Зона грибного отчуждения

Задача

Роспотребнадзор рекомендует: «Собирайте грибы вдали от дорог, магистралей, вне населённых мест, в экологически чистых районах». Не рекомендуется собирать грибы ближе 500 метров от не слишком нагруженных дорог местного значения и ближе 1000 метров от крупных дорог с высокой плотностью движения (если лес очень густой и без полян, эти расстояния можно уменьшить вдвое), причем не важно, используется дорога сейчас или заброшена. Аналогичная ситуация и с аэродромами — даже малой авиации, даже давно заброшенными: не стоит собирать грибы ближе нескольких сот метров от них. А вот для железных дорог зона «грибного отчуждения» гораздо меньше — всего 50 метров от железнодорожного полотна. Впрочем, та же норма действует и для новых автодорог, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2003 года: собирать грибы безопасно уже всего в 50 метрах от дороги. Объясните, с чем связана такая разница в санитарных нормах для разных типов дорог и разных видов транспорта.


Подсказка 1

Различаются ли по принципу работы двигатели автомобилей, тепловозов и винтовых самолетов или вертолетов? Нужно ли им разное или одинаковое топливо?


Подсказка 2

Фраза «Грибы поглощают компоненты выхлопных газов» достаточно общая. Чем могут различаться составы выхлопных газов автомобильного, авиационного и тепловозного двигателей.


Подсказка 3

Вспомните, производные каких элементов труднее всего включаются в круговорот веществ в природе и, как следствие, хуже выводятся из организма.


Решение

Обычно опасность сбора грибов у дорог объясняют общими словами вроде таких: «при сгорании топлива в воздух и почву с выхлопными газами попадают вещества, которые могут оказывать на организм человека канцерогенное, мутагенное и токсическое действие».

Из условия задачи можно понять, что вещества, которые попадают (или/и попадали) в окружающую среду, а точнее — в почву (растущее плодовое тело гриба накапливает в себе опасные вещества из почвы), с выхлопными газами автомобилей, винтовых самолетов и вертолетов опаснее для организма, чем вещества из выхлопных газов железнодорожных тепловозов. Такая разница вызвана, как несложно догадаться, использованием разных типов двигателей и разного топлива.

Двигатели винтовой авиации и большинство автомобильных — это бензиновые двигатели внутреннего сгорания, в которых предварительно сжатая топливовоздушная смесь поджигается электрической искрой. Важно чтобы эта смесь хорошо сжималась, но не взрывалась раньше времени (от сжатия и высоких температур). Это свойство называется устойчивостью топлива к детонации. Чистый бензин — получаемая при перегонке фракция нефти — не годится в качестве топлива для бензинового двигателя. Чтобы улучшить антидетонационные качества, бензин можно химически модифицировать и/или добавлять в него антидетонационные присадки.

Двигатели тепловозов — преимущественно дизельные и работают за счет самовоспламенения распыленного в камере сгорания топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха. Дизельные двигатели более «всеядны»: в качестве топлива можно использовать практически все тяжелые фракции ректификации нефти от керосина до мазута и даже сырая нефть, а также рапсовое масло, отработанный кулинарный жир и т. д. Причем, все эти виды дизельного топлива годятся без какой-либо модификации.

Для полноты картины нужно добавить, что в «большой авиации» используются в основном керосиновые реактивные двигатели, однако для решения задачи это не важно — охранная зона аэропортов обычно довольно большая, так что совсем близко к ним грибы не пособираешь.

Любое топливо, полученное из нефти, — это смесь, в основном состоящая из насыщенных и ароматических углеводородов. Отличие лишь в деталях: например, в ряду бензин — керосин — мазут увеличиваются молекулярная масса и температура кипения углеводородов.

Если сравнивать усредненный состав выхлопных газов современных бензиновых и дизельных двигателей, можно увидеть, что принципиальных различий в содержании вредных веществ, выбрасываемых каждым из двигателей, нет. Ниже приведена таблица из статьи Выхлопные газы. В ней, правда, указаны данные для дизельных автомобильных двигателей, но дизельные двигатели тепловозов работают по тому же принципу, что и автомобильные, поэтому относительный состав их выхлопных газов будет весьма близким, если не идентичным.

Компоненты
выхлопных газов
Двигатели
Бензиновые автомобильные Дизельные
Азот, об.% 74–77 76–78
Кислород, об.% 0,3–8,0 2,0–18,0
Вода (пары), об.% 3,0–5,5 0,5–4,0
Углекислый газ, об.% 0,0–16,0 1,0–10,0
Монооксид углерода, об.% 0,1–5,0 0,01–0,5
Оксиды азота, об.% 0,0–0,8 0,0002–0,5
Углеводороды, об.% 0,2–3,0 0,09–0,5
Альдегиды, об.% 0,0—0,2 0,001—0,009
Сажа, г/м3 0,0–0,04 0,01–1,1
Бензапирены, г/м3 10–20×10−6 10×10−6

К токсичным и мутагенным компонентам выхлопных газов относят продукты неполного сгорания углеводородного топлива — монооксид углерода (угарный газ), углеводороды, альдегиды, сажу и бензапирены, а также образующиеся при горении оксиды азота. Из них в почве имеют шанс накапливаться только углеводороды, сажа и бензапирены, а остальные опасны лишь при непосредственном вдыхании выхлопов. В долгосрочной перспективе угарный газ смешается с атмосферой и будет медленно окисляться до углекислого газа, оксиды азота или продукты их реакции с водой — азотная и азотистая кислоты и их соли — будут усваиваться растениями, альдегиды окислятся до спиртов, которые будут усваиваться микроорганизмами, а газообразные углеводороды (метан, этан, пропан и бутаны) также попадут в атмосферу и будут участвовать в химических процессах там, а не в почве.

Сравнение выхлопных газов дизельного и бензинового двигателей показывает, что они мало отличаются в «обогащении» почвы опасными веществами: бензапиренов выделяется примерно одинаково, дизельный двигатель выделяет больше сажи, зато бензиновый автомобильный — больше углеводородов. Собственно говоря, именно отсутствие значительных отличий и привело к тому, что для новых автодорог и железных дорог «санитарные нормы» для сбора грибов одинаковые.

Рис. 2. Плакат «Остерегайтесь отравлений этилированным бензином»

Рис. 2. Плакат «Остерегайтесь отравлений этилированным бензином» и похожие плакаты, предупреждающие о вреде этилированного бензина, раньше висели на бензоколонках. Художники В. В. Данилова, Д. А. Дмитриев, 1956 год. Изображение с сайта litfund.ru

Получается, что в таблице не указана причина большей опасности автомобильных дорог. Но это логично, поскольку наиболее опасные для почвы вещества с июля 2003 года в России в выхлопных газах автомобильных двигателей просто не должны образовываться (из-за закона №34-ФЗ). Речь об органических и неорганических соединениях свинца, присутствовавших в выхлопных газах из-за того, что долгое время для увеличения мощности двигателя и повышения октанового числа бензина использовался этилированный бензин, в который в качестве антидетонационной присадки добавляли тетраэтилсвинец (Pb(C2H5)4). А вот в авиационном бензине, который применяется для винтовой авиации, тетраэтилсвинец применяется и по сей день.

Поскольку «свинцовые» присадки использовались довольно долго, продукты полного и неполного сгорания тетраэтилсвинца, естественно, накапливались вдоль дорог. Если знать средний годовой пробег машины и расход топлива, то можно прикинуть масштабы бедствия. Содержание свинца в этилированных бензинах колебалось от 0,15 до 0,37 г/л, а, например, в 1995 году в России насчитывалось 19,6 млн автомобилей. По некоторым данным суммарное поступление свинца в атмосферу от автотранспорта в тот год оценивается величиной около 4000 тонн.

Ветра разносили свинецсодержащие аэрозоли из выхлопов на расстояния до километра от автотрасс. Придорожная растительность уменьшает этот эффект (ослабляет ветер и поглощает вредные вещества), так что это одна из причин, по которым вдоль дорог, проходящих среди использующихся земель сельскохозяйственного назначения, стали высаживать лесозащитные полосы.

С конца 1970-х годов в СССР начался процесс отказа от использования тетраэтилсвинца, который завершился, как уже говорилось, в 2003 году. Тем не менее, обочины дорог еще значительно загрязнены свинцом, а поскольку он и его производные относятся к первому классу опасности, следует все же воздержаться от сбора грибов у автотрасс, какой бы заманчивой ни казалась идея «припарковался у обочины, зашел в лес, набрал полный багажник».


Послесловие

Этилированный бензин, а точнее — бензин, содержащий тетраэтилсвинец, стал массово производиться с 1920-х годов. В свое время он позволил автомобилям массового производства стать конкурентом, а потом и вытеснить транспортные средства на гужевой тяге. Но несмотря на это в 2010 году был включен журналом Time в список пятидесяти наихудших изобретений в истории человечества.

Изобретатель октановой шкалы бензинов и других видов топлива сэр Гарри Рикардо

Изобретатель октановой шкалы бензинов и других видов топлива сэр Гарри Рикардо (1885–1974). Фото с сайта imechearchive.wordpress.com

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания сжатая топливовоздушная смесь поджигается электрической искрой. Для эффективной работы двигателя необходимо, чтобы эта смесь могла быть максимально сжата — то есть до минимально возможного объема. Поджог смеси при максимальном сжатии увеличивает количество полезной работы, которую, расширяясь, совершают продукты горения смеси, что влияет и на скорость автомобиля, и на расход топлива. Но иногда топливо при сжатии взрывается самостоятельно, до поджога искрой. Этот «самоподжог» называется детонацией. Детонация понижает эффективность двигателя и способствует его более быстрому износу (заметим, что в то же самое время основой функционирования дизельного двигателя является, наоборот, способность к самовозгоранию при сжатии). Способность топлива сопротивляться детонации при сжатии называется октановым числом. Первую октановую шкалу углеводородного топлива в 1921 году предложил британский инженер Гарри Рикардо (Harry Ricardo).

Низкое октановое число (около 66 единиц) бензинов прямой перегонки (полученных только с помощью ректификации нефти — то есть физическими методами и без дальнейшей химической переработки отгоняемой фракции) не позволяло увеличить мощность двигателей внутреннего сгорания с поджогом топливовоздушной смеси и развивать высокие скорости.

Томас Миджли

Томас Миджли (1889–1944). Фото с сайта ru.wikipedia.org

В 1921 году американский инженер Томас Миджли (Thomas Midgley,  старых источниках — Томас Мидгли) обнаружил, что впервые полученное в 1852 году и нигде ранее не применявшееся металлоорганическое соединение — тетраэтилсвинец — увеличивает октановое число бензина. Два года спустя, в 1923 году три американские корпорации — General Motors, DuPont и Standard Oil создали совместное предприятие Ethyl Gasoline Corporation. Слово «этил» в названии было использовано специально, чтобы не пугать людей словом «свинец». Почти сразу у рабочих на производстве стали проявляться симптомы хронического отравления свинцом. В 1924 году сам Миджли ушел в отпуск, чтобы вылечиться от отравления свинцом, но скрыл этот факт. Он, как и Ethyl Corporation, всегда следовал практике твердого отрицания токсичности продукции.

В нашей стране тетраэтилсвинец не применялся до 1942 года. Но, получив по ленд-лизу у союзников партии грузовиков и американских и английских истребителей, СССР пришлось срочно закупать этиловую жидкость, чтобы добавлять тетраэтилсвинец в отечественные бензины для повышения их детонационной способности, — низкое октановое число советских бензинов приводило к быстрому износу американских и британских двигателей, спроектированных под топливо с более высоким октановым числом. Этиловая жидкость представляла собой раствор тетраэтилсвинца в бромэтане или дибромпропане (раньше она стояла на бензоколонках в цистернах с предупреждающей надписью «Этил — яд!»). Броморганические соединения не только хорошо растворяют тетраэтилсвинец, позволяя вводить его в бензин, но и способствовали тому, что продукты сгорания тетраэтилсвинца легче уходили с выхлопными газами, а не оседали на деталях двигателя. Сначала этилирование бензина было организовано на армейских складах горючего, а затем — на нефтеперерабатывающих заводах.

Ограничивать использование присадок с тетраэтилсвинцом из-за возрастающего свинцового отравления окружающей среды начали там же, где их изобрели — в США. Этот процесс шел с 1970 года, а к 1986 году производство и применение этилированных бензинов было полностью запрещено. В Европе тетраэтилсвинец попал под запрет в 2000 году (хотя некоторые страны отказались от него и ранее), в России — в 2003 году (хотя, опять же, большая часть автотранспортных средств ко времени запрета уже была переведена на более экологически чистые версии топлива). В настоящее время тетраэтилсвинец все еще используется в Йемене, Палестине, Афганистане и Северной Корее.

Сейчас октановое число бензина повышают двумя путями. Первый — химическая переработка бензина прямой гонки. К таким методам относятся процессы крекинга и риформинга, в которых длинные углеводородные цепи расщепляются на более короткие и происходит изомеризация линейных углеводородов в разветвленные (углеводороды с длинными и линейными цепями понижают октановое число топлива, а с короткими и разветвленными — повышают).

Применяют и антидетонационные присадки. Это также металлоорганические соединения — цимантрен (трикарбонил(η5-циклопентадиенил)марганец, Mn(η5-C5H5)(CO) и ферроцен (бис-η5-циклопентадиенилжелезо(II), η55Н5)2Fe). При сгорании этих веществ образуются практически неопасные для окружающей среды оксиды марганца и железа, однако твердые частички этих оксидов могут (как, впрочем, и твердые продукты сгорания тетраэтилсвинца) приводить к засорению двигателя. Для увеличения октанового числа можно добавлять в топливо и кислородсодержащие соединения — спирты и эфиры (октановое число этанола составляет 100 единиц), однако добавление небольшого количества антидетонационных присадок к продукту химической переработки прямой гонки эффективнее, чем просто введение большого количества добавок в бензиновую нефтяную фракцию, полученную только ректификацией нефти без последующей химической переработки.


8
Показать комментарии (8)
Свернуть комментарии (8)

  • Олег Чечулин  | 10.02.2018 | 08:51 Ответить
    А через сколько лет после закрытия старой дороги можно начинать собирать грибы возле неё? Этот срок больше или меньше времени её зарастания?
    Ответить
    • PavelS > Олег Чечулин | 10.02.2018 | 12:43 Ответить
      Скорее всего близко к понятию "никогда". Свинец - это не радиация, сам не распадётся и за 1000 лет.
      Ответить
      • Олег Чечулин > PavelS | 10.02.2018 | 22:30 Ответить
        Распасться-то не распадётся, но он же может уйти на глубину, со временем?Либо сам провалится, либо сверху нанесётся достаточно большой слой почвы, в который переедет грибница. Это вероятно?
        Ответить
    • feanoturi > Олег Чечулин | 10.02.2018 | 21:03 Ответить
      Срок больше зарастания, но не бесконечный. Свинец, конечно, не распадается как уран, но всякие химические и гидрологические процессы, протекающие в почве, будут приводить к тому, что он будет "размываться", перераспределяясь вширь, пока его почвенная концентрация не станет безопасной.
      Ответить
  • dmvk  | 10.02.2018 | 19:02 Ответить
    А где данные по поглощению грибами свинца? есть конкретные опыты и статистика? может грибы настолько умные что просто игнорируют свинец и не запускают его в свой цикл обмена веществ?

    Наблюдаются ли мутации грибов вдоль дорог относительно близлежащего леса?
    Ответить
    • feanoturi > dmvk | 10.02.2018 | 20:59 Ответить
      Плодовое тело грибов образовано преимущественно хитином, а этот биополимер очень хорошо сорбирует свинец (и другие металлы), и от ума тут, увы не зависит - люди вон электромобили на Марс отправляют ;-), но перестроить свой метаболизм, чтобы не усваивать тяжелые металлы, не научились)

      Пример взаимодействия хитина со свинцом (хотя и не ин-виво в грибах, просто в лаборатории с образцами хитина): http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/app.1980.070250807/abstract
      Ответить
      • dmvk > feanoturi | 10.02.2018 | 21:41 Ответить
        То что не стоит есть грибы вдоль дороги и так понятно. Так как это экспериментальная зона и кроме свинца наверное можно найти еще опасные вещества и их комбинации.

        Но интересно как живая природа адаптируется и реагирует на это.
        Все таки про мутации грибов есть какие то наблюдений? Или их не так легко вывести из равновесия?
        Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 10.03.2018 | 05:03 Ответить
    "Как щас помню" радиопередачу, за рулем слушал: ребята "в лоб" решили задачу. Лет двадцать назад это было, полагаю... Понасрезали грибов рядом со МКАД и отнесли в лабораторию на предмет тяжелых металлов. Я был обескуражен вместе с ними: никакого "криминала" не обнаружили не только в тех грибах, что собраны были далеко от дороги, но и в тех, которые они для пущего страху взяли чуть не прямо на обочине - не дальше 50 метров.
    А МКАД, ребята - это вам не хухры-мухры. Там машины ездили всегда круглосуточно круглогодично в не менее 6 полос. А то и 8. Или их там 10?
    Было приятно, что есть оказалось можно все эти грибы, но вот про объяснение причины такой их неожиданной чистоты, естественно, сказать нечего. Просто факт.
    Я читал, что грибница как раз занимается среди прочего выравниванием и сохранением хим состава почвы - перетаскивает активно в-ва из мест их появления/скопления туда, где они утилизируются/нужны. И т.о. формирует, собственно, тип почвы. Что-то там про монархическую систему почвы, не помню точно формулировок...
    Может, в этом и дело? И как раз грибы и есть те самые звери, которые поэтому наименее зависимы от степени загрязненности участка? Прочие растущие и живущие в почве малы и локальны, попав в ядовитую атмосферу, её в себе и консервируют, а грибы - колоссальны по размеру (в тысячи раз больше любого дерева или тем более былинки) и перераспределяют в-ва быстро и эффективно.
    Может в этом дело?
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»