Перед вами столкновение двух опасных инвазивных хищников в самом пафосном городе мира — кипрском Пафосе. Котенку противостоит африканский древесный богомол (Sphodromantis viridis). На английском его называют гигантским (giant african mantis): самки достигают 10 см в длину, самцы помельче. Это насекомое содержат по всему миру в качестве домашнего питомца. Кто-то любит котиков, а кто-то — богомолов. Шерсть от них не летает по дому, но зато самцов надо часто менять (если вы понимаете, о чем я).
Богомолы рода Sphodromantis широко распространены на африканском континенте, а S. viridis — вид с самым северным ареалом, достигающий юга Испании и средиземноморского побережья Ближнего Востока. В последнее время вид стал расширять свой ареал: в 2004 году он появился на острове Майорка, позже — на Сардинии, в Центральной Испании, Португалии, Франции, Италии, Греции, Южной Хорватии. На Кипре одну особь встретили в 1977 году, а в 2011 году наблюдали уже репродуктивную пару.
Маловероятно, чтобы богомолы распространились по новым территориям естественным путем: размеры и длина крыльев имаго не годятся для дальних перелетов. Теоретически возможен перенос оотеки по морю (см. картинку дня Гроздь новорожденных богомолов), под ее толстым защитным покровом личинки находятся, в зависимости от широты, от нескольких недель до нескольких месяцев. Однако пассивное перемещение с поверхностной циркуляцией воды на острова заняло бы несколько месяцев или лет. Поэтому наиболее вероятно, что оотеки попали на острова вместе с промышленными товарами, древесиной или другими материалами, быстро перевозимыми по оживленным судоходным путям Средиземноморья. Например, в хорватском Дубровнике популяция S. viridis нашлась неподалеку от входа в порт. Они могли попасть сюда с круизными лайнерами из Южной Испании или из Турции.
Гигантский африканский богомол легко адаптируется к разным типам местообитаний, включая антропогенные: за пределами естественного ареала он часто встречается в парках или садах, на обочинах дорог. Вот и герои драмы с главного фото встретились мне недалеко от дороги.
Самка африканского древесного богомола. Фото с сайта commons.wikimedia.org, Португалия, 8 января 2014 года
Влияет ли (и если да, то каким образом) богомол-вселенец на местную фауну, пока неизвестно, слишком мало времени прошло. О пушистых же созданиях мы можем сказать больше — во всем мире кошки признаны одним из 100 самых опасных инвазивных видов. Ежегодно только в США эти милые пушистики убивают от одного до четырех миллиардов (!) птиц и от шести до 22 миллиардов мелких млекопитающих (см. Cat predation on wildlife). Кошки поспособствовали вымиранию нескольких видов новозеландских крапивников (см. картинку дня Вымирающие новозеландские крапивники), австралийских грызунов (см. Антропогенные факторы стали причиной исчезновения двух видов австралийских грызунов, «Элементы», 12.07.2016), гавайских птиц (см. картинку дня Пооули, вымершая на руках у ученых) и других эндемиков.
Котиков на острове Кипр, как считается, больше, чем двуногих жителей, — около миллиона. В это нетрудно поверить: за неделю в Пафосе я насчитала около сотни пушистых индивидов всех возможных окрасов и характеров. Во многих парках и скверах для котиков организованы укрытия и кормушки, некоторые коты самостоятельно клянчат еду на террасах кафе, у пекарен и продуктовых магазинов. Уличных кошек стерилизуют, но пока количество бездомных животных не уменьшается. Более эффективны и гуманны к природе и самим котикам — но и более дорогостоящи — кошачьи поселения на огороженной территории, как, например Парк кошек в деревне Тала рядом с Пафосом.
На Кипре никогда не было аборигенных кошачьих, домашние кошки завезены на остров людьми, вероятно мореплавателями-земледельцами эпохи неолита. Самое древнее захоронение кошки на Кипре датировано возрастом 9500 лет и находилось в земледельческом поселении в одной могиле с человеческими останками. Если говорить об историческом времени, то на Кипре вам обязательно расскажут историю о том, что кошек завезли для борьбы со змеями. Легенда эта известна по крайней мере с XV века — французский дворянин в своих путевых заметках 1418–1419 годов записал: «На этом мысе находится монастырь греческих монахов, известный как монастырь кошек, потому что там держат множество кошек, чтобы уничтожать гадюк, обитающих повсюду». Речь идет о мысе Гата на полуострове Акротири и расположенном там Монастыре Николая Чудотворца «Кошачьего».
Гравюра чешского аристократа, писателя и музыканта Криштофа Гаранта, около 1608 года. В его интерпретации кошки изображены торжествующими над огромными ядовитыми змеями, а монастырь представлен как фортификационное сооружение. Изображение из статьи M. Bacci, 2022. Coastal sailing, landscape inspection, and the making of holy sites along the eastern Mediterranean sea-routes
Немецкий паломник Питер Рот (Peter Rot) в 1453 году также подчеркивал исключительное количество кошек, коих было около 200. Анонимный автор путевых заметок на итальянском языке в 1469 году писал об этих кошках так: «Кажется, они обладают некоторым человеческим интеллектом, ибо, как только раздается колокольный звон, объявляющий о начале монашеской трапезы, пока кошки охотятся в горах, все они приходят в монастырь и входят в трапезную. После благословения, когда все монахи сядут за стол, каждая кошка идет на свое место, где все они получают еду. Каждая кошка ест свою еду, не трогая еды соседки».
К 1470 году число кошек оценивали в 600, а то и в 1200 особей. Поговаривали, что сам король Кипра Жак II пожаловал монастырю значительные суммы денег на содержание хвостатых, а монахов описывали не столько как хозяев, но как слуг и опекунов этих отважных борцов со змеями. К 1485 году монастырь пришел в упадок, монахи не могли больше кормить кошек, и они разбрелись по острову либо умерли от голода. В XVI веке монастырь возродился и стал претендовать на особый статус в связи со своей многовековой историей. Тогда и появилась легендарная родословная монастырских кошек. Живших здесь кошек (около 40 особей) описывали не только как преемников сотен кошек, живших здесь в предыдущем столетии, но и как прямых потомков тех, кого привез на остров в III веке первый христианский правитель Кипра во времена святой Елены Равноапостольной.
После османского завоевания острова в 1570 году монастырь вновь был заброшен, кошки лишились пищи и вымерли (либо разбрелись кто куда). Память о кошачьих спасителях со временем сохранилась благодаря мореплавателям, знавшим мыс Гата как «Кошачий мыс». Название регулярно использовалось на морских картах, его упоминал даже знаменитый османский мореплаватель и картограф Пири-реис.
Фрагмент карты Матиса Зюндта (Matthias Zündt) 1570 года, на которой рядом с полуостровом Акротири изображена кошка, готовая прыгнуть на огромную змею. Изображение из статьи M. Bacci, 2022. Coastal sailing, landscape inspection, and the making of holy sites along the eastern Mediterranean sea-routes
Мореплаватели могли придавать этому месту особое значение по нескольким причинам. Это самый южный мыс острова, откуда корабли могли начать путь в Палестину или Египет; обходить его надо было с осторожностью; мыс ассоциировался с животным, которого принято было держать на корабле для охраны припасов от мышей и крыс (см. Корабельный кот) и которое считалось приносящим удачу. Вполне возможно, что моряки были ответственны не только за распространение легенды о кошках, но и, в какой-то степени, за ее возникновение. Конечно, кошек содержали и в других монастырях Кипра — для защиты от рептилий и грызунов. Но, возможно, кошкам Монастыря Николая Чудотворца приписывали особое значение в связи с его близостью к важному для мореплавателей мысу.
Монастырь пытались восстановить в середине XVIII века, однако он оставался заброшенным и лежал в руинах до недавнего времени. В 1969 году греческий поэт Йоргос Сеферис написал поэму «Кошки Святого Николая» (Οἱ γάτες τ’ἅι-Νικόλα), что вызвало новый интерес к месту и в конечном итоге привело к восстановлению монастыря к 1983 году. В нем вновь поселили кошек и рассказывают о них туристам как о преемниках (а то и потомках) бесстрашных борцов со змеями прошлых времен.
Сколько котиков на фото? Монастырь Николая Чудотворца «Кошачьего». Фото из статьи M. Bacci, 2022. Coastal sailing, landscape inspection, and the making of holy sites along the eastern Mediterranean sea-routes
А что до нашего отважного борца с рыжим котенком, то судьба его мне неизвестна: на помощь рыжему вскоре пришел черный котенок и закрыл собой всю сцену. Кстати, интересно, что африканский древесный богомол может аквтивно противостоять не только котикам, но и микробам. Из его гемолимфы был выделен новый антимикробный пептид МастопаранС (MastoparanS). У насекомых нет адаптивной иммунной системы, и с патогенами борются антимикробные пептиды, которые синтезируются в ответ на микробную инфекцию в жировом теле и клетках гемолимфы (см. Hemocyte). МастопаранС активен против грамотрицательных и грамположительных бактерий, а также некоторых видов патогенных грибов (аспергилл, кандида). При этом, в отличие от других антимикробных пептидов семейства мастопаранов, он не обладает гемолитическим действием на эритроциты человека. Так что к богомолу стоит присмотреться во всех отношениях.
Фото Юлии Михневич, 11 октября 2021 года, Кипр.
Юлия Михневич
Самое древнее захоронение кошки на Кипре датировано возрастом 9500 летПро это много писали и как про самое древнее доказательство одомашнивания кошки, но сейчас что-то решили откатить назад.




Богомол не сдается без боя! Фото Юлии Михневич, 11 октября 2021 года, Кипр