Коровы и овцы воспринимают одно и то же пастбище в разном масштабе

Пасущаяся овца и пасущаяся корова, выбирая наиболее подходящую пищу, действуют в разных масштабах. Фото с сайтов en.wikipedia.org (© Andreas Cappell) и www.zurb.com
Пасущаяся овца и пасущаяся корова, выбирая наиболее подходящую пищу, действуют в разных масштабах. Фото с сайтов en.wikipedia.org (© Andreas Cappell) и www.zurb.com

Для травоядных животных разного размера «кормовой ландшафт» их пастбищ выглядит по-разному. Крупные животные способны заметить только довольно большие скопления предпочитаемых кормовых растений, тогда как мелкие могут разобраться с тем, что следует съесть в первую очередь, даже в пределах одной маленькой куртины. Предположение о том, что способность распознавать кормовые растения, расположенные по отдельности или в небольших скоплениях, более четко выражена у животных меньшего размера, высказывалось не раз, но только недавно оно было подтверждено экспериментально при сравнительном изучении пищевого поведения овец и крупного рогатого скота.

Люцерна посевная (Medicago sativa) — растение семейства бобовых. Поедать ее предпочитает как крупный рогатый скот, так и овцы. Фото с сайта ru.wikipedia.org
Люцерна посевная (Medicago sativa) — растение семейства бобовых. Поедать ее предпочитает как крупный рогатый скот, так и овцы. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Многие травоядные животные, в том числе коровы (правильнее — крупный рогатый скот) и овцы, не демонстрирует узкой пищевой специализации. Иными словами, они поедают довольно широкий набор разных видов растений. Однако и у них есть как более, так и менее предпочитаемые кормовые растения, а во время кормежки на пастбище животные всегда осуществляют некий выбор. Более того, исследователи уже давно предполагали, что питание мелких травоядных в сравнении с крупными должно быть более селективным (выборочным). Связано это с двумя обстоятельствами.

Во-первых, переваривание в желудочно-кишечном тракте растительных тканей, состоящих в основном из клетчатки, — это сложный и длительный процесс, требующий обязательного участия бактерий (сами животные разлагать клетчатку не могут). Соответственно, желудок жвачных животных — это, по сути, бродильный чан, в котором пища долго перерабатывается бактериями. В теле мелких травоядных разместить этот «аппарат» просто негде. Поэтому они вынуждены быть гораздо более разборчивыми в выборе пищи, стараясь потреблять те виды растений и те части растений, которые имеют большую питательную ценность (например, содержат больше азота, которого в растениях вообще-то довольно мало).

Во-вторых, мелкие травоядные животные способны к более тонкому выбору подходящей пищи, чем крупные, уже хотя бы потому, что живут в пространстве другого масштаба, в среде с большим разрешением, где объекты даже совсем небольшого размера легко распознаваемы. Очевидно, что пространство, в котором проходит жизнь полёвки, существенно отличается от пространства, в котором обитает бизон. Но даже если мы сравним овцу и корову (масса тела отличается на порядок, что не так много для класса млекопитающих), то и здесь увидим заметную разницу. Поедающая траву корова захватывает одним «укусом» гораздо больше листьев и стеблей, чем овца. Ширина шага при пастьбе у этих животных также существенно различается. Отсюда предположение, что в принципе овцы более разборчивы при выборе поедаемых растений, и связано это в первую очередь с иным масштабом восприятия ими «кормового ландшафта».

Овсяница тростниковая (Festuca arundinacea) — растение семейства злаковых. Поедается крупным рогатым скотом и овцами в меньшей степени, чем люцерна. Фото с сайта www.florum.fr
Овсяница тростниковая (Festuca arundinacea) — растение семейства злаковых. Поедается крупным рогатым скотом и овцами в меньшей степени, чем люцерна. Фото с сайта www.florum.fr

Недавно это предположение удалось подтвердить небольшому коллективу американских и аргентинских ученых в ходе экспериментов, проведенных на базе сельскохозяйственного факультета Национального университета Розарио (Universidad National de Rosario; см.: National University of Rosario), Санта-Фе (Аргентина). О выборе кормовых растений животными исследователи судили на основании прямых наблюдений за четырьмя взрослыми коровами голштинской породы (см. Holstein cattle) и четырьмя овцами, которых на короткое время поодиночке выпускали на экспериментальную площадку размером 40 × 40  м2, где разным образом располагались кормовые растения разной предпочтительности. Использовали два вида: люцерну посевную (Medicago sativa) и овсяницу тростниковую (Festuca arundinacea). Предыдущие наблюдения показали, что и коровы и овцы всегда предпочитают овсянице люцерну, но было неясно, какого размера должны быть скопления растений, чтобы животное могло их распознать и сделать правильный выбор.

Для решения этого вопроса исследователи выращивали в 6-литровых горшках люцерну и овсяницу (всего было выращено 2,5 тыс. растений), а затем горшки закрепляли в земле на экспериментальной площадке в 156 равномерно расположенных «узлах» координатной сетки (см. рисунок). В каждой точке («узле») располагали по два горшка с растениями одного или разных видов (в зависимости от варианта эксперимента). Варианты расположения растений, показанные на схеме (см. рисунок), соответствовали: (a) регулярному размещению (в каждой точке два горшка всегда с разными видами растений); (b) случайное распределение (в каждой точке по два горшка с одним, случайно выбранным видом); (c) небольшие скопления одного вида (занимают по 6 соседних «узлов», в каждом по два горшка одного вида растений); (d) большие скопления одного вида (занимают по 15 соседних «узлов», в каждом — по два горшка одного вида).

Разные варианты расположения растений в эксперименте: (a) – регулярное (в каждом узле представлены оба вида); (b) – случайное (в каждом узле по два горшка с одним видом растений, случайно выбранным); (c) – мелкие скопления предпочитаемого вида; (d) – крупные скопления предпочитаемого вида. Рис. из обсуждаемой статьи в Ecology Letters
Разные варианты расположения растений в эксперименте: (a) – регулярное (в каждом узле представлены оба вида); (b) – случайное (в каждом узле по два горшка с одним видом растений, случайно выбранным); (c) – мелкие скопления предпочитаемого вида; (d) – крупные скопления предпочитаемого вида. Черные кружочки — люцерна; белые — овсяница. Кружки, наполовину зачернённые, соответствуют присутствию в одном узле обоих видов. Рис. из обсуждаемой статьи в Ecology Letters

В ходе эксперимента животных выпускали по одному на площадку и позволяли кормиться до тех пор, пока животное не «встретит» 25% всех узлов. «Встреченными» считались те узлы, мимо которых животное проходило на расстоянии не более 1,5 м. Если животное делало хотя бы один «укус» растений, это отмечалось как поедание. Все эксперименты снимались на видео. Кроме того, оценивали массу съеденных растений (по окончании каждого эксперимента).

Способность коров и овец поедать предпочитаемый корм (люцерну) существенно различалась в зависимости от того, как были размещены в пространстве растения. Коровы хорошо распознавали только крупные скопления люцерны. Овцы легко распознавали как крупные, так и мелкие скопления. А кроме того, они оказались способными легко выбирать растения люцерны даже при регулярном их размещении рядом с менее предпочитаемыми растениями овсяницы. Таким образом, селективность питания в целом оказалась более выраженной у овец, чем у коров.

Обсуждая проблему сосуществования в природе разных видов травоядных, конкурирующих за общие пищевые ресурсы (подобное наблюдается, к примеру, на африканских равнинах), исследователи обычно указывают на возможность расхождения их пищевых ниш за счет выбора растений разной высоты или с разным содержанием грубых волокон. Однако в данной работе американских и аргентинских авторов рассматривается еще один вариант разделения ниш, связанный с разным типом пространственного размещения растений и разной реакцией крупных и мелких видов на размер и состав этих скоплений. Если крупное травоядное животное скорее всего проигнорирует скопление растений, в котором предпочитаемый вид составляет только малую долю, то мелкое животное может вполне успешно на этом скоплении кормиться, выбирая отдельные нужные ему растения.

Источник: Emilio A. Laca, Susanne Sokolow, Julio R. Galli, Carlos A. Cangiano. Allometry and spatial scales of foraging in mammalian herbivores // Ecology Letters. 2010. V. 13. P. 311–320.

Алексей Гиляров


16
Показать комментарии (16)
Свернуть комментарии (16)

  • Ramon  | 25.02.2010 | 09:48 Ответить
    Претенденты на шнобелевку?

    Попробую экстраполировать выводы этих "ученых" лично на себя: если я поедаю сахар не по крупинкам, раскиданным на столе, а ложкой из сахарницы - значит я способен заметить только большие скопления сахара!

    Все правильно?
    Ответить
    • nasicornis > Ramon | 25.02.2010 | 15:17 Ответить
      Все, все правильно. Ваш комментарий только поддерживает мое согласие с кем-то высказанной мыслью: как плохо, что теперь всех учат читать и писать. Неизбежно появляются быстрые разумом невтоны и рамоны, которые, глядя на сахарницу, делают категорические выводы из текста, где буквы и слова вроде бы знакомые, но смысл почему-то ускользает. Надо же еще книги/статьи почитать по теме (в данном случае тема экологией называется), но ведь это долго и нудно. Извините, г-н Рамон, за резкость комментария, но нормальный исследователь, столкнувшись с чем-то за пределами его компетенции, начинает с простых вопросов на понимание, а вы начали шнобелевкой и 'учеными'. Так что не обессудьте. Вы не физик, часом?

      P.S. Алексей Меркурьевич, спасибо за интересную статью. Думаю, модельеры не пройдут мимо.
      Ответить
      • Ramon > nasicornis | 04.03.2010 | 10:42 Ответить
        Когда нечего сказать, начинают давить на личности :)

        Мне вообще не надо знать никакую экологию, физику, химию, математику и иностранный язык, что бы заметить явную спекуляцию на предпосылках. А так же представление всем без исключения известного факта, как "научного открытия".

        Если вы можете нормально объяснить, откуда взялось "Коровы и овцы воспринимают одно и то же пастбище в разном масштабе" без привлечения экзотических предположений; а так же что нового в "Если крупное травоядное животное скорее всего проигнорирует скопление растений, в котором предпочитаемый вид составляет только малую долю, то мелкое животное может вполне успешно на этом скоплении кормиться, выбирая отдельные нужные ему растения.", то я с удовольствием признаю нуачную ценность данной работы.

        А пока что я вижу что-то вроде "спички, рассыпанные из коробка падают головками в разные стороны потому, что Земля крутится.".
        Ответить
        • a_b > Ramon | 04.03.2010 | 21:51 Ответить
          Ценность данной работы в том, что [правдоподобное] _предположение_ переведено в разряд _фактов_(подтвержденных экспериментом). Если Вы считаете, что и без того все ясно, будьте добры, скажите, какой пищевой стартегии будут придерживаться ослы (настоящие - четвероногие, хвостатые, длинноухие, покрытые шерстью)? Только доказательно, предположения не принимаются.
          Ответить
    • JWPython > Ramon | 25.02.2010 | 16:05 Ответить
      Это легко проверить когда сахар у Вас кончится, а сладкого чайку ещё будет хотеться. Будет е ли Вы в такой ситуации замечать скудные остатки с сахарнице или крупинки рассыпанные по поверхностям. А вот муравьи скорее всего будут да и от полной сахарницы они не откажутся:)
      Ответить
      • Ramon > JWPython | 04.03.2010 | 10:43 Ответить
        Ваше замечание совершенно не в тему.
        Ответить
        • JWPython > Ramon | 05.03.2010 | 12:49 Ответить
          Это не замечание, а предложение на Ваше замечание, которое, возможно, и не в тему. Это Вы решайте сами:)
          Ответить
  • Y.P.  | 25.02.2010 | 14:27 Ответить
    А мне вот интересно, коровы щиплют траву зубами или губами? Потому что если губами, то зубы у них, чтобы жевать жвачку, а если зубами, то зачем у них губы? Неуже ли целоваться?

    Да, забыл: без экспериментального подтверждения (т.е. безответственная гипотеза) ответ не принимается.
    Ответить
    • JWPython > Y.P. | 25.02.2010 | 16:02 Ответить
      А Вы бы взяли да пронаблюдали:)
      Ответить
    • Пащенко Дмитрий > Y.P. | 26.02.2010 | 14:55 Ответить
      А Вы посмотрите на череп коровы - у неё нет верхних резцов ;)
      Отщипывают они именно резцами нижней челюсти и валиком верхней челюсти, но чтобы отщипнуть нужный пучок, его надо сначала захватить губами и языком.
      Ну и чтоб молоко сосать (телятам) тоже губы нужны.
      Ответить
      • Y.P. > Пащенко Дмитрий | 04.03.2010 | 12:34 Ответить
        Я ж говорю, целоваться (спросите у жены, что лучше?).
        Ответить
  • Алексей Гиляров  | 25.02.2010 | 21:42 Ответить
    Господа критики, я отдаю отчет, что в моем изложении суть работы выглядит крайне примитивно. Любой подумает - ну очевидно, что у коровы пасть существенно больше, чем у овцы и уже из-за этого она не может осуществлять тонкий выбор растений. Но на самом деле статья гораздо серьезнее и сводится она к попытке правильной оценки выборочности питания во множесте масштабов - от отдельного "укуса" до некоторого маршрута, проходимого животным по пастбищу. В работе очень много непростой статистики. Используется "мультишкалированный анализ патернов" (MSPA - multi-scale pattern analysis, карты собственных векторов Морана (Moran's eigenvectors maps), не говоря уже о дисперсионном анализе и логистической регрессии. Короче - весьма много статистических ухищрений для того, чтобы корректно оценить частичную (парциальную) и кумулятивную выборочность питания обоих видов траводяных. В итоге получается, что пищедобывательное поведение и коров и овец в значительной мере определяется типом пространственного размещения растений. И авторы нацелены на выявление нового измерения ниш (нового способа их разделения), которое вовсе не сводится к тому, что траводяные расходятся по потребляемой пище. Вовсе нет! Они предпочитают одно и тоже, но характер пространственного размещения ресурсов создает новую возможность расхождения ниш. Это и есть главный результат. Специалистам стоит все же посмотреть саму оригинальную статью. Журнал доступен в МГУ с любого компьютера, подключенного к университетской сети. Да и просто на Ваш запрос авторы наверняка перешлют Вам пдф. Желаю удачи!
    Ответить
    • Y.P. > Алексей Гиляров | 01.03.2010 | 08:35 Ответить
      Уважаемый Алексей Гиляров, Вас-то меньше всего кто-то хотел бы уязвить. Отнесите иронию целиком по адресу авторов. Я конечно в курсе, что ведущий нынче критерий оценки любой научной статьи - это то, как много в ней стат.методов. Дарвин нынче, словом, не прошёл бы.

      Но, с Вашего позволения, я процитирую слова одного математика, касающиеся критерия оценки самого направления, темы исследования:
      "Выбор темы - одна из наиболее важных сторон исследования; именно по этому выбору мы обычно судим о значении учёного. ... Но чем руководствоваться в этом важном и трудном выборе? Ответ почти не вызывает сомнения: это тот ответ, который нам дал Пуанкаре по поводу средства делать открытия; Гид, которому мы должны довериться, это чувство красоты, та особая эстетическая чувствительность, важность которой он подчеркивал. Как это отмечает Ренан, научный вкус существует так же, как существует вкус художественный или литературный; и этот вкус может быть более или менее верным в зависимости от индивида" (Ж.Адамар).
      Ответить
      • a_b > Y.P. | 01.03.2010 | 18:14 Ответить
        Не знаю чем Вам не угодили исследователи, тема вовсе не легковесна, как может показаться. Интенсивное козоводство обвиняют в опустынивании многих уголков Земли; чтобы не быть голословным:
        http://www.nkj.ru/archive/articles/13926/
        Причем именно козы, потому что они объедают траву там, куда крупный скот не сунется.
        Ответить
      • nasicornis > Y.P. | 01.03.2010 | 23:10 Ответить
        Господин Y.P., неправда, что обилие стат. методов - это ныне ведущий критерий оценки публикуемых статей. Я, например, как-то получил отрицательную рецензию на статью именно за избыточность стат. методов, с каковой рецензией по прошествии времени частично согласен: можно было обойтись и меньшим числом методов. Другое дело, что непременная статистическая обработка - современная мода, которой (иногда неоправданно) следуют как редакции, так и рецензенты. Иными словами, зачастую требуют статистику даже тогда, когда она, на самом деле, не нужна. В этом вы правы.
        Но ваши претензии, насколько я понимаю, относятся не к статистике как таковой (на мой взгляд, продвинутая статистика в данной работе необходима), а к самой идее работы. Вы полагаете, что тема ненужная, тема надуманная, и приводите пространную цитату в поддержку такой точки зрения. Аргумент А.М. Гилярова по поводу вклада работы в теорию ниш вас не убеждает (поэтому не убедит, видимо, и отсылка к теории оптимального фуражирования).
        Я не случайно в ответ на первый комментарий упомянул модельеров. Один из распространенных видов деятельности модельеров в экологии - моделирование последствий выпаса. Практический смысл очевиден: даже отставив в сторону чисто хозяйственные нужды, нам необходимо уметь предсказывать последствия интродукции/реинтродукции крупных фитофагов. Моделирование выпаса основано на теории функциональных групп (типов) растений (мы не можем в модели представить каждый вид травянистых отдельно - нужна в том или ином виде генерализация напочвенного покрова). В случае моделирования выпаса виды растений можно разделить на группы по релевантным морфологическим, биохимическим, онтогенетическим и пр. критериям - упрощенно говоря, по таким критериям как 'съедобность', отклик на объедание и возможность востановления после оного. И обсуждаемая работа, помимо всего прочего, показывает, что в предсказании последствий выпаса необходимо к обычному набору свойств растений добавлять сведения об их пространственном размещении, о размерах куртин, образуемых разными видами растений и т.д.
        Не стоит торопиться с огульными выводами.
        Ответить
        • Y.P. > nasicornis | 02.03.2010 | 07:28 Ответить
          Пожалуйста, не относитесь столь серьёзно к моим замечаниям - я, право, этого не достоин. Я вообще не учёный (увы). И вообще, скорее склонен извиниться за свою выходку, чем настаивать на своём. Я же понимаю, что тут вопрос вкуса (а о вкусах, как известно, не спорят). Да, сама тема мне показалась "безвкусной". Был в дурном настроении и сыронизировал (как уж смог). Но это ЧАСТНОЕ (единичное) суждение. Я - извиняюсь.
          Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2026 «Элементы»