Античная тафономия: слоны и амазонки

Перед вами — барельеф, найденный в ходе раскопок античного Эфеса на руинах храма Адриана, сооруженного архитектором Квинтилиусом около 138 года н. э. Он хранится в Эфесском музее турецкого города Сельчук (см. Ephesus Archaeological Museum, а также сайт Following Hadrian). Этот барельеф, как и три других, также выставленных в Сельчуке, по-видимому был перенесен в храм в IV веке н. э. из другого здания. Считается, что барельеф иллюстрирует легенду, популярную в античности: войско Диониса, вернувшееся из Индии, преследует воинственных амазонок, в тщетных поисках спасения бегущих из Эфеса на соседний остров Самос, отделенный от материка узким проливом (см. «Деяния Диониса», или Dionysiaca).

Барельеф заметно пострадал от времени, однако на нем хорошо различимы девять фигур. В левой части барельефа изображены амазонки, бегущие от войска Диониса. Первая фигура (1) — возможно, жрица в храме Артемиды или Геры, где пытались укрыться воительницы, либо амазонка, ищущая защиты у божества. Далее следуют три испуганные женские фигуры (2–4), причем в бегущую последней уже впилась зубами пришедшая с Дионисом пантера (5). За амазонками гонится размахивающий тирсом Дионис (6), потом — приземистый Сатир (7), следом — Пан (8), также с тирсом, потом фигура на слоне (9), а завершает шествие танцующая менада (10).

Внимательный взгляд зоолога привлекает фигура на слоне. Хотя всадник сохранился плохо, слон различим достаточно хорошо, чтобы можно было идентифицировать его именно как индийского, а не африканского слона.

Воин на слоне в составе армии Диониса. Деталь барельефа из храма Адриана в Эфесе

Воин на слоне в составе армии Диониса. Деталь барельефа из храма Адриана в Эфесе. Фото © Павел Квартальнов, Эфесский музей, Сельчук, Турция

Слон при этом настолько маленького роста, что ноги ратника чуть не касаются земли. Изображение карликового слона поневоле будоражит воображение, если вспомнить, что хоботные таких размеров известны с нескольких островов Средиземного моря. Как это ни парадоксально звучит, слоны и их ближайшие родственники несколько тысячелетий назад обитали не только на таких относительно крупных островах, как Кипр и Сицилия, но даже на Мальте. Карликовые слоны известны также с островов архипелагов Додеканес и Киклады. Точное число видов островных хоботных Средиземноморского бассейна неизвестно: возможно, их было не менее полутора десятков. Ни один из них не дожил до наших дней. Некоторые из этих островитян считаются родственниками слона Palaeoloxodon antiquus, другие — потомками южного мамонта (Mammuthus meridionalis).

Карликовые хоботные — яркий пример известного правила, гласящего, что, попадая на острова, мелкие животные нередко становятся крупнее своих материковых предков, а крупные животные, наоборот, уменьшаются в размерах. Помимо островов Средиземного моря хоботные, чей рост в холке был сравним с высотой человека, жили в плиоцене на островах Чаннел у побережья Калифорнии (карликовый мамонт, Mammuthus exilis), на некоторых Зондских островах (несколько видов рода Stegodon), а также на острове Врангеля и на островах Прибылова (местные расы шерстистого мамонта, Mammuthus primigenius).

Карликовые мамонты острова Врангеля

Мамонты и белый медведь на острове Врангеля. Рисунок с сайта vokrugsveta.ru

Причины вымирания этих животных, по-видимому, климатические и геологические, хотя не исключено, что некоторые виды вымерли и при участии человека. Удивительно, что эти звери дольше всего продержались у самых северных пределов, куда забирались не только хоботные, но и другие наземные млекопитающие, не способные к дальним путешествиям по льду или по воде. Мамонты острова Врангеля, как считается, исчезли окончательно только к середине третьего тысячелетия до нашей эры, возможно дожив до времени возникновения письменности в Древнем Египте. Карликовые хоботные с островов Средиземного моря, по современным оценкам, исчезли не менее 8 тысяч лет назад. Если люди и встречались с этими животными, ко времени античности они были совершенно забыты.

Находки черепов этих слонов могли оказать влияние на формирование античных мифов: австрийский палеонтолог Отенио Абель (Othenio Abel) заметил ещё в начале XX века, что черепа этих существ, вымерших более 10 тысяч лет назад, похожи на древние изображения циклопов. Не исключено, что, обнаружив в древности огромный череп с крупным носовым отверстием (принятым за непарную глазницу), греки и придумали легенду о злобных великанах-людоедах.

И всё-таки, в легенде о трагической битве амазонок с Дионисом карликовые слоны роли не играли. Небольшие размеры слона, по-видимому, обусловлены исключительно композицией барельефа. Не уменьшив слона, скульптор не мог бы изобразить его всадника. Боевые слоны пришли в легенду из повседневной жизни: они стали известны в античности в IV веке до н.э., после триумфального завоевательного похода Александра Македонского в Индию. Вскоре индийские слоны, а реже и их африканские собратья, стали появляться в армиях античных правителей, причем греки модифицировали боевое вооружение слонов. Как считает современная исследовательница Андриенна Майор (Adrienne Mayor), близкое знакомство со слонами еще в античности позволило достаточно точно идентифицировать новые находки ископаемых хоботных.

Изображение боевого слона на этрусском блюде

Изображение боевого слона на этрусском блюде, созданном на рубеже IV и  III вв. до н. э. Коллекция Национального музея вилла Джулия (Muzeo Nazionale Etrusco) в Риме. Фото © Carole Raddato с сайта flickr.com

Майор обратила внимание, что на греческом острове Самос, расположенном в непосредственной близости от Эфеса и отделенном от материка узким проливом, известны мощные отложения с останками животных миоценовой фауны. Там обнаружены кости таких крупных млекопитающих, как носороги нескольких видов, жирафовые и хоботные. Первоначально эти останки считались принадлежащими фантастическим существам, которых называли неадами (Neades). Согласно легендам, собранным античным географом Евфорионом (примерно II в. до н. э.), эти животные, поселившись на острове, привели к его опустошению: жители погибли или бежали от тварей, чьи пронзительные крики были столь громкими, что вызывали землетрясения. Массивные кости, приписываемые неадам, уже в те времена собирали и выставляли на обозрение широкой публики, в том числе при храмах и других святилищах.

Реконструкция мастодонта с Самоса

Реконструкция мастодонта Choerolophodon pentelici — одного из видов хоботных, найденных на Самосе. Изображение с сайта vaaju.com

В позднейшие времена легенда изменилась. Останки хоботных (определенные, возможно, по зубам, в том числе по фрагментам бивней) стали считать принадлежавшими боевым слонам, а многочисленные кости гиппарионов — останками верховых лошадей. Среди прочих костей находили и те, которые считали останками погибших воинов. Амазонки считались первоклассными наездницами, так что мысль о битве с их участием естественно пришла в головы, тем более что могилы амазонок издавна показывали в окрестностях Эфеса, по легендам — центрального города их царства. Кстати, и земля поблизости от одного из местонахождений оказалась окрашенной в красный цвет, будто пропитанная неисчислимыми потоками крови. Пытаясь объяснить массовое скопление костных останков, а также появление слонов на берегах Средиземного моря, местные жители и создали историю о смертельной битве амазонок с Дионисом, подобно Александру Македонскому, приведшему слонов из Индии.

Интересно, что римский император Адриан (76–138), которому посвящен храм в Эфесе, известен своим интересом к естественнонаучным редкостям. Он совершил путешествие в Трою, где осматривал массивные кости, найденные в окрестностях города. Считая их останками героя Аякса, Адриан поместил кости в святилище. Также он интересовался палеонтологическими объектами в Египте, куда, как считает Майор, мог плыть мимо Самоса. Достоверных свидетельств пребывания императора на острове не сохранилось, но нахождения костей были в его времена достаточно известны, чтобы заинтересовать венценосного путешественника, а один из небольших ручьев на острове до сих пор носит название Адрианос, что косвенно может свидетельствовать о визите императора на его берега. Доподлинно же известно, что храм Геры в Иреоне на Самосе (см. Герейон) посещал другой римский император, интересовавшийся ископаемыми костями, — Тиберий (42 г. до н. э. — 37 г. н. э.). При раскопках этого храма в наши дни в его алтарной части обнаружена хранившаяся там бедренная кость ископаемого носорога.

Как бы то ни было, барельеф из Эфеса — это отражение одной из ранних попыток реконструкции исторических событий по костным останкам животных, погибших в давние времена, еще примитивная тафономия. Попытка наивная, но именно из таких попыток постепенно родилась современная палеонтология.

Фото © Павел Квартальнов, Эфесский музей, Сельчук, Турция.

Павел Квартальнов


5
Показать комментарии (5)
Свернуть комментарии (5)

  • Николай Ц  | 14.10.2019 | 10:57 Ответить
    Отличный материал, спасибо, Павел! И по карликовым и и малорослым слонам почти всё правильно изложено, что не часто встречается. Кроме разве врангелевских мамонтов. Пара второстепенных замечаний: врангелевские мамонты выделялись в подвид, а не расу - Mammuthus primigenius vrangeliensis. По крайней мере, такие светила как В.Е. Гарутт не только не возражали, но и были соавторами выделения ( наряду с первооткрывателем С.Л. Вартаняном). Возможно, что-то изменилось с тех пор?
    И по островам Чаннел, чисто фонетически вернее было писать Ченнэл - как они и произносятся там на месте.

    И по последним (хронологически) хоботным и их пересечениям с человеком, если говорить широко, можно было бы взять не только слонов, но и другое семейство - гребнезубых мастодонтов (тем более вы приводите картинку с хоеролофодонтом, правда, из другого семейства - бугорчатозубых мастодонтов, но всё же мастодонтов, не слоновых), в частности американского мастодонта, многократно битого и в череп, и в торакальную часть скелета, кремнёвыми и костяными американскими наконечниками. Хотя там разворачивались свои, несредиземноморские истории. ))
    Ответить
  • Николай Ц  | 14.10.2019 | 11:33 Ответить
    Небольшие размеры слона, по-видимому, обусловлены исключительно композицией барельефа. Не уменьшив слона, скульптор не мог бы изобразить его всадника.
    Здесь сомнительно, не согласен. Небольшие размеры слона, на мой взгляд, как раз и были обусловлены находками карликовых представителей. И мысленным совмещением этих карликовых слоновых с человеком при работе скульптора.
    Обратите внимание - всадник прописан достаточно чётко, вместе с посадкой. Это посадка на осла - на слоне так никогда не ездят, свесив ноги по обе стороны. Погонщики вообще сидят сразу за головой слона, на шее - только там можно свесить ноги по сторонам. А спина слона слишком широка, чтобы сидеть так, как изображено на барельеве - "ослиной" посадкой. Самому доводилось ездить на слоне )))

    Кроме того, очень видится, что изображено не взрослое животное, а слонёнок - именно пропорции детёныша отображены в голове и хоботе, и на крупе - круп взрослого слона покатый, а у детёныша такой, как на барельефе. Скульптор передал детские пропорции достаточно точно. И череп тут изображён не взрослого индийского слона с его развитым затылком, а именно детёныша. У взрослого слона было бы классическое седло за затылком, в которое садится махаут. На барельефе бивней ещё нет, хобот очень тонкий и короткий, как и положено слонёнку, и изогнут у основания - именно такой и есть у слонёнка. Всё это весьма четко отображено на барельефе, со всей точностью передачи деталей и пропорций.

    В итоге очень точно изображён детёныш слона - и тогда и реальная посадка на него человека. Почему изобразили детёныша? - не могу сказать. Может, скульптору довелось видеть детёнышей, и он думал, что это и есть реальные размеры животного? Тут уже чистые домыслы.
    Ответить
  • antiximik  | 14.10.2019 | 19:44 Ответить
    Я человек далёкий, однако версия с амазонками и т.д. меня не убедила... :)
    1. Благодаря добрым человекам (муслимам?), у всех отбиты лица...
    2. Первая тройка бежит с необычным щитом. Я погуглил: похожими являются пельта и беотийский щит. Пельта родом из Фракии. :)
    3. Персонаж, выдаваемый за Диониса, над головой держит копьё (или аналог).
    4. Персонаж, выдаваемый за Пана, готовится метнуть дротик (или аналог). Да и "козлиных копыт" у него не наблюдается...
    5. Персонаж, выдаваемый за пантеру, может быть чем угодно. :)
    6. Персонаж, выдаваемый за Сатира, может быть чем угодно... :)

    Посему и первая тройка может и не убегать, а возглавлять атаку (как лёгкая пехота) перед тяжёлыми пехотинцами, застрельщиками и слонами. И иллюстрировать любой момент после возвращения греков из Индии... :)
    Ответить
  • bonacon  | 14.10.2019 | 20:55 Ответить
    Карликовые слоны гонятся за амазонками, череп циклопа, Дионис, Адриан да еще и тафономия, приплетенная непонятно зачем, в последнем абзаце. Ну вы же не для "Московского комсомольца" пишете! Павел, у Вас отличные статьи по орнитологии, зачем понадобилась эта сумбурная смесь мифов древней Греции с мастодонтами?
    Ответить
  • Николай Ц  | 14.10.2019 | 22:07 Ответить
    И ещё раз насчёт голоценовых мамонтов о. Врангеля - то есть подвида
    Mammuthus primigenius vrangeliensis, последних мамонтов на Земле - раз уж вы упомянули их в ряду ярких примеров островного измельчания -
    яркий пример известного правила, гласящего, что, попадая на острова, мелкие животные нередко становятся крупнее своих материковых предков, а крупные животные, наоборот, уменьшаются в размерах. Помимо островов Средиземного моря хоботные, чей рост в холке был сравним с высотой человека, жили в плиоцене на островах Чаннел у побережья Калифорнии (карликовый мамонт, Mammuthus exilis), на некоторых Зондских островах (несколько видов рода Stegodon), а также на острове Врангеля
    Дело в том, что как-то легко сформировался и растиражировался простенький стереотип про островную карликовость и этакую типовую и стандартную историю островного мельчания, которые теперь, без раздумий и вникания в ситуацию, сходу и безапеляционно лепят к любым островным популяциям. Типа, раз! Оп! - так это же островное мельчание, понятное дело.

    Поэтому отметим, что островная карликовость и островное мельчание не имеют к мамонтам о. Врангеля никакого отношения. Я уже писал об этом Владиславу Стрекопытову - ложный стереотип про мамонтов Врангеля как пример островного мельчания поразительно живуч, но это лишь следствие нежелания вникнуть в историю с о. Врангеля.

    Повторю ещё раз, что писал ранее:
    Цитирую первооткрывателя подвида на о. Врангеля Mammuthus primigenius vrangeliensis Сергея Вартаняна: "собранная коллекция зубов, отнесённых к голоцену (около 30 зубов, по которым и был выделен подвид группой Вартанян, Гарутт, Аверьянов и др. - Николай Ц.) НЕ ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОСЛЕДИТЬ ТЕНДЕНЦИЮ МАМОНТОВ К ИЗМЕЛЬЧАНИЮ; создаётся впечатление, что в голоцене НА ОСТРОВ ПОПАЛА И БЫЛА ТАМ ИЗОЛИРОВАНА УЖЕ СЛОЖИВШАЯСЯ ПОПУЛЯЦИЯ МЕЛКИХ МАМОНТОВ".
    ( Выделение моё - Николай Ц)

    То есть об островном уменьшении мамонтов на о. Врангеля речи не идёт - это не островное измельчание, а приход на остров уже сложившейся мелкой популяции около 9000 лет назад, так как ранее 9000 лет лежит промежуток в 3000 лет без единого образца мамонта, и ещё древнее - отдельные образцы мамонтов нормальных размеров, морфологически обычных, не уменьшенных, с шириной зуба 90-100 мм и частотой эмалевых пластин 6-7 на 100 мм длины.
    В отличие от малорослого голоценового подвида, с шириной зуба 55-70 мм и частотой пластин 10-12.

    Чтобы было понятно - по частоте датировок образцов мамонтов на каждое голоценовое тысячелетие моложе 9000 лет назад (до прекращения популяции 3700 лет назад) приходятся десятки дат (по нескольку десятков на тысячелетие). Образцы эти (в этих тысячелетиях) уже уменьшенны морфологически, сразу с девятого тысячелетия. А на три тысячелетия перерыва перед этим (с 9 по 12 тысячелетие назад) - ни единого образца и ни одной даты. То есть слонов на о. Врангеля в это время просто не было совсем. Иначе хоть какие-то находки и даты были бы, при плотности последующих дат, когда уменьшенный подвид зашёл на остров.

    Поэтому на о. Врангеля не стоит лепить штамп про привычное "островное мельчание" - для этого нет абсолютно никаких оснований, оно не выявлено. Малорослый подвид о. Врангеля - пришелец. Не абориген. Он не формировался на острове, пришёл уже готовеньким, в таком виде. Он где-то в другом месте, в каком-то рефугиуме, материковом или ином, измельчал до прихода на остров. И поэтому не может являться ни ярким примером, ни тусклым примером, ни вообще быть поставленным в ряд примеров островного мельчания.

    Данные привожу из монографиии С. Вартаняна "Остров Врангеля в конце четвертичного периода: геология и палеогеография", С-Петербург, 2006. , где приведён соответствующий детализированный статистический материал.
    А формулировку об отсутствии у врангелевских мамонтов мельчания на острове цитирую со стр. 104.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»