                    А вдруг динозавр забредет в то место, где нет подходящего водоема, чтобы целиком в него залезть? В этом случае он обречен. Поэтому лучше предполагать, что белки у динозавров были термофильными, рассчитанными на большой диапазон температур, в тоже время выполняющие свои функции менее эффективно, чем у млекопитающих.

                    Здесь можно привести следующие расчеты. Допустим у теплокровного зверька, например котика, объемом тела 4/3 ПиR3 (вес котика 1 кГ) в виде различных процессов выделяется 50 Вт тепла. При этом площадь для охлаждения в виде испарения воды из легких и за счет языка составляет уловных 4ПиR2. Мощность теплопередачи при это составляет 50/(4ПиR2) Вт/м. Увеличим условный диаметр тела котика до размеров динозавра (примерно в 30 раз). (Вес динозавра будет примерно 27 тонн) В этом случае в теле динозавра будет выделятся мощность 1350кВт. При этом удельная мощность теплопередачи с поверхности динозавра увеличится в 30 раз. Вполне понятно, что тело динозавра должно раскалиться до "красна". Здесь не до регулирования температуры.

                    Для регулирования температуры необходимо другие механизмы, чем просто поверхность тела. Для того, чтобы охладить организм до заданной температуры в теплое время необходимо уменьшить теплопередачу от окружающей среды в сторону тела и, одновременно, испарить большое количество воды. Для этого необходимо наличие шерсти и соответствующих легкие. А для нагрева можно увеличить метаболизм и защитится с помощью шерсти. У больших динозавров нет не шерсти не соответствующих легких.

                    4. Брутальный ТИ-рекс.
                    Возможно это была последняя попытка природы спасти динозавров. Рекс, это скорее всего гибрид, в основе которого лежит корпус динозавра, но белки для некоторых систем взяты от млекопитающих. Рекс стал возможен в связи с тем, что он возник во время, когда на Земле было относительно холодно, и проблем с перегревом не возникало. При этом мышцы и кости были сконструированы по типу млекопитающих, поэтому Рекс получился таким брутальном - мышцы и кости млекопитающих были более слабыми, чем у динозавров, поэтому они получились у Рекса более толстыми по размерам. Однако была забыта система стабилизации температуры тела (по причине того, что с конструкцией тела Рэкса она была несовместима).
                    Но данная перестройка все равно не помогла. После того, как климат потеплел, Рекс вымер.
                    Ответить
                    • Хто зна > nicolaus | 24.03.2021 | 01:35 Ответить
                      А вдруг динозавр забредет в то место, где нет подходящего водоема, чтобы целиком в него залезть? В этом случае он обречен
                      Это частности Бегемоты и Слоны например как то проблему решают :)
                      кроме того динозавры позднего мела НЕ весили больше самых крупных хоботных и индрикатериев кайнозоя если с лишней теплопродукцией как то справлялись млекопитающие значит и динозавры также могли.

                      Напрмер О теплотдаче

                      1. Инерциальная теплокровность думаю = значительно меньше теплопродукции
                      2. На черепах динозавров следы кровеносных сосудов для охлаждения
                      3 Гребени например цератопсов
                      4. У динозавров были воздушные мешки это очень эфективная охладительная система

                      О Ти рексе

                      Типичный целурозаврид возникший за геологический миг до Армагедона, то что суперхищник знают многие но мало кому известно что у него был довольно крупный мозг и не только относительно тела, общие тенденции таковы что эволюция в сторону большего мозга редко обищает вымерание

                      и КСТАТИ ти рекс не един, например это его монгольский "кузен"

                      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D1%80

                      Они возникли в термоэру когда было тепло. Мезозой вообще очень теплая эпоха

                      Так что это простите досужная фантазия
                      Рекс стал возможен в связи с тем, что он возник во время, когда на Земле было относительно холодно, и проблем с перегревом не возникало
                      А этот фрагмент простите фантазия просто безудержная
                      При этом мышцы и кости были сконструированы по типу млекопитающих, поэтому Рекс получился таким брутальном - мышцы и кости млекопитающих были более слабыми, чем у динозавров, поэтому они получились у Рекса более толстыми по размерам.
                      Отсылаясь к статьи о ферментах

                      ИМ нечего не мешало эфективно использовать высокотемпературные (теплокровные) (птичьи) варианты
                      Ответить
                      • nicolaus > Хто зна | 24.03.2021 | 09:01 Ответить
                        4. О Ти Рексе

                        "Так что это простите досужная фантазия"

                        П. П. Лазарев "Примерно 80 млн. лет назад, на рубеже мезозоя и кайнозоя, Земля переживала один из наиболее благо­приятных климатических оптимумов. Он иногда именуется мел-палеогеновым. Тогда климат субполярных широт напоминал современный субтропический. Арктические острова и Антарктида были покрыты лесами. Темпера­тура поверхностных вод Арктического бассейна позд­него мелового времени в районе Аляски и Сибири дости­гала 14°С, а на экваторе она была лишь ненамного выше, чем в наши дни. https://collectedpapers.com.ua/ru/can-a-human-change-the-climate/klimati-dalekogo-minulogo-70-0-5-mln-rokiv-tomu
                        Поэтому, что я написал про климат и Рекса это не фантазия.

                        "А этот фрагмент простите фантазия просто безудержная"

                        Здесь вопрос уже касается обсуждения общей закономерности в эволюции, которую я называю пирамидой структурной сложности (см комментарии к статье про ферменты). Считаю, что млекопитающие и динозавры расположены на разных уровнях пирамиды. Млекопитающие находятся на более прогрессивном уровне, который связан со стабилизацией температуры и построен на основе белков которые характеризуются слабыми молекулярными и межмолекулярными связами. В результате чего эти белки разрушаются при повышении температуры. Но с другой стороны, эти белки обеспечивают большую структурную сложность и имеют большое разнообразие. В результате чего существа из этих белков являются более гибкими при адаптации к условиям окружающей среды и более сложными.

                        А динозавры это очень грубые существа, которые построены из очень прочных белков, которые являются термофилами и которые не разрушаются при высокой температуре 45-80 гр. Поэтому термостабилизация им никчему. При этом динозавры компенсировали свою грубость с помощью грубой силы, которая, в частности, выразилась в больших их размерах.

                        При этом, в случае если климат по позднем мелу был мягким, термостабилизация динозаврам также не нужна, и эволюция могла выбрать для Рекса вариант белков, как у млекопитающих. А такие белки являются механически более слабыми. Но свои функции выполняют более эффективно. См. статью про ферменты.

                        "Отсылаясь к статьи о ферментах"

                        Птицы имеют температуру тела приблизительно 40-42 градуса. Эту температуру можно отнести к низкотемпературным белкам, при которой эти белки еще не разрушаются.

                        "Водораздел" белков показан на рис. 3 в статье про ферменты. Термофилы выделены оттенками красного цвета. А низкотемпературные белки- оттенками синего. На рис.3 показаны отметки вариантов белков в виде кольца, полученных в ходе эволюции. При этом можно заметить, что синеньких вариантов гораздо больше чем красненьких.
                        Ответить
                        • nicolaus > nicolaus | 24.03.2021 | 19:03 Ответить
                          2. Теплокровность.
                          В словаре https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/940055 приведено определение терминов, связанных с вариантами теплокровности (гомойотермии).

                          "Истинная гомойотермия имеет место, когда живое существо обладает достаточным уровнем метаболизма, чтобы поддерживать температуру тела на постоянном уровне за счёт самостоятельного производства энергии из потребляемой пищи. Современные птицы и млекопитающие относятся к истинно-гомойотермным существам. Помимо достаточных энергетических возможностей они имеют также различные механизмы, предназначенные для удержания тепла (перья, шерсть, подкожный слой жировой ткани) и для защиты от перегрева при высокой температуре окружающей среды (потоотделение)."

                          "Инерциальная гомойотермия — это поддержание постоянной температуры тела за счёт крупных размеров и большой массы тела (по расчётам, инерциальная гомойотермия возможна только для существ, тело которых имеет размер, приведённый к шару более одного метра). Инерциально-гомойотермное существо в периоды повышения температуры медленно нагревается, а в периоды похолодания — медленно остывает, то есть за счёт большой теплоёмкости колебания температуры организма сглаживаются. Инерциальная гомойотермия была характерна, по современным представлениям, для динозавров."

                          Т.е. у крупных динозавров истинной теплокровности нет. В случае сезонных или долговременных изменения климата тело динозавра повторяет сглаженную за сутки кривую изменения температуры окружающей среды.

                          У теплокровных животных - слона и бегемота есть эффективные средства регулирования температуры. У слона большая грудная клетка где расположены легкие большого объема. Помимо этого, для охлаждения слон использует большие уши. Слон оснащен хоботом, с помощью которого он может поливать свое туловище водой из небольшого ручейка, или хватать ветки и использовать их для обдува тела. У динозавров таких приспособлений нет. Бегемот живет недалеко от водоемов. При этом в любой момент может туда залезть. Также, любит валятся в грязи, которая служит защитой от солнца.

                          В принципе, динозавры могут и должны использовать некоторые элементы для принудительного охлаждения своего тела иначе они перегреются. Согласен, что такими элементами являются гребни у цератопсов, или воздушные мешки. Для того чтобы эти мешки можно было использовать, мешки должны вентилироваться - сжиматься и разжиматься. Помимо этого в мешки должна поступать вода для испарения.

                          Интуитивно, большие существа в нашей культуре всегда ассоциируются с высокой температурой их тела. Например, змей Горынич. Этот змей изрыгает огонь. Если бы такой змей существовал на самом деле он должен выдыхать горячий воздух, чтобы не перегреть свои внутренности. Также известен динозавр из японского фантастического фильма "Годзилла", энергетика которого настолько велика, что он раскаляется до высокой температуры. В фильме "Властелин колец" показано очень древнее существо, которое состоит из раскаленного до красна вещества. С точки зрения пирамиды структурной сложности эти существа, если они бы существовали, можно расположить на уровне пирамиды, который по энергетике выше уровня динозавров.
                          Ответить
    • Макс1 > velimudr | 18.03.2021 | 13:20 Ответить
      Сторонники астероидной теории отрицают известные факты резкого сокращения разнообразия динозавров в конце мела на фоне появления многих современных плацентарных и сумчатых млекопитающих. Ни один из отрядов плацентарных млекопитающих не вымер, независимо от возможности прятаться в норах. О норах - это в любом случае полная ерунда, так как непонятно, от чего прятаться, если температура на Земле от падения такого астероида могла повыситься всего на несколько градусов.
      Ответить
      • Александр Гор > Макс1 | 18.03.2021 | 15:44 Ответить
        1. Так человек же привел ссылки на работы Брусатти, что до Чиксулуба не было никакого сокращения динозавров, они мол процветали. Вы эту строчку пропустили при чтении комментария?
        2. Почему температура по-вашему от падения астероида повысилась, если на самом деле ведущие модели говорят о снижении температуры? Это же элементарные вещи.
        Ответить
        • Макс1 > Александр Гор | 18.03.2021 | 16:02 Ответить
          По этой ссылке приводятся данные о сокращении разнообразия динозавров с графиками. В отличие от ничем не подтвержденных заявлений сторонников астероидной теории.
          https://royalsocietypublishing.org/doi/pdf/10.1098/rspb.2008.0715
          В случае падения крупного астероида температура сначала должна повыситься за счет выделения энергии, но незначительно. Затем она может понизиться, если верны теории типа "ядерной зимы". Выделение углекислого газа может повышать температуру, если верны теории об изменении климата. Выше написал, что избирательного вымирания теплолюбивых видов не было.
          Ответить
          • Александр Гор > Макс1 | 18.03.2021 | 16:18 Ответить
            Вы сами по своей ссылке хоть переходили? Нет там никаких графиков, там 3-4 абзаца общего текста.
            Или возможно полный вариант можно читать либо если ты член Королевского Общества, либо заплатив 20 фунтов-стерлингов )

            По поводу заявлений сторонников – сейчас в среде профи в этой теме мейнстрим/консенсус как раз за импактной гипотезой. Я не говорю, что нет альтернативных мнений, они есть, более того, должны быть. Но уж подтверждений явно у мейнстрима/консенсуса поболее будет.
            Ответить
            • Макс1 > Александр Гор | 18.03.2021 | 16:42 Ответить
              Это краткое содержание статьи. Рассуждения о научном консенсусе - это проявление цензуры и догматизма.
              Ответить
              • Александр Гор > Макс1 | 18.03.2021 | 16:44 Ответить
                это не цензура и догматизм – это рассуждения о соотношении подтверждений ) Только и всего )
                Так вы член Королевского Общества или 20 фунтов платили? ) Или просто для себя решили, что там внутри какие-то графики?? )
                Ответить
                • Макс1 > Александр Гор | 18.03.2021 | 16:52 Ответить
                  Раньше был доступен полный текст статьи.
                  Ответить
                  • nal > Макс1 | 18.03.2021 | 16:56 Ответить
                    В свободном доступе.
                    https://www.researchgate.net/publication/51421450_Dinosaurs_and_the_Cretaceous_Terrestrial_Revolution
                    Ответить
                    • Александр Гор > nal | 18.03.2021 | 17:08 Ответить
                      Спасибо.
                      А на русском случайно нет аналогичных статей? А то я с инглишом дружу временами, а вы мне надысь говорили, что вы по палеонтологии даете фору этим всем австралийцам да англичанам )
                      Ответить
                      • nal > Александр Гор | 18.03.2021 | 19:45 Ответить
                        У меня узкая специализация по более древней живности и статьи тоже в основном на инглише.
                        Ответить
            • VladNSK > Александр Гор | 18.03.2021 | 17:22 Ответить
              Вы сами по своей ссылке хоть переходили? Нет там никаких графиков, там 3-4 абзаца общего текста.
              Или возможно полный вариант можно читать либо если ты член Королевского Общества, либо заплатив 20 фунтов-стерлингов )
              Я в суть дискуссию не вникаю, но справедливости ради хочу отметить, что если там кликнуть на Supplemental Material, то можно найти 7 графиков и список литературы. Платить за просмотр графиков не надо.
              Ответить
              • Александр Гор > VladNSK | 18.03.2021 | 17:25 Ответить
                уже дали ссылку с полным вариантом
                Ответить
          • nal > Макс1 | 18.03.2021 | 16:54 Ответить
            Сторонники метеорита не отрицают общий кризис в биоте. Метеорит закрыл и заколотил крышку гроба.
            Ответить
            • Александр Гор > nal | 18.03.2021 | 17:07 Ответить
              Во! Пришел настоящий палеонтолог и расставил все точки над "И". Вот это я понимаю. Спасибо.
              Ответить
      • KAAB > Макс1 | 18.03.2021 | 23:10 Ответить
        Значительное по величине увеличение гравитации со всеми сопутствующими ему необратимо возникающими факторами может объяснить практически все, что случилось в то время на Земле: в её биосфере, атмосфере, литосфере, гидросфере, практически все глобальные, значительные и необратимые изменения.
        Ответить
        • nal > KAAB | 19.03.2021 | 01:40 Ответить
          Вы совсем что-ли необучаемый? Ваш бред прот гравитацию, изменение орбиты уже не раз разбивали в пух и прах. Хотите повторить? Опять же сорветесь в истерику.

          *******
          Модераторы, будьте добры, блокируете его комментарии про иную гравитацию и выше про Марианскую впадину, совсем уж настойчиво запредельный бред продвигает
          Ответить
          • KAAB > nal | 19.03.2021 | 13:41
            Комментарий скрыт
            • nicolaus > KAAB | 19.03.2021 | 22:12 Ответить
              Уважаемый КААВ, я думаю, что гипотезу о значительном увеличении гравитации (в разы) на Земле защитить не удастся. В комментарии (от 19.03.2021 21:40 | nicolaus) написал, почему.
              Ответить
              • KAAB > nicolaus | 20.03.2021 | 01:27 Ответить
                поживем-увидим ;)
                возможно, ждать осталось недолго. посмотрим, как полетит первый марсианский вертолет.
                Ответить
                • Александр Гор > KAAB | 20.03.2021 | 12:40 Ответить
                  марсоходы как-то уже второй десяток лет ездят, ЛММ миловал )))
                  будь там гравитация сильно отлична от моделируемой, они бы как минимум не смогли преодолевать существенные препятствия, типа скал, наклонов, кочек, ям и тд.
                  Ответить
                  • nal > Александр Гор | 20.03.2021 | 12:52 Ответить
                    Даже долететь до Марса не смогли бы. Траекторию полета рассчитывают в рамках классической физики, а не фантазий КААВа ))
                    Ответить
                    • Александр Гор > nal | 20.03.2021 | 12:57 Ответить
                      во! Точно, это забыл )
                      Просто аналогию с вертолетом провел.
                      Ответить
                    • KAAB > nal | 21.03.2021 | 01:40
                      Комментарий скрыт
                      • nal > KAAB | 21.03.2021 | 02:33 Ответить
                        Пока КААВ фигнёй страдает фантазируя альтернативную физику гравитационного взаимодействия, на почве удивления от размеров динозавров, настоящие исследователи учёные мужи и дамы конструируют измерительные приборы, проводят эксперименты, запускают аппараты, напичканные измерительными приборами, к другим планетам. В частности, провели детальные исследования гравитации Марса спомощью орбитальных аппаратов, составили подробную карту гравитационного поля планеты.
                        https://www.nasa.gov/feature/goddard/2016/mars-gravity-map

                        https://en.m.wikipedia.org/wiki/Gravity_of_Mars

                        Более того, измерили гравитацию на поверхности планеты спомощью марсохода.
                        https://www.jpl.nasa.gov/news/mars-buggy-curiosity-measures-a-mountains-gravity

                        И не открыли никакой новой физики...
                        Ответить
                        • KAAB > nal | 21.03.2021 | 02:51
                          Комментарий скрыт
                          • Александр Гор > KAAB | 21.03.2021 | 16:35 Ответить
                            аа, я понял ) Это у вас такой юмор, своеобразный )))
                            Ответить
            • nal > KAAB | 20.03.2021 | 10:43 Ответить
              Динозавров я тогда не обсуждал, а привел свидетельства, опровергающие вашу идею об изменением орбиты Земли, иной физике гравитации и т.п. Опровергнуть или вписать их в сою идею вы не смогли, отчего впали в истерику.
              Ответить
              • Хто зна > nal | 20.03.2021 | 12:37 Ответить
                Я пробовал это безполезно
                (спорить с антипрививочниками, фонатами плоской земли, сторонниками расширающейся земли и измененения гравитаций, кретинистами, фоменкоидами с альтернативной историей, уфоложцами, и людьми которыє верят что тихий океан (площадь половины планеты почти) образовался в следсвие импакта) как бы это не вопрос науки а вопрос фанатичной веры).
                Ответить
                • nal > Хто зна | 20.03.2021 | 12:48 Ответить
                  Отчасти, я отвечаю на их бредни, чтобы самому расширит кругозор, ища ответы, а также, чтобы отвлечься от других забот, расслабиться.
                  Ответить
                  • Хто зна > nal | 20.03.2021 | 15:22 Ответить
                    О кругозоре и о крышке гроба:)

                    Что у на с есть
                    Круг А
                    1. Чикшулуб и иридий
                    2 Интенсивный вулканизм
                    3 Возможно некий экоситемный кризис
                    ( дискусионной природы)

                    Круг Б
                    1. Спорные свединия о сокращение/процвитании крупных травоядных ( цератопсов и гадрозавридов) до импакта
                    2 Процвитание (насколько я понимаю) крупных хищников - тирекс и родня
                    3 Экологическое разнообразие мелких, мелкосредних млекопитающих ( больше ночных) ДО апокалипсиса
                    4 Экологическое разнообразие мелких мелкосредних и средних птиц ДО апокалипсиса (который кстати не все они пережили)
                    5 Процветание птерозавров в крупном и среднекрупном размерном класе

                    Как по мне все таки уложил в гроб таки чуксулуб и возможно ДО него навредили вулканы
                    Ответить
                    • Макс1 > Хто зна | 20.03.2021 | 17:52 Ответить
                      1. Из травоядных динозавров остались в основном только гадрозавры, цератопсы и анкилозавры, способные питаться цветковыми растениями.
                      2. Из преимущественно хищных тероподов остались в основном только целурозавры.
                      3. Разнообразие млекопитающих растет до предполагаемого падения астероида.
                      4. Современные птицы Neornithes появляются незадолго до вымирания всех остальных динозавров, включая прочих птиц.
                      5. Птерозавры по данным Еськова и прочих авторов находились в конце мела в еще большем упадке, чем динозавры, так как вытеснялись птицами, особенно в мелком классе. Вымерли птерозавры вместе с морскими рептилиями, так как в основном были связаны с океаном, когда в нем был кризис.
                      Ответить
                      • Хто зна > Макс1 | 20.03.2021 | 21:50 Ответить
                        Из травоядных динозавров остались в основном только гадрозавры, цератопсы и анкилозавры, способные питаться цветковыми растениями.
                        Как по мне это НЕ мало
                        Ну сегодня из крупных травоядных в основном сохранились только Парно и Непарнокопытные - может просто Гадрозавриды и Цератопсы были ефективние прочих динозавров
                        Из преимущественно хищных тероподов остались в основном только целурозавры.
                        Опять же все крупные современные сухопутные хищники млекопитающие пренадлежат к одному отряду
                        Разнообразие млекопитающих растет до предполагаемого падения астероида.
                        НЕ отрицаю (полностю согласен ) но только в мелко-
                        среднемелком размерном класе
                        Современные птицы Neornithes появляются незадолго до вымирания всех остальных динозавров, включая прочих птиц.
                        Опять же полностю соглсанен кроме НЕЗАДОЛГО появились, насколько я знаю это незадолго 100 млн лет назад 35 млн ДО армагедона и вымерание насколько я понимаю пережили
                        1 предки курогусей
                        2 предки остальных килегрудых
                        3 предки тинамустраусов
                        НО энанциорнисовые например также погибли хотя ИХ разнообразиеи ДО армагедона ,насколько, я читал НЕ уступало веерохвостым
                        Птерозавры по данным Еськова и прочих авторов находились в конце мела в еще большем упадке, чем динозавры, так как вытеснялись птицами
                        Опять же НЕ спорю
                        НО здесь обсуждалась богатая крупноразмерная птерозавровая фауна из Марокко буквально за считаные мгновенья до Чикшулуба
                        Ответить
              • KAAB > nal | 21.03.2021 | 02:02
                Комментарий скрыт
                • nal > KAAB | 21.03.2021 | 02:45 Ответить
                  Забавно... Я приводил свидетельства стабильности орбиты Земли в юрском, меловом и четвертичном периодах, за это время она не менялась. А Луны за миллиарды лет...

                  "К гипотезе влияния гравитации приходит все больше специалистов различных направлений. А появились еще до меня."
                  Ага, тот чьё имя вы однажды осмелились назвать на поверку оказался бредуном-шизофреником, а ни каким не специалистом.
                  Ответить
                  • KAAB > nal | 21.03.2021 | 03:28
                    Комментарий скрыт
                    • nal > KAAB | 21.03.2021 | 09:32 Ответить
                      Скучно с вами. Повторяетесь, смешиваете в одну кучу разновозрастные события, т.е. невежественны, игнорите то, что противоречит вашему бреду, т.е. бежите от реальности... Про отсутствии существенного похолодания на рубеже мела-палеогена и далее я тоже писал и давал вам ссылки, сразу после вымирания было даже потепление (первые 300 тыс лет.)... Эх, необучаемый. На этом разговоры с вами заканчиваю, от ныне и навсегда.
                      Ответить
  • mhorn  | 21.03.2021 | 19:44 Ответить
    Я смотрю, свидетельства присутствия многочисленных иридиевых аномалий вблизи границы, как и данные о том, что иридиевая аномалия предшествовала импакту, недостаточно знающие литературу по теме авторы проигнорировали.
    Удивительно, что они не процитировали ни одной статьи оппонентов - сторонников "вулканической" теории образования аномалий - в списке литературы нет ни одной работы Герты Келлер, нет и упоминания масштабной работы по мел-палеогеновой границе в Австрии, где как раз были получены сведения о том, что иридиевая аномалия и импакт не были одновременными (Grachev A. F., Ed. (2009), The K/T Boundary of Gams (Eastern Alps, Austria) and the Nature of Terminal Cretaceous Mass Extinction // Abh. Geol. B.-A. Bd. 63, P.1-199, doi:10.2205/2009-GAMSbook https://www.zobodat.at/pdf/AbhGeolBA_63_0001-0199.pdf ; см. также более раннюю статью авторов: Grachev, A. F., Korchagin, O. A., Kollmann, H. A., Pechersky, D. M., & Tsel'Movich, V. A. (2005). A new look at the nature of the transitional layer at the K/T boundary near Gams, Eastern Alps, Austria, and the problem of the mass extinction of the biota. Russian Journal of Earth Sciences, 7(6).)
    Ответить
    • Хто зна > mhorn | 23.03.2021 | 17:27 Ответить
      А вот это интересно спасибо, скорее именно интенсивный вулканизм был причиной некоего кризиса биоты, потому - то и удар Чекшулуба стал смертельным для многих груп организмов
      Ответить
    • KAAB > mhorn | 23.03.2021 | 20:03 Ответить
      Осталось лишь выяснить - что явилось причиной столь активного вулканизма, тектоники и самой сильной за всю историю Земли трансгрессии, и как они поспособствовали глобальному похолоданию, в далекой перспективе приведшему к оледенению полюсов и образованию вечной мерзлоты.
      Ответить
      • nicolaus > KAAB | 25.03.2021 | 14:45 Ответить
        "Выводы, сделанные на основе результатов анализа, принципиально отличаются от всех ранее существовавших данных о переходном слое между меловым периодом и палеогеном и позволяют по-новому взглянуть на причины массового вымирания живых организмов 65 млн лет назад. Эти данные исключают необходимость противопоставления вулканизма импактному событию: оба произошли, но изменения в биоте были вызваны вулканизмом, как и возникновение самой аномалии Ir, тогда как падение космического тела произошло примерно 500-800 лет спустя."

        Эти данные хорошо подтверждают гипотезу, заключающуюся в том, что вымирание динозавров связано с волной темной материи. В соответствие с этой гипотезой волна темной материи дестабилизировала земную кору, в результате усилилась активность вулканов. Дестабилизировала облако Оорта и пoяc Koйпepа. В результате облако пыли с примесью иридия накрыло внутренние планеты Солнечной системы. Затем облако пыли и кометы дестабилизировали астероидный пояс. При этом, при дестабилизации астероидного пояса, сместились траектории некоторых астероидов. Для того чтобы одному из таких астероидов удалось попасть в Землю потребовалось некоторое время - примерно 500-800 лет.

        Глобальное похолодание связано с тем, что темная материя-энергия формирует пространство с отрицательной кривизной, что уменьшает величину гравитационной постоянной. В результате немного уменьшается давление в центре Солнца и немного увеличивается орбита Земли. Что приводит к некоторому похолоданию. Но я не думаю, что уменьшение гравитационной постоянной произошло быстро и что величина уменьшения значительная - не больше сотых долей процента. А облако пыли вполне способно привести к оледенению.
        Ответить
    • Степан > mhorn | 20.09.2021 | 23:30 Ответить
      авторы нашли иридиевую аномалию буквально СВЕРХУ внешнего кольца кратера, между кратером и более поздними осадочными породами. как эта аномалия может предшествовать импактному событию?
      Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Метеоритные кратеры на Земле

Метеоритные кратеры на Земле


Последние новости


Домашняя кошка (Felis catus) — это облигатный хищник, то есть она обязана есть мясо, чтобы получать все необходимые питательные вещества
Шерсть домашних кошек напоминает по изотопному составу волосы людей-веганов

Геодинамическая модель и факторы, определяющие баланс углерода в атмосфере
Выбросы углерода вдоль срединно-океанических хребтов — важнейший фактор палеоклимата

Найден маленький рибозим-полимераза, способный реплицировать сам себя

Поле битвы — глаза: симметричная и асимметричная конкуренция между паразитами


Сюжет


Мел-палеогеновое вымирание

Мел-палеогеновое вымирание




Другие новости


Элементы

© 2005–2026 «Элементы»