Хозяйственными растениями охотников-собирателей и скотоводов были сорняки

Рис. 1. Вид стоянки Такаркори: хорошо видна нависающая скала, защищающая от ветра и непогоды

Рис. 1. Вид стоянки Такаркори: хорошо видна нависающая скала, защищающая от ветра и непогоды. Фото из статьи Lernia et al., 2012. Saharan prehistoric basketry. Archaeological and archaeobotanical analysis of the early-middle Holocene assemblage from Takarkori (Acacus Mts., SW Libya)

Неолитическая стоянка Такаркори (район горной Сахары), которую люди — охотники-собиратели, а затем скотоводческие группы — использовали четыре тысяч лет (10 200–4600 лет назад), дала интересный материал по хозяйственно важным растениям этого временного интервала. У охотников-собирателей в течение 500 лет был большой, но более или менее постоянный набор растений, в котором доминировали сорго и близкие ему виды. В условиях неустойчивого климата сорго сменила хвостовка — неприхотливое растение, способное существовать на нарушенных антропогенных и пастбищных участках: она стала массовой и сохраняла стабильную и высокую урожайность. Вместе с хвостовкой появился, а затем стал основным хозяйственным растением ежовник — вид, столь же устойчивый к неблагоприятным условиям, как и хвостовка, его естественный конкурент. Большинство видов растений, определенных из растительных агрегатов на стоянке Такаркори, сейчас известны как спутники и сорняки культурных видов. Но они долгое время служили основной растительной пищевой добавкой к рациону людей неолита. В морфологии семян заметны признаки отбора, хотя ни одно из тех растений не было одомашнено в Африке. Авторы работы призывают более внимательно присмотреться к сорным травам: эти выносливые виды несут потенциально полезные для человека признаки.

Такаркори — скальный навес (рис. 1) в предгорьях ливийских гор Тадрарт-Акакус (рис. 4), открытый к западу и расположенный в сотне метров над высохшим руслом — вади (см. Wadi). Там более двух десятков лет назад международная группа археологов из Италии, Франции и Южной Африки начала археологические раскопки. Это место замечательно тем, что содержит практически непрерывную последовательность слоев со следами социальной и хозяйственной деятельности людей голоцена — от 10 200 до примерно 4600 лет назад.

В Такаркори первыми стали селиться группы охотников-собирателей. Они оставили после себя кострища, керамику, множество каменной утвари вроде ступок и пестиков для перетирания зерен, остатки минеральных красителей для разных художественных целей, остатки каменных заборов (как считают, они служили загонами для диких баранов — Ammotragus lervia). Кроме того, найдены обрывки плетеных циновок и корзин (рис. 2) — в чем же еще переносить фрукты и семена? На стенках глиняных горшков обнаружили органические молекулы растительного происхождения: по всей видимости, уже 10 000 лет назад на стоянке Такаркори люди ели не только мясо, но варили в горшках кашу из зерен.

Рис. 2. Кусочки плетений корзинок и циновок, которыми пользовались самые ранние обитатели Такаркори

Рис. 2. Кусочки плетений корзинок и циновок, которыми пользовались самые ранние обитатели Такаркори. Изображение из статьи S. di Lernia et al., 2012. Saharan prehistoric basketry. Archaeological and archaeobotanical analysis of the early-middle Holocene assemblage from Takarkori (Acacus Mts., SW Libya)

8200–6900 лет назад охотников-собирателей постепенно сменили племена скотоводов. Они пасли коз и овец, но, скорее всего, использовали это место как сезонное убежище. Они также пользовались каменными и керамическими инструментами, жгли огонь в очаге. Около 6700 лет назад люди уже вполне полагались на одомашненные стада, охота занимала меньшую долю в их хозяйстве. Практиковали тогда и мясное, и молочное животноводство, как показывает исследование следов пищи на глиняных черепках (см. Грязная посуда помогла датировать зарождение молочного животноводства в Африке, «Элементы», 25.06.2012).

Также под стеной обнаружено превосходно сохранившееся погребение. В нем в течение полутора тысячелетий хоронили женщин и детей — всего 15 захоронений. Это указывает на существовавшие тогда специфические ритуалы, основанные, вероятно, на женских родственных связях. Впоследствии ритуалы поменялись, так как в более поздних погребениях найдены останки и мужчин, и женщин. Предполагается, что и переход к скотоводству, и трансформированные ритуалы погребения связаны с изменениями климата. По мере того как климат менялся, становилось суше и жарче, природные ресурсы истощались, полагаться лишь на них оказалось недальновидной стратегией. При ограниченных ресурсах, как водится, возросла конкуренция за пищу. Отсюда и становление нового типа хозяйствования, и новые социальные ритуалы.

В Такаркори нашлось дело и для палеоботаников. Из последовательности слоев проанализированы комплексы спор и пыльцы, по которым можно определить, как сменялся доминирующий тип растительности в этих местах. И по нему хорошо маркируется переход от влажного растительного благоденствия «зеленой Сахары» к суровым условиям засухи как раз около 5500 лет назад. Но что еще интереснее — начиная почти с самых ранних слоев ученым при раскопках попадались кучки зерен и колосков различных растений. Что это за кучки зерен и о чем они рассказывают? За их исследование взялись палеоботаники из итальянских университетов Рима и Модены, британского Хаддерсфилдского университета и южноафриканского Витватерсрандского университета.

Всего было найдено 30 таких агрегатов, и в них — около 230 000 зерен. Ученые разделили эти агрегаты на две категории. В первую вошли те, в которых были только зерна, обмолоченные и провеянные, без пленок и шелухи. В них в общей сложности насчитывалось порядка 150 000 семян, и они в основном приурочены к более древним слоям начиная с 9500 лет назад, то есть ко времени обитания охотников-собирателей. Во вторую категорию вошли агрегаты, где были смешаны и зерна, и пустые колоски, и соломинки. Эти агрегаты становятся более частыми в слоях, ассоциированных с временем скотоводов. Всё более древние кучки семян найдены на небольшой площади у северной части раскопа, другие концентрировались в центральной части главного раскопа. Отсюда ученые делают вывод, что эти места были нарочно отведены под «зернохранилище» — а чем же еще может быть закуток, куда неизменно из года в год приносили обработанное зерно? Семена могли приносить в корзинах (в некоторых из плетений застряли отдельные зернышки) и уже на месте обмолачивать и просеивать шелуху. Обработанное зерно варили или перетирали в муку, для этого имелась необходимая утварь.

Вторая категория, где имеются не только семена, но и другие части колосьев, имеет менее очевидное предназначение (рис. 3). По мнению ученых, эти смешанные агрегаты больше похожи на то, чем кормят домашних животных. Не случайно таких смешанных кучек становится больше именно во время становления скотоводческого хозяйства. С другой стороны, не менее вероятно, что эти смешанные кучки являются отходами обработки пищевых зерен.

Рис. 3. Слева: горы Тадрарт-Акакус (юго-западная Ливия), на юге которых находится неолитическая стоянка Такаркори (красный ромб). Справа: на верхнем снимке — агрегаты обработанных и обмолоченных зернышек, на нижнем — смешанное скопление из зернышек, целых колосков, стебельков, зерновых чешуек

Рис. 3. Слева: горы Тадрарт-Акакус (юго-западная Ливия), на юге которых находится неолитическая стоянка Такаркори (красный ромб). Справа: на верхнем снимке — агрегаты обработанных и обмолоченных зернышек, на нижнем — смешанное скопление из зернышек, целых колосков, стебельков, зерновых чешуек. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Plants

Какие растения интересовали охотников-собирателей в первую очередь? Здесь следует назвать сорго, одно из самых древних культурных растений, и близкие к нему виды Andropogoneae. В течение 500 лет охотники-собиратели тех мест набирали в корзины созревшие зерна сорго и приносили их на свою стоянку, обрабатывали там и готовили из них пищу. Кроме сорговых в их рационе были семена слоновой травы (Pennisetum purpureum), проса (Panicum laetum) и ветвянки (Brachiaria), виды которой сейчас служат кормовыми культурами. Заметную добавку в этих зерновых агрегатах составляет и фонио — так называемый «голодный рис» (Digitaria).

Около 8600 лет назад в зерновых агрегатах стала доминировать хвостовка просовидная (Urochloa panicoides), теперь обычный сорняк (в некоторых регионах — кормовое растение). Позже, через 2000 лет, в зерновых остатках появились и стали наиболее массовыми семена ежовника Echinochloa colona, растущего на полях и вдоль дорог. Этот вид ежовника — дикий вариант пайзы (Echinochloa frumentacea), которую и теперь возделывают в некоторых районах мира (преимущественно в Азии) для технических и пищевых целей. После отметки 6000 лет хвостовка больше не встречается в зерновых агрегатах, ее полностью заместил ежовник (рис. 4).

Рис. 4. Так менялось соотношение видов в зерновых агрегатах на разных этапах истории данного поселения

Рис. 4. Так менялось соотношение видов в зерновых агрегатах на разных этапах истории данного поселения. Хорошо видно, как около 8500 лет назад стали доминировать пайза и просо, а слоновая трава и сорго отходят на второй план. Около 6000 лет назад из агрегатов исчезает хвостовка (Urochloa). Изображение из статьи в Nature Plants

С чем связан переход от одних хозяйственно значимых доминант к другим? Переход от сорго к хвостовке объясняется большей устойчивостью и конкурентоспособностью последней. Хвостовка, как настоящий сорняк, лучше растет на нарушенных местообитаниях и при неустойчивых условиях. И хотя у сорго семена более крупные, но зато у хвостовки их гораздо больше. По всей видимости, хвостовка лучше, чем сорго, росла на вытоптанных площадках вокруг стоянки, неизменно давая урожай мелких зерен. Потому естественным образом от сбора и, вероятно, возделывания сорго люди перешли к менее прихотливой хвостовке. В условиях неустойчивого климата это был весьма разумный выбор.

Затем появился ежовник. Вероятно, в район Такаркори это растение было тем или иным образом занесено, но очень быстро там прижилось. Растущая популяция ежовника составила конкуренцию хвостовке, потому что этот вид столь же неприхотлив, как и хвостовка. Например, ежовник быстро растет на пастбищах с высоким уровнем выпаса, быстро восполняя зеленую массу. Однако применительно к этому конкретному случаю с ежовником ученые указывают, что вместе с естественной конкуренцией двух «сорных» видов имел место и выбор (если не отбор) растений с нужными человеку свойствами. Так, в агрегатах заметны изменения в форме семян ежовника, происходившие постепенно в течение тысячи лет: за это время семена стали более вытянутыми. Зерна проса Panicum laetum тоже изменились по форме, но они, напротив, стали более округлыми. Предполагается, что люди старались собирать созревшие и полные колосья вместо незрелых, отсюда и изменение формы семян.

Практика сбора семян и колосьев продолжалась четыре тысячелетия (9500–5550 лет назад), но, как ни удивительно, эти полезные тогда растения так и не были одомашнены. Большинство из них числятся в хозяйственных реестрах как сорняки или в лучшем случае кормовые или технические растения. А в азиатских регионах тот же «голодный рис» (Echinochloa colona) был окультурен и возделывался уже 11–8,6 тысяч лет назад.

Ученые подчеркивают, что все травы из списка древних обитателей Такаркори являются неприхотливыми генералистами, приспособленными к широкому спектру условий. Найти и затем вырастить такие растения проще всего. В силу именно этих их качеств и люди, и растения только выигрывали: людям доставался стабильный дополнительный источник белка и крахмала, а растения вновь и вновь высевались на обитаемых территориях, вырастали на нарушенных участках. Вероятно, в условиях грядущего потепления стоит обратить на сорные травы более пристальное внимание: они могут послужить источником полезных признаков в новых климатических условиях. Ведь в те четыре тысячи лет хозяйствования именно они, эти сегодняшние сорняки, служили людям верой и правдой, из них варили кашу и терли муку. После четырех тысяч лет служения людям трудно их считать уже просто недоразвитыми спутниками «настоящих» культурных растений. Авторы этой работы, как чувствуется из текста, испытывают своеобразную гордость за эти сорняки.

Источник: Anna Maria Mercuri, Rita Fornaciari, Marina Gallinaro, Stefano Vanin, Savino di Lernia. Plant behaviour from human imprints and the cultivation of wild cereals in Holocene Sahara // Nature Plants. 2018. Doi: 10.1038/s41477-017-0098-1.

Елена Наймарк


24
Показать комментарии (24)
Свернуть комментарии (24)

  • ВК  | 30.01.2018 | 09:05 Ответить
    На мой взгляд очень интересный материал. Получается, что есть группа растений, которые могли быть окультурены, но так до конца и не прошли этот путь. Но не все потеряно, возможно в будущем эти незаслуженно забытые виды, станут в один ряд с теми, которые люди уже давно используют во благо себе
    Ответить
    • naimark > ВК | 30.01.2018 | 11:05 Ответить
      Да, Вы выразили коротко и точно ту мысль, которая излагается на пяти страницах Nature.
      Ответить
  • DerevoXP  | 30.01.2018 | 10:21 Ответить
    А почему племена скотоводов именно "сменили" охотников-собирателей? Могло это просто одно и то же племя (кстати, можно ли назвать непрерывно существующее четыре тысячелетия племя - цивилизацией?) освоить новую технологию и измениться самостоятельно? Или это не принципиально вообще?
    Ответить
    • naimark > DerevoXP | 30.01.2018 | 10:58 Ответить
      Авторы так считают. Местонахождений, подобных этому, да еще с великолепными рисунками на стенах пещер, в этом районе предостаточно. Такаркори интересен тем, что там имеется непрерывная стратиграфическая последовательность долгого временного интервала. Авторы пишут, что эти на этой территории вполне мирно уживались группы с различным хозяйствованием. Мирно - значит не найдено следов боевых действий нигде в этом районе, как я поняла из изложения.
      Ответить
  • DerevoXP  | 30.01.2018 | 10:39 Ответить
    А могла засуха в Сахаре послужить источником для мифа, который в XV веке до РХ был записан в книгу Бытия в виде истории об изгнании из Рая? Люди-то по-любому как-то должны были передавать друг другу культурный код до изобретения письменности. Почему-то именно на эту мысль навели строки о растительном благоденствии зелёной Сахары :)
    Ответить
    • PavelS > DerevoXP | 30.01.2018 | 12:57 Ответить
      Мне казалось что рай - это территория Израиля. Он тоже стал очень засушливым, но когда-то был райским. Таки библия - это еврейский эпос.
      Ответить
      • HellMaus > PavelS | 30.01.2018 | 13:21 Ответить
        Семитская языковая семья распространена несколько шире Израиля. Центр разнообразия семитских языков вообще находится в Эфиопии, и люди, говорящие на них - черные. Так что миф мог быть легко занесен из Сахары на Ближний Восток.
        Ответить
        • DerevoXP > HellMaus | 30.01.2018 | 15:08 Ответить
          Во! Здорово,получается, языковое родство совершенно необязательно должно совпадать с генетическим? Особенно на ранней стадии развития праязыков, когда по тем или иным причинам племена могли ассимилировать друг дружку то в виде генов, то в виде мемов.
          Ответить
          • littorio > DerevoXP | 31.01.2018 | 14:57 Ответить
            Разумеется. Вся индоевропейская языковая семья тому подтверждение - объединяет народы от армян до шведов. Да и негры в Штатах на индоевропейском говорят ;)

            И обратный пример - шведов с финнами попробуй на глаз отличи, но языки принадлежат аж к разным семьям.
            Ответить
  • naimark  | 30.01.2018 | 11:03 Ответить
    Это не к статье вопрос, а к человеческой фантазии. Жители африканских стран вообще удивляются, что Иисуса Христа изображают не негром. Ведь всем известно, что человек произошел (читай - был сотворен) в Африке по образу и подобию Божьему, ведь мистер Лики это точно доказал. Следовательно, Бог должен быть черным. Так что Ваша идея под стать подобным рассуждениям.
    Ответить
    • Teodor77 > naimark | 30.01.2018 | 14:45 Ответить
      В тени Сахарских кущ предки могли быть и не очень "загорелыми". Джебель Ирхуд тому подтверждение.
      Ответить
    • DerevoXP > naimark | 30.01.2018 | 17:10 Ответить
      Так я и не статью спрашивал :) А с Вами полностью согласен, да, это вопрос фантазии. Мне просто интересно искать корни таких фантазий, вот и спросил, не в курсе ли вы, случайно, существования подобных научных интерпретаций среди, допустим, культурологов или кто там мифами у нас занимается.
      Ответить
    • VICTOR > naimark | 27.02.2018 | 14:55 Ответить
      Елена, я предложу такую цитату в "подтверждение" того, что Бог был чернокожим:
      "ДНК одного из первых людей в Британии, Cheddar Man, показывает, что он вероятнее всего был темнокожим и голубоглазым. И он также не мог переваривать молоко.
      Хотя это любопытно и даже отчасти удивительно, узнать, что некоторые из первых людей, населяющих остров, ныне известный как Британия, имели темную кожу и голубые глаза, эта поразительная комбинация вовсе не такая уж и непредсказуемая, учитывая то, что мы узнали о палеолитической Европе из ДНК древних. Темная кожа была довольно распространена среди охотников-собирателей вроде Cheddar Man, которые жили в Европе в течение тысячелетий после того, как жил он – и голубые глаза у них были с Ледникового периода."
      Уточню, что под "не мог переваривать" имеется в виду "после 3 лет" - есть такая у людей особенность, которой видимо нет у других приматов.
      Ответить
      • Olexa > VICTOR | 08.03.2018 | 23:01 Ответить
        Учитывая то, что переразвитые обезъяны, экстраполировавшие теорию разума (https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/433358/) на явления природы и череду событий в целом, понасоздавали богов по своему образу и подобию, то цвет кожи богов должен совпадать с цветом кожи их творцов (по крайней мере, в антропоморфных вариантах). Таким образом, вопрос о цвете кожи богов (антропоморфных) сводится к вопросу о том, какая популяция их сотворила, и каков был её цвет кожи в период сотворения определённого бога.

        Другое дело, что воображаемые существа существуют именно в воображении отдельных индивидов. А разные индивиды могут воображать их себе несколько по-разному. Таким образом, «одному и тому же» богу ничто не мешает иметь разный цвет кожи в воображении разных воображающих его себе индивидов.
        Ответить
  • u4078092  | 30.01.2018 | 15:16 Ответить
    >> Вероятно, в условиях грядущего потепления стоит обратить на сорные травы более пристальное внимание

    Можно и в Такаркори переехать, что бы тень скалы спасала от палящего зноя
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 31.01.2018 | 04:07 Ответить
    Сорняки - вообще оч странная штука. Они неприхотливы, они способны расти всюду и даже вытеснять других, менее нахальных и часто более вкусных своих сотоварищей.
    И оттого меня с детства вопрос мучил: вот крапива и лебеда - они же очень - кто не пробовал, проверьте, попробуйте - вкусны, а по книжкам судя и полезны. Но их не только не выращивают, но и не особо-то и едят. Найдите их на прилавке овощного магазина! А их ну вовсе не нужно растить - сами всюду лезут. И неурожаи не страшны. Ну ведь удивительно - вкусно, полезно, не нужен труд, а в кухне и овощном бизнесе практически равны нулю. Отчего так?
    Притом всякую дрянь, типа лягушек даже едят старательнее...
    Ответить
    • Teodor77 > Юрий Фёдоров | 31.01.2018 | 10:00 Ответить
      Это вариация антропного принципа. Как только сорняки начинают выращивать культурно, они становятся автоматически культурными растениями. И опять встает вопрос - а почему выращиваются только культурные растения (но включая вчерашний сорняк)?
      Кеноа - лебеда мавританская весьма популярной стала среди западных гринписовцев.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Teodor77 | 31.01.2018 | 11:34 Ответить
        вот как раз и кажется, что лебеду и крапиву не получится выращивать культурно - то есть, наоборот, это слишком легко получится) и сделать заводчику вид, что занимаешься делом будет трудно - она ж сама растет и всех конкурентов -претендентов на ту же территорию - "сорняков" - вытесняет сама же!))
        как будто все, что дорого достается - интересно, а прочее не ценим)
        Ответить
        • DerevoXP > Юрий Фёдоров | 31.01.2018 | 14:07 Ответить
          На целине что крапива, что лебеда, что даже пресловутая амброзия, которая на самом деле циклахена, не особо-то растут. Так, травка какая-то рядовая среди других луговых трав торчит, ветром качается. А вот по вспаханным обочинам они прут очень даже недуром, оттого и кажется, что вездесущие они. Хотя, крапиве той же для аналогичного по сравнению с пшеницей питательного эффекту нужно, наверное, намного больше возделываемых площадей будет отводить, да и вкус у неё сезонный, пока листья молодые. Плюс, воду она любит, в огороде завсегда на сыром месте тенью не брезгует и т.д, так что на колхозном поле тоже не всякий сорняк расти станет :)
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > DerevoXP | 31.01.2018 | 23:28 Ответить
            А сезонный вкус - так и и лук и пшеницу круглый год не поешь с куста - только во-время, в сезон.
            пшеница-то так и вовсе не растет всюду, то есть уж совсем не выходит крапиву с пшеницей уравнять)
            То, что тенью не брезгует, значит не особо солнышка ей нужно много. это плюс как будто. в малосолнечных широтах
            В общем, не убедили Вы меня, что пшеницу легче выращивать, чем крапиву..
            Нужно более четкий и глубокий анализ этого вопроса сделать.
            И потому мне все же продолжает быть странно, что такую вкусную и полезную штуку так обходят вниманием.
            Ответить
            • Teodor77 > Юрий Фёдоров | 05.02.2018 | 11:00 Ответить
              Окультуренной южноамериканскй лебеды "сорта кеноа" производится порядка сотни тысяч тонн в год. Но её называют уже культурным растением, в отличии от нашей лебеды.
              В процессе окультуривания она становится более продуктивной и менее приспособленной. Тяжко ей расти "под забором самосевом" с тучными плодами.
              Конопля, родственница крапивы по розоцветным, широко применялась из-за волокон и масло было широко употребимым ... но теперь сами знаете.
              Ответить
  • shuhray  | 31.01.2018 | 05:03 Ответить
    Я вычел 10200-4600, получилось 5600 (а не четыре тысячи лет)
    Ответить
    • Panzer > shuhray | 31.01.2018 | 09:03 Ответить
      ну, там еще и написано "четыре тысяЧ", так что или надо исправить на тысячи или же пять тысяч
      Ответить
  • velimudr  | 03.02.2018 | 11:00 Ответить
    Думаю, выбор тех или иных растений для питания и окультуривания обусловлен разницей между получаемыми и затрачиваемыми (в том числе и на весь цикл сельхозработ) калориями. На затраты влияет, в том числе, и уровень технологического развития, на котором в данный момент находится общество, ну и климатическая зона тоже. Кстати, сравнивать крапиву и пшеницу вообще инхо некорректно. Крапива - это зелень, тогда уж ее с укропом каким-нибудь надо сравнивать, или капустой... И еще - я ее ниразу не ел, так что не в курсе - она пряность (как укроп) или овощь (как капуста)? Если пряность - то вопрос о ее питательной ценности вообще отпадает.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»