Дмитрий Баюк,
кандидат физико-математических наук,
старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН,
зам. главного редактора журнала «Вопросы истории естествознания и техники»
«Что нового в науке и технике» №7-8, 2005
Несмотря на то, что большая часть среды обитания современного человека создана искусственно и представляет собой в той или иной мере материализацию научных открытий, сама по себе наука для не вовлеченных непосредственно в ее функционирование людей сейчас практически незаметна. Большинство из них понятия не имеют, кто такие эти ученые, когда, куда и для чего они ходят на работу. В начале и середине ХХ века случились две яркие вспышки общественного увлечения наукой, когда даже далекие от науки люди считали возможным иметь собственное мнение о теории относительности или молекулярной генетике; теперь же о том, что происходит в смежных отраслях науки, не знают подчас даже специалисты. А у людей, чья профессия далека от науки, представления о науке вообще и конкретных областях знания в частности — порой самые причудливые.
В свою очередь ученые обнаруживают иногда удивительную неосведомленность о том, что происходит вокруг. В 2000 году я попросил об интервью для журнала «Итоги», находившегося тогда в пике своей славы, одного из лучших российских физиков, не отличающегося ни заносчивостью, ни склонностью к эпатажу. Он признался мне, что не только никогда не видел этого журнала, но и никогда ничего не слышал о нем. Он просил меня принести ему несколько номеров и внимательно их просмотрел, прежде чем дал согласие на интервью.
Так что мир науки оказался в некоторой изоляции по отношению ко всему остальному миру, причем эта изоляция носит обоюдный характер: для ученых не существуют или почти не существуют многие события и жизненные обстоятельства, важные для других жителей планеты, для которых, в свою очередь, практически не существует наука — а существуют только проданные за границу секреты, техногенные и не предсказанные природные катастрофы, придуманные за границей технические новинки. Телевизионные передачи Капицы, Гордона и Семихатова тут мало что меняют.
Кажется, в истории науки уже добрых несколько десятков лет как начался какой-то новый период, а мы всё еще «не в курсе».