Перед вами герб одной из первых академий наук в Европе — Академии деи Линчеи (Accademia dei Lincei). На нем изображена рысь, окруженная переплетением лавровых ветвей и увенчанная короной итальянского натуралиста и богатого аристократа Федерико Чези, успевшего побыть после смерти отца маркизом Монтичелли, герцогом Акваспарты. Увлеченный естественными науками, Чези встретился в своем доме в Риме со своими друзьями — тремя молодыми учеными, и они решили создать Академию для изучения и понимания природы и классификации живых и неодушевленных объектов. Встреча состоялась 17 августа 1603 года. Чези было тогда всего 18 лет, а его друзья были не старше 26 — это математик, полимат Франческо Стеллути (Francesco Stelluti), голландский врач и натуралист Йоганнес ван Хек (Johannes van Heeck) и искусный в механике Анастасио де Филиис (Anastasio de Filiis).
Федерико Чези родился в 1585 году в семье Федерико Чези I, маркиза Монтичелли, герцога Акваспарты и Олимпии Орсини из богатой римской семьи Орсини. Рос Федерико в официальной резиденции семьи в Умбрии, в городке Акваспарта у подножия Апеннин. Он получил частное образование и с юных лет увлекался естествознанием, исследовал окрестные холмы, собирал окаменелости, имеющиеся там в обилии, растения, изучил каждый клочок родной земли. Хотя отец противился этому интересу, его поддерживала и поощряла мать.
С Франческо Стеллути Чези был знаком с детства, а с ван Хеком встретился при довольно необычных обстоятельствах. Йоханнес ван Хек переехал из Нидерландов в Италию (его, католика, преследовали кальвинисты, см. Голландский кальвинизм), получил диплом врача в 1601 году и стал практиковать в регионе Лацио, чем вызвал неудовольствие местного аптекаря, считавшего, что врач-иностранец мешает его бизнесу. Однажды вечером аптекарь напал на ван Хека и получил от него в ответ саблей. Врача отправили в римскую тюрьму, несмотря на очевидную самооборону. В Риме он привлек внимание Чези, и благодаря его влиянию и посредничеству Стеллути ван Хека освободили. Они стали близкими друзьями, и ван Хек жил в доме Чези. Образованный врач, сведущий в астрономии и ботанике, по-видимому, оказал большое влияние на Чези, и его отношения с ним, возможно, вдохновили его на создание общества взаимного обучения.
Каждый из четырех первых членов Академии деи Линчеи выбрал себе герб, секретное прозвище и девиз (всё-таки молодые были, да и тайные общества были распространены). Имя Чези — Coelivagus — можно перевести как «Почитатель небес», его герб изображал освещенного солнцем орла с земным шаром в лапах. Символом ван Хека был освещенный солнцем полумесяц, а имя Illuminatus — «Просвещенный» — соответствовало самому образованному члену Академии. Эмблемой Стеллути был Сатурн, самая медленная из известных тогда планет, имя соответствующее — Tardigrado, то есть «Медлительный» (кстати, небезызвестные тихоходки по-латыни называются Tardigrada). Это не было отсылкой к скорости его мышления, а отражало идею о том, что самый верный путь к знанию — медленный, размеренный шаг. Особенно талантлив Стеллути был в редактировании, критике и комментировании работ коллег. И, наконец, де Филиис получил прозвище Eclipsatus («Затменный»), а его эмблемой стало лунное затмение. Он был наименее образованным из всех и даже не знал латыни — языка науки тех времен. Но товарищи ему переводили, объясняли и учили, также он работал секретарем Академии. Чези подарил каждому посвященному золотое ожерелье с подвеской в форме рыси, позже — кольца с рысью, выгравированной на изумруде.
К тому времени, как в 1610 году Академия приняла своего первого нового члена, она отказалась от романтической идеи присвоения академикам особых имен и символических эмблем. Но герб самого общества был сохранен — им была рысь, терзающая когтями Цербера и обратившая взгляд в небо. Эта картина символизировала сокрушение невежества истинным знанием. Позже Чези упростил герб, оставив одну только рысь. Новую версию, запечатленную в уставе Академии (Lynceographum), вы и видите на главном изображении.
Название самой Академии деи Линчеи можно перевести как «Академия Рысьеглазых» или же «Академия Рысей». Ее члены называли себя Линчеями. Рысь, тогда еще обитавшая в Италии, в том числе в Умбрии, считалась животным с чрезвычайно острым зрением, способным проникать сквозь препятствия, недоступные для человеческого глаза. В своей «Естественной истории» древнеримский ученый Плиний Старший писал, что из всех животных рысь видит яснее всех. Кроме того, на название повлияло и то, что Линкей — имя аргонавта, обладавшего самым острым зрением. Всё это отражало стремление членов Академии видеть детали физического мира, будь то на земле или в небе, за пределами обычного зрения. Чези отмечал, что дело не только в физическом зрении — это вопрос интеллектуального зрения, понимания, проникновения в вещи настолько, насколько это возможно, и стремления понять их причины и следствия.
Рысь смотрит вам в душу. Фото © Tambako The Jaguar с сайта flickr.com, зоопарк Амневиля (Zoo d'Amnéville), Франция, 18 июля 2009 года
Рысь во многих культурах и традициях является символом проницательности и сверхъестественной способности видеть истинную природу вещей. В русском языке выражение «рысьи глаза» означает «острое зрение, проницательный взгляд». То же самое, например, и в английском (lynx-eyed), и в итальянском (occhio di lince). Однако наука не подтверждает необычайные способности рысьих глаз, зрение рысей вряд ли лучше, чем у наших домашних кошек. Быть может, сверхспособности этим кошачьим приписывали из-за красивых глаз, окруженных ободком светлого меха. Либо миф родился из-за фонетического сходства названия животного (lynx) с именем аргонавта Линкея (Lynceus).
Благодаря своему острому взгляду рысь вознеслась на небо: астроном и мэр Гданьска Ян Гевелий ввел новое созвездие в атласе звёздного неба «Уранография», изданном в 1690 году. Выбор названия он пояснил так: «В этой части неба встречаются только мелкие звезды, и нужно иметь рысьи глаза, чтобы их различить и распознать». В ближайшие годы в космос отправится еще одна рысь — рентгеновская обсерватория НАСА Lynx. Изображение с сайта ru.wikipedia.org
Академики жили в эпоху преобразований в науке, на переломном этапе, когда рост знаний в области естественной истории был поразителен, в частности, благодаря Великим географическим открытиям и использованию новых инструментов наблюдения — микроскопа и телескопа. Предметом исследований «Рысей» были все науки о природе, которые следовало изучать путем свободного экспериментального наблюдения, вне каких-либо ограничений, накладываемых традицией и авторитетом. В этом заключается новизна, характерная для Академии с самого ее основания.
В 1608 году внезапно умер Анастасио де Филиис. Важным делом стало привлечение новых членов. В 1610 году оставшиеся академики убедили уважаемого врача и алхимика Джаммбатисту делла Порта присоединиться к ним. На обложке его труда «Натуральная магия» (Magia naturalis) Чези увидел символическое изображение рыси, которое и вдохновило его на избрание названия для своего научного общества. В 1611 году Чези пригласил известного астронома Галилео Галилея. Академия взяла на себя обязательство публиковать его исследования. В 1612 году библиотекарем Академии стал Анджело де Филиис, брат Анастасио. Всего к «Рысям» присоединилось около 30 ученых.
Некоторые публикации Галилея были спонсированы Академией деи Линчеи и имеют ее символику — как его книга 1613 года «История и демонстрация солнечных пятен» (Istoria e dimostrazioni intorno alle macchie solari e loro accidenti...)
В 1609 году Галилей построил телескоп примерно с 30-кратным увеличением, с помощью которого мог распознавать детали на поверхности Луны и ранее невидимые звезды. На встрече c «Рысями» в 1611 году Галилей продемонстрировал не только телескоп, но и микроскоп. Примечательно, что именно Чези назвал инструмент для изучения удаленных объектов «телескопом». Другой академик, Иоганнес Фабер (Johannes Faber), придумал по аналогии название «микроскоп».
Микроскоп стал важнейшим инструментом в исследованиях академиков. Они были первыми учеными, кто систематически исследовал живых существ с его помощью. Чези изучал папоротники и обнаружил, что эти «бессемянные» растения на самом деле несут «семена» (споры; см. картинки дня Трехлучевые споры папоротников и Сорус папоротника). Франческо Стеллути рассматривал под микроскопом пчел и других насекомых. Сам Галилей изучал органы чувств мелких животных и описал сложный глаз насекомого (см. Построена первая полная трехмерная модель глаза насекомого, «Элементы», 12.05.2025). Причем занятно, что поначалу делал он это с помощью телескопа, используя его задом наперед (подобное можно провернуть и с биноклем, если у вас есть).
Главной особенностью работы Академии была зарисовка объектов, они создали значительную коллекцию иллюстраций, сделанных с помощью микроскопа. Чези помимо этого зарисовывал и описывал все найденные им окаменелости, которые он собирал с 1611-го по 1630 год в местах своего детства — землях вокруг Акваспарты.
Чези был официальным главой академии с момента ее основания и до своей смерти в 1630 году. А также — единственным источником финансирования и неустрашимым защитником в течение многих лет гонений и невзгод. Главным противником деятельности академии был отец Федерико Чези, считавший занятия наукой недостойными знатного молодого человека, а его друзей — сомнительными персонажами, занимавшимися непристойными вещами вроде магии.
Внутреннее убранство дворца семьи Чези (см. Palazzo Cesi) в Акваспарте роскошно, как и положено богатым аристократам, там есть фрески с сюжетами из Овидия, военными подвигами членов семейства. Место для герба Академии тоже нашлось: присмотритесь к фото — и найдете ту самую рысь. Фото с сайта iluoghidelsilenzio.it
Преданный Франческо Стеллути пытался всеми силами сохранить Академию, но отсутствие новых спонсоров в конечном итоге привело к ее закрытию в 1651 году. Попытки восстановить Академию предпринимал в 1745 году ученый Джованни Бьянки (Giovanni Bianchi), она просуществовала по крайней мере до 1752 года.
В 1801 году за восстановление Академии взялся римский аббат и астроном Феличиано Скарпеллини (Feliciano Scarpellini), дядя астронома и метеоролога Катерины Скарпеллини, в честь которой был назван один из кратеров на Венере. В Академии работали достойные физики и математики своего времени, но со смертью аббата в 1840 году она прекратила свое существование, так и не найдя преемника.
Наконец, в 1847 году римский папа Пий IX возродил дело аббата и открыл «Папскую академию Новых Линчеев». В 1870 году Квинтино Селла расширил научные горизонты Академии, включив в нее гуманитарные науки (историю, филологию, археологию, философию, экономику и право). В 1875 году Академия получила государственную поддержку от Королевства Италия и благодаря усилиям Селлы получила официальную резиденцию — Палаццо Корсини в Риме, где располагается до сих пор. В 1900-х годах мировые события отдавались эхом в коридорах этого мирного оплота науки. Бенито Муссолини не нравилась независимость и либеральные воззрения Академии, поэтому он объединил ее с созданной Итальянской академией (см. статью Мыслящий фашист). После падения режима академия вернула свою независимость и «вновь — подобно мифическому фениксу — Академия деи Линчеи восстала из пепла, с надеждой на долгое и мирное будущее».
Фото с сайта bibdig.museogalileo.it.
Юлия Михневич
The visual acuity of the Lynx was found to be around 5–6 c/deg i.e. very close to the visual acuity of the cat and by far inferior to human acuity.Яндекс переводчик переводит 5–6 c/deg как 5-6 угловых секунд, а гугл - как 5-6 угловых градусов. Ни того, ни другого не может быть. Скорее всего там 5-6 угловых минут. Острота человеческого зрения (ограниченная дифракцией) составляет около 0,5 угловой минуты. Практически много хуже (1-2'), так как кроме дифракции там ещё много чего портит картину. То есть на видимом диске Луны (30') мы простым глазом видим детали, составляющие не более чем 1/10 или 1/15 её видимого поперечника. С другой стороны - разрешение в 5-6 градусов делает такое зрение практически бесполезным для хищника, это сгодится разве что кроту. Чтобы иметь разрешение в 5-6 угловых секунд (ограниченное только дифракцией!), нужно иметь диаметр объектива сантиметра 4-5 не меньше. У кошки весь глаз поменьше будет.
А рысь плохо видит только днем. В сумерках она нас превосходит: наше зрение офигенно за счет фовеа из колбочекВот именно. А история эта случилась в начале нового времени после темного средневековья. Курицу на герб много где поместили. Но в сумерках ее зоркое зрение оборачивается слепотой.
На изначальном гербе было написан девиз sagacius ista («то, что обладает более острым восприятием»). Изображение из книги Baldassare Odescalchi, 1806. Memorie istorico critiche dell' Accademia de' Lincei e del Principe Federico Cesi...