Возвращение динозавров Хрустального дворца: допотопные животные Хокинса

Кандидат биологических наук А. Г. Сенников, Е. А. Сенникова,
Палеонтологический институт имени А. А. Борисяка РАН (Москва, Россия)
«Природа» №8, 2021

Скульптуры ископаемых животных, установленные в парке Хрустального дворца в Лондоне в 1854 г., были первыми такими реконструкциями и отражали достижения палеонтологии первой половины XIX в. Созданные скульптором и натуралистом Б. У. Хокинсом под руководством знаменитого палеонтолога Р. Оуэна, они на полвека стали образцом для изображения животного мира прошлого Земли. В настоящее время комплекс скульптур в парке Хрустального дворца — уникальный памятник истории науки, привлекающий внимание широкой публики.

Б. У. Хокинс

Б. У. Хокинс (Wellcome Library, №12880i).
Фото Г. Молла и Дж. Г. Полибланка

В 2019 г. мы были в Лондоне для изучения ранних архозавров1 по совместному проекту Российского фонда фундаментальных исследований и Королевского общества Великобритании. Помимо коллекций ископаемых рептилий в Музее естественной истории мы решили непременно увидеть и первые скульптурные реконструкции динозавров и других вымерших животных в парке Хрустального дворца.

Хрустальный дворец как символ индустриальной революции

Чем же так интересен Хрустальный дворец и его парк? Палеонтология — наука, изучающая историю жизни на Земле, — возникла на рубеже XVIII и XIX вв. благодаря трудам французского ученого Ж. Кювье. Затем и в Англии появились первые находки и научные описания вымерших животных. Так, Г. Мантелл описал первых найденных динозавров — игуанодона и гилеозавра, а У. Бакленд — мегалозавра. За первые десятилетия XIX в. были найдены, описаны и классифицированы многие ископаемые животные и установлена последовательность их смены в геологическом прошлом. Благодаря успехам палеонтологии появилась возможность определять последовательность образования осадочных горных пород, и возникла наука стратиграфия, основателем которой считается британский ученый У. Смит2, составивший первую геологическую карту [12].

Бюст Дж. Пакстона в парке Хрустального дворца в Сиденхеме, Лондон

Бюст Дж. Пакстона в парке Хрустального дворца в Сиденхеме, Лондон.
Фото Е. А. Сенниковой

То было время Великой промышленной революции в Великобритании, которая в первой половине XIX в. приняла всеобъемлющий характер, охватив и другие страны Европы и Америки. Как демонстрация успехов новой индустриальной цивилизации, с 1 мая по 15 октября 1851 г. в Лондоне состоялась Великая выставка промышленных работ всех народов (The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations) — первое всемирное мероприятие такого рода. Для ее проведения под руководством архитектора Дж. Пакстона был построен гигантский Хрустальный дворец из стекла и металла — реальное чудо инженерной и конструкторской мысли [3]. Дворец стал настоящей революцией в архитектуре — это было первое здание таких больших размеров, построенное из типовых деталей — стекла, дерева и железа, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, смонтированных на болтовых соединениях. Пакстон работал садовником и специализировался на постройке оранжерей, поэтому Хрустальный дворец, по сути дела, сконструировал и создал как огромную оранжерею. Все здание было пронизано светом, идущим через стены и потолок. Внутри дворца оставили нетронутыми деревья, росшие в Гайд-парке на том месте, где построили дворец. Выставка имела огромный успех — ее посетило до 6 млн человек, в том числе королева Виктория и принц Альберт. Среди стран-участниц была и Россия, представлявшая изделия из уральских самоцветов, бриллианты, бронзу, меха, серебряные изделия, парчу, металл. Выставка принесла организаторам солидные доходы, которые пошли на основание комплекса музеев Альбертополя в районе Южный Кенсингтон в Лондоне. В состав этого комплекса входит и Музей естественной истории [3].

Хрустальный дворец в Гайд-парке. 1851 г.

Хрустальный дворец в Гайд-парке. 1851 г. [20, p. 7]

После окончания выставки Хрустальный дворец был разобран и отстроен вновь в еще более крупном размере в предместье Сиденхем-Хилл на юге Лондона. Здание достигало в длину 1.5 км, оно стало самой большой постройкой в те времена во всем мире. Хрустальный дворец привлекал не только своим необычным обликом и изысканными интерьерами — это был своеобразный грандиозный музей с копиями знаменитых произведений искусства, расположенных в исторической последовательности в его отделах («дворах»): Египетском, Греческом, Средневековом и т. д. Кроме того, в нем были представлены новейшие технические достижения, а также естественноисторические коллекции, зверинец и тропический раздел, благодаря чему посетители знакомились с фауной и флорой всех частей света; немного позднее появился огромный аквариум [345]. Грандиозный концертный зал был по тем временам самым большим в Лондоне. По вечерам, когда Хрустальный дворец на вершине холма освещался тысячами огней изнутри, он казался волшебным видением, парящим между небом и землей. Местность вокруг него превратилась в красивый пейзажный парк. Здание было окаймлено величественными террасами с балюстрадами, украшенными скульптурами; вниз по террасам шли многочисленные широкие лестницы. По склону холма спускался каскад искусственных водоемов с мощными фонтанами. Для их функционирования по бокам дворца были построены две высокие водонапорные башни.

Интерьер Хрустального дворца в Гайд-парке во время выставки. 1851 г.

Интерьер Хрустального дворца в Гайд-парке во время выставки. 1851 г. [20, p. 75]

На нижних прудах парка Хрустального дворца скульптору, художнику и натуралисту Бенджамину Уотерхаусу Хокинсу было поручено создать несколько скульптурных реконструкций вымерших животных (включая динозавров) в натуральную величину. Руководил его работой известный ученый Ричард Оуэн — анатом и палеонтолог, по сути дела, крестный отец динозавров, давший название этой группе рептилий [14, 678910].

Живописная копия акварели «Duria Antiquior». Середина XIX в.

Живописная копия акварели «Duria Antiquior». Середина XIX в. (Музей наук о Земле имени А. Седжвика, Кембридж).
Фото Е. А. Сенниковой

Попытки графических и живописных реконструкций внешнего вида ископаемых животных, которых тогда часто называли допотопными, были предприняты уже в начале XIX в., до создания скульптур парка Хрустального дворца. Первой реконструкцией сцены из геологического прошлого Земли стала известная акварель английского геолога Г. Де ла Беша «Duria Antiquior», изображающая территорию Дорсета в юрском периоде. Картина была создана в 1830 г. на основе находок скелетов древних морских рептилий и других животных, сделанных М. Эннинг на южном побережье Англии. Динозавры, известные только по фрагментарным костным остаткам, реконструировались четвероногими, так как тогда не могли еще представить, что некоторые древние рептилии были двуногими. Можно сказать, что к середине XIX в. сложились некоторые стереотипы в изображении ископаемых животных, на которые опирался и которые обобщил Хокинс. Но его трехмерные полноразмерные реконструкции были первыми в мире и представляли собой большой шаг вперед в этой области.

Акварель английского художника Дж. Мартина «Страна игуанодона» — одна из первых реконструкций динозавров. 1837 г.

Акварель английского художника Дж. Мартина «Страна игуанодона» — одна из первых реконструкций динозавров. 1837 г. [21]

Скульптурная мастерская Хокинса в парке Хрустального дворца, Сиденхем

Скульптурная мастерская Хокинса в парке Хрустального дворца, Сиденхем [9, fig. 17]

Мастерская скульптора размещалась в нижней болотистой части парка Хрустального дворца в Сиденхеме. Опираясь на найденные ископаемые остатки вымерших животных, их научные описания и реконструкции геологов и палеонтологов, Хокинс сначала делал предварительные эскизы, потом подготавливал небольшие реконструкции из глины, демонстрировал их Оуэну, и они согласовывали окончательный вариант. При этом именно научная интерпретация и художественное чутье Хокинса окончательно определяли облик ископаемых животных Хрустального дворца. Затем изготавливались полноразмерные модели из глины с внутренними деревянными опорами, и на них отрабатывались все детали. По тем моделям делались гипсовые формы, а уже по ним отливались из бетона скульптурные реконструкции в натуральную величину. Относительно небольшие скульптуры делались целиком в мастерской, а самые крупные были полыми и отливались по частям — блоками, а затем собирались на месте в парке. Бетонные фигуры поддерживал каркас из арматуры и железных колонн, опирающийся на основание из кирпича и бетона. Для прочности внутрь бетона добавляли песок, битый камень и гальку, а внутренние поверхности больших полых скульптур выкладывали плиткой или кирпичами. Хокинс писал, что вес самых больших скульптур динозавров, опирающихся на четыре ноги, достигал более 30 т [679]. Поэтому надо было обладать не только талантом художника, скульптора и знаниями ученого, но и талантом инженера, способного и все продумать, и надежно установить такую сложную и тяжеловесную конструкцию размером с дом.

Парк Хрустального дворца в Сиденхеме в середине XIX в

Парк Хрустального дворца в Сиденхеме в середине XIX в. [9, fig. 30]

Интерес публики к необычным работам по реконструкции допотопных чудовищ в парке Хрустального дворца был всеобщим, и сама королева Виктория с принцем Альбертом посетили мастерскую скульптора [6].

Р. Оуэн во главе стола на новогоднем ужине в скульптуре игуанодона. Эскиз Б. У. Хокинса

Р. Оуэн во главе стола на новогоднем ужине в скульптуре игуанодона. Эскиз Б. У. Хокинса [9, fig. 27]

Не по всем вопросам мнения Оуэна и Хокинса совпадали, но художник всегда старался настоять на своем. Когда работы по изготовлению скульптур подходили к концу, Хокинс сделал остроумный рекламный ход: он организовал изысканный новогодний ужин внутри живота незавершенной скульптуры игуанодона, пригласив Оуэна и других видных ученых. Приглашения на ужин были написаны на вытянутом крыле птеродактиля: Мистер Уотерхаус Хокинс просит оказать ему честь быть за ужином в скульптуре игуанодона в Хрустальном дворце в субботу вечером 31 декабря 1853 года в пять часов. Ответ обязателен3 [11, p. 295]. Вокруг скульптуры игуанодона сделали деревянный помост, а над ней — навес из белой и розовой парчи. Для гостей приготовили кресла с их именами и характеристиками. Оуэна посадили во главе стола — в голове игуанодона, над его креслом висела надпись «Британский Кювье». Угощение состояло из многочисленных деликатесных блюд: закусок, супов, птицы, рыбы, дичи, выпечки, сладостей и десертов, а также фруктов. И все это сопровождалось изысканными винами. Ужин удался: он привел всех в восторг и затянулся далеко за полночь. После многочисленных тостов настроение у ученых стало превосходным, и под конец они начали громко петь: Тысячу веков пролежал под землей его скелет, но теперь его тело большое и круглое, и он снова ожил! Припев: Веселое старое чудовище не умерло, но снова ожило — «Ррр»! Его кости, как у Адама, обернуты глиной, его ребра — прочные как железо. Найдется ли сегодня такой зверь, который посмел бы с ним повстречаться? Припев. Под его шкурой — живые люди. Кто посмеет теперь дразнить нашего ящера, когда он снова ожил? Припев. [6, p. 22]. Как вспоминал сам Хокинс, ревущий хор был настолько яростным и восторженным, что казалось, будто это ревет стадо игуанодонов [11, p. 297]. Естественно, в ходе оживленного банкета все возражения против скульптур Хокинса как-то незаметно позабылись и исчезли, а его работа была принята единодушно и с полным одобрением. Оуэн заявил, что эти реконструкции — настоящий шедевр, высшее достижение в познании ископаемых животных [611]!

Новогодний ужин в скульптуре игуанодона. 31 декабря 1853 г.

Новогодний ужин в скульптуре игуанодона. 31 декабря 1853 г. [6, fig. 34]

Так на трех искусственных островах нижних прудов в парке Хрустального дворца к 1854 г. появились 33 скульптуры животных палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр. Первоначально было запланировано больше фигур (в том числе скульптуры мастодонта, мамонта, динотерия, глиптодона и моа), но на продолжение работ не хватило средств [12679].

Посетители в парке Хрустального дворца знакомятся с допотопными рептилиями. 1855 г.

Посетители в парке Хрустального дворца знакомятся с допотопными рептилиями. 1855 г. 9, fig. 18]

Эти первые реконструкции в натуральную величину сразу стали сенсацией и привлекли внимание широкой публики, а парк Хрустального дворца, к которому провели специальную железнодорожную ветку с несколькими красиво оформленными станциями, стал любимым местом прогулок для англичан. Восторг многочисленных посетителей был столь велик, что Хокинса даже называли «новым Пигмалионом» [6]. Рядом со скульптурами доисторических животных была представлена модель разреза слоев горных пород в Англии в стратиграфической последовательности. Все это стало символом достижений английской науки [12] и наглядным пособием для знакомства посетителей парка с геологией и палеонтологией [12]. Были изданы путеводители и описания Хрустального дворца и его парка [45], в том числе книга Оуэна, посвященная реконструкциям ископаемых животных [8]. Во время торжественного открытия Хрустального дворца в Сиденхеме в 1854 г. королева Виктория, принц Альберт, французский император и португальский король с интересом ознакомились с геолого-палеонтологическим разделом парка и со скульптурами допотопных чудовищ, вызванных из небытия талантом художника [13].

Установка скульптурных реконструкций ископаемых животных в парке Хрустального дворца. 1855 г.

Установка скульптурных реконструкций ископаемых животных в парке Хрустального дворца. 1855 г. (British library online gallery; www.bl.uk/onlinegallery/).
Фото Ф. Г. Деламотта

В комплексе с Хрустальным дворцом — величественным строением, символом современных достижений промышленности, расположенным на вершине холма, — фигуры динозавров вместе со слоями земной коры, установленные внизу, у прудов, стали олицетворением основы, базиса индустриального прогресса, достижения которого были бы невозможны без добычи полезных ископаемых — металла, каменного угля, минералов. Молодая наука палеонтология за короткое время — около 50 лет — совершила огромный рывок в своем развитии. А стратиграфия, возникшая благодаря достижениям палеонтологии, стала основой научного подхода к поискам и разведке полезных ископаемых [12]. И такая интерпретация символики парка Хрустального дворца вполне правдоподобна, ведь современники сходным образом оценивали роль геологии и палеонтологии как базиса индустриальной революции и прогресса любой страны, поскольку они дают ключ к поискам, разведке и использованию минеральных ресурсов.

Реконструкции ископаемых животных и геологические разрезы в парке Хрустального дворца

Реконструкции ископаемых животных и геологические разрезы в парке Хрустального дворца [22]

Британский геолог Р. И. Мурчисон4 неоднократно подчеркивал это в беседах с императором Николаем I и писал: Правительству, разыскивающему внутренние силы и производительные способы непомерно обширной страны, без сомнения, желательно знать, которые из земель, состоящих в ведении его, не могут вмещать по свойству внутреннего сложения полезных минералов, равно как и иметь верные данные о тех округах, где таковыя вещества могут быть разведываемы с надеждой на успех. Предпочтительно Россия нуждается в правильно учрежденных внутренних разведках, и ни для одной страны открытия геологические не составляют столь существенной важности. <...> Попечительное правительство озабочено... где отыскать лучших качеств строительные камни и известняки для публичных работ и сооружения новых зданий? <...> Где можно встретить каменный уголь для споспешествования общеполезным предположениям и где нет надежды найти его? Таковы подлинно немногие из наиболее важных и очевидных хозяйственных вопросов, на которые геолог обязан дать ответ удовлетворительный [14, с. XXIII–XXIV]. Заметим, что эти рекомендации выдающегося ученого остаются актуальными вне зависимости от времени.

Нью-йоркский эпилог и новые перспективы

Скульптурные реконструкции древних животных в парке Хрустального дворца стали видимым результатом первого периода развития палеонтологии. Может быть, в чем-то несовершенные и ошибочные, они были по-своему гармоничными и цельными, а главное, первыми в мире. Эти скульптуры отражали уровень знания ученых середины XIX в. о строении вымерших животных, и их несоответствие нашим современным представлениям связано только с неполнотой палеонтологических данных— ведь и Хокинс, и Оуэн прекрасно знали анатомию современных позвоночных. Более того, Хокинс первым систематично подошел к реконструкции вымерших животных, т. е. к проблеме соотношения строения скелета и внешнего облика, и опубликовал книгу по сравнительной анатомии [15], где изобразил скелеты современных млекопитающих и человека, вписанные в контур их тела.

Скелет человека и скелет слона, вписанные в контур их тела. Иллюстрация из книги Б. У. Хокинса по сравнительной анатомии

Скелет человека и скелет слона, вписанные в контур их тела. Иллюстрация из книги Б. У. Хокинса по сравнительной анатомии [15, Pl. VI]

Почти еще полвека скульптурные и живописные реконструкции Хокинса олицетворяли для широкой публики образы животного мира прошлого Земли, повторяясь во многих книгах, учебниках и учебных пособиях, рисунках, картинах [10]. Например, в романе Ж. Верна «Путешествие к центру Земли» вымершие животные описаны именно такими. Вторую половину XIX в. можно назвать эпохой Хокинса в палеонтологической реконструкции, так как он обобщил весь первоначальный опыт в этой области и создал неписаный канон изображения древней жизни на Земле, чем заслужил всемирное признание и славу.

Гравюра по рисунку французского художника Э. Риу «Iguanodon и Megalosaurus»

Гравюра по рисунку французского художника Э. Риу «Iguanodon и Megalosaurus» [23, fig. 196]

Россия не была исключением — здесь также были известны и популярны реконструкции древних животных Хокинса и его последователей. Так, в 1879 г. в центре Москвы, в Манеже, была проведена грандиозная Всероссийская антропологическая выставка [1617]. В ее палеонтологическом разделе были представлены скульптурные реконструкции вымерших животных и растений в натуральную величину в крупномасштабных диорамах, вызвавшие наибольший интерес у посетителей. Скульптуры были выполнены в стиле и по образцу реконструкций Хокинса, о чем упомянуто в описании выставки: ...если ихтиозавр не раз фигурировал на выставках, то гилеозавр, плезиозавр и даже мегатерий представляют значительную новизну, так как только в лондонском Сиденгамском дворце встречается нечто подобное, хотя и отличное по частностям [16, с. 1].

Мастерская Хокинса в Центральном парке в Нью-Йорке. 1869 г.

Мастерская Хокинса в Центральном парке в Нью-Йорке. 1869 г. [9, fig. 26] Pr_2108_Crystal_20_1000.jpg

Хокинс под смонтированным им скелетом утконосого динозавра Hadrosaurus foulkii в Академии естественных наук Филадельфии. 1868 г.

Хокинс под смонтированным им скелетом утконосого динозавра Hadrosaurus foulkii в Академии естественных наук Филадельфии. 1868 г. [9, fig. 40]

На пике известности, в 1868 г., Хокинс был приглашен в Америку, где провел в общей сложности 10 лет. В Академии естественных наук Филадельфии5 под руководством американских палеонтологов Дж. Лейди и Э. Д. Копа он частично реконструировал и смонтировал скелет утконосого динозавра Hadrosaurus foulkii — первый в мире целый скелет динозавра. И впервые динозавр был показан стоящим на двух ногах. Скелет невиданного огромного двуногого ящера произвел настоящий фурор: толпы посетителей переполняли тесные залы музея академии, парализовав ее работу. Это был блестящий, но, увы, последний триумф Хокинса. Позднее он также создал ряд живописных и скульптурных палеонтологических реконструкций для нескольких музеев в США [6, 9, 18]. Однако основной задачей Хокинса, ради чего он был приглашен в Америку, было создание Палеозойского музея (позднее эта идея была воплощена в Музее естественной истории) и комплекса скульптур вымерших животных в Центральном парке Нью-Йорка по образцу парка Хрустального дворца в Лондоне. В мастерской, организованной в Центральном парке, Хокинс начал монтировать слепки скелетов вымерших животных и создал несколько скульптурных реконструкций, в том числе гадрозавра. Однако создание музея противоречило корыстным интересам коррумпированных политиков и чиновников, контролировавших тогда жизнь города. К тому же Хокинс открыто вступил с ними в конфликт. В результате в 1871 г. мастерская была разгромлена бандой вандалов, нанятой этими преступниками, все уже созданные скульптуры и скелеты были варварски разбиты и уничтожены, а их обломки — закопаны в парке или утоплены в его прудах [6, 9, 18, 19]. Крах проекта «Палеозойский музей» символизировал и начало заката творчества Хокинса. Его поздние реконструкции двуногих динозавров, в которых он изменил своему собственному стилю, выработанному во время работы в парке Хрустального дворца, были гораздо менее гармоничны и даже местами гротескны.

Картина Хокинса «Жизнь мелового периода в Нью-Джерси». Изображены динозавры Hadrosaurus и Dryptosaurus, плезиозавры Elasmosaurus, мозазавры и птерозавры

Картина Хокинса «Жизнь мелового периода в Нью-Джерси». Изображены динозавры Hadrosaurus и Dryptosaurus, плезиозавры Elasmosaurus, мозазавры и птерозавры. 1877 г. [18, p. 2]

К концу XIX в. новые находки целых скелетов древних ящеров в Бельгии, США, Южной Африке и России скорректировали представления об их внешнем виде. Реконструкции Хокинса стали считаться устаревшими, их подвергали критике, и интерес к ним был утерян. А их создатель, вернувшись в Англию, умер в безвестности и нищете. Началась новая эпоха палеонтологической реконструкции, основы которой заложил американский палеоанималист Ч. Найт, а блестящим ее завершением можно считать творчество чешского художника З. Буриана.

Проект «Палеозойского музея» Хокинса. 1869 г.

Проект «Палеозойского музея» Хокинса. 1869 г. [9, fig. 25]

Послесловие к трагедии — на руинах Хрустального дворца

Пожар в Хрустальном дворце в 1936 г.

Пожар в Хрустальном дворце в 1936 г. (The Illustrated London News. Saturday, December 5, 1936)

В начале XX в. интерес к Хрустальному дворцу и его парку постепенно ослабевал. Дворец начал ветшать, а парк приходить в запустение. Публику пытались привлечь во дворец и парк проведением выставок, концертов, праздников, спортивных мероприятий и различных развлечений. Но это мало помогало — содержание дворца и парка стало убыточным. Последним успешным событием были торжества в честь коронации Георга V в 1911 г. В годы Первой мировой войны в здании дворца размещалось военное училище, а потом здесь устроили военный музей, посвященный этой войне. 30 ноября 1936 г. наступил трагический финал в его истории: Хрустальный дворец был полностью уничтожен грандиозным пожаром и никогда больше не восстанавливался [3]. А скульптуры вымерших животных долгое время находились в заброшенном состоянии и стали частично разрушаться, часть из них была утеряна. Их реставрация, проведенная в 1960-х годах, на время остановила процесс разрушения, но перепланировка части парка у прудов со скульптурными реконструкциями исказила его первоначальную композицию, некоторые скульптуры были перемещены [126]. В 1973 г. комплекс скульптурных реконструкций вымерших животных Хокинса в парке Хрустального дворца был внесен в список национального достояния Англии, но до начала нынешнего века продолжал постепенно разрушаться. И только в 2002 г. начался процесс реставрации, не завершенный и по сегодняшний день. Часть скульптур еще не восстановлена, а территория вокруг них до конца не благоустроена. Первоначально уровень воды в нижних прудах с реконструкциями регулировался (имитировались приливы и отливы), но эта система не воссоздана [12]. Большой вклад в реконструкцию исторического парка скульптур вносят энтузиасты, организовавшие Общество друзей динозавров Хрустального дворца6. Сегодня собираются пожертвования на реставрацию и благоустройство, проводится большая работа по популяризации Хрустального дворца и его парка, публикуются статьи и книги, выпускается сувениры, организуются различные мероприятия, наиболее масштабные в дни культурного наследия Англии. У широкой публики возвращается интерес к реконструкциям Хокинса и приходит понимание того, что они представляют собой огромную историческую ценность как уникальный памятник истории науки, памятник первого этапа развития палеонтологии. В парке становится все больше и больше посетителей, которых привлекает необычная атмосфера этого уголка викторианской эпохи, сохранившегося до наших дней.

* * *

Специалисты-палеонтологи сегодня все чаще обращаются к реконструкциям Хокинса, анализируя пути и закономерности научного познания в исторической перспективе. Это позволяет яснее понять особенности современного этапа развития палеонтологии и, главное, осознать диалектику этого развития и отказаться от абсолютизации последних достижений и господствующих теорий. В следующей статье мы подробно расскажем о посещении парка Хрустального дворца и о его знаменитых скульптурах вымерших животных.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научных проектов 20-04-00070 А и 17-54-10013 КО_а.


1 Архозавры — подкласс высших рептилий, включающий крокодилов, текодонтов, динозавров и птерозавров; ранние архозавры — это текодонты, предки и предшественники динозавров.

2 Комаров В. Н, Ахунов Ф. Ф., Еременко Р. У. Биостратиграфия как предчувствие: К 250-летию со дня рождения Вильяма Смита. Природа. 2019; 4: 67–71.

3 Здесь и далее перевод с английского А. Г. Сенникова.

4 Сенников А. Г. Экспедиция Р. И. Мурчисона в городе Вязники. Природа. 2020; 10: 55–69.

5 Академия естественных наук Филадельфии (ныне Академия естественных наук Университета Дрекселя) — старейший научно-исследовательский институт естественных наук и музей в Северной и Южной Америке. Она была основана в 1812 г. ведущими натуралистами молодой американской республики с выраженной миссией поощрения и совершенствования науки.

6 Подробную информацию об Обществе друзей динозавров Хрустального дворца можно найти в Интернете (cpdinosaurs.org).

Литература / References

1. Doyle P. A vision of «deep time»: the «Geological Illustrations» of Crystal Palace Park, London. The History of Geoconservation. Geological Society London: Special Publications. 2008; 300: 197–205.

2. Doyle P., Robinson E. The Victorian «Geological Illustrations» of Crystal Palace Park. Proceedings of the Geologists' Association. 1993; 104: 181–194.

3. The Great Exhibition, 1851. A sourcebook. Manchester, 2017.

4. Phillips S. Guide to the Crystal palace and its park and gardens. L., 1854.

5. Wyatt M. D. Views of Crystal palace and park Sydenham. L., 1854.

6. McCarthy S., Gilbert M. The Crystal Palace dinosaurs: The story of the world's first prehistoric sculptures. L., 2019.

7. Hawkins B. W. On visual education as applied to geology, illustrated by diagrams and models of the geological restorations at the Crystal Palace. Journal of the Society of Arts. 1854; 2(78): 443–449.

8. Owen R. Geology and the inhabitants of the ancient world. L., 1854.

9. Bramwell V., Peck R. M. All in the bones: a biography of Benjamin Waterhouse Hawkins. Philadelphia, 2008.

10. Rudwick M. J. S. Scenes from deep time: Early pictorial representations of the prehistoric world. Chicago; L., 1992.

11. Cadbury D. Terrible Lizard. The first dinosaur hunters and the birth of a new science. N. Y., 2000.

12. Laurence A. A discourse with deep time: the extinct animals of Crystal palace park as heritage artefacts. Science Museum Group Journal. 2019; 11: 1–21.

13. Gardiner B. G. Clift, Darwin, Owen and the Dinosauria... (2). The Linnean. 1991; 7(1): 8–14.

14. Мурчисон Р. И., Вернель Э., Кейзерлинг А. Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского. Ч. 1. СПб., 1849.
[Murchison R. I., Verneuil E., Keyserling A. The geology of Russia in Europe and the Ural Mountains. Pt. I. Saint-Petersburg, 1849. (In Russ.).]

15. Hawkins B. W. A comparative view on the human and animal frame. L., 1860.

16. Богданов А. П. Московская антропологическая выставка 1879 г. Т. 3. Ч. 2: Описание предметов выставки. Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1879–1880; 35(2): 1–28; Труды Антропологического отдела. 1879–1880; 5: 1–28.
[Bogdanov A. P. Moscow Anthropological Exhibition 1879. V. 3. Pt. 2. Description of the exhibition items. Proceedings of the Imperial Society of Lovers of Natural Science, Anthropology and Ethnography. 1879–1880; 35(2): 1–28; Transactions of the Anthropological Department. 1879–1880; 5: 1–28. (In Russ.).]

17. Виды Антропологической выставки в Москве. М., 1879.
[Types of the Anthropological Exhibition in Moscow. Moscow, 1879. (In Russ.).]

18. Gossen A. The Victorians' Dinosaurs. GardenStateLegacy.com. 2010; 10: 1–8.

19. Anonimous. Destruction of mr. Hawkins' restorations. The American Naturalist. 1872; 6(4): 254–255.

20. The Great Exhibition in colour. Charlbury, 2016.

21. Mantell G. A. Wonders of Geology. V. I. L., 1848.

22. Reynolds J. Pictorial and Descriptive Atlas of Geology. L., 1854.

23. Figuier L. La terre avant le deluge. Paris, 1864.


0
Написать комментарий

    Избранное






    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»