Голубой лед Антарктиды раскрывает данные о климате Земли за 2,7 миллиона лет

Образец льда возрастом два миллиона лет

Рис. 1. Образец льда возрастом два миллиона лет. Фото из популярного синопсиса к обсуждаемой статье

Ледяные керны — столбики льда, извлеченные из скважин при бурении ледников, — служат первичными источниками бесценной информации о климате Земли в прошлом. Наиболее представительная коллекция таких кернов была собрана во время реализации Европейского проекта ледового бурения в Антарктиде в 1996–2005 годах. Анализ пузырьков воздуха, запечатанных в толще антарктического льда, позволил тогда восстановить подробную динамику изменений состава атмосферы и температуры за последние 800 тысяч лет. Однако в Антарктиде есть льды и значительно более древнего возраста. Хотя по ним невозможно воссоздать непрерывную картину климатических изменений, потому что эти льды периодически таяли, отдельные данные для общего представления получить все же можно. Недавно были опубликованы результаты исследований воздушных включений в льдах возрастом до 2,7 млн лет, позволившие частично продлить хронологию колебания уровня парниковых газов (метана и углекислого газа) в прошлое.

Ледниковый щит Антарктиды начал формироваться 14 млн лет назад. С тех пор ледниковый покров южного континента периодически таял и формировался снова. Для ученых, изучающих древний климат Земли, основной интерес представляют зоны, где можно проследить непрерывный разрез так называемого атмосферного льда — льда, образовавшегося из атмосферных осадков, которые выпадают в течение всего года (учитывая температуры на ледяном континенте) в виде снега. Выпавший снег уплотняется и превращается в лед. При этом воздух, заполняющий пространство между снежинками, запечатывается в виде пузырьков в толще льда. Год за годом, тысячелетие за тысячелетием слои снега и образующегося из него льда накапливаются. Соответственно, на поверхности ледника, как правило, мы видим современный лед, а чем глубже — тем старше ледяные слои.

Скорость прироста льда на разных участках разная, поэтому определить по мощности ледникового покрова возраст льда невозможно. Возраст слоев в непрерывных последовательностях ледниковых наслоений чаще всего определяют по той пыли, которая оседала на поверхность ледника и захоранивалась под новыми слоями снега.

Главное для ученых — убедиться, что лед никогда не таял, и пузырьки воздуха в нем остались нетронутыми. Поэтому самыми представительными с точки зрения палеоклиматических исследований являются непрерывные многолетние толщи льда из зон постоянного положительного баланса масс ледников Антарктиды, в которых скорость осадконакопления превышает скорость таяния или сдува снега с поверхности ледника.

Именно в таких местах располагались две скважины проекта EPICA (одна — на станции Конкордия на Куполе «С» (см. Dome C) глубиной 3270,2 м, другая — на станции Конен глубиной 2774,15 м), по ледяным кернам которых была построена самая длинная на сегодняшний день непрерывная хроника изменения окружающей среды, охватывающая последние 800 тысяч лет (см. новости Климат Антарктиды в течение последних 800 тысяч лет определялся изменениями орбиты Земли. «Элементы», 17.08.2007 и Антарктический лед поведал о содержании метана и CO2 в атмосфере Земли за последние 800 тысяч лет. «Элементы», 22.05.2008).

Ее данные полностью совпали с результатами, полученными ранее по кернам скважины, пробуренной на российской антарктической станции Восток. Поднятый там на поверхность ледяной керн, имея общую протяженность 3623 м, охватывал толщу льда, сформировавшуюся за последние 420 тысяч лет (см. J. R. Petit et al., 1999. Climate and atmospheric history of the past 420,000 years from the Vostok ice core, Antarctica).

Но есть в Антарктиде и зоны отрицательного баланса масс, где снег не накапливается по двум причинам: он интенсивно тает летом или сдувается приземными катабатическими ветрами. В итоге в этих зонах, которые получили название зон голубого льда (см. Blue-ice area), со временем на поверхность выходят все более древние слои.

По голубому льду невозможно восстановить непрерывную ледовую летопись и к тому же возникает вопрос датировки образцов такого льда и сохранности в нем газовых пузырьков. Однако ученые считают, что с определенными оговорками голубой лед можно использовать для палеоклиматических исследований (A. Sinisalo, J. C. Moore, 2010. Antarctic blue ice areas — towards extracting palaeoclimate information).

Самые древние образцы голубого льда возрастом 2,7 млн лет были получены американскими учеными во главе с Джоном Хиггинсом (John Higgins) из Принстонского университета в 2016 году (см. Рекордно древний лед, «Элементы», 21.08.2017). Для этого исследователям даже не пришлось бурить многокилометровые скважины. Главным было правильно выбрать место, где на поверхность выходят древние слои льда (рис. 2). На участке Аллан-Хиллс (Allan Hills) в 210 километрах от американской антарктической станции Мак-Мердо были пробурены две скважины глубиной 147 м (скважина ALHIC1503) и 191 м (скважина ALHIC1502).

Рис. 2. Голубой лед в Антарктиде

Рис. 2. Голубым показаны участки, где на глубине может сохраниться нетронутый атмосферный лед. Отмечен купол «С» (Dome С), где была получена непрерывная колонка ледяного керна, охватывающая последние 800 тыс. лет. Синим обозначены зоны голубого льда. Отмечен участок Аллан-Хиллс (Allan Hills). Изображение из статьи P. Voosen, 2017. Record-shattering 2.7-million-year-old ice core reveals start of the ice ages

Интервал геологического времени между 1,0 и 2,0 млн лет — самый интересный для палеоклиматологов. Дело в том, что примерно 1,24 млн лет назад произошла так называемая среднеплейстоценовая климатическая революция: длина ледниковых циклов увеличилась с 41 до 100 тыс. лет, амплитуда температурных колебаний возросла, а климат Земли в целом стал более холодным (подробнее см. новости Удлинение ледниковых циклов в плейстоцене может быть связано с ослаблением циркуляции океанических вод, «Элементы», 22.03.2019 и Темп ледниковых периодов сбился из-за североамериканских ледников, «Элементы», 23.08.2008).

Первые результаты работ американских ученых были доложены на геохимической конференции Goldschmidt 2017. Сейчас же исследователи подготовили подробную статью, которая опубликована в журнале Nature.

Особенность изучения кернов голубого льда заключается в том, что по ним нельзя получить непрерывную картину. Параметры измеряются в отдельно взятых на разных интервалах керна образцах, для каждого из которых определяют возраст. Для датирования образцов ледяного керна из Аллан-Хилс ученые использовали предложенный одним из авторов обсуждаемой статьи Майклом Бендером (Michael L. Bender) метод оценки скорости дегазации 40Ar на основе измерения отношения 40Ar/38Ar в пузырьках воздуха (M. L. Bender et al., 2008. The contemporary degassing rate of 40Ar from the solid Earth). Погрешность метода довольно большая — около 100 тыс. лет, но для выявления общих закономерностей этого достаточно (рис. 3).

Рис. 3. Результаты определения абсолютного возраста образцов льда

Рис. 3. Результаты определения абсолютного возраста образцов льда из скважин ALHIC1502 (синие метки) и ALHIC1503. По вертикали — глубина от поверхности (в метрах), по горизонтали — возраст (в млн лет). Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Задачей исследователей было выяснить, насколько отличаются амплитуды изменения основных климатических параметров (температура, содержание СО2 и СН4) в период 2,7–1,24 млн лет по сравнению с последними 800 тыс. лет, для которых построены детальные графики.

Маркером температурных изменений служили изотопные коэффициенты δD и δ18O льда, отражающие отношения соответственно дейтерия (D) к протию (Н) и 18О к 16О в сравнении с аналогичными отношениями в международном стандарте воды VSMOW (Vienna Standard Mean Ocean Water). Оба коэффициента традиционно используются для выявления границ климатических циклов, так как они четко коррелируют с температурой. Ранее было установлено, что δD и δ18O для антарктического снега имеют температурную чувствительность соответственно 8‰ и 0,9‰ на 1°C (W. Dansgaard, 1964. Stable isotopes in precipitation).

В целом авторам удалось подтвердить, что и в период 2,7–1,24 млн лет назад наблюдалась довольно четкая связь между содержанием парниковых газов в атмосфере и температурой (рис. 4). На этом постулате основывается большинство современных климатических моделей, и полученное подтверждение очень важно для их верификации.

Рис. 4. Графики изменения климатических параметров

Рис. 4. Графики изменения климатических параметров. По горизонтали — шкала времени в тыс. лет. Слева — результаты, полученные в проекте EPICA (a-d) и на основе анализа бентосных фораминифер (e)(скомпилированные данные из разных статей). Кружочки справа — результаты обсуждаемого исследования (a-d). Для удобства все пробы были сгруппированы в четыре временных интервала и показаны напротив их средних значений (1,0, 1,5, 2,0 и 2,7 млн лет). Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

При этом содержание CO2 в атмосфере для времени старше 800 тыс. лет назад оказалось на удивление низким. В образцах возрастом около 950 тыс. лет оно составило 240–250 ppm, а в образцах возрастом 1,5 млн лет — 220–230 ppm. Это намного ниже и нынешнего уровня (400 ppm), и тех значений, которые геохимики до этого восстанавливали по изотопному составу в морских отложениях. И здесь уже, по мнению авторов, нужно вносить в климатические модели определенные поправки.

Главное, что удалось выявить ученым, это то, что в последние 800 тыс. лет амплитуда колебания уровня CO2 и метана в атмосфере увеличились по сравнению с предыдущим периодом — в основном за счет более низких значений в период минимумов. Максимальные уровни этих газов в период 2,7–1,24 млн лет и в последние 800 тыс. лет примерно равны.

В ближайшие месяцы эта исследовательская группа продолжит работы на участке Аллан-Хиллс и надеется получить образцы еще более древнего льда.

Источник: Yuzhen Yan, Michael L. Bender, Edward J. Brook, Heather M. Clifford, Preston C. Kemeny, Andrei V. Kurbatov, Sean Mackay, Paul A. Mayewski, Jessica Ng, Jeffrey P. Severinghaus, John A. Higgins. Two-million-year-old snapshots of atmospheric gases from Antarctic ice // Nature. 2019. V. 574, P. 663–666. DOI: 10.1038/s41586-019-1692-3.

Владислав Стрекопытов


42
Показать комментарии (42)
Свернуть комментарии (42)

  • antiximik  | 06.11.2019 | 13:14 Ответить
    в последние 800 тыс. лет амплитуда колебания уровня CO2 и метана в атмосфере увеличились по сравнению с предыдущим периодом — в основном за счет более низких значений в период минимумов
    А вот и ничего подобного! С учётом погрешности определения возраста этого старого льда (плюс-минус 100 тыс.лет) то в сравнении с участком последних 800 т.лет всё то же самое... :)

    Вообще, рисунок 4 шикарен. Так как видно, что и сейчас и в прошлом всё непрерывно колеблется туда-сюда...
    При этом содержание CO2 в атмосфере для времени старше 800 тыс. лет назад оказалось на удивление низким.
    Это ещё с какого перепугу??!.. Всё то же самое...
    В целом авторам удалось подтвердить, что и в период 2,7–1,24 млн лет назад наблюдалась довольно четкая связь между содержанием парниковых газов в атмосфере и температурой (рис. 4).
    На рисунке 4 отсутствует ТЕМПЕРАТУРА. Куда нужно смотреть, чтобы увидеть ТЕМПЕРАТУРУ?..
    Ранее было установлено, что δD и δ18O для антарктического снега имеют температурную чувствительность соответственно 8‰ и 0,9‰ на 1°C (W. Dansgaard, 1964. Stable isotopes in precipitation).
    С одной стороны, применять изменение изотопного состава в ПРЕЦИПИТАТЕ ко льду, который то таял, то сдувало, то что попало... - это такое себе. С другой стороны, разброс величин для разных станций варьирует в чудовищных пределах (см. Таблицу 10 в цитированной статье). С третьей стороны, вот эти "0,9‰" как раз и наблюдаюцца на рисунке 4, т.е. вариация ажно в 1 (один!) градус Цельсия за все 2 мильёна лет... Не хухры-мухры!.. :D
    Ну и закончить хочу шикарной цитатой от Дансгаарда:
    Considerable variations in the isotopic composition of monthly precipitation occur at most stations. At low latitudes the amount effect accounts for the variations, whereas seasonal variation at high latitudes is ascribed to the temperature effect.
    Ответить
    • Teodor7 > antiximik | 06.11.2019 | 13:56 Ответить
      Это ещё с какого перепугу??!.. Всё то же самое...
      Там же сказано:
      Это намного ниже и нынешнего уровня (400 ppm), и тех значений, которые геохимики до этого восстанавливали по изотопному составу в морских отложениях.
      А не к разным частям графика
      Ответить
  • Teodor7  | 06.11.2019 | 13:24 Ответить
    Забавно, что голубой лед желтый (оппозитный к названию) по цвету. В фотошопе проверил по кривой цветности.
    Ответить
    • nal > Teodor7 | 06.11.2019 | 14:47 Ответить
      Цвет на фото этого кусочка льда зависит от цвета окружающих предметов, цвета освещения и баланса белого в настройках фотоаппарата. Молодой плохо спрессованный лед (с большим количеством пузырьков воздуха) выглядит белым из-за рассеивания света пузырьками. В многолетнем хорошо спрессованном прозрачном льду нет пузырьков рассеивающих свет. Свет проникает вглубь (речь не о маленьком кусочке, а ледниках, айсбергах), красная составляющая светового потока поглощается по пути проникновения вглубь льда, а назад отражается только голубая составляющая спектра.
      Ответить
      • coturnix19 > nal | 06.11.2019 | 22:36 Ответить
        В многолетнем хорошо спрессованном прозрачном льду нет пузырьков
        Что же они тогда там меряют? XDXD
        Ответить
        • nal > coturnix19 | 07.11.2019 | 00:02 Ответить
          Поправка: количество пузырей существенно меньше, чем в белом льду, и особо не рассеивают свет.
          А если этот лед был на большой глубине, то газы в нем сжаты большим давлением. При таянии такой лед вскипает как растворимая таблетка аспирина.
          Ответить
    • leonid_ge > Teodor7 | 08.11.2019 | 18:22 Ответить
      Если держать лед фиолетовыми перчатками...
      Ответить
  • Чудесенка  | 06.11.2019 | 14:48 Ответить
    В сухом остатке вывод из этого исследования, как я поняла, таков:
    "примерно 1,24 млн лет назад...климат Земли в целом стал более холодным", а содержание СО2 в атмосфере выросло с 220ррm (1,5 млн. лет назад) до нынешних 400ррm.

    То есть связь между содержанием парникового газа в атмосфере и температурами - это обратная корреляция? А не прямая, как всем известно из климатического Евангелия от Греты?!

    Уже не знаешь - плакать или смеяться от всех этих климатических моделей.
    Ответить
    • coturnix19 > Чудесенка | 06.11.2019 | 23:07 Ответить
      То есть связь между содержанием парникового газа в атмосфере и температурами - это обратная корреляция?
      не, ну нынешние 415чнм это все таки геологически беглый и несуществуенный результат нашего временного вмешательства в более природные циклы и через пару сот лет (максимум - тысяч) от него не останется и следа, а более правильный природный уровень со2 нашего межледниковья, как считается, составляет где-то в районе 270-285 чнм кажися, с ним нужно сравнивать. А еще вернее было-бы сравнивать с уровнем со2 который был во время полноценных ледниковьев, которые собствено и являются нормой климата для четвертичного периода... а то что вы видите за окном это короткоживущая флуктуация, а он опускался эмнип до 180 чнм; в любом случае 180 чнм это более адекватная цифра для сравнения чем 415, имхо так.
      Ответить
      • Чудесенка > coturnix19 | 07.11.2019 | 13:54 Ответить
        Поделитесь ссылкой, пожалуйста, на то, где установлен "правильный природный уровень СО2 нашего межледниковья". Буду признательна. А то это как обсуждать надписи на заборе.

        Если и сравнивать сегодняшние уровни, то с другими межледниковьями. А смысл сравнивать с уровнями ледниковых периодов? Чисто чтоб проверить, работает ли принцип Ле Шателье в планетарном масштабе?
        Ответить
        • coturnix19 > Чудесенка | 07.11.2019 | 20:08 Ответить
          вы бы еще ссылку на то что 2+2=4 попросили =)

          https://cdiac.ess-dive.lbl.gov/trends/co2/ice_core_co2.html
          там же
          https://cdiac.ess-dive.lbl.gov/images/three_gases_historical.jpg
          Ответить
          • Чудесенка > coturnix19 | 07.11.2019 | 21:32 Ответить
            А что, уровни СО2 уже стали знаниями масс-маркет и в начальной школе изучаются? Туповатый сарказм вышел у Вас.

            По ссылкам там приведен общий диапазон по больнице за 800тыс.лет, без разбивки по межледниковьям, и за последние 20% текущего межледниковья. Где Вы взяли пресловутые 270-285 чнм всего целиком голоцена - так и осталось загадкой.
            Ответить
            • coturnix19 > Чудесенка | 07.11.2019 | 23:05 Ответить
              Если у вас есть другая информация относительного того каким как считается "консенсусом" было типичное содержание со2 в голоцене - поделитесь.

              Сразу замечу, чтобы упредить перекручивание моих слов, что я говорю (и говорил!) о уровне который был "как считается", т.е. высказывал свое мнение о том каково мнение "опчества" а не о том каким он был на самом деле, потому что я не знаю и никто не знает в деталях.
              Ответить
              • Чудесенка > coturnix19 | 08.11.2019 | 17:10 Ответить
                У меня вообще никакой информации об исторических уровнях СО2 по голоцену нет. Вы же назвали цифры достаточно четкие, откуда-то они должны были взяться.Поэтому я и попросила ссылку на их источник.

                Понятно, что большинство информации, которую мы получаем от других людей - это, так или иначе, мнения. Поэтому, когда получаешь новую информацию, неплохо бы понимать, на чем и как базируется это мнение.
                Ответить
                • coturnix19 > Чудесенка | 08.11.2019 | 22:22 Ответить
                  Поэтому, когда получаешь новую информацию, неплохо бы понимать, на чем и как базируется это мнение.
                  в среде потеплистов это базовое знание уровня 2+2=4, о том что pre-industrial co2-уровень в прошлом был сравнительно стабильным (во время голоцена) и болтался где-то в районе 270-285 единиц но не меньше 260. Данные берутся из ледовых кернов, которых за годы было много добыто в разных местах. Насколько им верить можно - я не знаю, "научный консенсус 97% ученых" верит, как и политическое крыло потеплистов. А почему нет? ведь он показывает именно то что им выгодно. Стоматы правда показывают немного другую картинку, но на них всем пофигу.
                  Ответить
                  • Чудесенка > coturnix19 | 09.11.2019 | 17:16 Ответить
                    Да, графики температур, построенные по кернам, встречаются в обилии и почти за все периоды. А вот по уровням СО2 и чтоб по всему голоцену - ни разу не попадались.
                    Если 270-285 норма, то, да, значение 400 высоковато, но нужно также учитывать и парниковость СО2 (а она в 28 раз ниже, чем у СН4) и "буферную емкость" Земли, способность планеты его избыток перемалывать. А способность эта, если уровень СО2 был стабилен, невзирая на все перипетии, почти миллион лет, нехилая.

                    А что показывают стоматы?
                    Ответить
                    • Fangorn > Чудесенка | 09.11.2019 | 19:09 Ответить
                      "если уровень СО2 был стабилен, невзирая на все перипетии, почти миллион лет"

                      Голоцен - это только последние 10 тыс.лет. А за миллион лет уровень СО2 колебался от 180 ppm до 285 ppm.

                      А про стоматы тоже интересно.
                      Ответить
                      • Чудесенка > Fangorn | 11.11.2019 | 13:02 Ответить
                        Спасибо за попытку ликбеза, но я в курсе, что такое голоцен.

                        И не за миллион лет, а за 800 тыс., и не 180-285 ppm , а 170-298,6 ppm. (https://cdiac.ess-dive.lbl.gov/trends/co2/ice_core_co2.html) Весьма стабильный диапазон, если учесть, что климат метался от температурных минимумов ледниковых периодов к оптимумам межледниковий.

                        Что касается 270-285, то их выдал по голоцену гражданин coturnix19, который эти цифры где-то видел, но молчит.
                        Ответить
      • Хто зна > coturnix19 | 08.11.2019 | 18:24 Ответить
        а он опускался эмнип до 180 чнм; в любом случае 180 чнм это более адекватная цифра для сравнения чем 415, имхо так.
        Только при 180 С3 фотосинтез уже малоэфективен и свыше 90% видов флоры Земли должны были погибнуть
        Ответить
        • coturnix19 > Хто зна | 08.11.2019 | 20:42 Ответить
          Во-первых, это касается только C3 фотосинтеза, который делают все деревья, большая часть споровых и значительная часть травянистых покрытосеменных. C4-же фотосинтез успешно идет даже при концентрациях со2 падающих гораздо ниже 100чнм.

          С другой стороны, очень может быть что так и было, и на пике оледенения исчезали не только леса но и вообще большая часть растительности т.к. (полу)пустыни занимали значительную часть земной поверности, а пылевые бури были нормой; содержание пыли в ледовых кернах в соответствующих слоях на порядок превосходит современный. Логично, что причиной этому мог быть не просто сухой и жаркий климат сам по себе, а не в последнюю очередь критический недостаток со2, и это вполне себе адекватная гипотеза. Более того, есть гипотеза что недостаток со2 и сопровождавшее его опустынивание и пылевые бури играл ключевую роль в процессе разорозки ледников, покрывая их слоями пыли что позволяло им гораздо быстрее таять при подходящих условиях.
          Ответить
          • Хто зна > coturnix19 | 09.11.2019 | 00:27 Ответить
            Во-первых, это касается только C3 фотосинтеза, который делают все деревья, большая часть споровых и значительная часть травянистых покрытосеменных. C4-же фотосинтез успешно идет даже при концентрациях со2 падающих гораздо ниже 100чнм.
            1. Простите сер но ваша идея не выдерживает минимальной критики
            СВЫШЕ 90% видового разнообразия СОВРЕМЕННОЙ флоры С-3 растения, для них понижение НИЖЕ 190 - 200 это смерть, думаю даже длительные периоды 210-220 дали бы колоссальное преимущество С-4 фотосинтетикам
            2. Ледниковые периоды очень сильно подкосили дендрофлору Европы пекан гикори там магнолии лапина просто вымерзли, и это при том что они могли б сохранятся в рефигиумах на юге
            а при ВАШИХ 180 рефигиумов просто НЕТ
            даже кратковременное падание до 180 вызовет такой армагедон, против которого Перьмо-триасовое вымерание покажется незначительным

            Поэтому простите если модель рассматривает уровень ниже 200 эту модель в топку вмести с автором
            Ответить
            • Fangorn > Хто зна | 09.11.2019 | 08:57 Ответить
              "С-3 растения, для них понижение НИЖЕ 190 - 200 это смерть"

              Для меня это странная новость. Откуда информация?
              Ответить
              • Хто зна > Fangorn | 09.11.2019 | 12:03 Ответить
                проще всего
                цитата из
                https://elementy.ru/bookclub/chapters/433137/5_000_000_000_let_odinochestva_Glava_iz_knigi

                Девяносто пять процентов всех видов растений на Земле, все деревья, большинство зерновых культур, почти все они содержат в механизме фотосинтеза стадию, называемую C3-фотосинтезом, или циклом Кальвина. На первом этапе этого цикла образуется цепочка из трех атомов углерода. Если концентрация углекислого газа в атмосфере будет меньше, чем 150 частей на миллион, организмы, использующие цикл Кальвина, будут сжигать углерод быстрее, чем забирать его из воздуха, что приведет к смерти растения.

                Понимаю что 150 и 180 немного РАЗНЫЕ цифры НО читал но не могу найти ссылку на исповедование где уже при 190-200 С-4 растения получают селективные преимущества над С-3 а при 180 большинство С-3 вымирают

                В флоре Земли сильно доминируют С-3 отсюда логичные выводы
                Ответить
                • Fangorn > Хто зна | 09.11.2019 | 19:06 Ответить
                  Посмотрел Вашу ссылку.
                  На мой личный взгляд, производит впечатление очень ненадежного источника. Через пару абзацев там рассыпаны утверждения, которых я нигде больше не слыхал и которые выглядят неправдоподобно.

                  Один из многих примеров:
                  "В ходе дальнейших исследований Кастинг и его коллеги изучили влияние содержания CO2 в атмосфере Земли на ее температуру и пришли к выводу, что даже без увеличения светимости Солнца одно только повышение концентрации CO2 способно привести к потере океанов через механизм влажной стратосферы... Для запуска механизма влажной стратосферы содержание CO2 в атмосфере Земли должно стать более чем в двадцать пять раз выше нынешнего"

                  Вообще-то, в отдаленные эпохи, как считается, содержание СО2 именно таким и было. А океаны не исчезли :) Так что модели - это интересно, но...

                  А главное, в этой книге отсутствуют ссылки на оригинальные статьи. Так что и проверить ничего нельзя.
                  Ответить
                • Fangorn > Хто зна | 10.11.2019 | 08:57 Ответить
                  А вот нашел подробный обзор: https://nph.onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1111/j.1469-8137.2010.03441.x
                  Выводы:
                  С3-растения растут вплоть до концентраций СО2 50-150 ppm (частей на миллион) (в зависимости от вида), а некоторые (Arabidopsis thaliana) - и ниже 50 ppm;
                  однако уже при 180 ppm их рост заметно замедляется (раза в полтора-два), что должно давать конкурентное преимущество С4-растениям;
                  тем не менее, нет никаких свидетельств вымирания С3-растений в ледниковые эпохи, когда уровень СО2 по данным ледниковых бурений снижался до 180-190 ppm;
                  С4-растения растут даже ниже 10 ppm.
                  Ответить
                  • Хто зна > Fangorn | 10.11.2019 | 12:13 Ответить
                    Я читал немного более пессимистические результаты по некоторым с-3, ссылку не нашел суть молодые деревья некоторых видов очень плохо себя чувствовали уже при 180-190, правда думаю что их могло спасать что над лесной почвой углекислоты всегда чуть больше.

                    Но суть в том что длительный низкий со2 это массовое вымирание с-3
                    Ответить
                  • olegov > Fangorn | 11.11.2019 | 14:25 Ответить
                    А есть растения что усваивают карбонаты, например водное растение (не водоросль) роголистник.
                    Ответить
                  • coturnix19 > Fangorn | 26.11.2019 | 02:50 Ответить
                    Не знаю насчет буквального вымирания, есть однако совершенно явный тренд эволюционного замещения с3 растений на с4 в местах, где у них есть большое преимущество - при высоких температурах, ярком солнце и низком со2. В современных тропических саваннах с4-травы вроде бы даже уже доминируют, тогда как ближе к полюсам еще не очень.
                    Ответить
              • Хто зна > Fangorn | 09.11.2019 | 12:24 Ответить
                Более того смотрите что получается
                допустим за 100 -150 лет уровень углекислого газа вырос от 220-250 (примерно ) до 420, где то в два раза насколько я понимаю раньше бывали скачки вверх и более значительные.
                Но уровень НИКОГДА не понижался существенно НИЖЕ 200 что то очень могущественное не позволяет этому сучится мне реально интересно что это?
                Ответить
                • coturnix19 > Хто зна | 18.11.2019 | 02:25 Ответить
                  Но уровень НИКОГДА не понижался существенно НИЖЕ 200
                  вранье, до 180 понижался - согласно ледяным кернам
                  Ответить
                  • Fangorn > coturnix19 | 18.11.2019 | 20:56 Ответить
                    Ну я бы не сказал, что 180 - это так уж "существенно" ниже 200.

                    А что всё-таки Вы имели в виду про стоматы и уровень СО2 в голоцене?
                    Ответить
                    • coturnix19 > Fangorn | 23.11.2019 | 15:18 Ответить
                      Ну, 180 против 200 - это на 10% меньше. Для сравнения, на столько co2 поднялся примерно с конца 80х, ну а с точки зрения С3-растений даже более существенно.

                      Начет стомат, их плотность весьма неплохо коррелирет с концентрацией со2, хотя и не идеально, и таким образом сохранившиеся листья растений используют для оценки концентрации со2 там и тогда где это растение существовало. Насколько я знаю, метод чисто эпиричен и его точность не высока, но надежность вполне на уровне, иначе бы его не использовали. Для оценки со2 за миллионы лет до нашей эры, подсчет стомат в фоссилизированных листьях применяется широко, но почему-то в вопросе оценки со2 в голоцене, когда надежность метода должна быть даже более высокой (т.к. все-таки кто значет какие неучтенные факторы могли на них влиять где-нибудь в палеоцене или юре), о них все забывают. Возможно потому, что они - сюрприз - не вполне потдтверждают данные которые выдают леовые керны.

                      А именно, по стоматам получается, то со2 в голоцене в среднем был чуть выше чем получается из ледовых кернов, но что интереснее - гораздо более изменчивым. В принципе, изменчивость со2 ледовым кернам не очень противоречит, ведь у них разрешающая способность зависит от скорости накопления снега и его превращения в лед, и я не знаю есть ли вполне адекватное научное описание процесса закрытия пузырьков воздуха при превращении снега в лед (наверняко оно должно быть), но как бы там ни было, из-за этого разрешающа способность по времени у ледовых кернов может изменяться от десятков до порядка тысячи лет на одну точку данных. Стоматы-же реагируют на изменения со2 здесь и сейчас, и быстрые флуктуации они будут ловить. Но официальная доктрина говорит, что со2 остается неизменным на протяжении тысячелетий, в лучшем случае медленно меняясь вслед за изменениями температуры, уиркуляции и прочими солнечными циклами - ну вы видели графики со2 из ледяных кернов, поэтому никакой всокочастотной изменчивости уровня со2, которые регистрируют стоматы нету потому что ее и быть не может. В этом месте следует вспомнить о сравнительной неточности метода, так что значительную часть показанной ими изменчивости на самом можно втиснуть в рамки погрешности метода, тем не менее осадок сомнений в верности общепринятой доктрины стабильности уровня со2 в атмосфере остается.

                      вот например, человек этим делом увлекается https://scholar.google.ca/scholar?q=related:ydbObBBi9KkJ:scholar.google.com/&scioq=&hl=en&as_sdt=0,5
                      Ответить
    • olegov > Чудесенка | 08.11.2019 | 10:52 Ответить
      Пока нет полной климатической модели ни у кого, кроме этого постоянно обнаруживаются неучтенные глобальные факторы которые переворачивают все модели с ног на голову, и все понимают что такие факторы будут находится снова и снова. Поэтому пока с одной стороны идет наработка знаний, а с другой всякие нечистоплотные политики пользуются этим для разжигания в обществе потеплительной истерии в своих личных корыстных интересах.
      Ответить
      • Скеп-тик > olegov | 08.11.2019 | 17:08 Ответить
        Самый главный неучтённый фактор - это морские течения, которые переносят количество энергии на три порядка больше, чем вся человеческая деятельность. Причём каждое течение.
        А неучёт этих потоков тепла/холода - любимое занятие модельеров от климата.
        Ответить
        • PavelS > Скеп-тик | 10.11.2019 | 17:40 Ответить
          Человеческая деятельность греет не прямо, а косвенно. Т.е. не в том плане что тепло от сгорания топлива греет планету (это как раз тысячные, о чем вы ведёте речь), а греет парниковый газ. Так что вы начитали неверно. И что не учитываются морские течение - ну-ну, а как же погоду предсказывают?
          Ответить
          • olegov > PavelS | 11.11.2019 | 12:49 Ответить
            Погоду предсказывают плохо. Обещали +11 на выходных встаю на термометре +1 и дождь с намеками на снег. И это при том что все циклоны и их скорости видны на картах, на краткосроке ошибаются в сутки, прогноз же более 3 дней вообще пальцем в небо.
            Ответить
      • Чудесенка > olegov | 08.11.2019 | 17:37 Ответить
        Да, ситуация явно куда интереснее с точки зрения социологии и антропологии, чем климатологии. Как салемские ведьмы или тульпановая лихорадка. Или литературы - сказка про голого короля.
        Было бы забавно смотреть на всё это со стороны. Но экологические налоги, навеянные спорными теориями, уже прибывают кластерами. И это нервирует.
        Ответить
        • olegov > Чудесенка | 11.11.2019 | 13:10 Ответить
          Основная цель конечно налоги, и удушение экономик не развитых стран. С целью установления контроля развитыми за их ресурсами и производством. Для этого годится все и онижедети инвалиды с трясущимися губами. Учитывая что дело запахло применением детей прогнозирую что дела у потеплистов плохи и надо принимать решительные меры. Не удивлюсь что скоро пойдет большая движуха.
          Ответить
  • olegov  | 08.11.2019 | 10:34 Ответить
    При этом содержание CO2 в атмосфере для времени старше 800 тыс. лет назад оказалось на удивление низким. В образцах возрастом около 950 тыс. лет оно составило 240–250 ppm, а в образцах возрастом 1,5 млн лет — 220–230 ppm. Это намного ниже и нынешнего уровня (400 ppm), и тех значений, которые геохимики до этого восстанавливали по изотопному составу в морских отложениях. И здесь уже, по мнению авторов, нужно вносить в климатические модели определенные поправки.
    Это похоже уже на агонию. Видимо деньги на борьбу с глобальным потеплением выделяют все хуже. Разумеется геохимикам доверия куда больше чем климатологам. Что та было намерено в тающем и вскипающем льду еще неизвестно, может есть системная ошибка не учитывающая что в таких условиях теряется допустим половина газов, это сразу дает ровно противоположный результат. Опять же вполне возможно что голубой лед сохранялся только в периоды похолодания когда СО2 и правда было ниже, а все периоды когда его было гораздо больше просто не сохраняются в голубом льду. Так что данные можно трактовать как угодно, но вывод внезапно один и тот же дайте денег на борьбу с глобальным потеплением.
    Ответить
  • Хто зна  | 08.11.2019 | 18:12 Ответить
    Вся польза от климатических моделей более-менее точный прогноз погоды на 3-5 дней, как - бы климатологии есть куда расти нет.

    А глоповцами-потеплистами нужно топить холодными зимними вечерами
    Ответить
    • VladNSK > Хто зна | 09.11.2019 | 11:23 Ответить
      Погода и климат - вещи совершенно разные, как и их модели. Вы классически путаете апельсины с орангутанами.
      Ответить
      • Хто зна > VladNSK | 09.11.2019 | 12:14 Ответить
        1Признаю погода производная от климата допустим признаю что путаю апельсины плоды и апельсиновые деревья

        2 я к тому что в обоих случаях столько неучтенных и неизвестных факторов, что адекватность моделей более чем сомнительна

        мы не умеет прогнозировать урожай плодов, а беремся за прогноз роста деревьев которые эти плоды дают
        Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Ледяные щиты Земли

Ледяные щиты Земли


Последние новости


Геодинамическая модель и факторы, определяющие баланс углерода в атмосфере
Выбросы углерода вдоль срединно-океанических хребтов — важнейший фактор палеоклимата

Найден маленький рибозим-полимераза, способный реплицировать сам себя

Поле битвы — глаза: симметричная и асимметричная конкуренция между паразитами

Грот Гоминид в карьере Томас-I рядом с торговым центром Morocco Mall в Касабланке (Марокко)
В Марокко найдены ископаемые люди, близкие к общим предкам сапиенсов, неандертальцев и денисовцев



Элементы

© 2005–2026 «Элементы»