Мироточащие иконы: что говорит наука?

Никита Томин, Илья Бутов, Вадим Алексинский, Александр Московский, Павел Флоренский, Михаил Дебелый
«Природа» №10, 2019

Об авторах

Никита Викторович Томин («Природа» №10, 2019)

Никита Викторович Томин — кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН. Область научных интересов — электроэнергетика, искусственный интеллект, религиозные феномены.

Илья Станиславович Бутов («Природа» №10, 2019)

Илья Станиславович Бутов — кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства — филиала ФНБНУ «Федеральный научный центр овощеводства». Специалист по вопросам гибридизации, селекции, сакральной географии.

Вадим Сергеевич Алексинский  («Природа» №10, 2019)

Вадим Сергеевич Алексинский — соискатель, врач специализированной клиники Нойкирхен. Научные интересы — патологическая анатомия, иммуногистохимия, диагностика рака, гистопатология.

Александр Викторович Московский («Природа» №10, 2019)

Александр Викторович Московский — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Область научных интересов — религиоведение, религиозные феномены, история православия.

Павел Васильевич Флоренский («Природа» №10, 2019)

Павел Васильевич Флоренский — доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. Научные интересы — нефтегазовая геология, метеоритика, этнология, история русской философии.

Михаил Александрович Дебелый («Природа» №10, 2019)

Михаил Александрович Дебелый — кандидат биологических наук, научный сотрудник Фрибурского университета. Специалист в области биохимии, липидомики, масс-спектрометрии.

Мироточением в целом называют появление любой влаги на поверхности икон или предметах культа1. Оно может происходить не только в стенах сакральных сооружений (монастырей, храмов, соборов), но и в обычных жилых домах или квартирах [1–4]. За мироточение принимаются различные, чаще всего естественные процессы (выделение смол или шеллака, набухание и загнивание клея и некоторых используемых в живописи органических веществ, осаждение конденсата или запотевание, сорбция различных веществ на липофильных поверхностях, образование ржавчины). Кроме того, это может быть результат жизнедеятельности специфических бактерий или других микроорганизмов, следы от елея, масла от лампад и др. [4].

В результате мироточения довольно часто происходит осаждение разнородных по химическому составу жидкостей на поверхности икон (рис. 1). Если икона застеклена, маслянистая жидкость появляется на внешней поверхности стекла, но нередки случаи, когда она возникает и под стеклом. Неоднократно наблюдались рядом с иконой следы масла, имеющие различную форму (чаще всего неправильную), причем иногда фиксировалось уменьшение частоты и размера капель по мере удаления от иконы. Реже происходит осаждение масла вокруг икон, тогда правильнее говорить не о мироточении, а о маслоосаждении2. Миро, собранное с икон, имеет разнообразную консистенцию и цвет, часто напоминает маслянистую жидкость, похожую на смолу [3]. В ряде случаев такая жидкость обладает приятным запахом, напоминающим запахи ароматических веществ (в частности, розы, жасмина, лаванды и др.), которые входят в состав духов или благовоний [1, 4]. Иногда выделение, имеющее консистенцию масла, называют елеем. Однако в широком смысле елей — это оливковое, а впоследствии в православном церковном обиходе и любое освященное растительное масло [1].

Рис. 1. Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина («Природа» №10, 2019)

Рис. 1. Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина

До последнего времени вещество с мироточащих предметов не было предметом объективного научного анализа, в первую очередь из-за расхожего убеждения, что это всегда фальсификация. Мы не отрицаем, что нередко это справедливо, так как сталкивались с обманом в корыстных целях. Однако зафиксированы многие случаи появления на иконах «мира», независимого от окружения. Более того, многие опытные иереи, наблюдая появление масла и ажиотаж, происходящий среди прихожан, уносят такую икону в алтарь, не видя в этом ничего особенного.

Мы полагаем, что наряду с фальсификацией или неаккуратным уходом за иконой могут происходить и вполне естественные процессы. Они и стали предметом нашего внимания. Поэтому допустимо изучать «чудесные явления» с помощью научных методик, которые должны контролироваться, проверяться и повторяться исследованиями в различных лабораториях с применением нескольких альтернативных подходов. Изучение «чудес», связанных с веществом икон, началось почти четверть века назад, когда была создана экспертная рабочая группа по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви (РПЦ) при Синодальной Богословской комиссии Московского патриархата (далее — экспертная группа).

В данной статье мы попытались продемонстрировать возможность и целесообразность исследования современными научными методами образцов жидкостей, появляющихся на поверхностях икон и иных предметов религиозного культа. Представленный материал разделен на две основные части. В первой дан аналитический обзор немногочисленных научных исследований в этой области. Вторая же посвящена результатам анализа образцов, полученных с икон Иверской Божьей Матери из г. Клина Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл. Применялись методы высокоэффективной газовой хроматографии этерифицированных жирных кислот, сопряженной с масс-спектроскопией; липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр, а также бактерио- и микологические анализы.

Что было сделано раньше?

Большинство доступных научных исследований мироточащих предметов культа (прежде всего, икон и статуй) построено на определении состава вещества с использованием различных методов спектрометрии и хроматографии. К примеру, спектрографический анализ жидкости, взятой с деревянного распятья в австралийском городе Маунт Причард (штат Новый Южный Уэльс), показал, что по своему составу она схожа с оливковым маслом3. Скульптура Девы Марии Гваделупской в г. Хоббсе (США) в 2018 г. обильно выделяла из глаз ароматические масла (по предварительным оценкам, до 500 мл). Исследование 5 мл жидкости показало, что «слезы» также имеют состав оливкового масла, но с приятным запахом [5].

Интерес к мироточению в РПЦ существует столетиями и связан с широко известными мироточивыми главами Киевско-Печерской лавры. Их изучение началось еще как минимум в XIX в. В 1846 г. профессор Ф. Г. Солнцев насухо вытер сукном одну из мироточивых глав и сосуд, в котором она помещалась, «обвязал все это протечной бумагой и запечатал». Комнату с главой тоже запечатали. На следующий день профессор обнаружил в сосуде миро4. Биохимические исследования вещества мироточивых глав в 1988 г. провели И. А. Концевич, Ю. В. Хмелевской и И. И. Бобрик из Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца (Киев, Украина). Они установили, что субстанция неизвестной природы, взятая из чаш с мироточивыми главами № 4, 9 и 26, — во всех трех случаях высокоочищенные масла (триглицериды высших жирных кислот), не имевшие в себе примесей свободных кислот. Это подтверждалось отсутствием реакций этерификации (в частности, метилирования). Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность свидетельствовала об отсутствии ионизированной среды. Не было выявлено неорганических фосфатов и ионов аммония, что указывало на отсутствие процессов распада органических веществ, содержащих азот и фосфор. Исследование содержания белка (по Лоури) проводилось в водных вытяжках. Выяснилось, что образец № 26 содержал 20 мг белка на 100 мл, № 9 — 13 мг и № 4 — 73 мг [6].

В 2001 г. появились сообщения о том, что в г. Клину, в квартире В. Жучковой, замироточили многочисленные (в основном современные) иконы. Помимо прочих обильно мироточила и икона Иверской Божьей Матери. По инициативе экспертной группы было проведено углубленное физико-химическое исследование четырех образцов различных маслянистых жидкостей (из поддонов под иконами) в Институте криминалистики ФСБ РФ, Физическом институте имени П. Н. Лебедева РАН и в Институте геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН. От каждого образца отбиралось по три пробы (по 0,08 мг). Все они были переданы в институты для параллельной идентификации. Исследование химического состава проводилось методами протонного магнитного резонанса (ПМР), хромато-масс-спектрометрии (ХМС) и инфракрасной спектроскопии (ИКС). В результате для четырех образцов были получены следующие значения δ13С (относительно эталона PDB): −29,2 , −28,7 ; −27,7 и −27,5‰ соответственно. Все три исследования показали, что образцы по своему химическому составу идентичны растительному маслу. Наиболее близкий аналог — подсолнечное масло5 [7]. Продукты биологического происхождения имеют индивидуальный изотопный состав, который незначительно меняется в различных регионах. Было установлено, что изотопный состав всех образцов в пределах точности измерений полностью соответствовал подсолнечному маслу, произведенному в России.

Образцы вещества, появившегося в 2007 г. на иконах в квартире А. А. Фоминой (г. Северск Томской обл.), были переданы для анализа в лабораторию углеводородов и высокомолекулярных соединений Института химии нефти (ИХМ) СО РАН. Общее количество жидкости, образовавшейся на иконах, оценивалось в 30–50 мл. Исследование включало элементный анализ, ИК-, УФ-, 1H-, 13С-ЯМР-спектроскопию, газожидкостную хроматографию (ГЖХ) и ХМС, а также определение молекулярной массы. Вещество было идентифицировано как смесь жиров типа оливкового масла с различными примесями, в том числе витамина Е (С29H53O2), который содержится в растительных маслах. Инфракрасные спектры оливкового и кукурузного масла на 95–96% совпадали со спектрами собранного мира [8]. Исследованный образец состоял из смеси органических соединений различного строения. В нем отмечались небольшие концентрации углеводородов нормального строения (данные ГЖХ и газовой хроматографии с масс-спектрометрией — GC-MS-анализа), а также значительные количества кислородсодержащих соединений: 2,4-декадиеналь (цис- и транс-изомеры), фарнезол, токоферолы, стигмастерол и др. (данные элементного анализа, ИК-, ЯМР- и GC-MS-исследований). Однако следует учесть, что в образце могло содержаться больше соединений, чем удалось идентифицировать, в связи с особенностями их физико-химических свойств (низкой летучести, высокой температуры кипения и др.) [8]. Таким образом, довольно часто вещества с поверхности иконы представляют собой органические масла и бывают близкими по составу ароматизированному подсолнечному, оливковому или кукурузному маслу. Органические соединения, входящие в их состав, могут слегка отличаться, поэтому и вещества с разных икон также различны. Часто определяемые масла не принадлежат нефтяному ряду, т.е. они не минеральные [8]. В свою очередь, лампадное масло чаще всего состоит именно из минеральных масел, а на поверхности икон в большинстве случаев, наоборот, обнаруживаются органические масла (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла («Природа» №10, 2019)

Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла. Северск, 2007 г. [8]

Как уже упоминалось, собирательным термином «мироточение» называют сходные по своей структуре процессы и явления. За миро могут приниматься специфические выделения плесневых грибов (или некоторых микроорганизмов) [4]. В этом случае состав возникающих на иконах или иных предметах культа жидкостей должен отличаться от масел. Так, пробы бесцветного маслянистого вещества, взятые в 2006 г. в квартире А. А. Пимоновой (г. Томск), изучались в ИХН СО РАН. Анализы показали, что субстанция представляла собой смесь нормальных алканов6 (C22—C35) с максимумом распределения, приходящимся на соединения состава C26—С29, а также фталатов и жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой, арахиновой, линоленовой, акролеина и сквалена). Данные, полученные методом ИК-спектрометрии, подтвердили присутствие в пробе жирных карбоновых кислот [9].

Рис. 3. Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г. («Природа» №10, 2019)

Рис. 3. Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г. 1 — пальмитиновая кислота, 2 — стеариновая кислота, 3 — миристиновая кислота, 4 — производные фталевой кислоты [4]

Аналогичные исследования мы проводили в 2015 г. с веществом, которое выделилось из-под наклеек, используемых в современном православии при освящении квартир (г. Брест, Беларусь) [4]. Анализы показали, что данный образец содержал фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), глицерин, некоторые силикаты и другие соединения (рис. 3). Из них отдельные соли и эфиры фталевой кислоты могли входить в клеевую основу наклеек и служить субстратом для развития плесневых грибов (рис. 4).

Рис. 4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. («Природа» №10, 2019)

Рис. 4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. Окраска по Паппенгейму. а–в — гифы гриба, объектив ×5; г — спорангий, объектив ×20 [4]

Еще с советских времен упоминаются анализы крови и мира, взятые с кровоточащих икон или крестов. Однако сами анализы в литературе не приводятся, лишь утверждается, что в том или ином случае удалось обнаружить вещество, состоящее из «смеси кармина с глицерином»7 или из «смеси разных химических веществ»8. В средневековой Италии, где кроваво-красные пятнышки нередко появлялись на церковных тканях и хлебах, их расценивали как «капли крови Господа»9. В 1914 г. подобные выделения с иконы Христа из г. Мирабо-ен-Пуату (Франция) проанализировали в лондонском Институте Листера и установили, что это — не человеческая кровь. Точный состав определен не был, но в собранном материале удалось обнаружить «микроорганизм, обычно встречающийся в застойной воде» [10]. Один из главных претендентов на роль «чудесной бактерии» для различных исторических случаев подобного рода — серрация Serratia marcescens [11]. Л. Гарлашелли из отдела органической химии Павийского университета (Италия) поставил ряд опытов, которые подтвердили, что и за современные случаи кровоточения евхаристического хлеба (икон и статуй) могут приниматься специфические выделения этой самой бактерии [12] (рис. 5). Й. Каллен, студентка-медик из Университета Джорджа Мейсона (США), обратила внимание, что многие чудеса с появлением «крови» происходят с мая по сентябрь, с «драматическим пиком» в июле. В это время устанавливается теплая и влажная погода. Такие условия хорошо подходят для развития S. marcescens [13]. И все же, несмотря на то что эта бактерия чаще других называется при детальном описании подобных случаев, есть упоминания и о других «подозреваемых» — о красной плесени Neurospora crassa, о некоторых видах Halobacterium, об одном из родов одноклеточных пигментированных дрожжей Rhodotorula, а также о кокках и дрожжеподобных грибках [4, 14].

Рис. 5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens («Природа» №10, 2019)

Рис. 5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens: а — через 12 ч после инкубации, б — через 24 ч.

К сожалению, многие случаи мироточения по разным причинам не подвергались полноценному научному исследованию. Более того, часто в околоцерковных источниках циркулирует обрывочная информация о якобы проведенных исследованиях, реальность и достоверность которых сложно установить. Ярким примером может служить знаменитый случай с монреальской иконой Иверской Божьей Матери, которая мироточила в течение 15 лет и даже была признана Архиерейским синодом РЦП за границей чудотворной. Со слов ее обладателя — преподавателя истории и исследователя иконописи И. Муньоса Кортеса, анализ проводился неким «ученым из Майями», который при этом изучал не выделяемое вещество, а саму икону. В результате он установил, что икона написана на обычном еловом дереве и масло поступало «не с задней стороны и не из самого дерева, на котором она была написана»10. Очевидно, что такое «исследование» мало о чем говорит. Ватку с образцом «мира» монреальской иконы присылали и специалистам экспертной группы, однако вещества для проведения полноценного анализа оказалось слишком мало.

Наши исследования

Анализ иконы Иверской Божьей Матери из поселка Локоть (Брянская обл.). В 1994 г. жительница пос. Локоть Н. Н. Мурашкина купила в магазине «Детский мир» настенный календарь с изображением иконы Божьей Матери «Умиление». В 1999 г., во время болезни женщины, изображение неожиданно стало источать приятный запах. После прочтения акафиста приглашенным священником образ Богородицы обильно замироточил. Впоследствии стали мироточить и другие иконы, выставляемые перед ней многочисленными паломниками (в том числе и икона Иверской Божьей Матери). Миром покрывались даже хлеб и вода. Все эти происшествия в 2004 г. были засвидетельствованы экспертной группой, члены которой взяли пробы выделяющейся жидкости с иконы Иверской Божьей Матери для проведения анализов. Образцы хранились при комнатных условиях, в закрытых стеклянных флаконах с резиновой пробкой, обеспечивающих герметичность. Флаконы располагались в вертикальном положении, что предотвращало контакт образцов с пробкой. Детальное изучение субстанции стало возможным только в 2018 г.

Рис. 6. Разведенные в гептане образцы для газовой хроматографии: подсолнечное масло, оливковое масло, миро из пос. Локоть («Природа» №10, 2019)

Рис. 6. Разведенные в гептане образцы для газовой хроматографии: 1 — подсолнечное масло, 2 — оливковое масло, 3 — миро из пос. Локоть

Анализ проводился в современной лаборатории отдела биохимии Фрибурского университета (Швейцария) на высокоэффективном газовом хроматографе Hewlett-Packard 5890 с масс-спектрометрическим окончанием (использовался масс-спектрометр Hewlett-Packard 5927[15].

Маслянистая жидкость (возможно смесь триацилглицеридов) перед внесением в хроматограф была подвергнута щадящему гидролизу и этерификации (до метиловых эфиров жирных кислот) (рис. 6). В качестве контроля использовалось подсолнечное (марка Bellasan, производство Бразилия) и оливковое (марка Bertolli, производство Италия) масло. Было установлено практически полное совпадение жирно-кислотного состава исследуемой жидкости с жирно-кислотным составом подсолнечного масла (рис. 7). Найденные незначительные отличия обусловливались наличием некоторых органических соединений, входящих в состав бытовых полимеров (пластиков) — фталатов и современных синтетических красителей. Данные соединения могли попасть в маслянистую жидкость с поверхности иконы или пластиковой кюветы, куда собиралась анализируемая субстанция.

Рис. 7. Результаты анализа образцов из пос. Локоть, полученные при проведении газовой хроматографии («Природа» №10, 2019)

Рис. 7. Результаты анализа образцов из пос. Локоть, полученные при проведении газовой хроматографии

Параллельно образец анализировался методом липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр (Thermo ScientificTM Q ExactiveTM Hybrid Quadrupole-OrbitrapTM Mass Spectrometer). Помимо соединений, входящих в состав подсолнечного масла (к примеру, токоферола и ретиноевой кислоты), мы обнаружили и примеси растительных эфирных масел — кипарисового (флавоноид сциадоптизин) и мяты (флавоны диадзин и генистен) (табл.). Скорее всего, в анализируемом образце кроме подсолнечного масла, как основного компонента, присутствовали примеси многокомпонентных благовоний, которые используются для ароматизации церковных и жилых помещений. Возможно, именно они обусловливали необычный запах. Вполне закономерно и присутствие действующих веществ некоторых гербицидов и фунгицидов, если на полях проводилась интегрированная система мероприятий по защите растений подсолнечника от болезней и сорняков. Обнаруженные следы жизнедеятельности грибов позволяют предположить, что последние могли паразитировать на поверхности семян и таким образом попасть в выделяемое из них масло.

Таблица. Результаты анализа, полученные на основе метода липидомики с прямой инъекцией образца в масс-спектрометр

Важно отметить, что следы некоторых вышеперечисленных компонентов определялись нами на уровне спектрального шума. Их концентрация настолько мала, что диагностика не в состоянии полностью исключить ложноположительное определение. Из них только такие примеси, как действующие вещества гербицидов и фунгицидов, составляют реально обнаруживаемый профиль.

Микробиологическое исследование иконы Иверской Божьей матери из г. Клина (Московская обл.). Как уже отмечалось выше, в 2001 г. в квартире Жучковой, помимо прочих, обильно замироточила икона Иверской Божьей матери. Наряду с этим членам экспертной группы показали неидентифицированные темно-красные и темно-коричневые выделения на поверхности иконы. Образец таких выделений был собран в стерильную пластиковую пипетку и герметично зафиксирован канцелярской клипсой для последующего хранения при комнатных условиях (рис. 8, а). В 2018 г. мы провели микробиологическое исследование данного образца на базе диагностической лаборатории Spezialklinik Neukirchen Gmb H&Co KG (Германия) с использованием стандартной панели питательных сред (рис. 8, б). Типирование выросших колоний выполнялось в лаборатории Synlab MVZ Weiden (Германия, исследование № 8032 9429 от 19.10.2018, ID 109 2323 133).

Рис. 8. Образец темно-красных выделений с иконы Иверской Божьей матери из Клина и пример питательной среды, использованной для бактериологического и микологического исследования данного образца («Природа» №10, 2019)

Рис. 8. Образец темно-красных выделений с иконы Иверской Божьей матери из Клина (а) и пример питательной среды, использованной для бактериологического и микологического исследования данного образца (б)

При типировании выросших колоний были изолированы грибы родов Penicillium (1КОЕ) и Сladosporium (3КОЕ). Последние характеризуются темноокрашенным мицелием, на котором образуются разветвленные цепочки темноокрашенных бластоконидий. Наличие спор и метаболитов плесневых грибов в образцах свидетельствует в пользу выдвинутого нами предположения об участии плесневых грибов в синтезе продуктов мироточения [4].

Учитывая давность образца, можно предполагать, что количество колониеобразующих единиц в «свежем» материале было достаточно высоким, так как при таком сроке хранения рост колоний маловероятен. Условия хранения образца какую-либо вторичную контаминацию исключают. Следовательно, данный образец отчасти может быть продуктом метаболизма плесневых грибов. Последние, оказавшись в несколько необычных микроэкологических условиях11, способствовали образованию на иконах метаболитов. Процесс, выдаваемый за кровоточение, возможно, впоследствии был кем-то «усилен» и «дополнен». Во всяком случае плесневые грибы стали уже обычной находкой в образцах подобного рода, что дает повод продолжать дальнейшие исследования в этом направлении [4].

Важную роль, безусловно, играет скорость доставки материала в лабораторию и использование транспортных сред (например, глубокого охлаждения). Это позволяет обеспечить хорошую сохранность колониеобразующих единиц для получения релевантных микробиологических результатов. Выделение чистой «мироточащей» культуры можно было бы считать важным этапом в данном направлении исследовательской работы.

***

Итак, полученные нами результаты анализа выделений с икон во многом коррелируют с исследованиями, проведенными ранее другими группами. Масс-спектрометрический анализ маслянистой жидкости с иконы из пос. Локоть показал практически полное совпадение ее жирно-кислотного состава с жирно-кислотным составом подсолнечного масла. Обнаруженные в образце следы эфирных растительных масел, а также гербицидов и фунгицидов могут свидетельствовать в пользу некого переноса «мира» из одного места в другое. Например, при прикладывании к иконе паломника или прихожанина, лоб которого предварительно мог быть помазан елеем или иным церковным маслом12.

Микробиологическое изучение темно-коричневых образований с иконы из г. Клина подтвердило возможность участия плесневых грибов, которые могли способствовать образованию метаболитов, принимаемых за сгустки крови [16].

Проведенное исследование говорит о том, что задействованный методологический аппарат и специализированное лабораторное оборудование позволяют успешно изучать и анализировать мироточение икон с позиции науки. Однако наложение личных мировоззренческих установок ученых часто формирует барьеры и откровенное неприятие серьезного исследования «чудесных явлений», а следовательно, и препятствует развитию научного знания в этом направлении. Понятно, что принцип бритвы Оккама призывает нас искать максимально простые, «экономные» объяснения тех или иных явлений, без привлечения дополнительных сущностей. Однако это справедливо, если нет особых оснований для поиска более сложных механизмов происходящего. Например, в научном исследовании другого «чудесного явления» — волн обновления икон — было установлено, что данный феномен «не может быть полностью объяснен простыми рациональными причинами (обманом, ошибочными трактовками или редкими природными явлениями)» [17]. Очевидно, что и случаи образования «чудесных» жидкостей на иконах и иных предметах культа также требуют более глубокого понимания.

Таким образом, мироточение, как и любое явление, имеет право на научное исследование. Этим правом мы и воспользовались. В то же время нами не ставилась задача подтвердить или опровергнуть факт чуда. Мы считаем, что по большому счету эта проблематика выходит за границы науки.

Литература
1. Бирюкова Ю. А., Шишкалова А. А. Типология феномена чудотворной иконы в восточно-христианской традиции // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2017 г.). Чебоксары, 2017; 173–175.
2. Бутов И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX — первой половине XX в. Минск, 2018.
3. Kocój E. Sacrum i lzy. Fenomen pіaczacych ikon w wyobraz·eniach religijnych w prawoslawiu (wybrane zagadnienia) // Slavica Slovaca. 2015; (2): 140–155.
4. Алексинский В. С., Соколова Т. Н., Бутов И. С. и др. Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2017; (1): 121–129.
5. Bever L. A Virgin Mary statue has been «weeping» olive oil. Church leaders can’t explain it // The Washington Post, 18.07.2018.
6. Кириллова В. Е. Феномен бессмертия: чудо мироточения глав на территории Киево-Печерской лавры // Наука и культура: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых и студентов, посвященного 70-летию Оренбургской государственной медицинской академии. Оренбург, 2014; 371–372.
7. Иванов А. А., Московский А. В., Сошинский С. А., Флоренский П. В. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения // Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой: Труды Междунар. совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой» (Москва, 7 декабря 2002 г.). М., 2004; 229–230.
8. Головко А. К., Певнева Г. С., Огородников В. Д. и др. Отчет по исследованию образцов «мира» и масла «лампадного»; предисл. к отч. Фефелова В. Н. Томск, 2007.
9. Результаты исследования маслянистого вещества (аналитическая записка). Сост. Н. П. Савиных. Томск, 2006.
10. Nickell J. Looking for a Miracle: Weeping Icons, Relics, Stigmata, Visions and Healing Cures. Amherst, 1998.
11. Gaughran E. R. From superstition to science: the history of a bacterium // Transactions New York Academy of Sciences. 1969; 31(1): 3–24.
12. Garlaschelli L. Chemie der Wunder // Chemie in Unserer Zeit. 1999; 33(3): 152–157.
13. Randi J. Investigating Miracles, Italian-Style // Scientific American. 1996; 274(2): 136.
14. Bennett J. W., Bentley R. Seeing Red: The Story of Prodigiosin // Advances in applied microbiology. 2000; 47: 9–10.
15. Bielawska K., Dziakowska I., Roszkowska-Jakimiec W. Chromatographic determination of fatty acids in biological material // Toxicol. Mech. Methods. 2010; 20(9): 526–537.
16. Бутов И. С., Томин Н. В., Флоренский П. В. и др. Феномен «кровоточащих» предметов религиозного культа и раскрытие его природы с использованием методов высокотехнологичного протеомического анализа // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2019; 8(2): 257–270.
17. Бутов И. С., Томин Н. В. Обновления икон на историческом фоне // Религиоведение. 2018; (3): 20–34.


1 На самом деле миро — это священное масло, которое при особом богослужении варит патриарх или католикос в сослужении епископов.

2 Флоренский П. В., Московский А. В., Сошинский С. А., Шутова Т. А. Испытание чудом? Чудеса истинные и ложные. М., 2012. С. 11–36; Флоренский П. В. Чудеса и знамения // Русская история. 2013. Т. 3. № 26. С. 54–59.

3 Сядро В., Иовлева Т., Очкурова О. 100 знаменитых загадок природы. Харьков, 2008. С. 494–497.

4 Опытъ доктора над мироточивою главою // Литовскiя епархiальныя вѣдомости. 1877. № 25. С. 192.

5 Заметим, что участвовавший в экспертизе военный криминалист обнаружил в квартире коробки с наполненными и пустыми бутылками подсолнечного масла.

6 Кроме того, в минорных количествах присутствовали и н-алканы С14—С21.

7 Спутник атеиста / Отв. ред. С. И. Ковалев. М., 1961. С. 500.

8 Мезенцев В. А. Есть ли чудеса в природе? М., 1967. С. 169.

9 Костюкова Н. Н. Серрации // Большая медицинская энциклопедия. Т. 23. М., 1984. С. 213–214.

10 Ивашевич А., Филипьев В., Ткачук И. Г. и др. Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф. М., 2003.

11 Под термином «микроэкологических» здесь понимается изменение экологии в масштабе отдельно взятого помещения.

12 Конечно, не исключается как сознательная фальсификация с нанесением растительного масла на икону, так и, возможно, протекание некого редкого физико-химического процесса.


18
Показать комментарии (18)
Свернуть комментарии (18)

  • Алена Тюхтий  | 12.08.2020 | 09:28 Ответить
    В смысле "..эта проблематика выходит за границы науки"? Не боженька ли науку ограничивает? Ну, или разграничивает науку и "чудо"
    Ответить
    • Bedal > Алена Тюхтий | 12.08.2020 | 11:47 Ответить
      В смысле - выявили, что это подсолнечное масло. А кто его налил - выходит за границы науки, это вопрос социальный.
      Ответить
      • Alef > Bedal | 12.08.2020 | 19:21 Ответить
        Мож рука Всевышнего?
        Ответить
        • Bedal > Alef | 13.08.2020 | 12:15 Ответить
          "Эта нога - у того, у кого надо, нога"
          Ответить
          • Alef > Bedal | 13.08.2020 | 18:40 Ответить
            Интересно, а что ожидалось, триглицерид пресвятой кислоты, что ли. После синтеза которой можно будет поставить завод по производству миро и елея.
            Или же найти субстанцию, которая не определяется как химическое соединение.
            Ответить
            • нoвый учacтник > Alef | 14.08.2020 | 12:14 Ответить
              возможно, ожидалось, что "экспертная группа" за почти четверть века своего существования хоть что-то сделает, кроме собирания вырезок из газет
              Ответить
              • Alef > нoвый учacтник | 14.08.2020 | 15:12 Ответить
                Хотя мож можно изготовить благовоний аля церковь. Кипарис, мята.

                Интересно, а если святую воду залить в реактор, будет ли отличия от обычной поганой. Или в тарелку петри, и как это потом повлияет на рост микробов.
                Ответить
                • Юрий77 > Alef | 20.11.2021 | 04:25 Ответить
                  Полагаю, что на рост микробов крещенская вода никак не повлияет. Я бывший православный с 20-летним стажем. Довольно редко, но не один раз был свидетелем того, что крещенская вода зацветала. И не только у меня. При этом запас обычной водопроводной воды у меня обычно стоит по пол года - год (до использования) на случай внезапного отключения водоснабжения, и за всю жизнь (а мне за 40) если и портилась, то лишь пару раз. Я не вижу на личной практике подтверждения массовых рассказов свидетелей и очевидцев о том, что крещенская вода не портится В ОТЛИЧИЕ ОТ обыкновенной. Как никогда не видел лично подтверждения и ряда других массовых свидетельств различных чудес. Яйца освящённые на Пасху у меня портились так же, как и не освящённые. Никаких исцелений от святынь я не получал и не разу не видел такого своими глазами. Ни один старец ни разу не дал мне ни малейшего повода предполагать наличие у него особых дарований (например, прозорливость). Хотя, когда я жил в монастыре, то был одно время келейником довольно известного старца. Его духовные чада рассказывали мне массу случаев его прозорливости, но я, живя с ним в одной комнате, своими глазами и ушами встречал только примеры, доказывающие обратное. Не знаю почему я ни разу не был очевидцем того, с чем массово и часто сталкивались окружающие верующие. Теперь я агностик.

                  Кстати, в 2010 году в Иркутске несколько сот человек попали в больницу из-за заражения через крещенскую воду кишечной инфекцией. Из этого факта не ясно помогает или мешает св. вода росту микробов, но ясно, то микробы в крещенской воде не гибнут, но продолжают размножаться.
                  Ответить
    • makrofag > Алена Тюхтий | 31.10.2020 | 21:59 Ответить
      Подтверждаю.
      Иконы , которые я делал в храм начинали слезоточить.
      Даже в Комсомольской правде была публикация.
      Вентиляции в церкви нет и отработка свечей конденсировалась на иконах.
      Потом в один момент когда было жарко иконы "заплакали".
      Но преподносилось как чудо слезоточи.
      Ответить
  • Alef  | 12.08.2020 | 19:19 Ответить
    1. Собственно написано, что Б-ог не делает чудес для утех людских. Это всё язычество, как ежегодное снисхождение благодатного огня, армянский епископ уже сказал, что огни сами зажигают.

    2. А таки нашли гербициды и фунгициды. Вопрос, в количествах и вредности. Я как понимаю, в таких количествах, что вред невозможен. А ещё продукты жизнедейтельности грибков. В каких количествах? Можно ли блины жарить?
    (А то мож выжимка употребляется ещё в пищу.)

    3. Предмет святости не поддаётся измерениям масс - спектрометра и любим физическим манипуляциям. Святость не попадает под критерий Поппера. Святая вода не имеет структуру, сверхмалых доз, она просто святая. Ну и намоленное масло из масленных красок вполне может быть святым. Это святометром не определить.

    Ирония тут, что бритва Оккама была сформирована учёным теологом. Но он и величайший логик всех времён. Влияние ли Небес?
    Ответить
  • testa100  | 13.08.2020 | 10:34 Ответить
    Извините, не очень поняла про Локотскую икону, календарик 1999 г. Насколько я знаю, она называется Умиление, а не Иверская. Я пела перед этой иконой практически каждый день в течение месяца перед пандемией. Интересный момент: приходишь утром петь после Литургии, и только начнёшь- масло иногда прям брызжет на стекло.
    Ответить
  • dzhef56@gmail.com  | 13.08.2020 | 13:59 Ответить
    Личный опыт. На работе у меня лежала брошюрка-каледарь со св.Николаем на обложке. Однажды беру в руки и вижу часть обложки сырая и источает приятный запах(очень специфичный), несколько листов слиплось. Ничего не капало, но влажность держалась несколько месяцев.
    Ответить
  • Вячеслав Рогожин  | 13.08.2020 | 22:19 Ответить
    Исследуете - пишите как есть. Не надо плясать вприсядку перед сомнительными персонами из религиозных клубов по интересам. Простите, но ссылки на предельно сомнительные статьи с исключительно "статистическими" исследованиями и огульной критикой работы научных комиссий в прошлом без малейшей эмпирики - наблюдением за процессом в реальном времени - оправданием подобным пляскам не являются.
    Ответить
  • Пресвятой гангстер  | 14.08.2020 | 10:43 Ответить
    Это явление происходит телепатически, например, при прострации благородных девушек воздух пахнет духами, астральный запах мертвяков.
    Ответить
  • Пчелкин  | 17.08.2020 | 16:49 Ответить
    Достаточно того, что про них говорит Наташа Поклонская.
    Ответить
  • Max Brown  | 20.08.2020 | 18:47 Ответить
    Пётр Алексеич (который Первый) о мироточении всё сказал:
    "А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью"
    Ответить
  • OoopsKkk  | 23.08.2020 | 10:38 Ответить
    Смысл всех этих исследований? Надежда получить что-то невероятное? Да, если икона мироточит (я не беру сейчас случаи фальсификации, которые, увы, имеют место быть), то состав мира будет самым обычным. Надо думать, почему это происходит? В какие моменты? Отрицание Бога и Божественных проявлений - первейшая глупость. В мире столько всего происходит, чего наука объяснить не может и вряд ли когда-нибудь сможет. Кто не верит в Божественное, бесполезно убеждать в его существование. А тем, кто искренне верит, подобные вещи или явления будут лишь во благо.
    Ответить
  • algen  | 06.12.2023 | 04:06 Ответить
    Ох. Печаль. «Природа» опустилась до того, что мироточение икон выходит «выходит за границы науки». А «Элементы» опустились до перепечатки этого опуса. А один из соавторов, геохимик П.Флоренский недавно в фильме о «Матроне Московской» опустился до признания способности ясновидения (https://ok.ru/video/6318194297380). Но он член РАЕН, с него и спроса нет. А вот зачем «Природе» и «Элементам» этот опус?
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»