Как правило, терапевтические методики унифицированы и вне зависимости от личности и особенностей организма больного предлагают одни и те же способы лечения — можно сказать, что они причесывают всех под одну гребенку. Между тем, если бы терапия была «подогнана» под каждого конкретного человека, результат мог бы быть гораздо лучше. Особенно важен индивидуальный подход там, где большую роль играет психология, личность больного — в терапиях, направленных на избавление от вредных привычек и зависимостей, на регуляцию веса и так далее. Группа ученых из Мичиганского университета сделала важный шаг по направлению к терапии будущего, исследовав механизм, по которому индивидуальный подход к больному повышает его шансы бросить курить.
Разные люди начинают курить по совершенно разным причинам, и точно так же по совершенно разным причинам они решают перестать это делать. Между тем, методики, помогающие человеку расстаться с этой вредной привычкой, как правило, довольно однообразны и содержат для всех одинаковые рекомендации. Эффективность их относительно невысока.
Гораздо больше потенциал у тех методик, которые дают разным людям разные рекомендации в зависимости от их индивидуальности. Но каков физиологический механизм, по которому они действуют? Какие при этом активируются зоны мозга?
Исследователи предположили следующее. Индивидуальные рекомендации обычно затрагивают жизненный опыт конкретного человека, его нужды и интересы, учитывают конкретные трудности, которые могут возникнуть у него на пути, — поэтому-то они и вызывают у него ответную реакцию. Человек воспринимает эти сообщения как что-то, имеющее отношение лично к нему, и поэтому относится к ним с большим вниманием, лучше их запоминает и более ревностно им следует. То есть можно предположить, что в мозге человека включаются те зоны, которые активируются, когда он думает о себе самом, и благодаря этому усиливаются процессы обучения, памяти и внимания.
В предыдущих работах тем же авторам уже удалось показать, что «направленные», индивидуализированные сообщения вызывают активацию этих зон коры. Но теперь ученым захотелось пойти еще дальше и проверить, связана ли такая активация со способностью человека бросить курить.
Для этого исследователи набрали группу испытуемых — курильщиков, которым бы хотелось бросить курить, — и провели следующий эксперимент.
Каждому испытуемому они предъявляли сообщения о вреде курения, которые должны были затронуть его лично. Одновременно они с помощью фМРТ измеряли, какие зоны мозга при этом активируются. (На самом деле всё не так просто. В ответ на любое сообщение активируется множество корковых зон, и чтобы выделить из них те, которые реагируют именно на «личностную компоненту», пришлось ввести несколько видов контроля.) Спустя четыре месяца исследователи проверили, кому из испытуемых удалось бросить курить, а кому нет.
После этого оставалось только выяснить, существует ли корреляция между активацией корковых зон при предъявлении «целевых» сообщений и способностью человека справиться с курением.
Результаты были следующие. При предъявлении «целевых» сообщений активировались три основных участка: дорсомедиальная часть префронтальной коры (дмПФК), предклинье (см. precuneus) и угловая извилина (см. angular gyrus). Если смотреть на все эти регионы вместе, то их активация явно коррелировала с последующим «бросанием», причем чем сильнее они активировались, тем вероятность бросить курить была больше. Рассматривание же каждой зоны по отдельности показывает, что:
- активация дмПФК дает высокую вероятность того, что человек сможет бросить курить;
- активация предклинья связана с прекращением курения гораздо слабее;
- и наконец, активация угловой извилины вообще не коррелирует со способностью человека справиться с курением.
Помимо прикладного значения (ведь теперь способность человека бросить курить можно будет предсказывать с помощью томограммы!) работа также имеет большой научный потенциал. Прежде всего, стоит подробнее изучить связь между активацией дмПФК и «бросанием» — ведь именно эта зона ассоциирована с процессами оценки и принятия решения. Кроме того, интересны и другие моменты — можно ли расширить полученные результаты на все вредные привычки, а не только курение; можно ли в свете полученных данных как-то повлиять на способность человека справиться с зависимостью, и так далее. И наконец — страшно себе представить, какое влияние окажут полученные данные на рекламную индустрию.
Источник: Hannah Faye Chua, S. Shaun Ho, Agnes J. Jasinska, Thad A. Polk, Robert C. Welsh, Israel Liberzon, Victor J. Strecher. Self-related neural response to tailored smoking-cessation messages predicts quitting // Nature Neuroscience (2011). V. 14. P. 426–427.
Вера Башмакова