Корабли, верблюды, вши и меха: кто принес в Европу «черную смерть»?

Рис. 1. Чума в Лувене. Картина XVI века, художник неизвестен

Чума в Лувене (нынешняя Бельгия). Картина XVI века, художник неизвестен. Изображение из Википедии

В Западной Европе нет и никогда не было природных очагов чумы. Поэтому катастрофическая эпидемия середины XIV века, известная под названием «черной смерти», могла быть только результатом проникновения возбудителей чумы в Европу извне. Какими путями они туда попали? Конечно, с помощью кораблей, на которых были чумные крысы и (или) зараженные чумой люди. Но этот фактор вряд ли был единственным. Во-первых, переносчиками чумы могли служить верблюды — важнейшие средневековые транспортные средства, а во-вторых, между людьми чума, скорее всего, распространялась с помощью головных и платяных вшей. Некоторую роль могла сыграть и торговля мехами, но это нуждается в проверке.

— Вот, кстати, местный врач, — сказал Змейк и, окликнув его, сказал по-латыни: — Простите, коллега, мы тут недавно. Почему у вас здесь сразу и бубонная, и легочная чума?
— В порт одновременно пришли два корабля с разными формами чумы, — отвечал молоденький врач, также по-латыни, но с ярким акцентом, выдававшим уроженца Гвинедда.
Анна Коростелева, «Школа в Кармартене»

Разразившаяся в середине XIV века вторая пандемия чумы, так называемая «черная смерть», была для Западной Европы одним из самых трагических событий за всю ее историю. «Черная смерть» убила несколько миллионов человек, серьезно повлияла на общественные отношения и получила множество отражений в культуре, от возрожденческой до современной (например, именно со второй пандемией чумы связан сюжет замечательного романа Йена Пирса «Сон Сципиона»). История эпидемий чумы — хороший пример междисциплинарной проблемы, где сочетаются подходы гуманитарных и естественных наук: например, в найденных археологами скелетах людей, которые умерли от чумы, часто сохраняется микробная ДНК, исследования которой дают много интересной информации об эволюции возбудителей болезни (см., например: Бубонная чума была уже 3800 лет назад, «Элементы», 15.08.2018). Пионером таких исследований был знаменитый французский микробиолог Дидье Рауль (Didier Raoult), который и сейчас продолжает активно работать в самых разных областях: чумой его интересы далеко не исчерпываются. Впрочем, и сами по себе исследования чумы — богатейшая тема, где остается много нерешенных вопросов.

Загадочные пути чумы

В конце 2018 года в известном журнале PNAS вышла статья, посвященная исследованию геномов возбудителей чумы из европейских захоронений XIV века (A. Namouchi et al., 2018. Integrative approach using Yersinia pestis genomes to revisit the historical landscape of plague during the Medieval Period). На последнем месте, которое традиционно отводится руководителю, в списке авторов этой статьи стоит имя итальянской исследовательницы Барбары Браманти (Barbara Bramanti). Особенность Западной Европы, судьба которой в первую очередь интересовала авторов, заключается в том, что в этой части планеты, в отличие от Азии, нет никаких природных резервуаров чумы. И в эпоху Средневековья их тоже не было. Генетические данные подтверждают: «черная смерть» вспыхнула исключительно благодаря возбудителям, занесенным в Западную Европу извне, причем скорее всего — несколько раз независимо. Как же произошли эти заносы?

На эту тему взялась порассуждать группа биологов во главе со знаменитым Дидье Раулем — они выступили со своей репликой в том же PNAS. Итак, один из путей заноса чумы в Европу совершенно очевиден: это корабли с Востока, на которых находились зараженные люди либо зараженные крысы и которые прибывали в такие крупные порты, как Марсель, Генуя, Венеция; промежуточным этапом тут, конечно, мог служить Ближний Восток, как в знаменитом стихотворении Николая Гумилева.

Но этот морской путь вряд ли был единственным. Во-первых, хорошо известно, что одна из главных особенностей возбудителя чумы, бактерии Yersinia pestis, — это ее удивительная неспецифичность по отношению к хозяевам. Чума поражает самых разных млекопитающих: не только людей и грызунов, но и копытных, хищников и даже сумчатых, если возбудитель до них доберется. Способность мгновенно менять хозяев — важнейшее «ноу-хау» иерсинии, в конечном счете обеспечившее ей почти всесветное распространение (сейчас природные очаги чумы есть на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды). Поэтому, вероятнее всего, будет несправедливо возлагать всю вину за «черную смерть» на корабельных крыс, тем более что — это уже во-вторых — вспышки чумы среди людей далеко не везде и не всегда сопровождались массовой гибелью грызунов. Вывод: крысы были, может, и важными переносчиками чумы, но точно не монопольными.

Группа Рауля обращает внимание на то, что в число средневековых переносчиков чумы наверняка входили верблюды — и ближневосточные одногорбые (дромадеры), и центральноазиатские двугорбые (бактрианы). Одомашнивание верблюдов началось еще в глубокой древности, но большое значение для цивилизованного мира они приобрели только в IV–V веках нашей эры: в этот период на Среднем Востоке верблюды вытеснили колесные повозки и скоро стали основным средством транспорта товаров на огромном пространстве от Северной Африки до Центральной Азии включительно (У. Мак-Нил, 2004. Восхождение Запада. История человеческого сообщества). В результате верблюжьи караваны позволили создать мощную систему транснациональных экономических связей, важной частью которой был Великий шелковый путь. Верблюдов не зря называют кораблями пустыни: в Средневековье караванная торговля играла глобальную роль, вполне сравнимую с ролью торговли морской.

Между тем верблюды подвержены чуме и способны передавать ее людям. Чума у верблюдов впервые была обнаружена русскими исследователями в начале XX века в окрестностях Каспийского моря. Встречается она и в Центральной Азии, и в Иране, и в Аравии, причем известно, что там падеж верблюдов от чумы иногда предшествовал вспышкам чумы у людей. Специальные эксперименты подтвердили, что чума может перекидываться с верблюдов на других животных через посредство блох или клещей (V. N. Fedorov, 1960. Plague in camels and its prevention in the USSR). А в 1976 году в Ливии была достоверно зафиксирована вспышка бубонной чумы, вызванная тем, что люди убили и съели больного верблюда (A. B. Christie et al., 1980. Plague in camels and goats: their role in human epidemics).

Таким образом, Великий шелковый путь, который именно в середине XIV века не был перекрыт никакими крупными войнами или непроходимыми границами, уже благодаря используемым транспортным средствам стал отличным проводником не только экономических и культурных достижений, но и чумы.

Нельзя забывать и о кровососущих паразитах, которые служат векторами, переносящими возбудителей чумы с одних млекопитающих на других. Тут есть важные нюансы. Если эпидемиологическое значение блох (крысиных и других) известно давно и изучено относительно хорошо, то вши — головная и платяная, которые на самом деле являются формами одного вида — в этом плане до сих пор вызывают вопросы. Широко известно, что вши отлично переносят некоторые бактериальные инфекции, из которых в нашей российской истории особенно отметился сыпной тиф. Тогда почему бы им не переносить и чуму?

Действительно, еще в XVIII веке известный медик Даниил Самойлович высказал предположение, что вши внесли немалый вклад в известную вспышку чумы в Москве (см. Чумной бунт). В XX веке эпидемиологи не раз находили зараженных чумой вшей, причем их способность переносить эту инфекцию между млекопитающими была подтверждена экспериментально, в том числе и группой того же Рауля — не на людях, конечно, а на кроликах (L. Houhamdi et al., 2006. Experimental model to evaluate the human body louse as a vector of plague). Ну, а в 2015 году Рауль и его сотрудники доказали наличие Yersinia pestis в организмах головных и платяных вшей, пойманных в одной из тех современных стран, где люди до сих пор болеют чумой, а именно в Демократической Республике Конго (R. Drali et al., 2015. A new clade of african body and head lice infected by Bartonella quintana and Yersinia pestis — Democratic Republic of the Congo). Нет оснований думать, что в средневековой Европе, где зараженность горожан наружными паразитами была довольно высока, дела обстояли иначе. Если выкладки Рауля верны, значит, чума может (и могла в Средние века) успешно распространяться среди людей через посредство чисто человеческих насекомых-паразитов, без всякого участия в этом процессе крыс, сурков и любых других млекопитающих. Примерно как сыпной тиф.

Кроме того, надо помнить, что самая опасная форма чумы — легочная, которая до изобретения антибиотиков была безусловно смертельной, — передается от человека к человеку банальным воздушно-капельным путем, как обычный грипп, например. Здесь вообще никакие переносчики не нужны.

Указывая на эти факты, Дидье Рауль и его коллеги с присущим им галльским изяществом подводят читателя к мысли, которая на первый взгляд кажется парадоксальной. Чуму принято рассматривать как типичный зооноз, то есть заболевание, для возбудителей которого естественным резервуаром являются животные и которое с животных перекидывается на людей. Действительно, природные очаги чумы многочисленны и хорошо известны ученым. Однако, с другой стороны, чума, попавшая в популяцию людей, начинает вполне самостоятельно и очень эффективно распространяться внутри нее, подобно многим чисто человеческим болезням (антропонозам). Одного только воздушно-капельного переноса для такого распространения, по мнению Рауля, не хватило бы. Нужна «помощь» векторов, в число которых входят головные и платяные вши. Итак, «похоже, что пандемии чумы совершали большие путешествия на кораблях и на верблюдах, а среди людей распространялись благодаря наружным паразитам». Корабли, верблюды и вши совместно формировали картину пандемии, то есть эпидемии глобального масштаба.

...и мягкая рухлядь

Рассуждения Рауля и его коллег, опубликованные в PNAS в виде письма, сразу вызвали обсуждение — в том же PNAS появилось ответное письмо, подписанное частью авторов исходной статьи о молекулярной биологии возбудителей чумы XIV века, во главе с Барбарой Браманти. Надо сказать, что группа Браманти вполне согласна с большинством выводов группы Рауля — правда, с намеком, что эти выводы не так уж и новы; некоторые из них совпадают с собственными выводами Браманти и ее коллег (K. R. Dean et al., 2018. Human ectoparasites and the spread of plague in Europe during the Second Pandemic). Но есть и одно по-настоящему серьезное замечание. Дело в том, что группа Рауля лихо отождествила Великий шелковый путь с путем торговли мехами («мягкой рухлядью»), которая была прекрасно развита в средневековой Восточной Европе, связывая ее с другими странами. Это — единственный тезис, с которым группа Браманти смириться не может и по которому, опираясь на данные историков (J. Martin, 1978. The land of darkness and the Golden Horde. The fur trade under the Mongols XIII–XIVth centuries), учиняет развернутое возражение. Что ж, рассмотрим его.

Вероятные пути распространения «черной смерти»

Вероятные пути распространения «черной смерти»: морские пути (maritime routes), Великий шелковый путь (Silk road) и пути торговли мехами (fur trade roades). Надо заметить, что карта очень схематична — на ней указаны только общие направления торговых путей. Иллюстрация из обсуждаемой статьи B. Bramanti et al. в PNAS. Авторы воспользовались картой из Google Maps, на которой указаны современные границы государств

Прежде всего, страны, которые экспортировали меха, попросту находились гораздо севернее, чем Великий шелковый путь. Основной областью добычи пушного зверя были леса нынешней Северной России, которые, по свидетельству знаменитого путешественника Ибн Баттуты, мусульмане называли «землей мрака». Промыслом этим занимались Волжская Булгария, Владимирское княжество (которое в начале XIII века основало в качестве лесного форпоста Великий Устюг) и Новгородская республика. Причем со стороны Новгорода пушная торговля была в большой мере ориентирована на города Ганзейского союза, то есть на Балтийское море. Но большинство путей вело всё-таки на юг. На эту часть внешней торговли, как и вообще на всю жизнь Восточной Европы, сильно повлияло монгольское нашествие: как известно, в середине XIII века монголы разгромили Волжскую Булгарию, подчинили себе большинство русских княжеств и навели на подконтрольных территориях свой порядок. При монголах пушной товар шел по Волге, через расположенную в ее низовьях столицу Золотой Орды — Сарай-Бату, а потом Сарай-Берке. Именно здесь «меховой путь» пересекался с Великим шелковым путем.

Итак, в интересующее нас время восточноевропейские меха концентрировались в Сарае-Берке и уже оттуда расходились во все стороны света: в итальянские колонии в Крыму, в Византию, в Северную Африку, в ближневосточное государство ильханов, в образовавшийся на месте уничтоженного государства хорезмшахов улус Чагатая, в завоеванный монголами Китай. Какая-то их часть, несомненно, попадала и в Западную Европу.

Группа Браманти называет четыре причины, почему эту торговлю следует рассматривать как самостоятельным фактор, способный облегчить распространение пандемии:

  1. товарные меха были очень разнообразны (горностай, соболь, хорек, куница, белка, лиса, волк), носителем чумы мог оказаться если не один, то другой из их обладателей;
  2. неподалеку от Сарая-Берке, в Северном Прикаспии, находится один из самых древних и устойчивых природных очагов чумы (он существует до сих пор);
  3. в мехах могли быть наружные паразиты — дополнительные переносчики,
  4. по историческим данным, в XIV веке меха пользовались большой популярностью во многих странах, так что потенциал для распространения инфекции был немалым.

Вместе с тем группа Браманти не скрывает, что эти рассуждения — только рабочая гипотеза. Прямых подтверждений она пока не имеет. «Меховая» часть интриги важна для этих авторов, возможно, и потому, что один из тех скелетов XIV века, откуда им удалось выделить ДНК возбудителя чумы, был захоронен как раз на месте древнего города Великий Булгар, у слияния Волги с Камой. В том, что «черная смерть» основательно прошлась по этим краям, историки и так не сомневаются (см. И. А. Гагин, 2015. Чума в истории Руси и Волжской Булгарии), но прямая молекулярно-биологическая проверка придает этому утверждению совершенно другой статус: насчет того, чума тут была или все же не чума, копья можно больше не ломать. Кстати говоря, принято считать, что именно от чумы умер в 1353 году московский князь Симеон Гордый — это вполне правдоподобно. Нет сомнений и в том, что чума распространялась по той же самой волжской магистрали, по которой шли меха — правда, они-то шли вниз по Волге, а не вверх. Конечно, «меховой путь» имел значение. Но участвовал ли в распространении чумы сам меховой товар, или дело было только в сопровождавших его людях — неизвестно.

Источники:
1) Rémi Barbieri, Michel Drancourt, and Didier Raoult. Plague, camels, and lice // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. V. 116. № 16. P. 7620–7621. DOI: 10.1073/pnas.1901145116.
2) Barbara Bramanti, Amine Namouchi, Boris V. Schmid, Katharine R. Dean, and Nils Chr. Stenseth. Reply to Barbieri et al.: Out of the Land of Darkness: Plague on the fur trade routes // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. V. 116. № 16. P. 7622–7623. DOI: 10.1073/pnas.1902274116.

Сергей Ястребов


38
Показать комментарии (38)
Свернуть комментарии (38)

  • RomTV  | 12.08.2019 | 10:49 Ответить
    Спасибо, очень познавательно! Вообще, исследования на стыке биологии и истории - нечто особенное и увлекательное, близкое к детективному жанру.
    Ответить
    • Сергей Ястребов > RomTV | 12.08.2019 | 14:45 Ответить
      Вам спасибо.
      Ответить
  • Arsenic  | 12.08.2019 | 11:19 Ответить
    Все таки не очень понятно — ведь чума убивает очень быстро, если команда корабля заболеет, то успеет ли корабль дойти до порта и там всех заразить? Учитывая скорость парусных судов, даже короткое путешествие займет недели.
    Про меха вообще ничего не понял:
    "товарные меха были очень разнообразны (горностай, соболь, хорек, куница, белка, лиса, волк), носителем чумы мог оказаться если не один, то другой из их обладателей" — если основные меха добывали на севере, где природных очагов чумы нет, то откуда они заразятся? К тому же перевозили же не животных, а шкуры.
    "в мехах могли быть наружные паразиты — дополнительные переносчики," — пока меха очень неспешно везут до пункта назначения, паразиты либо передохнут с голоду, либо переползут на другого носителя.

    И кстати. Не знаю насчет вшей, но блох чума тоже убивает очень быстро. Так что если какая-нибудь шальная зараженная блоха и окажется в мехах, то до из Азии до Европы она не доедет — сдохнет.
    Ответить
    • Сергей Ястребов > Arsenic | 12.08.2019 | 14:38 Ответить
      1. С кораблями могло быть по-разному (крысы, которые передали инфекцию человеку не сразу, или люди в инкубационном периоде...), но в том, что чуму они так или иначе переносили, не сомневается, по-моему, никто, начиная с венецианского Карантина.

      2. По мехам я, собственно говоря, разделяю Ваши сомнения, НО я в этой области не специалист и здесь я честно пересказал то, что сказано в статье итало-норвежцев, специально оговорив, что это - только соображения, а не факты. Упускать эту часть вовсе я считаю неправильным, потому что у чумы крайне широкий спектр хозяев и мало ли какие сюрпризы могли быть.

      UPD. А если подумать, мне кажется гораздо более вероятным то, о чем итало-норвежцы сказали невнятно: чума, конечно, распространялась по меховому пути вовсю, но на север, от Каспия вверх по Волге, а не наоборот.
      Ответить
      • volodya_vlad > Сергей Ястребов | 12.08.2019 | 14:53 Ответить
        UPD. По меховому пути да, но не на мехах. Меховой путь это путь торговцев, собственно меховой материал тут не причем.
        Вообще все эти изыскания о мехах это опять продолжение того поиска российской вины.
        Ответить
        • Хто зна > volodya_vlad | 14.08.2019 | 23:05 Ответить
          Вообще все эти изыскания о мехах это опять продолжение того поиска российской вины.
          Право какая русская вина 14 век на дворе до России исчо несколько веков
          Ответить
      • Arsenic > Сергей Ястребов | 14.08.2019 | 11:01 Ответить
        По мехам, в принципе можно согласится что "меховой путь" был такой же магистралью для передачи чумы, как и шелковый, но передавали его так же люди, и, может быть, караванные животные, но не меха сами по себе.
        Ответить
    • volodya_vlad > Arsenic | 12.08.2019 | 14:46 Ответить
      Средиземное море не Океан. Это чтобы пересечь Атлантику надо было 3 недели, а 6 дней инкубационного периода чумы вполне хватит чтобы пересечь Средиземное море.
      Ответить
      • Arsenic > volodya_vlad | 19.08.2019 | 08:30 Ответить
        3 недели под парусами? Что-то маловато. Колумб 2,5 месяца плыл.
        Ответить
  • volodya_vlad  | 12.08.2019 | 14:33 Ответить
    Караваны верблюдов путешествовали по Западной Европе? Мдааа, до чего дошел прогресс.((
    Ответить
    • Сергей Ястребов > volodya_vlad | 12.08.2019 | 14:40 Ответить
      В статье не сказано, что караваны верблюдов путешествовали по Западной Европе. В ней сказано, что, по мнению Рауля, караваны верблюдов заносили чуму в Европу из _других_ областей Евразии (или Африки), а внутри Европы она уже могла распространяться с помощью вшей и прочих.
      Ответить
      • volodya_vlad > Сергей Ястребов | 12.08.2019 | 14:48 Ответить
        Вши по воздуху переносились?
        Вот и ответ, нет никакой связи между верблюдами и проникновением чумы в Западную Европу, про Азию речи не идет.
        Ответить
        • Сергей Ястребов > volodya_vlad | 12.08.2019 | 14:59 Ответить
          Думаю, что обсуждение будет более конструктивным, если избегать категоричных утверждений. Я не вижу никаких оснований отрицать связь между верблюдами и проникновением чумы в Западную Европу.
          Западная Европа - это ведь не изолированный мир. Тем более в 14 веке. Западная Европа имеет множество связей с Восточной, включая и торговые пути, и политические зависимости, и прочее. А в Восточную Европу верблюды из того же Сарая-Берке (вместе с чумой), я думаю, доходили запросто - и в Поднепровье, которое было полем соперничества между Ордой и ВКЛ, и в какой-нибудь Буджак, и в Крым, и так далее. Где Крым, там итальянские колонии и итальянские корабли. Сразу за ВКЛ - Польша и Венгрия. Ну и все.
          Я Вам напомню, что когда Сенкевич в "Огнем и мечом" описывает шляхту, укрывающуюся от Хмельницкого в Лубнах, то упоминает, что укрывались они "с женами, детьми, челядью, лошадьми, ВЕРБЛЮДАМИ и целыми стадами скота". А это территория Польской Короны на тот момент, не ВКЛ даже. В 14 веке, понятное дело, границы были другими, но степь-то была та же.
          Ответить
          • volodya_vlad > Сергей Ястребов | 12.08.2019 | 15:30 Ответить
            И все таки нет, верблюдами можно объяснять только проникновение чумы по Азии и Африке, но никак не Европы! Эта пандемия проникла в Западную Европу не через Восточную Европу (впрочем, как и первая, которая прибыла из Египта), поэтому, никакие верблюды которые могли доходить до Восточной Европы тут совершенно не причем. И вот здесь как раз можно категорично утверждать.
            А иным путем - караваны верблюдов через Средиземное море не ходили! Извините, но я снова категоричен.
            Ответить
            • Сергей Ястребов > volodya_vlad | 12.08.2019 | 15:31 Ответить
              ОК, будьте категоричны:)
              Ответить
            • Александр Гор > volodya_vlad | 13.08.2019 | 13:48 Ответить
              К примеру, в Константинополь могла чума попасть с верблюдами?
              Ответить
            • Хто зна > volodya_vlad | 13.08.2019 | 23:26 Ответить
              Караваны принесли заразу дупустим из средней азии в крым и(или) левант дальше корабли
              Ответить
  • pontiyleontiy  | 12.08.2019 | 20:51 Ответить
    Широко известно, что вши отлично переносят некоторые бактериальные инфекции, из которых в нашей российской истории особенно отметился сыпной тиф. Тогда почему бы им не переносить и чуму?
    Неужели это до сих пор доподлинно не известно? Переносят вши чуму или нет
    Ответить
    • эцих_с_гвоздями > pontiyleontiy | 12.08.2019 | 23:16 Ответить
      Если и переносят, то от человека к человеку.
      Ad hominem, тесезеть
      Ответить
  • эцих_с_гвоздями  | 12.08.2019 | 23:05 Ответить
    — В порт одновременно пришли два корабля с разными формами чумы, — отвечал молоденький врач, также по-латыни, но с ярким акцентом, выдававшим уроженца Гвинедда, - мы уже просиквенировали геномы обоих штаммов и теперь готовим статью к публикации в ведущем научном издании.

    Не нуачо? Кому чума, а кому мать родна.
    Ответить
    • Андрей Быстрицкий > эцих_с_гвоздями | 13.08.2019 | 14:13 Ответить
      Цитируйте лучше Домарадского. И чума, и молекулярная биология - и абсолютно реально, никакой фантазии.
      Ответить
      • эцих_с_гвоздями > Андрей Быстрицкий | 13.08.2019 | 23:13 Ответить
        Это вы мне?!
        Ответить
    • Arsenic > эцих_с_гвоздями | 14.08.2019 | 11:05 Ответить
      Жжоте :D
      Ответить
  • leonid_ge  | 14.08.2019 | 20:42 Ответить
    Скажите, а что такое "природный очаг/резервуар чумы"? Это какое-то место, скажем, в поле, лесу или горах, где бактерии чумы живут сами по себе, а не на теле какого-нибудь животного?
    Ответить
    • Сергей Ястребов > leonid_ge | 14.08.2019 | 21:41 Ответить
      Природный очаг - территория, на которой происходит непрерывная циркуляция возбудителя определенной инфекционной болезни среди животных (больных или носителей) с помощью живых переносчиков (Медицинская энциклопедия).
      Ответить
      • leonid_ge > Сергей Ястребов | 15.08.2019 | 01:56 Ответить
        Туманное определение. Что означает "непрерывная циркуляция"? И как определяются границы территории? Можно ли вообще доказать, что на некой территории в любой момент времени существует хотя бы одна крыса, переносящая чуму? А если эта крыса перейдет границу территории? Нет, это не математически точное определение.
        Ответить
        • Креатор > leonid_ge | 15.08.2019 | 12:24 Ответить
          География или биология относятся к математическим наукам? Покажите плиз хотя бы одну теорему у этих наук? А может у крыс есть государства где зафиксированы их границы?
          Ответить
          • leonid_ge > Креатор | 15.08.2019 | 14:43 Ответить
            География - точная наука, она использует GPS и другие технологии. Без математики не определишь свои координаты.

            Биология тоже использует математику. Генетика без математики вряд ли возможна.

            Но, как известно, биологи в среднем намного сердитее математиков.
            Ответить
            • Креатор > leonid_ge | 15.08.2019 | 15:21 Ответить
              Нет, никаких теорем в них не существует, это не математические науки, к ним такие определения не применимы. Это науки описательные, поэтому ваши требования к ним неправомерны.
              Ответить
              • leonid_ge > Креатор | 15.08.2019 | 23:35 Ответить
                что биология, что история, - описательные науки да и только
                Ответить
                • эцих_с_гвоздями > leonid_ge | 16.08.2019 | 11:51 Ответить
                  Эксперименты в биологии? Нет, не слышал.
                  Ответить
                  • leonid_ge > эцих_с_гвоздями | 17.08.2019 | 10:03 Ответить
                    Да, аматематичность биологии грустна. Меня ещё в школе поражало, когда мне говорили, что мутации случайны, никогда не упоминая при этом, какому распределению вероятностей эти "случайности" подчиняются.

                    Но если биология чисто описательная наука, зачем же тогда теория Дарвина, законы Менделя, уравнения динамики популяций и проч? Описывай себе, что видишь - и дело с концом.

                    И Павлов чего старался?
                    Ответить
                    • trvit > leonid_ge | 20.08.2019 | 12:06 Ответить
                      Под тем, что мутации случайны обычно имеется в виду, что где и какая именно мутация произойдёт не зависит от условий внешней (для организма!, не молекулы ДНК) среды и не несет адаптивного эффекта (мутагенез не имеет "цели").
                      Соответственно о каком распределение мутаций Вы пишете непонятно (по разным типам, по длине дупликаций/делеций/…/по локализации на хромосоме/по количеству?). И честно говоря сильно сомневаюсь, что большое количество и разнообразие мутагенных факторов и очень сложная структура молекул ДНК позволяет тут выводить какие-либо ОДНОЗНАЧНЫЕ уравнения.
                      Касательно же чисто описательной науки, в большинстве технических дисциплин используют эмпирические соотношения (которые Вы почему-то гребете под одну гребенку с "что вижу — то пою"), но дома все-таки стоят, ядерные реакторы запускаются и не взрываются сразу после запуска, ракеты взлетают (обычно) и пр., несмотря на то, что ИСЧЕРПЫВАЮЩИХ, ПОЛНЫХ и АБСОЛЮТНО ТОЧНЫХ моделей (что Вы почему-то требуете от биологии, причем даже не молекулярной или биохимии/биофизики, а от эпидемиологии/популяционной экологии) всего этого не существует ( и по всей видимости существовать не может, нельзя же учесть взаимодействие каждого кварка/лептона в Эйфелевой башне с каждым другим).
                      Законы Менделя с очень хорошей точности дают вероятность получить заданный признак при известных исходных в единичном испытании. Дальше распределение будет биномиальное.
                      Ответить
            • Хто зна > leonid_ge | 16.08.2019 | 03:03 Ответить
              Но, как известно, биологи в среднем намного сердитее математиков.
              Есть територия на которой обнаруживаюся зараженык чумой грызуни и (или) трупы погибших животных, не обязательно постоянно но скажем нашли опубликовали, следающие иследования через год не обнаружили но через 10 лет снова примерно там - же трупики гризунов зараженых чумной палочкой это очаг. По вполне понятным причинам у него не может быть четких границ. Как- то-так Если вы например с помущью навигатора покажите на карте иле на местносте ВСЕ места вылова чумных сурков в N-нномном районе Волгоградской области за 2019 год, то эта информация может быть упубликована, но через несколько лет она практически безполезна, вы знаете что где то здесь есть чума но какие районы сегодня безопасны это нет
              Ответить
        • Хто зна > leonid_ge | 15.08.2019 | 13:41 Ответить
          Можно ли вообще доказать, что на некой территории в любой момент времени существует хотя бы одна крыса, переносящая чуму?
          Ет легко
          1 Переселятесь в такой очаг
          2 Ловите местных гризунов и позволдяете местным блохам вас кусать
          Думаю у вас очень скоро появятся эмпирические доказательства а не только математические
          Ответить
        • trvit > leonid_ge | 16.08.2019 | 11:08 Ответить
          Относительно четкие границы между экосистемами могут быть в следующих случаях:
          1) граница раздела сред (берег водоема/водотока). Поскольтку в атмосфере нет организмов, весь жизненный цикл которых протекает только в ней, то любые организмы/их части, размещенные в атмосфере, будут входить в наземные/водные экостемы, и границу с атмосферой не рассматриваем. Граница донных отложений с водой в переносном (и в прямом) смысле размыта, обычно. Но при желании донные экосистемы можно рассматривать отдельно от пелагиальных.
          2) резкий И (не ИЛИ) значительный перепад высот/глубин (в масштабах рассматриваемой экосистемы, естественно)
          3) термический, термогалинный, … клин (бывает только в водоемах, невозможен на суше)
          4) биоценоз привязан к какому локальному ресурсу/фактору (курильщики и т.п.) или его отсутствию (в кипятке гейзера любая попавшая извне бактерия сварится).
          5) граница поддерживается или создается искусственно (сельхозугодья, здания, туда же на "микромасштабе" муравейники, термитники, птичьи гнезда, да и границы организмов тоже).
          При этом эта четко очерченная граница может иметь ширину несколько метров (как литораль во многих местах, например).
          В остальных случаях климат при рассмотрении точка за точкой меняется постепенно (по любому численному параметру), животные и растения (а также бактерии, археи, грибы и протисты) движутся/расселяются и ГРАНИЦА между принципиально разнородными местообитаниями может иметь ШИРИНУ в 200-250 км. Это к вопросу о привязке к географии.
          Касательно биологии. В популяционной экологии, которая занимается численностью популяций и их динамикой, все это описывается системами диффуров. В теории. На практике же — численность популяции не может быть дробной, не может быть отрицательной, если она достигнет нуля, то нулевой и останется (популяция вымерла). Вероятность погибнуть/размножится для данной особи в какой то период — это именно вероятность. Количество потомков за один акт размножения/частота этих актов/соотношение полов потомков не являются однозначными функциями каких-либо параметров. Да если уж на то пошло рождение и смерть процессы не мгновенные. А для растений еще может быть проблема в духе "где проходит граница между особями 1 клона?", а иногда "есть ли эта граница вообще?". Так что остается надеяться что решение диффуров даст хорошую оценку мат. ожидания.
          Надеяться получить точный ответ по поводу процесса, подверженного куче неучтенных/неучитываемых в принципе/случайных факторов, извините, чрезмерный оптимизм.
          Ответить
  • itchynail  | 04.12.2022 | 10:48 Ответить
    Почитав статью и обсуждение, пришел к выводу, что чума была искусственно и целенаправленно завезена в Европу. Чума не может сама вырваться за пределы ее причастности некой территории. Византийцы или тамплиеры или арабы целенаправлено донесли и распространили ее.
    Ответить
  • ALipipinMD@yandex.ru  | 21.03.2023 | 17:20 Ответить
    Добрый день!
    Очень интересная статья, но есть несколько "но".
    Во-первых природные очаги чумы в Европе хорошо известны эпидемиологам. Последние из них Дунайский и Балканский прекратили своё существование в 30-х годах ХХ века.
    Во-вторых, не смотря на то, что в желудках вшей находили возбудителей чумы (ровно как и в организмах клопов, клещей и комаров). Они не могут служить переносчиками заболевания. Это подтверждено исследованиями отечественных инфекционистов ещё в 1941 году. Считается, что в организме вши, чумной микроб не может выжить более чем 24 часа. Аналогичная история с комарами. А вот в организме клопов чумной микроб может выжить до трёх месяцев, но достоверных случаев передачи чумы по средствам клопов, в настоящее время не известны. У клещей, существует трансфазная передача возбудителя чумы, и вероятно, они играют немаловажную роль в функционировании природных очагов. Но случаи заражения человека, также не известны. По одной из самых подтверждённых гипотез - отсутствие случаев заражения чумой от инфицированных членистоногих связано с отсутствием необходимых взаимных адаптаций как у чумного микроба, так и этих членистоногих.
    С уважением Артемий Липилин.
    Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Поле битвы — глаза: симметричная и асимметричная конкуренция между паразитами

Грот Гоминид в карьере Томас-I рядом с торговым центром Morocco Mall в Касабланке (Марокко)
В Марокко найдены ископаемые люди, близкие к общим предкам сапиенсов, неандертальцев и денисовцев

Рис. 1. Первые наземные растения, изменившие ландшафт Земли в позднем ордовике
Стремительное распространение растений по суше вызвало одно из самых суровых оледенений

На голове нового вида спинозавров красовался саблевидный костный выступ
«Венценосный» спинозавр из Сахары свидетельствует о поэтапной эволюции спинозаврид

Элементы

© 2005–2026 «Элементы»