Даже человеку, далекому от палеонтологии, будет очевидно, что с этими хвостовыми позвонками гадрозавров что-то не так: их остистые отростки (окруженные на картинке пунктирными рамками) когда-то были сломаны, после чего срослись, приобретя кривую форму. Любопытно, что такие травмы были обнаружены у множества экземпляров гадрозавров по всему миру, причем в основном повреждения сосредоточены рядом с основанием хвоста животного.
Что же их вызвало? Высказывалось несколько предположений, от травм в драке до неудачного стечения обстоятельств, при котором хвост отдыхающего динозавра оказался под пятой его проснувшегося сородича. Однако недавно международная команда исследователей (в нее вошли ученые из Бельгии, Португалии, Канады, Великобритании, Италии, США и России) дала обоснование менее популярной, но куда более пикантной гипотезе, согласно которой сломанными хвостами самки гадрозавров расплачивались за чересчур пылкий интерес к ним самцов.
Эту гипотезу впервые высказал в 1989 году канадский палеонтолог Даррен Танке (Darren Tanke). Однако свое предположение он построил лишь на результатах канадских раскопок, описав немало переломанных позвонков гадрозавров, обнаруженных в провинции Альберта. Бельгийский ученый Филиппо Бертоццо (Filippo Bertozzo), ведущий автор нового исследования, решил проверить гипотезу на более обширной выборке, включающей коллекции из Канады, США, Великобритании и России. Всего были изучены 551 сломанный позвонок и семь полных хвостов динозавров пяти родов, в том числе обнаруженных на Дальнем Востоке олоротитана (см. картинку дня Сахалинский гадрозавр) и амурозавра (см. статью А. Н. Рябинин — первый в России исследователь динозавров).
Удивительно, что у всех изученных позвонков из передне-средней части хвоста оказались очень похожие травмы: кончики остистых отростков были наклонены, искривлены, опухли или даже отсутствовали, то есть при жизни отломились полностью. Все травмы покрыты вторичной костью, то есть это не были повреждения, которые привели к смерти животного, хотя у некоторых гадрозавров отмечались следы инфекции, вызвавшие чрезмерное разрастание и деформацию позвонка (см. У триасового платеозавра диагностировали запущенный остеомиелит, «Элементы», 14.07.2025).
Команда ученых провела несколько симуляций, чтобы выяснить, могли ли травмы быть получены, к примеру, в результате нападения хищника или попадания хвоста под что-то тяжелое. В случае нападения хищника повреждения позвонков были бы сосредоточены в месте укуса, а не распределены вдоль большей части хвоста. А для случайных травм у сломанных позвонков уж очень необычное расположение — близко к туловищу, тогда как более уязвимые позвонки из дальней части хвоста обычно повреждены не были. Также не слишком правдоподобно выглядят предположения о травмах во время драк (размахивая хвостами, животные скорее бы сломали боковые, а не верхние отростки позвонков) или возможная привычка гадрозавров кататься на спине (в таком случае странно, что пострадал в основном хвост).
Именно поэтому исследователи «отдали голоса» гипотезе, согласно которой такие травмы, возможно даже повторяющиеся, были следствием полового поведения. Абсолютное большинство патологических позвонков принадлежат взрослым особям, о чем свидетельствует полное зарастание костных швов, и из сотен изученных позвонков молодых животных только у трех образцов были зафиксированы аналогичные переломы. Поскольку гадрозавры становились половозрелыми в возрасте двух-трех лет, будучи еще по сути подростками, спаривание взрослого семитонного самца с юной партнершей, весящей около двух тонн, наверняка приводило к различного рода травмам. Согласно результатам исследований поведения самцов у современных животных (например, северных морских слонов и крякв), если агрессивное ухаживание приводит к оплодотворению и не слишком повышает вероятность гибели самки, такое поведение может сохраняться в популяции и не элиминироваться естественным отбором (см. статью «Утки все парами»).
Возможные позы при спаривании гадрозавров (A–D) и художественная реконструкция двух гадрозавров сразу после копуляции (F). Хорошо видны свежие и застарелые травмы на хвосте самки. Рисунок © Troco из статьи F. Bertozzo et al., 2025. Deciphering causes and behaviors: A recurrent pattern of tail injuries in hadrosaurid dinosaurs
Если ученые правы, то в наши руки попал новый способ определения пола у динозавров. До сих пор о половой принадлежности животного можно было судить лишь по очень конкретным признакам — например, сохранившимся яйцам в теле животного или наличию медуллярной кости (см. Medullary bone), служащей источником кальция для формирования яичной скорлупы (см. Отцовская забота о потомстве унаследована страусами от динозавров, «Элементы», 23.12.2008).
Однако и другие исследователи, и сами авторы статьи призывают не торопиться с выводами: хотя выборка образцов выглядит внушительной, это лишь капля из общего разнообразия гадрозавров, не говоря уж о динозаврах вообще. Например, у игуанодона, сравнительно близкого родственника гадрозавров, аналогичных травм выявлено не было. Что это — свидетельство другого полового поведения, ограничения выборки или довод в пользу несостоятельности идеи Бертоццо? В дальнейшем команда планирует еще больше расширить выборку, включив образцы из других частей света, и попытаться найти «кривые хвосты» у представителей неродственных линий динозавров, например гигантских зауроподов.
Рисунок с сайта science.org.
Анна Новиковская




Семь изученных хвостов: А — олоротитана; B — гипакрозавра, С–E и G — неопределенных гадрозавров; F и I — эдмонтозавров; H — амурозавра. Красным отмечены патологические остистые отростки позвонков; зеленый столбец — предполагаемое расположение клоаки; пунктирная линия — граница передней и средней частей хвоста, после которой исчезают боковые отростки позвонков. Рисунок из статьи F. Bertozzo et al., 2025. Deciphering causes and behaviors: A recurrent pattern of tail injuries in hadrosaurid dinosaurs