Если вы окажетесь в весеннему лесу где-нибудь в Англии, то вам может посчастливиться попасть в эльфийскую атмосферу, когда под переплетением устланных мхом ветвей и только распускающихся листьев расстилается голубой ковер первоцветов. Как на этом снимке, сделанном в заповеднике Прайорс Вуд (Pryor's Wood) в графстве Хартфордшир. Эти цветы, издали напоминающие колокольчики, особенно любимы британцами. В Англии их называют голубыми колокольчиками (bluebell), а в Шотландии — как водится, наперекор англичанам, — диким гиацинтом (wild hyacinth). Научное же название цветка — гиацинтоидес неописанный (Hyacinthoides non-scripta). Его родовое имя означает «подобный гиацинту», поскольку изначально описавший его отец систематики Карл Линней отнес растение к роду гиацинт (Hyacinthus), но добавил видовой эпитет «неописанный». Этим шведский ботаник хотел подчеркнуть, что это не тот цветок, что упоминается в греческом мифе о Гиацинте. Неописанный — не в значении «неопознанный», а имелось в виду, что в мифе речь идет не о нем. Однако впоследствии цветок оказался не гиацинтом даже в ботаническом смысле, его переименовали, а вот видовой эпитет остался.
На самом же деле гиацинтоидес — близкий родственник знакомой многим пролески (Scilla), которая радует глаз в наших лесах и парках после схода снега. Какое-то время гиацинтоидес даже относили к роду Scilla. Как и у пролески, у него пронзительно голубые цветы, но околоцветник при этом колокольчатый с отгибающимися наружу завитком концами лепестков, за что и назван голубым колокольчиком в Туманном Альбионе.
Слева — пролеска сибирская. Фото Полины Сутягиной, окрестности Сергеева Посада, апрель 2025 года. Справа — гиацинтоидес неописанный, его цветки действительно на первый взгляд похожи на колокольчики, но венчик так сильно не срастается, и видно, что он гораздо больше похож на пролеску. Фото © Luc Leroy-Derenne с сайта flickr.com, Франция, 4 апреля 2021 года
Настоящему колокольчику (Campanula) гиацинтоидес не родственен, поскольку колокольчики относятся к собственному семейству, и к тому же к двудольным растениям, тогда как гиацинтоидес — это однодольное растение из семейства спаржевых. Любопытно, что голубым колокольчиком в Шотландии называют как раз настоящий колокольчик — колокольчик круглолистный (Campanula rotundifolia). Поэтому, чтобы не запутаться, о чем идет речь, лучше использовать латынь.
Есть у гиацинтоидеса и другие любопытные местные имена. Например, он также известен как «хихикающие палочки» (giggle-sticks): его стебельки, когда трутся друг о друга при дуновении ветра, могут издавать скрипящий звук. В Ирландии гиацинтоидес еще именуют «голубым наперстком» (méaracán gorm), а в Уэльсе его иногда называют «кукушкиными колокольчиками» (clychau’r gog).
Впрочем, цветки его не всегда только голубые, иногда в природе встречаются белые и розовые формы, которые садоводы используют для селекции. Гиацинтоидес — это луковичное растение. В такой форме он переживает зиму, а также регулярно вегетативно возобновляется. Луковица его состоит из одной замкнутой запасающей чешуи, образовавшейся из нескольких сросшихся оснований базальных листьев. По весне вместе с несколькими узкими сочными листьями она дает поникающее соцветие с колокольчатыми цветками.
Ботаническая иллюстрация гиоцинтоидеса неописанного в 10-м томе (1848 год) Icones florae Germanicae et Helveticae немецкого ботаника Людвига Райхенбаха
Как и многие лилейные, гиацинтоидес — растение ядовитое: его листья содержат алкалоиды. Так он защищается от поедания оленями, поскольку ранней весной его сочные свежие листья преобладают в травяном покрове леса. Возможно, это его свойство повлияло на не слишком позитивный образ гиацинтоидеса в местном фольклоре. Считается, что лесах, где растут «голубые колокольчики», обитают феи (малый народец, согласно легендам, использовал эти цветки как средство коммуникации). И если случайный путник, войдя в лес, услышит их мелодичный перезвон, то будет навсегда заворожен и увлечен коварными феями вечно блуждать в зачарованном лесу. Правда, такие предостережения редко останавливали искателей красивых цветов.
Раньше луковицы диких гиацинтоидесов массово выкапывали для украшения частных садов. А поскольку луковицы его содержат много крахмала, что характерно для запасающего органа растений, их собирали в Елизаветинскую эпоху для накрахмаливания популярных в то время рифленых воротников-горгер, а также пускали на клей для книжных переплетов. Всё это, наряду с уменьшением площади естественных мест обитания, негативно влияло на популяцию гиацинтоидеса неописанного.
Найти такой волшебный голубой ковер возможно далеко не в любом лесу Британского архипелага. Поэтому леса, в которых они ежегодно обильно цветут, именуют «колокольчиковыми лесами» (см. Bluebell wood). Гиацинтоидес — один из биоиндикаторов так называемых древних лесов (ancient woodland) в Великобритании. В начале XX века предполагали, что леса, которые не были высажены человеком, напрямую происходят от постледниковых лесов. Но потом стало понятно, что многие из них представляют собой продукт регенерации естественного леса на участках, до этого по разным причинам обезлесенных.
Чтобы определить, первичный лес или нет, то есть рос ли он на данном участке весь период с момента формирования этого биоценоза, необходим палеоэкологический анализ, который включает палинологический (пыльцевой) анализ и также анализ растительных макрофрагментов, например обугленной древесины, если она сохранилась. К сожалению, участков с высокой сохранностью палеоботанического материала не так много, поскольку для его захоронения нужны специфические условия. Поэтому под древним лесом в Великобритании было решено понимать территорию, которая, судя по историческим источникам и картам, была непрерывно покрыта лесом по крайней мере с 1600 года — для Англии и Уэльса, и с 1750 года — для Шотландии. Считается, что с этого времени начинается практика искусственного высаживания лесов, при этом далеко не всегда нативных для этой местности пород деревьев.
Фактически эти леса — не обязательно первичные, так как основная часть постледниковых лесов на Британских островах была уничтожена еще в бронзовом веке (2200–700 гг. до н. э.). И нынешние древние леса по большей части являются вторичными, которые естественным образом восстановились на месте первичного леса. Поэтому их еще часто именуют «древние полу-естественные леса» (ancient semi-natural woodlands). Но важно понимать, что речь всё равно идет о нативном для этой территории, а не высаженном лесе. Для таких лесов выделен список растений-индикаторов, куда входят различные сосудистые растения (например, ветреница дубравная, пролесник многолетний, ландыш майский), мхи и лишайники.
Ветреница дубравная в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород». Фото Полины Сутягиной, Москва, апрель 2025 года
Одним из таких индикаторов и служит гиацинтоидес неописанный. Дело в том, что размножается он не только вегетативно, но и семенами. Коробочки при раскрытии рассеивают семена вокруг себя на небольшие расстояния. Поэтому, как правило, молодые растения растут в непосредственной близости от родительских. То есть гиацинтоидес — не колонизатор новых территорий. Лес, устланный ковром из «голубых колокольчиков», с большой вероятностью имеет тысячелетнюю историю.
Раньше леса в Англии активно вырубались на топливо, для очистки земли под пастбища и часто впоследствии засаживались быстрорастущими хвойными породами, нехарактерными для данной местности. Между тем древние леса важны как очаги высокого биоразнообразия, в них велика доля редких и уязвимых видов животных. Древние леса сейчас занимают примерно 2,4% площади Великобритании. Поэтому таким лесам, а также ряду характерных для них видов, в том числе гиацинтоидесу неописанному, присвоен охранный статус. Теперь выкапывать его луковицы в лесу строго запрещено и облагается весьма ощутимым штрафом. Когда-то привязанность к «голубому колокольчику» у британцев была так сильна, что колонисты забирали луковицы с собой в плаванье к землям Нового Света, и теперь гиацинтоидес можно увидеть в бывших британских колониях, даже в Новой Зеландии.
Гиацинтоидес неописанный — вид по большей части британский. Местные жители очень гордятся тем, что примерно половина естественной популяции приходится на Британские острова. Хотя его можно найти и на континенте, например на севере Франции и Голландии. Все виды гиацинтоидеса обитают на территории Западной Европы и западного Средиземноморья. Гиацинтоидес неописанный — самый северный из них, его ареал достигает Северной Шотландии. Растет он не только в лесах, но и среди зарослей кустарников и на вересковых пустошах.
Карта ареалов разных видов гиацинтоидеса. Изображение из статьи M. Grundmann et al., 2010. Phylogeny and taxonomy of the bluebell genus Hyacinthoides, Asparagaceae [Hyacinthaceae]
В Англию также в свое время был завезен более теплолюбивый вид — гиацинтоидес испанский (H. hispanica). И в качестве декоративной садовой формы выведен их гибрид — H. × massartiana. Он тяготеет к искусственным насаждениям, хорошо разрастается в садах и частенько сбегает из них. Иногда гибрид бывает сложно отличить, поскольку возможно перекрестное опыление между ним и гиацинтоидесом неописанным. Гибрид оказался более агрессивным растением, чем каждый из «родителей», однако он не образует такого ковра, как «оригинал». Ученые полагают, что гибрид, скорее всего, не представляет угрозы, так как у гиацинтоидеса неописанного в три раза выше фертильность пыльцы, чем у гибрида.
Волшебство первоцветов мы можем наблюдать далеко не только в Англии. Но когда наши леса и парки наполняются великолепными подснежниками, пролесками, печеночницами, ветреницами и хохлатками, помните об уязвимости этих нежных растений. Подумайте об ошибке обитателей Туманного Альбиона, которые из-за страсти к садоводству и красивым букетам чуть не лишили свои леса этого природного чуда. И даже если вы не боитесь быть завороженными навеки танцами фей, не срывайте этих цветов и не выкапывайте луковицы для своих садов. Пусть они продолжают радовать глаз многим последующим поколениям.
Фото с сайта en.wikipedia.org, Хартфордшир, Англия, 22 апреля 2017 года.
Полина Сутягина
Слева — гиацинт в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород». Фото Полины Сутягиной, Москва, апрель 2025 года. Справа — гиацинтоидес неописанный. Фото © Michael Maggs с сайта en.wikipedia.org, Хартфордшир, 28 апреля 2007 года