Русская выхухоль (Desmana moschata) — редкий, исчезающий зверек. Некогда крупная популяция, предположительно, исчисляемая сотнями тысяч, сейчас разделена на маленькие группы и насчитывает около восьми тысяч особей. Ранее мы подробно описывали биологию, адаптации и причины снижения численности выхухоли (см. картинку дня Русская выхухоль и Хоботок выхухоли). Теперь постараемся ответить на главный вопрос — как же помочь русской выхухоли?
Для начала нужно найти зверька — чтобы понимать, где выхухоль сохранилась и в каких количествах. Образ жизни выхухоли сильно усложняет работу исследователей. Она очень скрытная и осторожная. Зверьки живут в норах и выбегают из них, только чтобы поесть на дне водоема, максимум на 4–5 минут. С таким образом жизни наблюдения за выхухолью в природе совершенно неэффективны. Можно сутками (а то и годами) сидеть у водоема и так ничего и не увидеть. Поэтому для учета этого зверя существуют специальные методики. Одну из них вы можете наблюдать на главном фото.
Эта методика была описана исследователем выхухоли сотрудником Окского заповедника зоологом Львом Павловичем Бородиным в монографии 1963 года «Русская выхухоль». Методика заключается в обследовании береговой линии водоема с воды в высоких болотных сапогах. Норы находят наощупь, так как выход из выхухолевой норы продолжается выраженной твердой траншеей. Траншея образуется от того, что зверек постоянно бегает по дну из норы и обратно. Типичные выхухолевые водоемы обычно заилены и нащупать твердую траншею не составляет труда.
Ряд отличительных признаков позволяет легко отличить нору выхухоли от нор ондатры и бобра. Если нора выхухоли размером с сапог человека, то в бобровый ход можно провалиться с головой. Их траншеи очень глубокие и широкие. А вот нора ондатры по размеру не сильно больше выхухолевой, но для опытного учетчика эта разница будет заметна. Помимо этого, ондатра не делает траншеи, как выхухоль, а всплывает на поверхность сразу у берега. От этого на выходе из норы образуется характерный для ондатровых нор бугорок. Учеты выхухоли проводятся с конца лета до начала зимы, так как осенью у выхухоли начинается роющая активность, а прибрежная растительность увядает, что повышает шансы найти нору.
Помимо этого практикуется учет по первому льду, или по пузырькам. В конце осени — начале зимы, если первые заморозки ударяют до появления осадков, водоемы покрываются прозрачным льдом. Выхухоль не впадает в спячку и сохраняет активность подо льдом. Бегая по дну, зверек оставляет след из пузырьков, которые задерживает лед. К сожалению, из-за погодных условий данную методику удается практиковать далеко не каждый год.
Допустим мы знаем, где живет выхухоль и сколько ее. Что мы можем сделать дальше? Во-первых, мы можем помочь ей в естественных условиях. Так, в России проводились работы по углублению пересыхающих пойменных водоемов для сохранения сокращающихся мест обитания выхухоли. Также исследователи периодически находят популяции там, где они считались вымершими — в таком случае можно придать территории особый природоохранный статус, чтобы исключить фактор антропогенного давления.
Во-вторых, мы можем попытаться восстановить выхухоль в созданном для этих целей питомнике. Размножая животных в неволе, мы получаем шанс на восстановление естественных популяций за счет реинтродукции. Выхухоль пытались разводить в неволе неоднократно, например в Московском зоопарке, Хоперском заповеднике, на Научно-экспериментальной базе «Черноголовка». Но стандартный подход не дал результата: выхухоль жила в искусственных условиях, но не размножалась.
Одна из выхухолей, содержавшихся на Научно-экспериментальной базе «Черноголовка» до 2009 года. Фото © Klaus Rudloff
Дело в том, что размножение выхухоли напрямую связано с весенними паводками. Во время паводка норы затапливаются, и зверьки вынуждены всплывать на поверхность. Именно тогда и запускается репродуктивное поведение. Так, несколько жарких лет без паводков сильно сокращают численность выхухоли. Но стандартный подход подразумевает максимальную заботу о зверьке, исключающую любые стрессоры. Особенно когда этот зверь редкий, краснокнижный. Но, как писал нейроэндокринолог Роберт Сапольски, стресс может приносить и пользу. Есть предположение, что стрессор в виде перепада температур и изменения светового режима как раз и влияет на запуск репродуктивного поведения выхухоли. Эту гипотезу мы хотим проверить в новом питомнике, построенном осенью 2020 года на биостанции Института биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН под Каширой.
Так выглядит питомник русской выхухоли под Каширой. Сейчас он практически достроен, за исключением затеняющего навеса, который в скором времени появится. Фото Алёны Соболевой
Команда специалистов создала все условия для существования и размножения выхухоли. В данный момент мы ведем активную просветительскую работу и готовимся к отлову зверьков для питомника. Будем надеется, что нам удастся получить потомство и сохранить этот уникальный вид. Следить за проектом по сохранению выхухоли можно в наших социальных сетях Desmana_club.
Фото Алёны Соболевой, Владимирская область, 18 октября 2016 года.
Алёна Соболева
Изменение ареала русской выхухоли в XIX–XXI веке. 1 — ареал выхухоли в конце XIX века; 2 — в середине XX века; 3 — современное распространение (одна точка — 100 особей); 4 — единичные находки; 5 — заповедники (БЛ — Брянский лес, ВР — Воронежский, КЖ — Керженский, МД — Мордовский, ОК — Окский, ХП — Хоперский); 6 — центры республик и областей; 7 — границы государств. Карта из книги Г. В. Хахин, 2006. Русская выхухоль в опасности. Динамика численности и проблемы охраны