«Пещерный» леопард

На фото — голова прекрасно сохранившейся мумии переднеазиатского леопарда в Зоологическом музее РАН.

В Зоологическом музее в Санкт-Петербурге, в самом конце зала с чучелами, есть неприметная витрина. Она далеко от входа. Пока до нее дойдешь, уже устанешь удивляться. Витрина скучная в сравнении с другими, где поднимаются на дыбы белые медведи, кобры дерутся с мангустом. На нее разве что бросят беглый взгляд и прочтут кусок таблички с пояснением: «Мумия переднеазиатского леопарда». Что написано дальше, не узнать: табличка провалилась в щель витрины, на виду осталась одна эта строчка.

Витрина с мумией леопарда

Витрина с мумией леопарда в Зоологическом музее РАН. Фото Антона Нелихова

Полвека назад мумию подняли из глубокой пещеры-колодца в горах Кугитанг в Туркменистане. Мумия небольшая, размером с овчарку и потрясающе высохшая. Собственно, это скелет, крепко обтянутый пергаментной кожей. Все ребра на нем можно пересчитать без труда. Мумия отличается от других экспонатов музея. Вокруг нее сотни чучел птиц, зверей и амфибий символизируют жизнь, они пойманы в мгновении, застыли в позах охоты, игр, отдыха. Мумия же иллюстрирует не жизнь, а смерть, причем необычную и пугающую. О жизни леопарда ничего неизвестно, зато про его смерть и загробные приключения можно рассказать немало.

Хребет Кугитанг лежит в треугольнике, где сходятся границы Туркменистана, Узбекистана и Афганистана. Горы здесь необычные: невысокие, без ледников и бурных рек. У Кугитанга другая особенность — он прорезан множеством каньонов с крутыми бортами, которые могут подниматься до пятисот метров вверх, как небоскреб в 120 этажей. Каньоны появились несколько миллионов лет назад, когда Кугитанг напоминал современный Северный Кавказ. По его ущельям неслись потоки, на вершинах сверкал снег. Вода с легкостью прорезала каньоны в мягких доломитах и известняках. Внутри Кугитанг словно каменный сыр: в скальных массивах сплошные дырки — сотни гротов, десятки пещер, которые иногда тянутся на километры.

Ущелье Кыркгыз

Кугитанг. Ущелье Кыркгыз («Сорок девушек»). Фото Базара Довлетова с сайта plantarium.ru

В середине семидесятых годов прошлого века Кугитанг вошел в моду у любителей спелеологии. Пещеры здесь оказались потрясающе красивыми и удивляли даже знатоков. Нигде в СССР не встречалась такая красота. От пола к потолку поднимались колонны белого гипса, которые выглядели как заснеженный лес. Каменные «деревья» были пустотелыми, изнутри их покрывали кристаллические звездочки. С потолков свисали прозрачные гипсовые «люстры» и тонкие, словно нитки, гипсовые «лианы». На полу лежали кристаллы в виде хризантем, и каждый цветок — в тонну весом. Кугитанг притягивал спелеологов словно магнит.

Сталактиты в пещере Кутитанга

Кальцитовые сталактиты в одной из пещер Кутитанга. Фото Владимира Мальцева с сайта geo.web.ru

Ранней весной 1982 года сюда прилетели любители из Красноярска. Они месяц лазили по пещерам, нашли несколько новых ходов и залов: в Кугитанге это было несложно. Самое интересное случилось в последние дни. Отряд шел по глубокому каньону, где каменные стены поднимались почти отвесно. Кто-то удачно посмотрел наверх и заметил прикрытый плоским камнем вход в пещеру. За каменной «дверью» находился грот размером с небольшую однокомнатную квартиру, в углу чернел проход величиной со шкаф, на треть заполненный мягкой пылью. В него протиснулся один спелеолог. Лаз резко сузился, он уже хотел поворачивать обратно, как вдруг стены разошлись и открылся проход во второй зал. Спелеолог выпрямился. Дневной свет внутрь не проникал. Потревоженная пыль в свете фонаря клубилась, как театральный дым. Спелеолог сделал шаг, нога потеряла опору, и он едва успел отскочить назад. Когда пыль осела, на полу стала заметна дырка провала, раньше прикрытая слоями слежавшейся пыли. Пыль годами копилась вокруг дыры, словно карниз, и постепенно затягивала провал. Получилась коварная ловушка. Встань на ее край — провалишься в глубину.

Через проход во второй зал протиснулись остальные спелеологи, обступили провал, стали проверять его глубину. Брошенный камень исчез без звука. Веревка с грузилом постоянно цеплялась за карнизы и никак не доходила до дна. Спелеологи обогнули провал по стенке и тут же остановились: дальше был второй прикрытый пылью провал, за ним третий.

Вход во второй зал пещеры

Вход во второй зал «пещеры мертвых». Фото из статьи А. Тарунова «Эхо Кугитанга» («Вокруг света», №2, 1985 год)

Кроме провалов небольшой второй зал удивлял черной пылью, которая покрывала все стены и пол. Пыль шевелилась. Это мелкие, полупрозрачные от темноты клещи почуяли тепло и быстро ползли к людям. Они заползали в рукава, ботинки, больно кусались, а места укусов превращались в язвы. На следующий день спелеологи начали спуск в провал. На стенах первого колодца, словно старые зубы, шатались едва закрепленные камни. Иные глыбы — с колесо автомобиля. В колодец постоянно падали пылевые бомбы — крупные комья пыли, которые при ударе разлетались серым туманом и забивали пылью нос и глаза.

Колодец был весь кривой, изгибался винтом, на нем выступали карнизы. Он был завален сухими ветками арчи (можжевельника), иглами дикобразов, костями, тряпками. Через три часа спуска колодец раскрылся в широкую нижнюю пещеру. Его глубина составила 75 метров — как у двадцатиэтажного дома. Нижняя пещера была просторнее верхней: двести метров в длину, восемьдесят в ширину. Пещера находилась в стадии обрушения: на полу лежали груды камней, покрытых черной пылью, и в разных местах три мумии — мужчины, козла и большой кошки. Спелеологи сфотографировали находки, дали пещере красочное название «Город мертвых» и вернулись в Красноярск.

Прошло два года. О «пещере мумий» услышал журналист газеты «Труд» Николай Домбковский. Чутье подсказало ему, что история тянет на сенсацию, и он написал небольшую заметку в духе приключений Индианы Джонса. Она была напыщенной, таинственной и удивительно безвкусной. Шутка ли: через всех корректоров и редакторов газеты в нее просочилась фраза, что лучи фонарей высекают искры «из каменного убранства пещеры»! Заметка нагнетала таинственность. В ней говорилось, что мумия мужчины поражает своим видом и на лице ее застыл такой ужас, что его не смогли стереть даже «смерть и пыль веков». Что мумия кошки застыла над мумией барана словно в прыжке. А вся пещера выглядит как царство мертвых или «какой-то загробный мир», и решительно непонятно, какая трагедия случилась здесь многие годы назад.

Мумии кошки и козла

Фотографии красноярских спелеологов: мумии кошки и козла («Труд», №188, 17 августа 1984 года), мумия «Ужасающегося» («Труд», №242, 19 октября 1984 года)

Заметкой дело не ограничилось. Редакция «Труда» организовала экспедицию в «пещеру мертвых». Назвали ее странно — «комплексная научно-спортивная». С парой журналистов и красноярскими спелеологами в «горы цвета солдатской рубашки» отправились трое ученых: археолог, историк, палеонтолог. В октябре 1984 года «Труд» начал серию репортажей о пещере. Получился литературный сериал. Каждая статья была лихо закручена и смотрелась на страницах советской газеты весьма необычно.

«Труд» выходил невероятным тиражом в 16 миллионов экземпляров. Изо дня в день здесь печатались статьи про колхозы и посевные, про «ударные фронты» и лживую политику НАТО. «Планы партии выполним!», «Остановить гонку вооружений!», «Твой долг, животновод!», «Дойка при свечах», «Как «промывают мозги» японским школьникам», «Первые тракторы Эфиопии». В таком окружении сериал про мумии стал информационной диверсией. Советский читатель к такому не привык. В СССР уже полвека продолжалась борьба с мистикой и мракобесием. Даже в художественной литературе безраздельно господствовал соцреализм, а единственным страшным рассказом для широкой публики остался гоголевский «Вий». И вот в самой массовой газете страны, в цитадели соцреализма появился документальный сериал ужасов. Репортажи из глуши Кугитанга стояли в окружении статей о состязаниях шахматистов, «братстве советского теплохода». Более того, были написаны в той же советской стилистике. Спелеологов и ученых можно было легко перетащить в любую соседнюю статью: хоть о строительстве электростанции, хоть о буднях шахтеров. Стилистика типовая. Персонажи как под копирку. Даже ущелья и горы выглядели неуловимо советскими. И в этот соцреализм ворвалась бесовщина, словно в «Поднятую целину» пришли колдуны и упыри.

В заметках «Труда» были нагромождения знамений, монстров, чудес. Вот над лагерем экспедиции разгорелся «ярко светящийся жемчужный шар размером с три-четыре солнца», что-то вроде НЛО. А вот рядом с пещерой появился след небывало огромной змеи — шириной с «Большую Советскую энциклопедию». Каждая заметка «Тайны Кугитанга» (их было шесть) была смесью произведений Лавкрафта с «Судьбой барабанщика» Гайдара и кончалась броским эпизодом-загадкой, который подстегивал интерес читателей. Нижняя пещера, если верить репортажам «Труда», оказалась битком набита мумиями. Они лежали под пылью чуть не штабелями, особенно людские, хотя и животных хватало. Были мумии горных козлов, из которых получился сплетенный ногами и рогами клубок, мумия лошади, мумии змей. Не одна сотня мумий и все животные, уверяли журналисты, погибли странно...

Сериал «Тайны Кугитанга» произвел оглушительное впечатление. Номера «Труда» передавали из рук в руки, зачитывали до дыр, воровали из почтовых ящиков. Пещера прославилась у обывателей, а для спелеологов она стала печально знаменитой. Они ополчились на красноярских любителей за нагнетание нездорового ажиотажа. Культовый знаток Кугитанга Владимир Аркадьевич Мальцев писал: «Пещеру опозорили полностью». По его словам, пресловутая «пещера мумий» была давным-давно известна, не раз описана под названием «Вертикальная» и не представляла никакого интереса. Другой спелеолог писал, что в пещере не было «сотен мумий», а немногие имеющиеся красноярские любители специально разложили так, чтобы выглядело пострашнее. Мумия «Ужасающегося», как оказалось, вначале мирно лежала на полу, а его выброшенная вперед рука, которой мужчина «заслонялся от смертельной угрозы», была поначалу просто подвернута под туловище.

Красноярцы на вопрос, зачем им понадобилась мистификация, ответили: «чтобы привлечь к нашей работе внимание ученых и общественности». В пещеру по горячим следам спустился столичный журналист Валерий Юрьевич Шаров, который понял, что все сенсационные заметки «Труда» основаны на фальсификации. Мумию «прыгающего» леопарда специально положили рядом с мумией козла, чтобы казалось, будто они погибли в момент охоты. Шаров тоже не нашел здесь сотен мумий, а оставшиеся на виду «полускелеты-полумумии» мужчины и козла валялись так, словно устали позировать фотографам.

Схема пещеры и череп полорогого

Слева — схема «пещеры мертвых», составленная участником экспедиции. Из статьи А. Тарунова «Эхо Кугитанга» («Вокруг света», №2, 1985 год). Справа — череп полорогого из пещер Кугитанга. Фото с сайта planetguide.ru

Осенью 1984 года, под конец «комплексной научно-спортивной», спелеологи стали поднимать из нижнего зала пещеры материалы для ученых, в основном обрывки тканей и кости животных — козлиные рога, три черепа туркменских овчарок, два черепа пустынных лисиц. «Журналистов, конечно, больше интересовали мумии людей, но я сказал их не трогать, — вспоминает участник экспедиции, палеонтолог Геннадий Федорович Барышников. — По разным причинам. Мы не знали, что это за мумии и как они попали в пещеру. Не исключено, что во время эпидемии, например, чумы туда бросали мертвые тела. И вообще: археологи любят раскапывать кладбища, а палеонтологи осторожнее. Я попросил поднять мумию кошки и черепа собак».

Мумию леопарда прозвали Барсиком. Мумия прекрасно сохранилась, целыми оказались даже усы. Она была легкой — всего семь килограммов. Ее обернули куском полотна, уложили в мешок, прицепили к канату и принялись медленно поднимать по колодцу. Веревку выбирали буквально сантиметр за сантиметром, чтобы мумия не ударялась о каменные карнизы. Журналисты «Труда» сравнили операцию с «акробатическим трюком». Трое спелеологов стояли в колодце на разных высотах и страховали мумию. После поднятия мумии на поверхность ее упаковали в дощатый ящик и отправили в Ленинград.

Мумия принадлежала переднеазиатскому леопарду (Panthera pardus tullianus), а не снежному барсу, как вначале думали спелеологи. Это был взрослый самец. Когти на ногах оказались втянутыми, видимых травм не наблюдалось. Вероятно, леопард провалился в колодец, привлеченный запахом мертвечины или в попытке поймать дикобраза. Здесь он погиб скорее от голода, чем от травм. Жировых отложений на мумии не оказалось. Мускулы, всю шерсть и некоторые участки кожи леопарда съели личинки моли и мух, чьи ложнококоны во множестве нашлись в поднятых из пещеры черепах. Барсик попал в пещеру сто-двести лет назад. Возраст установили приблизительно по разным предметам из ловушки: тканям, коврам, седлу и сумкам. В условиях большой сухости и высокой температуры труп леопарда мумифицировался. Пещеры Кугитанга — жаркие, душные и сухие, как духовка. Попавшие в них трупы высыхают, словно изюм.

Большой научной ценности находка не представляла. По словам Барышникова, больше информации мог бы дать череп Барсика, но вытаскивать его из мумии не решились, чтобы не портить эффектный образец. «Мумии всегда привлекают внимание, как и пещеры», — отметил Барышников. Барсик немного расширил ареал леопардов, которые и так, по слухам, заходили на южные окраины СССР (местные жители звали их «тиграми»). «Значимость мумии состоит в том, что в нашей коллекции нет других находок леопарда из Средней Азии к востоку от Копетдага. Теперь же, при необходимости, мы имеем возможность для генетических исследований», — говорит Барышников.

«Пещера мумий» показала, что в Кугитанге можно попробовать найти действительно нетривиальные образцы. Спелеологи нашли неподалеку еще одну пещеру, с «кучей мумифицированных трупов горных козлов». Все эти мумии принадлежали животным и людям, погибшим совсем недавно. Но в Кугитанге можно надеяться отыскать мумии вымерших животных и исчезнувших людей, к примеру неандертальцев. Остатки неандертальского ребенка находили недалеко от «пещеры мертвых», с восточной стороны Кугитанга, в пещере Тешик-Таш на территории Узбекистана. Но это были кости, а в природных «духовках» могли сохраниться мумии. Их находки неизбежно станут мировой сенсацией. Тогда история Барсика заиграет новыми красками.

Фото Антона Нелихова.

Антон Нелихов


5
Показать комментарии (5)
Свернуть комментарии (5)

  • Юрий Фёдоров  | 27.10.2022 | 09:51 Ответить
    Эффектность таки породила эффективность - без газетного шума этот несчастный "тигр" так бы и валялся поныне в пещере. А теперь - бери выше! - в музее, да не каком-то затюханном краеведческом, в музее РАН!)
    Однако журналистская канитель диффузией, кажись, красивость в ущерб содержательности и в нецитированный текст затащила))
    Как вышло, что столько зверей в одной и той же пещере сохранилось только в виде черепов, без остальных скелетов, при этом условия позволяли возникнуть мумиям, побитыми лишь мошкой? Как можно определять возраст мумии дикого зверя по седлу и ковру? Откуда вообще они - эти седло и ковёр - взялись неожиданно в конце статьи? Как вышло, что пещера была известна, имела даже свое название (вертикальная), но ей "дали название" ещё одно (город мертвых)? Запутался с пылью - то она черная пыль, то прозрачные кусачие клещи то снова просто пыль... кстати, что за клещи так больно кусались?я раньше думал, что клещи вообще безболезненно стараются присосаться, а не больно укусить и уйти... и откуда там, интересно, столько клещей оказалось? Им тоже по 200 лет?
    Почему череп полезнее целой мумии, содержащей в себе этот же череп?

    В общем, есть и еще куча вопросов, какая-то кутерьма событий, красочная история. Провалившаяся табличка запала в душу.
    Отдельное восхищение краткому эссе на тему советской периодики.)
    В общем - очень весело было читать, спасибо)
    Ответить
  • af1461  | 27.10.2022 | 13:30 Ответить
    Про эти пещеры, их исследование и вообще про историю изучения пещер Кугитанга (Койтендага, как он теперь называется) есть прекрасная книга Мальцева "Пещера мечты, пещера судьбы". Очень рекомендую!
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 28.10.2022 | 13:45 Ответить
    Понятно. За ответами - в книжку. А до книжки приходится делать предположение, что учёные каким-то образом пришли к выводу, что козёл, леопард, человек, ковёр и седло оказались в пещере одновременно, потому и можно по возрасту ковра определить возраст леопарда. Исследуя эти предметы они, видать, реконструировали события: мужчина верхом на охотничьем леопарде гнался за козлом, в пылу погони вся троица свалилась в яму. Мужчина был царских кровей и потому его леопард был в попоне-ковре и осёдлан.
    Как иначе, если лошади нет даже в виде скелета? )
    Ответить
  • Kostja  | 28.10.2022 | 17:41 Ответить
    Опозоренная пещера бросилась со скалы в бездонную пропасть.
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > Kostja | 28.10.2022 | 21:46 Ответить
      "В общем, все умерли"))
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»