В прошлом году мы с соавтором Екатериной Яковлевой взялись за описание нового вида двукрылых из семейства Sciomyzidae с хребта Мбея (см. Mbeya Range) в Юго-Западной Танзании (вы видите его на этом фото). Идя к метро из Зоологического музея МГУ, мы обсуждали видовой эпитет: africana, tanzanica, mbeyaranges — всё как-то скучно. Вдруг Екатерина предложила: «Давайте отбросим географию и назовем вид в честь Александра Маркова!» Я подумал и согласился. В самом деле, «Элементы» вообще и Александр Владимирович Марков в частности тратят множество сил на то, чтобы в цунами современных публикаций отделить жемчуг от мусора. Это трудная и очень важная работа, за которую хочется поблагодарить.
Sciomyzidae (сциомизиды) — среднего размера (видов пятьсот в мировой фауне) семейство мух. Их имаго — мирные медлительные и красивые двукрылые, в русской литературе их иногда называют «тенницы», хотя уместность термина, на мой взгляд, весьма спорна. А вот английское название (snail-killing flies) точно отражает характерную особенность образа жизни представителей семейства: их личинки действительно убивают моллюсков — в большинстве случаев брюхоногих, как наземных, так и пресноводных. Лишь немногие Sciomyzidae позволяют себе небольшие вольности: личинки мух рода Renocera нападают на двустворчатых моллюсков из семейства шаровковых (Sphaeriidae), а личинки Anticheta поедают не взрослых брюхоногих, а их яйца.
Семейство Sciomyzidae произошло из Палеарктики, где их разнообразие максимально, на севере Америки они тоже представлены очень богато. В тропиках нет недостатка в моллюсках, на которых можно было бы паразитировать, но туда проникли и широко там распространились только представители рода Sepedon (или нескольких родственных родов, по мнению других систематиков).
Причины теплоустойчивости рода Sepedon и холодолюбивости остальных Sciomyzidae неизвестны, но факт налицо. Например, в Азии Sciomyzidae еще живут на южных предгорьях Тибета, в Непале или Северном Вьетнаме, а южнее остается только Sepedon. В Африке ситуация немного иная; видимо, в какой-то ледниковый период Sciomyzidae туда проникли (или проникали в течение нескольких ледниковых периодов) из Европы и сохранились по сию пору в рефугиумах в прохладных горах восточной Восточной и Южной Африки. Африканская фауна необычна, находки редки, представлены в коллекциях по миру единичными экземплярами.
На юго-западе Танзании есть большой город Мбея (Mbeya). Европейцы там бывают редко: это либо туристы, которые едут на озеро Ньяса в 100 км к югу, либо золотодобытчики, которые работают в 100 км к северу. Заповедников там нет, от природы мало что осталось, только островки первичного леса на одноименном хребте над городом. Хребет Мбея весьма высок, более 2000 м, соответственно столь прохладен и влажен, что танзанийцы выращивают там картофель: этакая Беларусь на экваторе. На меже картофельного поля в декабре 2015-го я поймал самку Sciomyzidae неизвестного вида и непонятного рода. В декабре 2021 года я снова вернулся на хребет Мбея и первым взмахом сачка на лесной просеке заполучил второй экземпляр того неизвестного вида. Последующие пять дней ловли оказались безуспешны, как я ни старался.
В 2018 году вышла статья американских энтомологов, которая несколько прояснила родственные связи нашего первого экземпляра. В ней по трем экземплярам из Северной Нигерии описан новый вид Sciomyzidae, названный Pteromicra zariae. В статье также было упомянуто, что в коллекции в Оттаве хранится экземпляр другого неописанного вида, который явно родственнен Pt. zariae, но хорошо от него отличается. Канадский экземпляр пойман в Танзании на предгорьях Килиманджаро, и в публикации упомянуты основные признаки, которых оказалось вполне достаточно, чтобы узнать наши находки с хребта Мбея. Танзанийский вид отличается от нигерийского почти вдвое большим размером, двумя парами орбитальных щетинок (на лбу, между глаз), более темной окраской ног и головы, иным рисунком на крыльях.
Естественно, должен возникнуть вопрос: почему нигерийский вид описан как Pteromicra zariae, а наш танзанийский — как Pherbellia markovi? Разве близкородственные виды не должны оказаться в одном роде? Конечно, должны, но мы не согласились с родовым диагнозом американских коллег и предложили поместить оба вида в род Pherbellia.
Американские энтомологи руководствовались определительными ключами для Sciomyzidae Палеарктики, которые относят Sciomyzini с блестящим лбом и преимущественно черным телом к роду Pteromicra, а с матовым лбом и желто-коричневым телом — к Pherbellia. На первый взгляд такие родовые различия выглядят совершенно неубедительно, но в Евразии они неплохо работают. Судите сами: виды Pherbellia весьма разнообразны по облику.
Мухи рода Pherbellia, которых можно встретить в Московской области. Слева — Pherbellia schoenherri (4–5 мм длиной). Фото Дмитрия Гаврюшина. Справа — Pherbellia dubia (4–6 мм). Фото Никиты Вихрева
А вот все Pteromicra очень похожи друг на друга: маленькие, блестяще-черные мушки. Обычно опытный глаз еще в энтомологическом сачке видит, муха какого из двух родов поймана.
Pteromicra glabricula (слева) и Pteromicra angustipennis. Обе мухи размером около 3 мм. Фото Дмитрия Гаврюшина, Московская область
Однако по поводу африканских видов zariae и markovi можно выдвинуть морфологические аргументы в пользу как одного, так и другого выбора рода. Приводить эти аргументы я здесь не буду. Ведь важен не формальный родовой эпитет, а то, кому из обширного и разнообразного рода Pherbellia филогенетически родственны наши африканские виды, тем более что этот род, судя по имеющимся молекулярным данным, является парафилетическим. Некоторые виды Pherbellia ближе к Pteromicra, чем к некоторым другим Pherbellia. Кладистика такого не допускает, поэтому, если данные подтвердятся, то род Pherbellia должен быть разделен как минимум на два рода.
Выдвинуть правдоподобную гипотезу помогает биогеография. Как я уже писал, в субсахарскую Африку Sciomyzidae могли проникнуть только из Европы. Сегодня Сахара надежно изолирует Африку от проникновения даже теплолюбивых насекомых, но еще 5–6 тысяч лет назад климат был прохладнее и влажнее, такие же периоды случались и раньше.
Для рода Pteromicra характерна выраженная холодолюбивость, не известно ни одной их находки из Южной Европы, только из Северной и Центральной. Трудно представить себе климатические условия, при которых Pteromicra могла перебраться в субсахарскую Африку: Сахара бывала саванной, но смешанным лесом — никогда.
А вот немало видов Pherbellia отлично себя чувствуют в странах Южной Европы, более того, два вида живут в Северной Африке, в Марокко. Один из марокканских видов (Ph. cinerella) обычен весной в Марокко по альпийским лугам Высокого Атласа, летом пропадает. Другой (Ph. nana) встречается много реже, но в более низменных и сухих биотопах. Распространиться по «сахаро-саванне» не кажется неразрешимой проблемой для Ph. nana.
У Ph. nana концы бедер затемнены, последний членик передней лапки контрастно белый — редкие признаки для Pherbellia; их же мы видим у Ph. markovi на главном фото. У Ph. nana и у Ph. markovi крылья с затейливым темным рисунком, который нечасто встречается в роде Pherbellia и вовсе не встречается у Pteromicra. Но еще интереснее другая особенность рисунка. У двукрылых кончик крыла нередко контрастно черный, а вот обратная ситуация (крыло темное, а его кончик прозрачный) весьма необычна и имеет место у Ph. nana и Ph. markovi. Процитировав известную фразу из саги про агента 007, заметим: один раз — случайность, дважды — подозрительное совпадение, третий раз — enemy action научная закономерность!
Слева — Ph. cinerella (4−6 мм). Фото Никиты Вихрева, Сиде, Турция. Справа — Ph. nana (3−4 мм). Фото © Dick Belgers с сайта en.wikipedia.org, Нидерланды; фото крыла (длина масштабного отрезка — 0,4 мм) — из статьи Y. Son, S. J. Suh, 2020. Taxonomic review of the genus Pherbellia Robineau-Desvoidy (Diptera: Sciomyzidae) from Korea
Нашу гипотезу можно было бы проверить молекулярными методами, одного гена митохондриальной цитохромоксидазы было бы достаточно. Скрепя сердце мы отломали одну ногу от экземпляра 2021 года и отдали на анализ. К сожалению, фирма не справилась, и сиквенса мы не получили. Уважаемые читатели, если кто-то захочет поучаствовать в нашем расследовании, мы готовы отломать еще одну ногу — только подскажите, где надежно сделать сиквенс. А если кто-то собирается в Танзанию и готов половить, то поделимся информацией и необходимым оборудованием.
Фото Никиты Вихрева, голотип Pherbellia markovi.
Никита Вихрев
Самец Sepedon plumbella, Индия, Гоа. Фото Никиты Вихрева