Прыжок оленя

Задача

Упражнения по художественной гимнастике оцениваются двумя бригадами судей: бригада D (Difficulty — трудность) и бригада E (Execution — исполнение). Бригада D оценивает то, какие движения выполняет гимнастка, а бригада E — технику. Судьи бригады D записывают содержание упражнения специальными символами.

Изучите записи 1–25. Определите правила системы записи. Для того, чтобы вы лучше понимали движения, которые выполняет гимнастка, в дополнение к некоторым записям идут видео. Некоторые ячейки в условии пропущены.

1 Прыжок оленя делает перекат обруча: вне зрительного контроля, находясь на полу;
делает маленький бросок обруча: без помощи рук, вне зрительного контроля, находясь на полу
2 Прыжок оленя делает высокий бросок мяча;
ловит мяч: под ногой, вне зрительного контроля
3 Прыжок оленя делает высокий бросок обруча: во время переворота, без помощи рук, вне зрительного контроля
4 Прыжок оленя передает обруч из одной части тела в другую: без помощи рук, во время вращения вокруг вертикальной оси
видео
5 Прыжок оленя делает маленький бросок обруча;
отбивает обруч: вне зрительного контроля, во время вращения вокруг вертикальной оси
6   делает перекат мяча: вне зрительного контроля
7 Прыжок оленя делает высокий бросок мяча;
отбивает мяч: делает перекат мяча, вне зрительного контроля, во время вращения на 180°
видео
8 Прыжок оленя делает перекат мяча: вне зрительного контроля, во время вращения на 180°
9 Прыжок оленя делает средний бросок обруча: во время исполнения поворота с наклоном туловища, вне зрительного контроля, обруч вращается вокруг своей оси
видео
10 Прыжок оленя делает средний бросок обруча;
ловит обруч: во время исполнения поворота с наклоном туловища;
проходит через обруч: во время исполнения поворота с наклоном туловища
11 Прыжок оленя вращает мяч вокруг части тела: находясь на полу, вне зрительного контроля, во время вращения на 360°
видео
12 Прыжок оленя удерживает мяч в положении нестабильного баланса: находясь на полу, во время вращения на 180°, без помощи рук
13 Прыжок оленя вращает обруч вокруг его оси: находясь на полу, без помощи рук
видео
14

Прыжок оленя

отбивает мяч от пола: находясь на полу, без помощи рук
15 Прыжок оленя проходит через обруч: без помощи рук, вне зрительного контроля
16 Прыжок оленя удерживает мяч в положении нестабильного баланса: во время переворота, без помощи рук, вне зрительного контроля;
делает маленький бросок мяча: без помощи рук
видео
17 Прыжок оленя вращает обруч вокруг части тела: во время вращения на 360°, находясь на полу, вне зрительного контроля
18 Прыжок оленя передает мяч из одной части тела в другую: без помощи рук, находясь на полу, во время вращения вокруг горизонтальной оси
19 Прыжок оленя делает перекат мяча на полу: без помощи рук, во время вращения вокруг горизонтальной оси
20 Прыжок оленя делает высокий бросок обруча;
делает три кувырка;
ловит обруч: без помощи рук, обруч вращается вокруг части тела
видео
21 Прыжок оленя делает высокий бросок обруча: во время исполнения поворота с наклоном туловища, вне зрительного контроля, без помощи рук, обруч вращается вокруг своей оси;
делает два кувырка;
ловит обруч
22 Прыжок оленя делает высокий бросок обруча: проходит через обруч;
делает одно вращение на 360° вокруг вертикальной оси и кувырок;
ловит обруч
видео
23 Прыжок оленя делает высокий бросок обруча;
делает два вращения на 360° вокруг вертикальной оси;
ловит обруч: во время переворота, под ногой, вне зрительного контроля
видео
24 Прыжок оленя делает высокий бросок мяча: вне зрительного контроля;
делает переворот и одно вращение на 180° вокруг вертикальной оси;
ловит мяч: без помощи рук, вне зрительного контроля, во время переворота
25 Прыжок оленя делает высокий бросок мяча: после отбива от пола, без помощи рук;
делает поворот с наклоном туловища;
ловит мяч: во время переворота

Задание. Заполните пропуски:

26 Прыжок оленя
27 Прыжок оленя
28 Прыжок оленя
29 Прыжок оленя
30 Прыжок оленя
31 Прыжок оленя
32 Прыжок оленя  
33 делает высокий бросок обруча;
отбивает обруч: находясь на полу, под ногой
34 вращает мяч вокруг его оси: находясь на полу, без помощи рук, во время вращения
35 удерживает обруч в положении нестабильного баланса: без помощи рук;
отбивает обруч от пола: без помощи рук
36 передает мяч из одной части тела в другую: без помощи рук;
делает перекат мяча: без помощи рук, вне зрительного контроля
37 делает высокий бросок обруча;
делает поворот с наклоном туловища и два вращения на 360° вокруг вертикальной оси;
отбивает обруч: без помощи рук, вне зрительного контроля, во время вращения на 360° вокруг вертикальной оси
38 делает высокий бросок обруча: вне зрительного контроля, во время переворота;
ловит обруч: проходит через обруч, во время переворота
39 делает высокий бросок мяча;
делает два вращения на 360° вокруг вертикальной оси и одно вращение на 180° вокруг вертикальной оси, опускается на пол;
ловит мяч

Подсказка

Что общего у слов коса, кисть и некоторых знаков из этой задачи? А также что общего у пар слов доложить и настучать, замечание и ремарка и некоторых пар знаков из этой задачи?


Решение

Ответ:

26 Прыжок оленя делает высокий бросок предмета: вне зрительного контроля;
[много вариантов, для проверки см. решение];
ловит предмет: делает перекат предмета
27 Прыжок оленя делает маленький бросок обруча;
ловит обруч: без помощи рук, обруч вращается вокруг части тела
28 Прыжок оленя делает высокий/средний бросок предмета;
ловит предмет: под ногой, во время вращения
29 Прыжок оленя делает маленький бросок предмета: предмет вращается вокруг своей оси, без помощи рук, во время вращения
30 Прыжок оленя вращает предмет вокруг его оси: без помощи рук, во время вращения
31 Прыжок оленя удерживает обруч в положении нестабильного баланса: без помощи рук и/или находясь на полу;
вращает обруч вокруг части тела: находясь на полу и/или без помощи рук
32 Прыжок оленя вращает предмет вокруг его оси на полу: без помощи рук, вне зрительного контроля;
делает маленький бросок предмета: без помощи рук, вне зрительного контроля
33 Прыжок оленя делает высокий бросок обруча;
отбивает обруч: находясь на полу, под ногой
34 Прыжок оленя
Прыжок оленя
вращает мяч вокруг его оси: находясь на полу, без помощи рук, во время вращения
35 Прыжок оленя удерживает обруч в положении нестабильного баланса: без помощи рук;
отбивает обруч от пола: без помощи рук
36 Прыжок оленя передает мяч из одной части тела в другую: без помощи рук;
делает перекат мяча: без помощи рук, вне зрительного контроля
37 Прыжок оленя
Прыжок оленя
делает высокий бросок обруча;
делает поворот с наклоном туловища и два вращения на 360° вокруг вертикальной оси;
отбивает обруч: без помощи рук, вне зрительного контроля, во время вращения на 360° вокруг вертикальной оси
38 Прыжок оленя делает высокий бросок обруча: вне зрительного контроля, во время переворота;
ловит обруч: проходит через обруч, во время переворота
39 Прыжок оленя делает высокий бросок мяча;
делает два вращения на 360° вокруг вертикальной оси и одно вращение на 180° вокруг вертикальной оси, опускается на пол;
ловит мяч

В движениях гимнастки выделяются две подгруппы: 1–19 и 20–25. Подгруппа 1–19 — это работа с предметом. Правила записи для движений этой группы таковы: перед скобками пишется знак (знаки) основного действия, в скобках — характеристики этого действия (порядок не важен). Подгруппа 20–25 — работа с предметом, состоящая из высокого броска, вращений во время полёта предмета и ловли. Для неё правила записи следующие: вначале знак Rx , где x — число вращений на 360°; перед знаком идут характеристики броска, после — действия во время полёта предмета, далее — характеристики ловли.

Основные действия с предметом:

Знак для обруча   Знак для мяча   Описание
Прыжок оленя Проход через предмет.
Прыжок оленя Прыжок оленя Вращение предмета вокруг части тела.
Прыжок оленя Прыжок оленя или Прыжок оленя Вращение предмета вокруг его оси.
Прыжок оленя Прыжок оленя или Прыжок оленя Вращение предмета вокруг его оси на полу.
Прыжок оленя Нестабильный баланс предмета на части тела.
Прыжок оленя Перекат предмета по телу.
Прыжок оленя Перекат предмета по полу.
Прыжок оленя Маленький бросок/ловля.
Прыжок оленя Средний или высокий бросок.
Прыжок оленя Ловля предмета после среднего или высокого броска.
Прыжок оленя Передача предмета из одной части тела в другую.
Прыжок оленя Прыжок оленя Отбив предмета.

Характеристики:

Знак Описание
Прыжок оленя Без помощи рук.
Прыжок оленя Без зрительного контроля.
Прыжок оленя С вращением гимнастки на 180° и более.
Прыжок оленя Под ногой.
Прыжок оленя На полу.
Прыжок оленя Бросок с вращением вокруг своей оси.
Прыжок оленя Ловля в перекат по телу.
Прыжок оленя Ловля обруча во вращение вокруг части тела.

Работа с предметом с вращениями:

Знак Описание
Прыжок оленя Смена оси вращений или смена уровня между вращениями (даётся максимум один раз на всю работу с предметом, даже если в работе с предметом есть и смена уровня, и смена оси вращений).
Прыжок оленя Вне зрительного контроля.
Прыжок оленя Без помощи рук.
Прыжок оленя Ловля во время вращения на 360°: действительно только вместе с «без зрительного контроля».
Прыжок оленя Под ногой.
Прыжок оленя Проход через предмет.
Прыжок оленя Бросок после отбива от пола / ловля с отбивом.
Прыжок оленя Бросок с вращением вокруг своей оси.
Прыжок оленя Ловля в перекат.
Прыжок оленя Ловля обруча во вращение вокруг части тела.

То есть в №26 всего должно быть три вращения, при этом первое может выполняться во время броска, а последнее — во время ловли. Так как в записи есть знак Прыжок оленя, значит гимнастка сменила уровень вращения (например, колесо-кувырок: наверху → на полу), или ось вращения (например, колесо → вращение вокруг вертикальной оси), или оба. Переворот с наклоном туловища считается вращением вокруг горизонтальной оси.


Послесловие

Рис. 1. Украинская гимнастка Анна Бессонова выполняет подбивной прыжок («прыжок оленя») в кольцо прогнувшись. Фото сделано на Олимпиаде в Афинах в 2004 году, упражнение с лентой

Рис. 1. Украинская гимнастка Анна Бессонова выполняет подбивной прыжок («прыжок оленя») в кольцо прогнувшись. Фото сделано на Олимпиаде в Афинах в 2004 году, упражнение с лентой

В этой задаче вы столкнулись не с естественным человеческим языком, а со знаковой системой, придуманной людьми и используемой для специфических целей.

Что такое знак? Знаком можно назвать такой объект, который интересует смотрящего не сам по себе, а с точки зрения того, какую информацию он сообщает (рис. 2). Например, кто-то может любоваться облаками, а человек, верящий в народные приметы, будет стремиться по высоте, форме и другим качествам облаков пытаться предсказать погоду. Первый рассматривает облака сами по себе, второй — в качестве знаков.

Рис. 2. Дым от костра, дорожные знаки, символы художественной гимнастики, «пляшущие человечки» Конан Дойля и единицы человеческих языков — знаки

Рис. 2. Дым от костра, дорожные знаки, символы художественной гимнастики, «пляшущие человечки» Конан Дойля и единицы человеческих языков — знаки

Есть и более формальное определение знака:

X понимает и использует Y в качестве представителя Z.

В этой формуле X — тот, кто использует знак и участвует в процессе коммуникации; Y — материальный объект (звук, жест, буква), носитель значения; в качестве Z может использоваться всё, что угодно.

Разные школы по-разному понимают содержание понятия «знак». Логико-философская традиция называет знаком только Y, а лингвистическая — пару из Y и Z. Таким образом, в лингвистической традиции знак — это двусторонняя сущность. При этом Y называется означающим, а Z — означаемым. Далее мы будем использовать слово «знак» в его лингвистическом понимании, а Y называть также «внешней стороной знака».

Существует три вида знаков: иконы (подобия), индексы (указатели) и символы. См. об этом задачу «Блиссимволика».

Иконы передают означаемое, просто имитируя его. Говорящий использует метафорический перенос (по образу и подобию) свойств реального объекта (означаемого) на внешнюю форму знака (означающее). Иконы — это, например, фотографии, рисунки, схемы, звукоподражания.

Индексы — это знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени или связаны причинно-следственными связями. Иными словами, говорящий использует метонимический перенос — перенос по смежности. Дым от костра, следы от лап на песке — примеры индексов.

У символа означающее и означаемое никак не связаны в реальном мире и соединились в одном знаке лишь в силу традиции: например, слово «стол» как последовательность букв или звуков не имеет ничего общего с физическим объектом на четырёх ножках и столешницей. Как видите, в тройке «икона — индекс — символ» происходит постепенная утрата реальной связи означающего с означаемым.

Если знак обнаруживает в себе самом свойства, которыми должно обладать его означаемое, то он называется иконическим; если это не так, такой знак можно назвать символом. Фотография — иконический знак, а слово «фотография» — нет.

Знаки почти никогда не употребляются по отдельности, а складываются в систему. В одну систему объединяются знаки, имеющие общую функцию, сходные внешние формы и подобную структуру.

Иногда любую знаковую систему называют языком. Таково понимание слова «язык» в широком смысле. В узком, лингвистическом смысле, язык –- это система знаков, используемая людьми для общения.

Знаками и знаковыми системами занимается наука семиотика.

Становление семиотики происходило в 1930-е гг. и связано с именами американского логика, философа и математика Чарльза Сандерса Пирса, который считается основателем семиотики, и американского философа Чарлза Уильяма Морриса, существенно развившего его идеи. Одновременно с ними швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр тоже развивал учение о знаках, которое называл «семиология». Однако представление Соссюра о содержании науки о знаках довольно сильно отличалось от идей Пирса и Морриса.

Отсюда берут свое начало два подхода к семиотике: психологический и логико-философский. В рамках психологического — «соссюровского» — подхода изучается функционирование знаков в обществе, а семиотика является подразделом социальной психологии. В первой половине XX века в Европе главенствовала именно эта традиция. Логико-философский подход рассматривает семиотику как «универсальную алгебру отношений», то есть как раздел математики. В Америке преобладал подход Пирса и Морриса.

Формально лингвистика — наука о знаковых системах, используемых в сообществах людей, — является частью семиотики — науки о знаках вообще; однако на деле лингвистика как наука сформировалась раньше. Более того, семиотика часто заимствует из лингвистики теоретические решения. Это связано с тем, что объект лингвистики гораздо сложнее объекта семиотики.

Каковы же свойства человеческого языка как семиотической системы?

Во-первых, это произвольность языкового знака. То есть выбор конкретного слова для обозначения той или иной вещи никак не связан с самой вещью и существует только в силу традиции. Практически все слова человеческих языков — символы.

Во-вторых, языковой знак в человеческих языках линеен. Звуки в речи выстраиваются в линейную последовательность — идут друг за другом, а не все высказывание разом.

В-третьих, человеческий язык устроен гораздо сложнее других знаковых систем. В нём огромное количество явлений на фонологическом, морфологическом, синтаксическом уровне, которым нет аналогов в системах коммуникации животных и созданных людьми искусственных знаковых системах. Важным качеством является рекурсивность — способность к неограниченному усложнению высказывания путём «вложения» одной конструкции в другую. Посмотрите на часть стихотворения «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака:

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Это стихотворение — яркий пример рекурсивности языка. Конечно, некоторым искусственным знаковым системам рекурсивность тоже свойственна. Например, язык алгебры логики или искусственные языки тоже являются рекурсивными. Однако в общем случае для знаковых систем, не являющихся человеческим языком, это свойство не выполняется. В отличие от естественных человеческих языков, для которых рекурсивность, кажется, является универсальным свойством.

В-четвертых, у естественного человеческого языка много функций: хранение, обработка и передача конкретной информации; хранение и получение знаний об окружающем мире (языковая картина мира); средство социального взаимодействия. Искусственные знаковые системы, как правило, имеют узкую функцию, для которой и создаются.

В-пятых, естественные человеческие языки меняются со временем. Например, мы знаем, что раньше говорили перст, а сейчас говорят палец. Это связано с тем, что языковые знаки непрерывно функционируют на очень больших промежутках времени, а носители используют язык неосознанно. Искусственные знаковые системы тоже могут меняться со временем, но такое явление не универсально для них, во-первых, потому, что они существуют непродолжительный период времени (несколько сотен лет по сравнению с тысячами лет существования человеческих языков), и во-вторых, из-за того, что люди специально выучивают и соблюдают их правила.

Нужно различать сам язык и его реализацию (речь). Язык — это нематериальный механизм порождения высказываний, существующий в голове у носителя языка. Реализации языка — это тексты, созданные по правилам данной языковой системы. Сам язык не дан нам в непосредственном наблюдении, мы можем судить о его свойствах только по результатам языковой деятельности — устным или письменным высказываниям. В отличие от человеческого языка, устройство искусственных знаковых систем нам, как правило, известно.

Система записи упражнений, которую нужно было разгадать в этой задаче, существенно отличается от естественного человеческого языка.

Знаки работы с предметом, кроме «стрелочек», которые являются иконами, можно отнести к символам. Конечно, можно пытаться разглядеть в знаке «вне зрительного контроля» перечёркнутый глаз, а в знаке «без помощи рук» перечеркнутые руки, но об этой связи можно догадаться, только если уже понимаешь значение знака.

Обратите внимание, что в этой системе знаков присутствует морфология, как и во многих естественных языках, в том числе в русском. Некоторые знаки — сложные, они состоят из двух элементов. Так, на рис. 3 элементы слева означают вращение обруча вокруг части тела, перекат предмета по телу и вращение гимнастки, стрелка в центре — ловлю, а составные знаки справа — соответственно ловлю во вращение обруча на части тела, ловлю в перекат и ловлю во время вращения гимнастки. Больше всего это похоже на сложение корней в русском языке: книголюб, водопад.

Рис. 3. Элементы морфологии в системе записи

Рис. 3. Элементы морфологии в системе записи

В большинстве своем означающее и означаемое находятся во взаимно-однозначном соответствии: одному понятию соответствует один знак и наоборот.

Однако есть и нарушения этого. В отношении «одно понятие — несколько знаков» (синонимии) находятся:

Для обруча Для мяча Описание
Прыжок оленя Прыжок оленя Вращение предмета вокруг части тела.
Прыжок оленя Прыжок оленя Вращение предмета вокруг его оси.
Прыжок оленя Прыжок оленя Отбив предмета.

Здесь мы видим, что для обозначения одного и того же действия используются разные знаки в зависимости от контекста. Контекст задаётся тем, какой предмет использует гимнастка.

В отношении «один знак — несколько понятий» (омонимии) находятся:

Прыжок оленя Маленький бросок/ловля.
Прыжок оленя Средний или высокий бросок.
Прыжок оленя Ловля предмета после среднего или высокого броска.
Прыжок оленя Передача предмета из одной части тела в другую.
вращение мяча вокруг части тела;
вращение мяча вокруг его оси;
отбив обруча.

Для обозначения разных понятий используется один знак. Здесь мы не можем, просто посмотрев на знак, сказать, какое действие он обозначает. Однако возможно снять эту омонимию с помощью контекста: так, если к знаку Прыжок оленя в скобках указать один из знаков справа с рис. 3, то будет понятно, что он обозначает ловлю. В задаче этого нет, но вообще действия среднего/высокого броска, а также ловли после них различаются оценкой: «Прыжок оленя» — неснятая омонимия, «Прыжок оленя 0,2» — омонимия снята (средний бросок), «Прыжок оленя 0,3» — омонимия снята (высокий бросок). «Прыжок оленя» — неснятая омонимия, «Прыжок оленя 0,2» — ловля после среднего броска, «Прыжок оленя 0,4» — ловля после высокого броска. Если в дополнение к символу Прыжок оленя указать оценку 0,3, то будет понятно, что речь идёт о передаче. Напротив, оценка 0,2 с этим символом не снимает омонимию, так как остается еще три варианта.

Задача использовалась на 17-й Международной олимпиаде по лингвистике в 2019 году.

Список источников:
1. Правила 2017–2020 по художественной гимнастике с доп. от 1.02.2018 (Fédération Internationale de Gymnastique / Всероссийская федерация художественной гимнастики).
2. Правила по художественной гимнастике 2009–2012 (Fédération Internationale de Gymnastique).
3. Кронгауз М. А. Семантика: Учебник для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2005.
4. Семиотика: семиотика языка и литературы // под ред. Ю. С. Степанова. Москва: Радуга, 1983.
5. Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию. Москва: Прогресс, 1977.
6. Пирс Ч. С. Что такое знак? Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. 2009 г. — стр. 88–95.
7. Кибрик А.Е. Язык.
8. Официальный ютуб-канал Международной федерации гимнастики.
9. Официальный ютуб-канал Европейской федерации гимнастики.
10. Clematis RGVideos — фан-канал, посвящённый художественной гимнастике.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»