Как объяснить загадочное холодное пятно реликтового излучения

Карта флуктуаций реликтового излучения

Рис. 1. Карта флуктуаций реликтового излучения в галактических координатах по данным космической обсерватории «Планк». Синим цветом обозначены области, которые примерно на пару десятков микрокельвинов холоднее красных. Изображение с сайта esa.int

Реликтовое излучение — свет от первичной плазмы ранней Вселенной, который сейчас регистрируется в виде микроволнового фона, — помогло разрешить множество вопросов космологии. Благодаря нему теория Большого взрыва стала стандартной теорией о Вселенной. И сейчас мы всё еще продолжаем получать важную информацию, изучая реликтовое излучение. Но в нем имеются аномалии, которые ученые до сих пор не понимают. Среди них — холодное пятно, с которым связана одна из самых горячих дискуссий в современной космологии.

Реликтовое излучение

Согласно стандартной космологической модели, когда Вселенная была молодая (начиная от момента в несколько секунд после Большого взрыва и несколько сотен тысяч лет потом), она была заполнена горячей плазмой — «супом» из свободных протонов, электронов и ионизирующего излучения (фотонов) высокой энергии. Если какой-нибудь протон соединялся с электроном, образуя атом водорода, то такой атом мгновенно разбивался фотонами. Время шло, Вселенная расширялась, а плотность и температура излучения падали. В какой-то момент энергии фотонов перестало хватать для поддержания плазмы. Протоны и электроны смогли образовывать нейтральные атомы водорода, а длина свободного пробега фотонов стала больше размеров видимой Вселенной — излучение отделилось от вещества и впервые после Большого взрыва Вселенная стала для него прозрачной. Освободившиеся фотоны мы наблюдаем сегодня в виде реликтового излучения (рис. 2).

Рис. 2. Примерно через 400 тысяч лет после Большого взрыва произошло отделение излучения от материи

Рис. 2. Примерно через 400 тысяч лет после Большого взрыва произошло отделение излучения от материи (маленькие кружочки с красными волнами). При этом из каждой точки излучение было испущено во все стороны сразу. Сейчас, спустя почти 14 миллиардов лет (на рисунке 14 миллиардов округлили до 15), мы видим это реликтовое излучение, приходящее со всех сторон. Изображение с сайта en.wikipedia.org

За счет расширения Вселенной длина волны реликтового излучения сегодня находится в миллиметровом диапазоне, но в момент, когда оно было испущено, она была примерно в 1100 раз короче (см. Космологическое красное смещение). Соответственно, температура этого излучения сегодня составляет 2,7 К, а в момент излучения — примерно 3000 К. Реликтовое излучение доминирует в современной Вселенной, то есть этих старых фотонов даже сейчас во много раз больше, чем фотонов от всех звезд (рис. 3).

Рис. 3. Карты неба в галактических координатах на разных длинах волн

Рис. 3. Карты неба в галактических координатах на разных длинах волн (длины волн указаны под каждой картинкой). На длинах волн до полумиллиметра самыми яркими являются разные небесные объекты, такие как Млечный Путь или зодиакальный свет (загогулина через все небо, наиболее яркая на 25 мкм). Но на миллиметровых волнах появляется очень яркое излучение, которое светит со всего небосвода. Это и есть реликтовое излучение. Источники изображений: видимый свет — сайт milkywaysky.com, длина волны от 1,25 до 240 мкм — данные фотометра DIRBE, большие длины волн — данные спектрофотометра FIRAS. Оба инструмента были установлены на спутнике COBE. Темные полосы на картах FIRAS происходят из-за особенностей сканирования неба; на небе таких полос, конечно, нет

Говоря о температуре реликтового излучения, имеют в виду, что частотный спектр этого излучения является спектром абсолютно черного тела с определенной температурой. Здесь употреблено не совсем научное слово «является» (ведь в науке проверяют, насколько теория соотносится с экспериментом). Но, глядя на измерения спектра реликтового излучения (рис. 4), иначе и не скажешь. Обратите внимание, что показанные ошибки измерений умножены на 400 — иначе их просто не было бы видно. Измерение спектра реликтового излучения — самое точное измерение во всей космологии.

Рис. 4. Частотный спектр реликтового излучения, измеренный инструментом FIRAS

Рис. 4. Частотный спектр реликтового излучения (точки с отрезками, указывающими на погрешности), измеренный инструментом FIRAS, и его сравнение со спектром абсолютно черного тела с температурой 2,725 К. Показана интенсивность в зависимости от частоты излучения (нижняя горизонтальная ось) или от длины волны (верхняя горизонтальная ось). Погрешности измерения умножены на 400

Открытие реликтового излучения в 1964 году американскими радиоастрономами Арно Пензиасом и Робертом Уилсоном стало важнейшим подтверждением верности теории Большого взрыва. Еще бы: мы ведь увидели напрямую плазму молодой Вселенной, которой было всего около 400 тысяч лет (сравните с современным возрастом Вселенной — около 14 миллиардов лет). Сегодня, продолжая наблюдения реликтового излучения, мы узнаем все больше и больше о процессах, проходивших в те ранние эпохи.

Сейчас эксперименты в области наблюдения реликтового излучения сконцентрированы на изучении его анизотропии. Как уже говорилось, свет реликтового излучения приходит к нам со всех сторон. Фотоны реликтового излучения имеют практически одинаковую температуру, вне зависимости от направления их прилета (то есть реликтовое излучение почти изотропно). Однако имеются также небольшие флуктуации температуры по направлениям (анизотропия реликтового излучения). Амплитуда этих флуктуаций очень маленькая: среднее отклонение составляет около 10−5 от средней температуры реликтового излучения (рис. 1).

Флуктуации температуры плазмы в ранней Вселенной определяются случайными процессами, поэтому для их изучения логично применять статистические методы. Для этого смотрят на корреляции флуктуаций по разным угловым расстояниям и строят так называемый угловой спектр мощности. Спектр мощности температурных флуктуаций, измеренный в различных современных экспериментах, показан на рис. 5. На нем показан спектр по так называемым мультиполям — величинам, обратно пропорциональным угловому расстоянию.

Рис. 5. Угловой спектр мощности температурных флуктуаций реликтового излучения

Рис. 5. Угловой спектр мощности температурных флуктуаций реликтового излучения, полученный по данным проектов Planck, WMAP (финальные результаты за 9 лет наблюдений), ACT и SPT. Спектр мощности показывает, насколько флуктуации коррелируют на разных угловых масштабах. Например, высокий пик на 1° (верхняя горизонтальная ось; на нижней оси показано значение мультиполя: l = π/α, где α — угол с верхней горизонтальной оси) означает, что наиболее типичным размером флуктуаций является 1°. Серая пунктирная линия показывает сравнение экспериментальных данных со стандартной космологической моделью. График из статьи Planck Collaboration, 2013. Planck 2013 results. I. Overview of products and scientific results

Важным результатом этих измерений является сравнение измеренного спектра мощности с ожиданием согласно стандартной космологической модели (которая, напомним в двух словах, заключается в том, что Вселенная, на 70% состоящая из темной энергии и на 25% — из темной материи, разлетается после Большого взрыва, случившегося 13,8 миллиардов лет назад). Совпадение с теоретическим спектром наблюдается с высокой точностью, что подтверждает верность нашей модели Вселенной.

Холодное пятно реликтового излучения

Флуктуации реликтового излучения распределены по небесной сфере очень равномерно: мы не видим, чтобы в какой-то области неба красные (или синие) пятнышки были больше или меньше. Ну, то есть почти не видим. Имеется по крайней мере одна аномалия, называемая «холодным пятном» (см. CMB cold spot). Она находится в созвездии южного полушария Эридан и имеет радиус примерно 5° (рис. 6). Температура реликтового излучения в районе пятна на 70 мкК ниже, чем в среднем (при том, что среднее отклонение по всему небу составляет только 18 мкК), а в его центре температура падает вообще на 150 мкК. Холодное пятно было впервые обнаружено в 2001 году при помощи WMAP — космического микроволнового телескопа второго поколения (первое поколение экспериментов по исследованию флуктуаций реликтового излучения было в 80–90-х годах, сейчас начинается уже четвертое поколение).

Рис. 6. Карта флуктуаций реликтового излучения с холодным пятном

Рис. 6. Карта флуктуаций реликтового излучения в галактических координатах по данным спутника Planck. На врезке крупно показано холодное пятно. Изображение с сайта astronomy.com

Но главная проблема даже не в температуре холодного пятна, а в его размере. Просто глядя на карту реликтового излучения, сложно сказать, что выделенное холодное пятно является чем-то необычным и странным. Казалось бы, имеются и красные (горячие) и синие (холодные) пятна гораздо большего размера. Тут, во-первых нужно помнить, что эта картинка — восстановленная карта флуктуаций реликтового излучения. Всё, что находится на центральной горизонтали, на самом деле скрыто от нас излучением Млечного Пути (см. рис. 3). И требуется непростая процедура комбинирования карт неба на разных частотах, чтобы «вычесть» нашу Галактику. В итоге мы получаем полную карту реликтового излучения, но областям, скрытым за Млечным Путем, особого доверия нет, и в анализе они обычно не используются. Большинство видимых глазом пятен лежит именно в этой ненадежной области карты. Холодное же пятно лежит в «чистой», надежно измеренной области неба, далеко от Млечного Пути. Во-вторых, оно и правда необычайно холодное.

Чтобы объяснить, почему холодное пятно такое странное, введем понятие горизонта. Горизонт — это максимальное расстояние, которое частица может пролететь с момента Большого взрыва, если она движется со скоростью света. Горизонт ограничивает причинно связанные области Вселенной: так как информация (то есть любой вид физических взаимодействий) не может распространяться быстрее скорости света, области Вселенной, отделенные друг от друга на расстояние больше горизонта, не должны иметь ничего общего между собой. В момент отделения реликтового излучения горизонт имел размер, который сегодня виден под углом примерно 1° (вспомните, что первый пик на спектре мощности находится именно на значении 1°). Таким образом, очень странно видеть, что в холодном пятне температура коррелирует на больших расстояниях. Выглядит так, будто в этом месте произошло что-то, что распространялось со скоростью больше скорости света.

На самом деле ученые так и считают, что в ранней Вселенной был процесс, расширявший пространство быстрее скорости света. Этот процесс происходил в эпоху инфляции, закончившуюся примерно через 10−33 с после Большого взрыва. Благодаря инфляции сегодня мы видим реликтовое излучение изотропным на больших угловых расстояниях.

Одно из самых распространенных заблуждений о теории Большого взрыва связано с тем, что Большой взрыв берет начало из сингулярности, которая в простом понимании ассоциируется с точкой. Поэтому возникают вопросы типа: «А где на небе находится точка, где произошел Большой взрыв?» Такой точки нет, и вот почему. Считается, что Вселенная бесконечна, хотя мы и не видим ее всю целиком. И еще мы знаем, что Вселенная расширяется. Если мы посмотрим назад по оси времени, мы, соответственно, увидим, что она сжимается. А теперь вопрос: если мы сжимаем бесконечность, в какой момент она перестанет быть бесконечной и превратится в «нуль»? Правильный ответ: ни в какой! Бесконечность так и останется бесконечной, даже если мы ее бесконечно сожмем. То же самое и со Вселенной: она была бесконечной в каждый момент ее истории, в том числе в момент Большого взрыва.

Но теперь, если Вселенная с самого начала была бесконечной, то почему реликтовое излучение имеет почти одинаковую температуру по всему небосводу? Ведь мы говорили, что размер горизонта составляет всего около 1°! А значит, реликтовое излучение должно состоять из многочисленных причинно не связанных областей. И очень странно видеть, что они такие одинаковые. Это называется проблемой горизонта (см. Horizon problem).

Чтобы справиться с этой проблемой (и несколькими другими связанными задачами), физики Алан Гут, Андрей Линде и Пол Стейнхардт разработали теорию инфляции, согласно которой вся наблюдаемая нами сегодня Вселенная «раздулась» (английское слово «inflate» означает «надувать») из некоторой небольшой причинно связанной области. Теория инфляции, которая нередко рассматривается как часть стандартной модели космологии, предполагает, что в промежуток от 10−36 с до 10−33–10−32 с после Большого взрыва Вселенная расширялась с огромным ускорением (затем она продолжила расширяться, но уже без ускорения). Хотя до сих пор физики не пришли к единому мнению, за счет какого именно процесса Вселенная расширялась с ускорением в период инфляции, имеются многие экспериментальные указания, что это было действительно так. В настоящий момент ведутся поиски последнего доказательства инфляции — B-мод поляризации реликтового излучения.

И благодаря инфляции мы получили неоднородности в распределении плотности Вселенной, из которых позднее сформировались галактики (сначала эти неоднородности были микроскопическими квантовыми флуктуациями, которые затем «раздулись» до больших размеров). Однако, хотя инфляция и предлагает механизм, связывающий области Вселенной на сверхгоризонтных расстояниях, всё равно странно: почему везде неоднородности реликтового излучения имеют размер в 1° и меньше, а в районе холодного пятна — целых 5°?

Итак, подведем промежуточные итоги. На карте реликтового излучения имеется очень странная аномалия — холодное пятно. Она отличается большим размером, около 5°, и низкой температурой — отклонение от средней температуры реликтового излучения почти в 10 раз больше, чем в других областях неба.

Объяснение с помощью пустоты

Появление холодного пятна можно объяснить по крайней мере двумя способами: можно предположить, что оно происходит от какого-то процесса в ранней Вселенной, а можно поискать, что могло отпечататься на реликтовом излучении в более поздние эпохи. Обсудим сперва вторую возможность.

Проще всего можно объяснить появление холодного пятна, предположив наличие пустоты в распределении галактик в данном направлении. Мы знаем, что галактики во Вселенной формируют крупномасштабную структуру, состоящую из скоплений, связывающих их нитей и пустот (войдов) между ними.

Крупномасштабная структура Вселенной в компьютерном моделировании, основанном на стандартной космологической модели. Каждая светящаяся точка — галактика. Размер изображенной области более 100 миллионов световых лет в поперечнике

Почему пустота может объяснить наличие холодного пятна? Рассмотрим фотон реликтового излучения, проходящий через пустоту. Входя в пустое пространство из области с более высоким гравитационным потенциалом, фотон теряет энергию за счет гравитационного красного смещения. То есть фотону нужно затратить энергию, чтобы выбраться из ямы гравитационного потенциала. Выходя из пустоты, фотон снова набирает потерянную энергию. Однако, в случае расширяющейся Вселенной, к моменту выхода из пустоты гравитационный потенциал будет уже не таким глубоким, и фотон не получит полностью потерянную энергию. Таким образом, пустоты делают фотоны реликтового излучения более холодными. А скопления, наоборот, разогревают их. В среднем оба эффекта компенсируют друг друга. Однако если мы имеем большую пустоту недалеко от нас, то охлаждение фотонов реликтового излучения может оказаться заметным.

Пустота поблизости от нас — более предпочтительное объяснение образования холодного пятна, чем аномалия в ранней Вселенной, потому что сегодня горизонт намного больше, чем был тогда. То есть анизотропия в ближайшем окружении более вероятна, чем в дальнем. В статье «Космические нарушители спокойствия: холодное пятно, супервойд Эридана и великие стены» (A. Kovács, J. García-Bellido, 2016. Cosmic troublemakers: the Cold Spot, the Eridanus Supervoid, and the Great Walls), опубликованной летом 2016 года, ее авторы Андраш Ковач и Хуан Гарсия-Беллидо заявляют, что обнаружили пустоту в направлении холодного пятна (эта статья подводит итоги и дополняет более ранние исследования этого вопроса, см., в частности, статью Иштвана Сапуди, Андраша Ковача и др.: I. Szapudi et al., 2015. Detection of a Supervoid Aligned with the Cold Spot of the Cosmic Microwave Background). Обнаруженная пустота в созвездии Эридан — именно такая, как нужно: узкая и очень длинная, простирающаяся от нас до значения красного смещения z = 0,3 (то есть на дальнем краю этой пустоты мы видим Вселенную, которая в 1,3 раза меньше современной, это около 800 Мпк).

Детально изучив эту пустоту, Ковач и Гарсия-Беллидо заключили, что она состоит из цепочки соединенных между собой пустот меньшего размера. Плотность вещества в ней примерно на 25% меньше, чем в среднем по локальной Вселенной. Длина пустоты вдоль линии взгляда — примерно 500 Мпк, а ширина — около сотни Мпк. Однако всё честно исследовав, ученые пришли к выводу, что пустота Эридана все-таки недостаточно «пустая», чтобы объяснить возникновение холодного пятна. Она может снизить температуру реликтового излучения в данном направлении лишь на 40 мкК из наблюдаемых 150.

Получается противоречивый вывод. С одной стороны пустота Эридана и холодное пятно явно связаны друг с другом, ведь оба они находятся в одном и том же месте на небосводе. Но обнаруженная пустота явно недостаточна, чтобы полностью обосновать эту связь. Возможно ли, что такая связь все-таки существует, но, чтобы ее обнаружить, нам необходим детальный пересмотр всей нашей космологии? Тогда холодное пятно окажется окном в новую захватывающую физику!

Стоп, не так быстро. Может, еще и нет никакой новой физики. В статье за апрель 2017 года «Указание против существования пустоты, связанной с холодным пятном реликтового излучения» (R. Mackenzie et al., 2017. Evidence against a supervoid causing the CMB Cold Spot) уже упоминавшийся Иштван Сапуди с коллегами показывают, что пустота Эридана не такая большая. Согласно их расчетам, она имеет размер всего 100 МПк и на 34% менее плотная, чем окружающая Вселенная. И хотя, по этим расчетам, пустота Эридана оказывается более пустой, она может объяснять понижение температуры реликтового излучения всего на 6 мкК. Вдоль направления на холодное пятно имеются еще пара пустот, но они еще меньше, чем эта и в сумме не дают и близко нужного эффекта.

Нужно пояснить, почему в разных исследованиях получаются разные результаты. Наблюдая галактику в телескоп, мы можем весьма точно измерить ее положение на небосводе, но измерение расстояния до нее — не такая простая задача. То есть для построения трехмерной карты неба имеются две хорошо измеренные координаты и одна — плохо измеренная. Для определения расстояний требуется измерение красного смещения, которое, как уже было сказано выше, указывает на то, насколько меньше была Вселенная в момент, когда свет от удаленной галактики был испущен. Фактически, красное смещение — это измерение расстояний на сверхдалеких дистанциях (начиная от ~100 Мпк). Красное смещение, в свою очередь, измеряется по спектрам звезд: сам термин «красное смещение» означает, что спектры свечения далеких объектов смещены в сторону длинных волн (кажутся более красными). Поэтому для измерения красного смещения необходимо использовать не простой телескоп, а какой-то инструмент, чувствительный к длине волны излучения.

Используются два подхода: фотометрический и спектрометрический. Фотометрический заключается в том, что телескоп обозревает небо по нескольким длинам волн, каждую длину волны отдельно (примерно, как в цифровом фотоаппарате: отдельно снимаются красный, зеленый и синий цвета). Фотометрический подход позволяет изучать все объекты, попавшие в поле зрения телескопа, разом. Но при этом он дает плохую чувствительность по спектру. Спектрометрический подход заключается в использовании спектрометра отдельно для каждого объекта в поле зрения телескопа. При этом получается отличное измерение спектра. Но это измерение трудно провести для всех объектов, которые видны в телескоп (измерение спектра каждого объекта требует времени, пусть и небольшого). Поэтому приходится выбирать, для каких объектов измерять спектр, а для каких — нет. Получается, что оба метода дают погрешности: у фотометрии это погрешность измерения красного смещения, а у спектрометрии — погрешность из-за ограниченной выборки. В первой из обсуждаемых статей использовались и фотометрические, и спектрометрические измерения, при этом спектрометрические данные были сконцентрированы больше на небольших значениях красного смещения (ближняя к нам область). Использованные каталоги содержат почти 100 тысяч галактик, хотя большая их часть расположена на красных смещениях z < 0,1. Во второй статье использовались спектрометрические данные до значения красного смещения z = 0,4, но при этом авторы статьи смогли исследовать лишь 7000 галактик.

Подводя итог. Вопрос с холодным пятном и связанной с ним пустотой в локальной области Вселенной — один из «горячих» в современной космологии. И можно надеяться, что в ближайшее время этот вопрос либо закроется окончательно, либо принесет очень интересные открытия. На данный момент ясно, что в направлении холодного пятна есть более или менее (в зависимости от данных, использованных в исследовании) разреженная область. Но, насколько мы можем заключить, эта разреженная область — пустота Эридана — недостаточно большая и пустая, чтобы объяснить возникновение холодного пятна. Связаны ли эти два явления или нет, неясно. Вообще говоря, сам факт наблюдения пустоты Эридана тоже является интересной темой для исследований: уж очень она большая, эта пустота. Но в связи с холодным пятном пока все как-то неопределенно. И всё же еще раз: две космических необычности — пустота Эридана и холодное пятно реликтового излучения — случились в одном и том же месте небосвода. Совпадение? Может быть — да, может быть — нет. Надо разбираться.

Объяснение с помощью процесса в ранней Вселенной

Теперь рассмотрим более экзотические сценарии возникновения холодного пятна. В них предполагается, что холодное пятно образовалось в самые первые моменты после Большого взрыва. Вообще, нам мало что известно об этом времени. Предполагается, что примерно через 10−32 с после Большого взрыва закончилась эпоха инфляции, когда Вселенная расширялась с ускорением. Еще раньше, через 10−36 с после него, была эпоха, когда сильное, слабое и электромагнитное взаимодействия были объединены в одно. Но стройной теории, которая объясняла бы процессы в эту эпоху, у нас нет. А еще раньше, до момента 10−43 с, была таинственная Планковская эпоха. Мы пока вообще не понимаем, чем было тогда пространство и время. Различные предположения и спекуляции об этих ранних эпохах предсказывают такие загадочные вещи, как космические струны или монополи. Холодное пятно может вполне оказаться отпечатком такой ранней особенности, если существовали, например, какие-то неоднородные текстуры пространства-времени (M. Cruz et al., 2007. A Cosmic Microwave Background Feature Consistent with a Cosmic Texture) или неоднородности в инфляционном поле (Juan C. Bueno Sánchez, 2014. The inflationary origin of the Cold Spot anomaly).

Другое экзотическое объяснение предполагает, что в начале эпохи инфляции наша Вселенная столкнулась с другой вселенной, что привело к возникновению холодного пятна (K. Larjo, T. S. Levi, 2009. Bubble, Bubble, Flow and Hubble: Large Scale Galaxy Flow from Cosmological Bubble Collisions). Теория инфляции, во многих ее интерпретациях, предполагает, что мы живем в некотором изолированном пузыре-вселенной и что существует еще огромное количество пузырей, в которых, может быть, эволюция вселенной пошла совершенно другим путем. Если в начале инфляции наш пузырь столкнулся с другим, то можно ожидать увидеть пятно или дискообразную структуру на реликтовом излучении (представьте, что мы живем в мыльном пузыре, который когда-то пересекся с другим пузырем: если они пересеклись чуть-чуть, то на нашем пузыре может остаться пятно, а если пересеклись сильно, то останется кольцо). Если так, то холодное пятно может стать первым наблюдаемым явлением, отражающим экзотическую физику ранней Вселенной, в том числе физику струн.

Рис. 7. Теория инфляции подразумевает, что мы живем в изолированном пузыре-вселенной

Рис. 7. Теория инфляции подразумевает, что мы живем в изолированном пузыре-вселенной и что существует еще множество других пузырей, где могут быть другие вселенные. Рисунок с сайта bbc.com

Впрочем, не стоит забывать, что холодное пятно может оказаться просто случайным образованием. Если взять физические параметры нашего мира и смоделировать много случайных симуляций Вселенной, то в одной на 50 симуляций будет что-то похожее на наше холодное пятно. А это не такая уж низкая вероятность.

В заключение стоит также отметить, что наша стартовая точка, утверждение о том, что холодное пятно является чем-то очень необычным, — не такое уж безапелляционное. Как вообще определили, что именно эта структура является аномальной? Для этого на измеренную карту флуктуаций температуры реликтового излучения примеряют функцию, по форме напоминающую мексиканское сомбреро. С помощью разных сомбреро можно отыскивать аномалии разного углового размера. Такой анализ показывает исключительность холодного пятна. Но на что именно реагирует анализ? Оказывается, что анализ реагирует не только на низкую температуру в центре пятна, но и на кольцо повышенной температуры вокруг него. Не будь этого горячего кольца, значимость холодного пятна была бы ниже. Хотя даже и тогда холодное пятно остается исключительной и непонятной аномалией.

Источники:
1) A. Kovács, J. García-Bellido, 2016. Cosmic troublemakers: the Cold Spot, the Eridanus Supervoid, and the Great Walls // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. 21 October 2016. DOI: 10.1093/mnras/stw1752.
2) R. Mackenzie et al., 2017. Evidence against a supervoid causing the CMB Cold Spot // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. 11 September 2017. DOI: 10.1093/mnras/stx931.

Михаил Столповский


52
Показать комментарии (52)
Свернуть комментарии (52)

  • pontiyleontiy  | 30.10.2017 | 10:56 Ответить
    Спасибо за космологию)
    Ответить
    • Rattus > pontiyleontiy | 30.10.2017 | 14:54 Ответить
      Присоединяюсь - давно хотелось почитать такой подробный популярный обзор про эту аномалию.
      Ответить
  • ChiefPilot  | 30.10.2017 | 11:23 Ответить
    Если вокруг холодного пятна есть горячее кольцо (последний абзац новости), то не может ли это быть какое-то очередное линзирование реликтового излучения на чём-то? Типа как гравитационное линзирование используют для изучения далёких объектов.
    Ответить
    • StMike > ChiefPilot | 30.10.2017 | 14:41 Ответить
      Тогда бы логично предположить что-то тяжелое, что дает такой эффект. Скопление галактик, например. Такое скопление взяло бы фотоны из одного направления (холодное пятно) и перенаправило бы их чуть подальше от этого направления (горячее кольцо). А мы видим наоборот, пустоту.
      Ответить
      • ovz > StMike | 30.10.2017 | 17:58 Ответить
        У меня точно такой же вопрос возник, но меня опередили.
        1. Это может быть массивный сгусток темной материи, или вообще суперогромная черная дыра. Тогда в принципе наверно подобную картину можно было бы наблюдать.
        2. Может быть и обратная картина. Пустота, окруженная массивными метагалактиками. Тогда свет может рассеиваться подобно эффекту в двояковогнутой линзе.
        И в том и в другом случае эффект объяснялся бы гравитационным линзированием. Интересно, такие попытки объяснения пытались проработать на профессиональном уровне?
        Ответить
        • StMike > ovz | 30.10.2017 | 18:16 Ответить
          Все картинки с гравитационным линзированием -- красивые кольца Эйнштейна, и всякие дуги -- в действительности очень и очень мелкие. А тут аж 5 градусов. В википедии в статье про гравитационное линзирование приведена формула рассчета угла отклонения луча в гравитационной линзе. Там в этой формуле стоит коэффициент 4G/c. То есть это очень-очень слабый эффект. Невозможно даже вообразить такую массивную линзу. А если бы она была, то отклоняла бы лучи не только реликтового излучения, но и все остальные тоже. А этого не наблюдается.
          Ответить
          • nicolaus > StMike | 31.10.2017 | 21:38 Ответить
            "Невозможно даже вообразить такую массивную линзу."

            Запросто. Сама пустота формирует рассеивающую линзу, поскольку обладает свойством антигравитации. Чем больше пустота, тем больше линза. http://www.nature.com/articles/s41550-016-0036
            http://www.popmech.ru/science/322752-ogromnaya-kosmicheskaya-pustota-ottalkivaet-nashu-galaktiku/
            Ответить
        • AlterrAq > ovz | 08.11.2017 | 22:46 Ответить
          > или вообще суперогромная черная дыра.

          У суперогромной ЧД супер-размазанная в пространстве масса. Потому что плотность ЧД обратно пропорциональна квадрату её радиуса. Поэтому линзировать она бы вряд ли что-то смогла. Чисто ради развлечения возьмите массу 3,095*10^42. Возле горизонта событий её g будет примерно равно земному. А плотность будет как у газа. :-)
          Ответить
      • alexandr > StMike | 30.10.2017 | 18:40 Ответить
        Можно ли как то оценить это «похолодание» в длинах волн, все ли длины волн ослаблены или есть какая то селекция в спектре?
        Ответить
        • StMike > alexandr | 05.11.2017 | 21:50 Ответить
          Все миллиметровые волны (из пика с картинки 4) ослаблены.
          Ответить
  • Kyu  | 30.10.2017 | 12:15 Ответить
    По поводу "корреляции" с пустотой. Холодное пятно как бы одно, а подобных пустот сколько?
    Ответить
    • Teodor77 > Kyu | 30.10.2017 | 12:45 Ответить
      Да, вроде бы, много других пятен.
      Из статьи в статью мигрирует эта картинка реликтового излучения в двух цветах - синее и оранжевое. Что за убогость? Или там главный астроном дальтоник, а посему взял цветовой масштаб из атласа физической географии?
      Вообще-то в спектре семь четко различимых цветов. Из-за ограниченности цветовой гаммы трудно оценить картину распределения величин.
      Ответить
      • Rattus > Teodor77 | 30.10.2017 | 14:56 Ответить
        >Вообще-то в спектре семь четко различимых цветов.

        Японцу это скажите или чукче.
        Ответить
        • Teodor77 > Rattus | 30.10.2017 | 15:03 Ответить
          А уж японец с таким убожеством цветов, наверно, уже сделал себе харакири.
          Ответить
          • StMike > Teodor77 | 30.10.2017 | 15:59 Ответить
            Вроде логичный выбор цветов, красные -- погорячее, синий -- похолоднее. Мне нравится. А было бы там больше цветов, было бы тяжело опознать, где что. Но кто запрещает? На сайте эксперимента Planck вы можете скачать данные для карты, установите Python на своем компьютере, установите библиотеки pyplot и healpy, и постройте карту в своей любимой палитре.
            Ответить
            • Teodor77 > StMike | 31.10.2017 | 15:37 Ответить
              Хорошая идея. Жаль не вышло. Архив плохо структурирован, размеры файлов не указаны, формат необычный. Моего энтузиазма оказалось мало, чтобы преодолеть порядки этого замка из слоновой кости.
              Я лишь хочу сказать, что существование холодного пятна Эридана вовсе не иллюстрируется этим рисунком ввиду неудачной расцветки. Субъективно таких пятен на рисунке полно. Приходится верить на слово. Аминь!
              Ответить
    • StMike > Kyu | 30.10.2017 | 14:43 Ответить
      Пока трудно говорить о том, сколько таких пустот на небе, еще не все исследовали хорошенько. Но вроде бы получается, что нет ничего подобного в других местах, похожего на пустоту Эридан.
      Ответить
  • Sergo  | 30.10.2017 | 13:18 Ответить
    Спасибо за статью!
    Ответить
  • Чудесенка  | 30.10.2017 | 14:07 Ответить
    Очень информативно и понятно изложено. Спасибо.
    Как Вы оцениваете вероятность того, что сегодняшняя оценка возраста Вселенной - 13,8 миллиардов лет - неверна? Насколько надежны эти расчеты?
    Ответить
    • StMike > Чудесенка | 30.10.2017 | 14:47 Ответить
      Весьма надежны. С погрешностью всего 21 миллион лет. Эта оценка основана на данных многих экспериментов, и все сходятся к одному и тому же значению.
      Ответить
      • Alex.L > StMike | 30.10.2017 | 16:18 Ответить
        Это если верить что инфляция происходила так как описывают и до нее вселенной не существовало что вступает в противречие с утверждением что она бесконечная.
        Ответить
      • Чудесенка > StMike | 31.10.2017 | 12:47 Ответить
        Дело не в погрешности. Насколько я поняла, вся методика расчета основана на ряде экстраполяций и допущений, в частности, что константа Хаббла является действительно константой. То есть, возраст рассчитан, базируясь на достаточно упрощенной модели развития.
        Ну, и чисто по-обывательски, интуитивно, кажется странным, что вся астрономически-невообразимо-громадная Вселенная оказывается всего-навсего в 3 раза старше нашей маленькой Земли. Какая-то несерьезная Вселенная. :)
        Ответить
        • leonid_ge > Чудесенка | 31.10.2017 | 21:03 Ответить
          Извините за мою некомпетентность, я не физик, но может быть, здесь дело в том, что раньше время во вселенной "текло" по-другому? Если вселенная когда-то давно имела очень большую плотность, то, наверное, имело место гравитационное замедление времени? И вся материя (частицы с массой покоя) двигались с огромными скоростям, и там тоже релятивистские эффекты, меняющие течение времени?

          Вообще, когда говорят: через две секунды после большого взрыва - что имеется в виду? Разве секунды тогда можно сравнить с секундами сейчас?
          Ответить
          • Чудесенка > leonid_ge | 01.11.2017 | 14:01 Ответить
            Эти вопросы Вы бы лучше задали не мне, а кому-то более мускулистому в космологии, например, автору статьи. :)
            Везде пишется «возраст 14 ярдов лет». Никогда не встречала «возраст 14 ярдов, но это учитывая, что первый ярд длился квадриллион квадриллионов лет, а второй – пару триллионов». Судя по всему, имеются в виду именно миллиарды лет в нашем, субъективном, понимании - безотносительные и одинаковые по длине. Относительность в данном контексте обычно вообще не упоминается.
            Я нахожу здравым Ваше замечание о том, что время – понятие растяжимое, число попугаев на один метр этого удава варьирует, а потому в каких попугаях мерять паспортный возраст Вселенной – это еще открытый вопрос. Мой комментарий был, в общем, о том же – что, возможно, сильно упрощается уравнение, в котором слишком много неизвестных.
            Ответить
          • VladNSK > leonid_ge | 03.11.2017 | 10:59 Ответить
            leonid_ge спросил : "когда говорят: через две секунды после большого взрыва - что имеется в виду? Разве секунды тогда можно сравнить с секундами сейчас?"

            Имеются ввиду именно наши две секунды времени.
            Ответить
        • VICTOR > Чудесенка | 12.11.2017 | 21:47 Ответить
          В 3 раза старше Земли, которая образовалась возле такой старой звезды, как Солнце. А вот родившие "металлы" Земли голубые гиганты жили куда меньше времени каждый. Хотя может потом нужен был миллиард лет на то, что бы возникло 1.975*10^24 кг железа для Земли и 902*10^21 кг кремния, которые потом оказались в облаке где-то возле Солнца.
          Ответить
  • kauri_39  | 30.10.2017 | 21:55
    Комментарий скрыт
    • Alex.L > kauri_39 | 31.10.2017 | 03:20 Ответить
      Я не верю в столкновение нашей молодой Вселенной с соседней вселенной. Тут без антропного принципа или каких-то серьезных данных о существовании мультивселенной и закономерностях рождения новых вселенных никак не обойтись.
      Ответить
  • Olle  | 30.10.2017 | 23:22 Ответить
    Спасибо за подробную статью про интригующую загадку! Правда, резануло упоминание Пензиаса и Уилсона, но опущение таких личностей, как Альфер, Дикке, Зельдович, Херман и т.п. Понятно, что статья не про историю, но из всей большой компании, занимавшихся в то время реликтовым излучением, Пензиас и Уилсон являются наиболее случайными соучастниками.
    Ответить
  • OSAO  | 31.10.2017 | 12:44 Ответить
    Возьмем две нитки, белую, длиной 1 м и черную, - 50 см. Затем разрежем обе посередине и начнем вставлять отрезки разной длины. Во всех случаях отношение длин белой и черной ниток будет разным, но всегда определенным. Теперь мысленно заменим метровую нитку на бесконечную, разрежем и вставим отрезок. Каково будет отношение сторон?
    Еще древним было понятно, что прибавляя бесконечно долго песчинки к куче, нельзя получить бесконечную "кучу". Бесконечное не может иметь ни формы, ни любого иного измерения. Оно бес-измерно, следовательно, бесконтактно. Мы, мерные, в принципе не можем ничего узнать о безызмерном.
    У нас в голове бытовое понятие бесконечности легко переходит в "физическое". Но "физическая" бесконечность не может сжиматься просто потому, что у неё нет объема. Наше трехмерное мышление пасует перед вопросом - а что там за краем Вселенной? Нам проще сказать себе, что края нет. Одновременно мы принимаем, что Вселенная имеет плоскую форму. Но если объем плоский, значит, у него должны быть края.
    Долгое время астрофизики могли применять термин бесконечность в бытовом значении, это ничему не мешало. Но вот они подошли к Началу - эманации нашей вселенной, имеющей многие качества, из бес-качественной Бесконечности. Пора переосмыслить терминологию...
    Ответить
  • nicolaus  | 31.10.2017 | 20:38 Ответить
    Очень интересная статья. Немного необычная точка зрения на пространственную бесконечность. Я на эту тему здесь много писал.

    По поводу холодного пятна. Я думаю, что пятно может появится только по одной причине. В раннюю эпоху формирования нашего мира в области пятна было немного другое соотношение материи и антиматерии в исходной плазме, чем других местах. Предположим, что существуют две вселенные, одна состоит из обычных частиц - наша вселенная, другая - из античастиц. Это вселенная, куда исчезло антивещество. А почему бы нет? Вселенные физически разделились на очень ранней стадии формирования нашего мира. Так вот, при таком разделении должен быть перешеек между вселенными, в котором в раннюю эпоху плотность вещества равнялась плотности антивещества. Потом вещество и антивещество аннигилировало с образованием пустоты. Начало этого перешейка мы и наблюдаем.
    Ответить
  • Relict  | 01.11.2017 | 00:56 Ответить
    Холодное пятно открыли ещё в 91 году в эксперименте Реликт, вам стоит прочитать те статьи Струкова, Брюханова, Скулачева и Сажина в Письмах в АЖ и MNRAS. Назвали его тогда "блямб"
    Ответить
  • leonid_ge  | 01.11.2017 | 13:20 Ответить
    Может быть, это не по теме, но вот такой вопрос (извините я не физик, а только интересуюсь). Сразу же после большого взрыва вселенная была очень плотная, плотнее, чем любая существующая черная дыра. Но в черной дыре, кажется, пространство не трехмерное, а одномерное, а время, наоборот, трехмерное? Как же тогда посчитали возраст вселенной? Как вообще измеряют интервалы времени сразу после большого взрыва?
    Ответить
    • PavelS > leonid_ge | 01.11.2017 | 21:26 Ответить
      Для начала стоит разобраться что же именно называть моментом большого взрыва. Это уже само по себе тема для обширной дискуссии. Как вариант, этим моментом можно назвать момент окончания инфляции.
      Ответить
      • OSAO > PavelS | 02.11.2017 | 12:27 Ответить
        Поддерживаю. Но мы не должны рассматривать время в отрыве от пространства, как это сплошь и рядом происходит в космологии. Второе - с учетом первого, мы не должны рассматривать конечное в отрыве от бесконечного, т.е. нашу измеряемую Вселенную в отрыве от родившей её Бесконечности.
        Вот было, по Гегелю, исходное Ничто, бесконечно однородное, настолько, что не было самих категорий качества и количества. Затем в нем возникла возмущение - точка сингулярности, по нашему, и пошло-поехало. Одновременно родились и пространство (наше), и время(наше). Хорошо, но инфляционная стадия - это до или после нашего п-в-континуума? И ещё - а куда делось исходное Ничто?
        Ответить
    • arut > leonid_ge | 08.11.2017 | 14:47 Ответить
      Речь идет о системе отсчета стороннего наблюдателя. Вы, как сторонний наблюдатель, можете ведь описывать процессы в условиях сильной гравитации. Например, вблизи черной дыры. Можете писать формулы преобразования времени в условиях той или иной гравитации относительно вашей системы отсчета, "неотягощенной" мощной гравитацией. В условиях сверхплотной материи - своя интенсивность гравитации и можно написать уравнения преобразования времени относительно условий отсутствия гравитации.
      Т.е. все рассуждения ведутся, по-видимому, с т.з. гипотетического стороннего наблюдателя, находящегося в условиях малых полей (т.е. как бы все это видел землянин, со своим секундомером,если б имел возможность наблюдать это со стороны).
      Ответить
    • VICTOR > leonid_ge | 12.11.2017 | 21:56 Ответить
      Про черную дыру нельзя говорить, что там совсем не такое время.
      Предположение о том, что Вселенная была плотнее любой черной дыры - не факт. Она точно была сингулярностью, но сингулярность массой миллиарды миллиардов масс Солнца - это не обязательно большая плотность.
      И ввели физики инфляцию, которая может превратить сингулярность в не сингулярность.
      Ответить
      • leonid_ge > VICTOR | 13.11.2017 | 01:59 Ответить
        В общем, дело ясное, что дело темное. Объяснить на пальцах, почему возраст вселенной именно такой, по всей видимости, нельзя.
        Ответить
  • gizmondo  | 02.11.2017 | 00:11 Ответить
    Буквально на днях прочел пост о том, что проблема горизонта - надуманная, как минимум из-за отсутствия теории квантовой гравитации:

    http://backreaction.blogspot.ru/2017/10/is-inflationary-universe-scientific.html
    Ответить
  • SSlava  | 02.11.2017 | 14:38 Ответить
    Бесконечность, сжимающаяся до бесконечности?
    Ну не знаю, это какая-то метафизика уже, как понять это? Бесконечность по определению не возможно сжать))
    На то она и бесконечность. И как представляют это сжатие вообще?
    Ответить
    • Kermzyjd > SSlava | 22.01.2018 | 07:04 Ответить
      Посмотрите на картинку:
      .           .           .           .
      .     .     .     .     .     .     .
      .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
      . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      .....................................................................................
      ______________________________________________________

      Время течет снизу вверх. Сплошная черта - сингулярность. Точки - галактики. В наше время они расположены редко. Раньше они располагались чаще, еще раньше - еще чаще. И в каждый момент времени вселенная бесконечна, даже в сингулярности [:)
      И никакой метафизики.
      Ответить
  • SSlava  | 02.11.2017 | 14:45 Ответить
    если мы сжимаем бесконечность, в какой момент она перестанет быть бесконечной и превратится в «нуль»? Правильный ответ: ни в какой!

    -----------

    не знаю, я читал другие ответы на такой вопрос, пространства например, как я читал, в таком понимании как сейчас, попросту не существовало, был так называемый нуль, и такое мнение слышал от ученых настоящих, к примеру конференцию смотрел научную, а не абы от кого)), конечно это мнение тоже может быть ошибочным, но тем не менее))
    Ответить
    • Habarkot > SSlava | 05.11.2017 | 18:17 Ответить
      Слышал и такое объяснение и тоже не понял. Может кто-нибудь объяснит для нуба- если до нас реликтовое излучение от конкретной точки пространства дошло более чем за 13млрд лет, значит и на тот момент времени, когда был излучен этот фотон, расстояние между точкой излучения и точкой из которой получилась Земля было те же 13 с хвостом млрд световых лет? Если та же точка пространства сейчас излучит фотон, за сколько световых лет он до нас дойдет?
      Ответить
      • SSlava > Habarkot | 05.11.2017 | 18:31 Ответить
        Да я думаю, даже сами ученые этого не понимают)).
        Судя по тому, что я читал, или что на конференциях слушал.

        До сих пор даже некоторые спорят, бесконечна ли Вселенная. Если Вселенная бесконечна, то как бы должно быть адское излучение от бесконечного количества звезд, чего не наблюдается, это еще заметили в начале 20 века ведь.

        Ну и с другой стороны, по современным данным, хотя Вселенная (во всяком случае наш сектор Вселенной), имеет конечный возраст, и по современным данным пространство евклидово, то есть не замкнуто, и Вселенная плоская, поэтому вроде раз плоская, значит бесконечна в пространстве.

        Ну есть гипотеза, что есть как бы Мультивселенная, что-то нечто вроде бесконечного подпространства, в котором постоянно возникают новые инфляции. Пузыриться, так сказать))

        Поэтому и нету бесконечного количества звезд на небе возможно, даже если в нашем пространстве даже что-то находится, они все исчезают за горизонтами событий.

        Бесконечная инфляция якобы многократная происходит.
        Но все это только гипотезы. Как оно на самом деле, пока никто точно не знает.

        Но по современным данным никаких отражений не нашли, и никаких масштабных искривлений пространства.

        Вселенная выглядит как разомкнутая и евклидовая, не "бублик".
        Ответить
      • SSlava > Habarkot | 08.11.2017 | 04:25 Ответить
        Нет не 13. Меньше. Ну якобы пространство постоянно новое образуется. Поэтому там и доказали то что Вселенная расширяется.
        Ответить
      • leonid_ge > Habarkot | 08.11.2017 | 15:37 Ответить
        Насколько я понимаю, расширение вселенной - это как бы двоякий процесс. С одной стороны - это разлет галлактик, потому что после взрыва вся материя разлеталась в разные стороны. С другой стороны само пространство увеличивается. Это как представить себе, что наша вселенная - это поверхность шара, который увеличивается в объеме. То есть галлактики удаляются друг оти друга и потому, что летят друг от друга по поверхности шара и потому, что шар раздувается.
        (А может, я ошибаюсь)
        Ответить
        • Dik > leonid_ge | 08.12.2017 | 10:18 Ответить
          Не было никакого "взрыва" в пиротехническом смысле. Соответственно, и никакого радиального разлёта, поэтому понятия "центра" и "краёв" Вселенной и не существуют. Было только "производство пространства", обратно зависимое от гравитации, то есть там, где мало материи, расширение быстрее, чем внутри галактик - это и даёт "эффект разлетания". Но на самом деле каждый атом вашего тела тоже постепенно удаляется от соседних, только очень медленно - и вы расширяетесь весь равномерно, а не по радиусу от некой точки Х.
          Ответить
          • Краб > Dik | 27.12.2017 | 07:07 Ответить
            Уважаемый Дик! В вашей тезе ("Не было никакого "взрыва" в пиротехническом смысле") мне больше всего импонирует первая её часть: "Не было никакого "взрыва", вот на ней современной космологической науке надо бы и остановиться! Как красиво (а значит и умно!) звучат ваши слова: Не было никакого "взрыва"! Согласен на все 100!
            Ответить
  • Olexa  | 06.11.2017 | 18:27 Ответить
    "сам факт наблюдения пустоты Эридана тоже является интересная тема для исследований" — "интересной темой". Спасибо за статью!
    Ответить
  • Habarkot  | 08.11.2017 | 17:28 Ответить
    И ещё возникает такой вопрос-могло ли быть множество гравитационного линз в момент, когда вселенная настолько остыла, что стала прозрачной, и все фотоны летали по траекториям, далеким от прямой, в следствие чего мы и наблюдаем картину реликтового шума?
    Ответить
  • Краб  | 20.12.2017 | 07:44 Ответить
    Коллеги, а давайте сначала разберёмся с температурой этих "холодных" и "горячих" мест во Вселенной! Мне не совсем понятен такой момент: как "холодное пятно" может быть холоднее "горячего", если там, где холодно, там вещества меньше, а потому, фотон, который летит к нам из "пустоты" теряет меньше энергии, т.к. выбирается из меньшей гравитационной ямы по сравнению с фотоном, преодолевающему "горячее" место скопления галактик! Поэтому, надо согласиться, что учёные что-то напутали с пятнами: холодное пятно надо назвать горячим, а все цвета на карте реликта надо инвертировать! Или что-то напутал я?
    Ответить
    • StMike > Краб | 01.11.2018 | 17:01 Ответить
      Извините за поздний ответ. Все правильно -- чем больше вещества, тем сложнее фотону выбраться из гравитационной ямы, и тем менее энергичным он будет. Здесь холодное пятно -- это именно температура излучения. Холодные фотоны летят из плотных областей, а горячие -- из разреженных. Если же мы хотели бы построить карту плотностей (а не температуры), то да, цвета надо было бы инвертировать.
      Ответить
  • Geelvat  | 07.11.2019 | 19:52 Ответить
    Читаешь статьи на тему современной космологии и понимаешь почему в США узаконили медицинскую марихуану - теперь очевидную глупость американских ученых можно оправдать чрезмерным её выкуриванием! А теперь к статье... Начнём с того, что все это раздутые теории, имеющие к действительности столько же отношения, что и «Сильмариллион» Толкина. Где хоть одно обоснованное доказательство? Я вот вам приведу второй закон термодинамики, который постулирует стремление материи к хаосу, что и подтверждается наличием свободных фотонов, которые просто хотят заполнить все имеющееся для них пространство, что логично и закону не противоречит! А вот образование материи после Big Bang (Большой бабах в переводе с англ.) уже стремлению материи к хаосу противоречит! Получается, чтобы доказать теорию большого бабаха надо просто закрыть глаза на это маленькое несоответствие и послать всех кто в этот бред не верит в «чёрную дыру»! Кстати, тоже не доказанное и теоретическое «небесное тело», которого никто не видел и в руках не держал, но «чёрной дырой» можно всегда заткнуть «дыру» в своей теории, равно как и применить напыщенную терминологию вроде «реликтового излучения», которое, да простят меня все учёные потребители медицинской марихуаны, могло появится за день до того, как его «увидел» сшаашный спутник и поэтому о его «реликтовости» можно ещё поспорить. Равно как и об образовании протонов, электронов и других фотонов из первичной кварк-глюоновой плазмы! Вон в БАКе столкнули ядра свинца на почти что световой скорости, получили кварк-глюоновую плазму температурой под 10 триллионов градусов, которая затем остыла за пару-тройку наносекунд, кварки и глюоны разлетелись по Вселенной (что логично), но этот опыт в очередной раз «доказал» теорию большого бабаха! Как доказал!? Чем!? Где формирование более крупных частиц, а затем атомов!? Где хоть что-нибудь!? И вот ответ: Вы батенька умный что ли? Идите-ка в «чёрную дыру»! А мы тут для дебилов стараемся! И для спонсоров, которые на наши выдающиеся эксперименты по 13,5 млрд баксов в год тратят!
    Вот вам и современная космология и астрофизика вместе взятые - банальная подгонка фактов и наглое игнорирование фундаментальных законов Вселенной ради оправдания бессмысленных трат на всю эту бесполезную «космойню» и попытки доказать то, что доказать НЕВОЗМОЖНО!!! В такие моменты вспоминаются советские посылы ученых-теоретиков на картошку (вот тогда от них реально был толк).
    Ответить
Написать комментарий


Элементы

© 2005–2025 «Элементы»