На проходящей сейчас конференции Moriond 2018 в сессии, посвященной бозону Хиггса, экспериментаторы не только показали новые результаты по конкретным процессам, но и рассказали о том, как эволюционирует ситуация в целом. Так, в докладе D. Sperka, Measurement of the mass and other couplings in ATLAS and CMS были приведены сводные результаты по всем каналам рождения и распада бозона Хиггса, а также измерение констант связи бозона с различными частицами. Сводка хиггсовских результатов в данных ATLAS и CMS была также показана в первый день конференции Moriond QCD.
Результатов тут много, и нагляднее всего текущую ситуацию отражает иллюстрация на рис. 1. Здесь галочками отмечены взаимодействия, которые уже надежно видны в эксперименте и которые позволяют напрямую измерить константы связи. Они извлекаются как из пяти основных каналов распада бозона Хиггса, так и из измерения сечений рождения. На рис. 2 показана сводка измерения интенсивности хиггсовского сигнала относительно стандартных предсказаний в отдельных каналах рождения и распада по данным CMS. Видно, что все значения в пределах двух стандартных отклонений согласуются с единицей, то есть данные не противоречат Стандартной модели.
Рис. 2. Интенсивность хиггсовского сигнала относительно Стандартной модели в отдельных каналах распада (слева) и рождения (справа). Изображение из доклада D. Sperka, Measurement of the mass and other couplings in ATLAS and CMS
Табличками «work in progress» на рис. 1 отмечены те частицы, связь с которыми пока еще не отслеживается, однако работа в этом направлении продолжает вестись. Например, распад бозона Хиггса на мюонную пару очень редкий, его вероятность составляет всего 0,02%. Однако он хорошо отделяется от фона, поэтому коллайдер уже близок к тому, чтобы начать его чувствовать. В докладе A. Marini Rare decays of the Higgs boson with CMS были показаны нынешние предварительные данные CMS по этому распаду: ограничение сверху на его вероятность составляет всего 2,6 от ожиданий СМ. Напомним, что по результатам Run 1 ограничение было заметно хуже, оно превышало предсказание СМ в 7 раз. Можно ожидать, что к концу сеанса Run 2 появятся первые намеки на этот процесс, и они станут первой проверкой того, как бозон Хиггса связан с частицами второго поколения фермионов.
Связь с очарованными кварками (про нее мы писали в недавней новости), а также взаимодействие бозона Хиггса с самим собой, пока слишком трудны для извлечения. Предсказанные СМ значения станут доступны для измерения только через несколько лет, в режиме HL-LHC. Однако пытаться проверить эти процессы можно и сейчас, поскольку различные варианты Новой физики предсказывают здесь усиление относительно СМ.
Наконец, распады на легкие кварки, обведенные черным на рис. 1, пока выглядят совершенно неприступными. Вероятность распада на них очень мала, и вдобавок они совершенно теряются на огромном фоне от прямого рождения кварков, без бозона Хиггса. Однако тут есть «адронная лазейка» — распад бозона Хиггса не на кварки, а на готовый мезон, состоящий из этих кварков, в паре с фотоном. В декабре 2017 года коллаборация ATLAS выполнила поиск распада бозона Хиггса на такие комбинации (статья arXiv:1712.02758). Свидетельств в его пользу найдено не было, что при нынешней статистике и не удивительно. Были установлены ограничения сверху на его вероятность, но они пока в 50–200 раз выше предсказаний СМ. Это означает, что, даже при росте статистики и улучшении методов отбора таких событий, коллайдер еще не скоро начнет чувствовать эти распады.
Описанная выше картина может показаться со стороны очень удручающей. Измерения уточняются, а бозон Хиггса как был совершенно стандартным, так и остается, и никаких намеков на Новую физику в его свойствах не наблюдается. Однако внутри научного сообщества результаты последнего года-двух уже воспринимаются спокойно. Дело в том, что все модели Новой физики условно делятся на два больших класса: те, в которых нынешний бозон Хиггса сразу будет необычным, и те, в которых необычными будут новые бозоны Хиггса, а нынешний, напротив, и должен быть стандартным. Лет пять назад физики надеялись, что мы сразу же увидим нестандартные эффекты в хиггсовском секторе. Увы, этого не случилось. Значит, реальная ситуация относится ко второму классу. Конечно, остается открытым вопрос, как тогда искать отклонения от Стандартной модели, но это уже другая задача.
Рис. 1. Текущее состояние по проверке связи бозона Хиггса с остальными частицами. Изображение из доклада D. Sperka, Measurement of the mass and other couplings in ATLAS and CMS