На первый взгляд соцветия растений семейства зонтичных, или сельдерейных (Apiaceae), все более или менее одинаковые и, наверное, для кого-то немного скучные, хотя нельзя им отказать и в красоте (недаром они часто становятся основой орнаментов). Устроены они, действительно, по общему плану: сложные зонтики (именно их мы обычно воспринимаем как отдельный «зонтик») состоят из простых зонтичков, которые, в свою очередь, состоят из отдельных маленьких цветков.
На фото вы видите молодое соцветие дикой моркови (Daucus carota), в котором многие цветки еще не распустились. Это и есть сложный зонтик. Если увеличить фото (нажав на лупу), можно рассмотреть, что этот сложный зонтик состоит из простых зонтичков — особенно хорошо видны краевые зонтики, отдаленные от более центральных. На краевых зонтичках видно и то, что они состоят из отдельных цветков. Сам цветок пятичленный: у него пять чашелистиков (они очень короткие и потому незаметны на фото), пять лепестков, пять тычинок, и только пестик состоит из двух плодолистиков.
Цветки не отличаются хитростью строения, свойственной другим насекомоопыляемым цветковым растениям: и нектар, и пыльца в них легкодоступны практически для всех желающих. И действительно, на зонтиках можно увидеть представителей всех групп насекомых, которые только могут посещать цветки. Это семейство не зря считается хрестоматийным примером «растений с широким кругом опылителей». А таких растений гораздо больше, чем более специализированных, о которых обычно и вспоминают, когда говорят о коадаптациях (см. Co-adaptation) растений и опылителей (см. задачу Кто какой цветок опыляет?).
Но эта простота — только видимость. У зонтичных есть свои сложные адаптации к опылению. Одна из основных проблем, связанных с посещением растений разными насекомыми и большим числом одновременно цветущих цветков, — это избежание гейтоногамии, то есть переноса пыльцы с цветка на цветок в пределах одного растения, что с точки зрения генетики равносильно самоопылению. Для того чтобы опыление было именно перекрестным, у зонтичных сформировался такой механизм, как дихогамия — разделение женской и мужской фаз во времени.
У большинства видов этого семейства дихогамия присутствует в виде протерандрии: каждый цветок вначале функционирует как мужской (тычинки распространяют созревшую пыльцу, рыльца пестиков закрыты и пыльцу не принимают), а потом — как женский (тычинки окончательно завяли, зато рыльце пестика стало рецептивным, то есть готовым принимать пыльцу). Зонтик в мужской фазе можно увидеть на главном фото — на нем хорошо видны тонкие тычиночные нити с белыми «головками» пыльников. Цветки раскрываются неодновременно: в каждом зонтичке вначале распускаются краевые цветки, а потом цветение распространяется к центру. Краевые цветки, в отличие от центральных, — зигоморфные, или неправильные, то есть обладают только двусторонней, но не лучевой симметрией: один из их лепестков, «смотрящий» от центра соцветия, значительно крупнее остальных (см. Симметрия цветка).
Цветки в зонтике дикой моркови могут различаться и по окраске — уникальный случай для зонтичных средней полосы России. У некоторых соцветий есть хорошо выделяющийся на общем белом фоне редуцированный до нескольких цветков (а часто и всего одного) центральный зонтичек темной окраски, от бледно-пурпурной до почти черной, часто слегка приподнятый над остальным соцветием (он есть на всех трех фото в нашей картинке дня). Цвет его определяется пигментами антоцианами (см. картинку дня Антоцианы), а его интенсивность — тем, насколько рано в развитии цветка начинается этот синтез. Далеко не у всех зонтиков дикой моркови встречается этот признак: в литературе можно найти сведения о том, что в разных популяциях от 10 до 99% зонтиков состоят исключительно из белых цветков. Споры о том, каково адаптивное значение этого темного зонтичка (иногда говорят о темном цветке, но это не совсем верно), идут уже около полутора веков, и ответ до сих пор не найден (см. задачу Темная сторона моркови).
Соцветие дикой моркови в женской фазе цветения: у цветков видны два расходящихся рыльца. Так как это последняя фаза цветения, лепестки уже начинают облетать. Центральный темный зонтик состоит из нескольких цветков
Дикая морковь — прямой предок хорошо знакомой нам прежде всего по корнеплодам посевной моркови, которая в настоящее время рассматривается как подвид дикой моркови D. carota sativa. Сведения о пищевых качествах дикой моркови в литературе противоречивы, что связано, по всей видимости, с их высокой внутривидовой изменчивостью, обусловленной как генетическими различиями, так и условиями произрастания: одни растения могут иметь очень горькие корнеплоды, в то время как другие — более вкусные и питательные. Также плоды и листья дикой моркови могут быть использованы как пряность благодаря наличию в них эфирных масел, что свойственно и многим другим зонтичным (не зря к этому семейству относятся более привычные нам в этом качестве укроп, петрушка, кинза, тмин и другие растения). Стоит отметить, однако, что среди зонтичных много и ядовитых растений (например, болиголов и вёх), поэтому надо уметь их хорошо различать перед тем, как употреблять в пищу.
Все фото Натальи Рятовой, июль 2021 года.
Сергей Лысенков
Соцветие дикой моркови, на котором хорошо видно, что первыми в зонтичках сложного зонтика начинают распускаться именно краевые цветки