Гребенчатый никтозавр

На реконструкции изображены плывущие птерозавры никтозавры Nyctosaurus gracilis, жившие в конце мелового периода, 85–84 млн лет назад. Это были летающие беззубые ящеры с размахом крыльев около двух метров и весом примерно 1,8 кг — с крупную морскую чайку. Впрочем, для того времени это животные небольшие: у их современников из семейства аждархид размах крыльев доходил до 10 метров и более (см. картинку дня Крылатые чудовища древней Трансильвании). По образу жизни никтозавр напоминал птицу-фрегата или альбатроса: парил над волнами и выхватывал из воды рыбу. Но в отличие от альбатросов плавали никтозавры редко и неохотно, а рыбу ловили прямо на лету. Так что показанная на иллюстрации охота с поверхности воды — плод фантазии художника.

Иронично, что, хотя типовой вид никтозавра описали еще в 1876 году, гребень тогда найден не был, и поначалу ящера сочли еще одним видом рода птеранодонов (Pteranodon). Впрочем, в том же году его выделили в отдельный род на основании особенностей строения плечевого пояса. Лишь в начале 2000-х годов собиратель ископаемых по имени Кеннет Дженкинс нашел сразу два экземпляра никтозавра с теми самыми гребнями, которые сегодня стали визитной карточкой этого летуна.

Окаменелость никтозавра без гребня

Окаменелость никтозавра без гребня. Считается, что это остатки молодой особи. Фото с сайта en.wikipedia.org, Музей естественной истории Карнеги, США

Гребень образован двумя расходящимися ветвями, каждая из которых длиной сравнима или даже превышает длину туловища никтозавра. Гребень настолько похож на мачту, что так и хочется предположить, что между его ветвями была натянута некая перепонка — например, для руления. Но нет, в статье с описанием двух экземпляров никтозавра с особенно хорошо сохранившимися гребнями авторы подчеркивают, что кости гребня гладкие и закругленные. А если бы к ветвям гребня крепились какие-либо мягкие ткани, то текстура костей скорее была бы грубая и шероховатая.

К тому же если гребень был необходим для полета, то он должен был быть у всех: самцов и самок, молодняка и взрослых. Но нет, в той же статье ученые утверждают, что гребнями щеголяли только взрослые особи. Так что, как это часто бывает в случае экстравагантных образований на телах или головах разных животных, рабочей гипотезой на сегодня является половой отбор. По какой-то причине самки никтозавров стали предпочитать самцов с более длинными гребнями, и много поколений спустя гребни увеличились до совершенно непрактичного состояния.

Никтозавр выделяется и строением своих конечностей. Крылья птерозавров отличаются от крыльев других летающих позвоночных — птиц и летучих мышей. Летательная перепонка птерозавров крепится к одному-единственному гигантскому пальцу, четвертому (или безымянному). Пятый палец и вовсе атрофирован, а остальные три свободны:

Крыло птерозавра, летучей мыши и птицы

F — крыло птерозавра, G — летучей мыши, H — птицы. Цифрами 14 показаны пальцы. Рисунок из статьи M. Tokita, 2014. How the pterosaur got its wings

Три свободных пальца использовались, чтобы опираться на землю, цепляться за камни или ветви деревьев. У некоторых птерозавров эти пальцы были особенно развиты. Например, в 2021 году был описан птерозавр куньпэноптер Kunpengopterus antipollicatus, у которого первый палец был противопоставлен остальным. Это явная адаптация к древесному образу жизни и большая редкость среди немлекопитающих:

Куньпэноптеры

Два куньпэноптера на деревьях. Фото из статьи X. Zhou et al., 2021. A new darwinopteran pterosaur reveals arborealism and an opposed thumb

Никтозавр же был полной противоположностью: он единственный из известных птерозавров полностью утратил все пальцы передней конечности, кроме летательного:

Никтозавр и его скелет

Никтозавр и его скелет. Красным выделен участок крыла, где у обычных птерозавров было бы еще три пальца. Иллюстрация из книги М. П. Уиттон, 2020. Птерозавры

Задние конечности никтозавра тоже необычны: они составляют всего 16% от длины передних, что рекордно мало для птерозавров. По сути, даже в сложенном состоянии крылья были настолько длиннее задних лап, что никтозавр мог разве что опираться на крылья, как на костыли, но не отталкиваться ими. Или же ходить на задних ногах, как современные птицы.

Скелет птеранодона и никтозавра

A — скелет птеранодона; B — скелет никтозавра. Иллюстрация из книги М. П. Уиттон, 2020. Птерозавры

Таким образом, никтозавр не мог карабкаться по камням или ветвям деревьев: ему было нечем за них цепляться. На ровной земле он тоже чувствовал себя неважно: короткие задние лапы не давали бегать или уверенно идти, и он разве что медленно ковылял.

Но для него это было не так уж важно, ведь всё его тело было приспособлено для полета. Длинные узкие крылья, высокая грудина, плечевая кость с выдающимся отростком для прикрепления мышц, невероятно длинный летательный палец — всё говорит о том, что никтозавр отлично летал. Вернее, планировал, парил над водой, как современные птицы-фрегаты. Исследователи сходятся в том, что никтозавр тоже мог по много дней вообще не касаться земли. По сути, никтозаврам нужно было приземляться разве что для спаривания и откладывания яиц. Причем, в отличие от птиц, птерозаврам даже не нужно было высиживать яйца, и после откладывания самка могла взлетать снова.

Летящий никтозавр

Летящий никтозавр. Рисунок © Alex Thornber с сайта palaeornithology.tumblr.com

Так что вполне возможно, что никтозавры проводили в воздухе больше времени, чем любое другое позвоночное всех времен.

Рисунок © Lythroversor с сайта deviantart.com.

Константин Рыбаков


3
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)

  • arstat2812@gmail.com  | 11.04.2022 | 19:40 Ответить
    А на чем основано утверждение о том, что птерозаврам не требовалось насиживать яйца? Это же теплокровные животные с высоким уровнем метаболизма, как и птицы
    Ответить
    • rykon > arstat2812@gmail.com | 12.04.2022 | 11:26 Ответить
      Найденные яйца птерозавров больше похожи на змеиные — с кожистой скорлупой. На сегодня считается, что птерозавры яйца не высиживали, а засыпали землей или гниющей травой, да так и оставляли (https://royalsocietypublishing.org/doi/pdf/10.1098/rspb.2019.0409). А детеныши могли летать чуть ли не с рождения.

      Впрочем, яиц именно никтозавра не найдено, так что в его случае это мое предположение.
      Ответить
  • KAAB  | 01.08.2022 | 23:39 Ответить
    Недавно, с полмесяца назад, мне на глаза попалась металлоконструкция, напомнившая мне этого птерозавра со странным наростом. У нее были все части, соответствующие строению его тела - корпус, крылья-распорки и длинная шея. В этой металлоконструкции роль этого нароста выпала на металлическую струну - растяжку, поддерживавшую всю конструкцию.
    Тут же у меня возникла гипотеза, основанная на этой аналогии. Что, если данный нарост на голове у птерозавра играл роль своеобразного аэродинамического противовеса, позволявшего снизить изгибающую нагрузку от веса головы на шею при длительном полете. Если, как утверждается в статье, бОльшую часть жизни данный вид птерозавров проводил в полете, то такое приспособление, очевидно, могло значительно облегчить ему жизнь. Если же значительную часть времени он проводил на суше, то большого выигрыша этот нарост, конечно, не давал, даже наоборот, скорее, постоянно бы везде мешался. Еще, для активного полета птерозавра при помощи взмахов крыльями, требовался центр тяжести (ЦТ), расположенный позади опорной точки крыльев. А, учитывая довольно короткие ноги и малый вес задней части, о которых сказано в статье, данный нарост позволял регулировать положение ЦТ относительно крыльев. При планирующем полете и при пикировании на воду с целью захвата рыбы и наклоне головы, ЦТ мог смещаться немного вперед, это уже не играло большой роли, как во время стадии машущего полета.
    Также, учитывая маленький размер никтозавра при относительно крупной голове, можно предположить, что нарост также служил ему обычным (не аэродинамическим) противовесом при захвате достаточно крупной рыбы, предотвращая резкие рывки его головы вниз.
    Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Червь-альвинеллида Paralvinella hessleri
Многощетинковый червь из гидротермальных источников нейтрализует мышьяк серой

Медаль Нобелевской премии по физиологии и медицине. Фото с сайта beckerexhibits.wustl.edu
Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2025

Сравнение процессов, происходящих в современных живых клетках с их возможными предшественниками или примитивными аналогами, описанными в обсуждаемой статье
Обнаружен реалистичный способ присоединения аминокислот к РНК без помощи ферментов и рибозимов

Гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus)
Гигантская вечерница съела зарянку прямо в небе

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»