Денис Альбин,
главный редактор портала «Всё о космосе»
«Троицкий вариант — Наука» №14(433), 15 июля 2025 года
Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»
Денис Альбин
«Вы обозначили «Ядерный буксир» как наиболее перспективное средство передвижения по Солнечной системе. А какая из придуманных на сегодняшний день технологий наиболее правдоподобна для массового вывода на орбиту грузов и людей? Очевидно, что экология не выдержит и нескольких тысяч запусков тяжелых ракет в год!»
Такой вопрос был задан в комментариях к эфиру на YouTube1, который провели главный редактор ТрВ-Наука Борис Штерн и популяризатор астрономии и астрофизики Алексей Кудря. Автор вопроса привел три примера орбитального транспорта будущего — это космический лифт, «ОТС инженера Юницкого» (растягивающееся кольцо с ленточными маховиками внутри) и высотный воздушный старт с самолета-носителя. Разобрать идеи — как однозначно осуществимые, так и те, которые сейчас кажутся фантастикой, взялся главный редактор портала «Всё о космосе» Денис Альбин. Начнем с космического лифта.
«Это полная чушь. Я не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь вложит достаточно денег в это дело. Если бы мы потратили те же средства на современное астрономическое оборудование, то узнали бы гораздо больше о Вселенной...» — Сэр Ричард В. Вули, астроном, 1956 год.
Многих футурологов, поклонников космонавтики и исследователей космического пространства захватывает идея строительства космического лифта — сооружения, с помощью которого можно поднимать грузы в космос без использования ракет. Суть конструкции — в прочном тросе, который натянут от поверхности Земли (или иной планеты или спутника) до станции на геостационарной орбите (ГСО). Один конец троса закреплен на Земле, другой находится в точке выше ГСО, так что конструкция уравновешивается за счет центробежной силы. По тросу вверх движется подъемник, перевозящий груз. Впервые такую концепцию предложил Константин Циолковский еще в 1895 году. Проработанный и технически обоснованный проект создал советский инженер-изобретатель Юрий Арцутанов (1929–2019)2. Его памяти посвящен текст в ТрВ-Наука № 271 за 4 февраля 2019 года3. Если Циолковский представлял лифт как жесткую башню, то Арцутанов предложил трос, причем переменной толщины, с противовесом выше ГСО. 31 июля 1960 года в газете «Комсомольская правда» вышла его статья «В космос на электровозе» с описанием идеи. В дальнейшем он не раз возвращался к проекту, уточняя детали и предлагая варианты: например, «нестационарный лифт», не привязанный к конкретной точке на Земле. В 1967-м Юрий подал заявку на изобретение «Способ запуска космических кораблей и их возвращения на Землю или другую планету». К сожалению, она была отвергнута, но первенство в любом случае осталось за ним...
А в 1979-м за океаном вышел роман «Фонтаны рая» Артура Кларка, в котором великий фантаст тоже описывает космический лифт. С его подачи подобные конструкции весьма прижились в мире научной фантастики. Кстати, Кларк, ознакомившись с публикациями Арцутанова, признал его приоритет, они с Юрием переписывались, а в 1982-м писатель даже гостил у изобретателя в Ленинграде.
Юрий Арцутанов и Артур Кларк посещают Музей космонавтики и ракетной техники в Ленинграде (из архива Ю. Н. Арцутанова)
Однако дать жизнь космическому лифту на практике оказалось гораздо сложнее, чем в литературе. Хотя нельзя назвать эту идею и совершенно «завиральной», типа лазерного меча или варп-драйва. Над ней работают многие коллективы. Одним из наименее фантастических проектов занимается японская Obayashi Corporation4. Компания планирует начать строительство в этом году, а завершить в 2050-м.
«Экономика должна быть экономной», — Л. И. Брежнев, 1981 год.
Предполагается, что космический лифт позволит намного снизить затраты на отправку полезной нагрузки в космос. Строительство космических лифтов обойдется дорого, но их операционные расходы невелики, поэтому разумнее всего использовать их в течение длительного времени для очень больших объемов груза. По оценкам компании Obayashi Corporation, стоимость вывода составит $115/кг. Это выглядит очень привлекательно, ведь сейчас самой дешевой считается программа совместных запусков SpaceX SmallSat Rideshare — 6500 долл./кг при условии запуска минимум 50 кг. А запуск, например, на Falcon Heavy обходится примерно в 97 млн долл., что при грузоподъемности в 64 т дает цену около 1515 долл./килограмм. Но это если будут запускаться именно 64 т. Оценочная стоимость вывода грузов на перспективном Starship составит и вовсе 10 долл./кг, но только тогда, когда частота запусков достигнет уровня, обещанного Илоном Маском.
Теперь проведем несложные расчеты, чтобы понять сроки условной окупаемости проекта. Высота геостационарной орбиты — 35 786 км над уровнем моря. Планируемая грузоподъемность лифта — 100 т. Скорость подъема (и, вероятно, спуска) кабины — 200 км/ч. При этом по предварительной оценке Obayashi Corporation стоимость космического лифта составит не менее $100 млрд.
Получим ≈ 3 113 597,76 часов, или примерно 355 лет и 3 месяца. А ведь надо прибавить время на погрузку/разгрузку, на ускорение/торможение, на техобслуживание и прочие простои. В расчетах также не учитываются операционные расходы.
На этом обзор целесообразности строительства космических лифтов, наверное, можно бы было и закончить, но если уж начали разбирать, нужно идти до конца.
Obayashi Corporation
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Но не всякая магия полезна» — Артур Кларк, 1962 год
Строительство орбитальной станции на геостационаре, наземной инфраструктуры, кабины лифта и противовеса технически уже вполне возможно, поэтому разбор этих элементов я пропущу. Главной проблемой остается сам трос.
Для него нужен материал с очень высоким соотношением прочности к плотности. Трос будет оправдан, если его можно будет массово производить с плотностью, как у графита, и прочностью около 65–120 ГПа. Для сравнения, обычная сталь имеет прочность около 1 ГПа, а самые прочные ее виды — не более 5 ГПа, при этом она довольно тяжелая. У более легкого кевлара прочность 2,6–4,1 ГПа, у кварцевого волокна — до 20 ГПа и выше, у алмазных волокон — теоретически немного больше.
Углеродные нанотрубки в теории обладают значительно большей прочностью, чем требуется для космического лифта (более 120 ГПа), но массовое производство и создание из них прочного троса пока находятся в зачаточной стадии. В экспериментах прочность отдельных нанотрубок достигала 52 ГПа, но чаще — от 30 до 50 ГПа. При этом нити, сплетенные из таких трубок, оказываются менее прочными, чем сами нанотрубки.
Еще одна проблема заключается в том, что максимальная длина углеродной нанотрубки без дефектов теоретически может быть достаточно большой, но на практике ограничена существующими методами синтеза и стабильностью структуры. Рекордные длины, полученные в лабораторных условиях, составляют десятки сантиметров, но при этом всегда присутствуют небольшие дефекты.
Также пока остается нерешенной научно-технической задачей надежное и прочное «склеивание» углеродных нанотрубок без существенной потери их механических свойств. На данный момент для «склейки» пытаются применить «химические мостики», «ионную или электронную обработку», а также «полимерные связующие», но все эти методы не дают стабильного результата. А в проекте Obayashi Corporation длина троса составляет 96 тыс. км! Это более чем в два раза превышает окружность Земли!
Есть еще одна проблема. Допустим мы смогли произвести почти 100 тыс. км троса без дефектов, а вывести его на орбиту как? Известно, что трос планируется шириной в 1 м и толщиной с пленку Saran Wrap5. Известно, что ее толщина варьируется от 12 до 200 мкм. Я взял по минимуму — 12 — и путем сложных математических вычислений пришел к выводу, что такая бобина (без учета самой катушки) будет иметь массу ≈ 1,5 т, а диаметр ≈ 8,16 м при высоте в 22 м. Откуда взялась высота в 22 м, спросите вы? Это высота предполагаемого увеличенного (extended) обтекателя для особо высоких полезных нагрузок самой большой перспективной системы Starship. И, что важно, эти 22 м включают в себя сужение обтекателя кверху. И что еще важно — при диаметре Starship в 9 м внутренний цилиндрический отсек для полезной нагрузки составляет всего 8 м.
Конечно, SpaceX на заказ смогут соорудить еще более увеличенный обтекатель, но если Starship начнет летать с высокой частотой, то кому нужен будет космический лифт?
«Если бы мы не действовали, то в течение года Иран получил бы ядерную бомбу...» — Б. Нетаньяху, 2025 г.
Хотя трос из углеродных нанотрубок довольно прочный, он всё же не неуязвим к внешнему воздействию, случайному ли или преднамеренному.
Все мы помним, какой ажиотаж вызвал «руднувшийся» (RUD, Rapid Unscheduled Disassembly — «быстрая незапланированная разборка», жарг., SpaceX) Ship 33 на островах Теркс и Кайкос в Карибском море. Тогда никто не пострадал, и почти не было ущерба. А что случится при разрыве троса? Давайте подсчитаем.
Опять же, путем математических расчетов можно оценить последствия падения троса с разных высот в случае обрыва. Учтем орбитальную скорость на ГСО ≈ 3,07 км/с, скорость вращения Земли на экваторе ≈ 465 м/с (да, наша планета будет ускорять падение троса путем «наматывания» его на себя), ускорение свободного падения ≈ 9,78 м/с2, а также атмосферное торможение ниже ~120 км (это нам в плюс).
Высота обрыва троса | Сила удара конца троса | Последствия |
400 км | ~1,4 т ТНТ | Ну, такое |
10 000 км | ~18 т ТНТ | Уже впечатляет |
35 786 км | ~57 т ТНТ | Очень опасно! |
На экваторе расположены несколько городов, в том числе Макапа, столица штата Амапа в Бразилии, с населением 442 933 человека на 2022 год. Линия экватора проходит через стадион «Зеран» и памятник «Марко Зеро», что делает город уникальным местом для туристов.
Вряд ли местные жители и туристы обрадуются прилету 57 тонн в тротиловом эквиваленте. Также возможное падение троса не приведет в восторг и обитателей других экваториальных городов и населенных пунктов. Для справки: окружность Земли по экватору составляет примерно 40 075 км, поэтому, если обрыв троса случится на ГСО, то не пострадает лишь малая часть экваториальной зоны. Трос — это не бомба, не метеорит, он будет причинять разрушения почти на всём пути своего падения.
А ведь есть еще кабина лифта и противовес! Про массу кабины ничего неизвестно, поэтому возьмем ее максимальную грузоподъемность — 100 т. Масса противовеса известна — 12 500 тонн! Эти элементы чудо-конструкции при падении нанесут только одиночные удары, но последствия будут куда грандиознее.
Высота падения | Кабины | Противовеса |
400 км | ≈ 93,8 т ТНТ | ≈ 11 723 т ТНТ |
10 000 км | ≈ 2 345 т ТНТ | ≈ 293 081 т ТНТ |
35 786 км | ≈ 8 391 т ТНТ | ≈ 1 048 819 т ТНТ |
Для справки: ядерный взрыв мощностью 1 мегатонна относится к категории термоядерного оружия, которое имеет гораздо бо́льшую разрушительную силу по сравнению с атомным. Так что падению этих элементов уже точно никто не обрадуется.
По этой причине лично я на месте главы какой-либо экваториальной страны принял бы все меры, чтобы строительство такого мегасооружения, как космический лифт, не состоялось бы. Буквально все меры...
«Что мы имеем с гуся?» — старая русская поговорка.
С учетом того, что стоимость вывода на орбиту продолжает снижаться, а целесообразность строительства космического лифта сомнительна не только с технической и экономической, но и с политической точки зрения, считаю данную технологию бесперспективной и имеющей право на существование только в научно-фантастических произведениях. Все эти разговоры о якобы большей экологичности космического лифта по сравнению с обычными ракетами нацелены, на мой взгляд, лишь на привлечение внимания и инвестиций со стороны «зеленой» части общества. А ущерб экологии при аварии лифта будет гораздо масштабнее, чем при авариях ракет. Но человечество всегда питало слабость к масштабным затеям, поэтому про космический лифт, как и про другие подобные мегапроекты, мы услышим еще не раз.
1 Борис Штерн. Анализ комментов: хейтинг и два типа невежества. Вопросы-ответы.
2 Космический «фуникулер» // «Вокруг света», 1.01.2007.
3 Отец космического лифта. Памяти Ю. Н. Арцутанова // «Троицкий вариант — Наука» №2(271), 29 января 2019 года.
4 The Space Elevator Construction Concept.
5 Американское маркетинговое название упаковочной пищевой пленки.
хоть в течение сутокНе имеет значение. Передаваемый лифту импульс не зависит от времени подъёма.
термоядерные заряды малой мощности, уровня одной КТПросветите, как это возможно. Всегда был уверен, что термоядерная реакция инициируется взрывом обычного ядерного заряда, который не может быть (исходя из критической массы) очень слабым, это никак не менее нескольких КТ.
Марк Солонин 100% фрикНе будучи историком, я ничего не могу сказать про его построения в отношении ВОВ. Ни подтвердить, ни опровергнуть. Хотя его описания хорошо соответствуют моему пониманию природы человека (в чём я кое-что понимаю). Но что касается его атомного цикла - я, будучи инженером по образованию, вполне согласен с тем, что он говорит. Не вдаваясь в мелкие детали.
Хотя его описания хорошо соответствуют моему пониманию природыДа, я помню, что когда-то считал, что Резун что-то осмысленное пишет. Потом историки помогли понять весь объём его лжи, помню этот огромный когнитивный диссонанс, когда всё примерно встало на свои места. Потом изучал пропаганду и особенности человеческого мышления.
дипсик вам в помощь.А так бы мог увидеть, что энерговыделение с обычного количества (массы) плутония, используемого в водородных зарядах, тех же например W-76, W-78, W-88, (в которых известна масса используемого плутония), в разы меньше штатной мощности этих зарядов. Вот тогда и встал бы вопрос: а откуда же тогда основная часть энерговыделения, если используемый там плутоний даже при полном делении даст лишь меньшую часть общей мощности? Цифирь это четко покажет. Потом скорректировать на уровень глубины деления максимум 25% - большего сейчас не достигают никак. И снова задать тот же вопрос, откуда же штатная энергия взрыва, если плутоний даёт лишь её меньшую часть?
Но в расчете на единицу массы зарядаНу у нас тут сложное устройство работающее на грани возможного, а не магическая коробка выполняющая наши пожелания. Самая распространённая версия мощных бомб она с ураном.
радиоактивное заражение территории СССРЭто не имеет отношения к делу. Если бы можно было сделать без свинца - это бы ещё уменьшило заражение, но вот жизнь такова, что именно самое "чистое" выделяющее всего 3 тонны радионуклеидов устройство больше половины энергии в "боевом" варианте получает именно из урана.
Основное назначение оболочки взорватьсяРаз уран является одним из основных источников энергии взрыва - корректнее говорить, что у него два равноправных предназначения.
лазерных установкаНет, опять же в силу равноправности двух функций. Точно так же в атомных бомбах на основе только деления использовали алюминиевую сферу, но она не являлась основным источником энергии взрыва.
использовали алюминиевую сферуМожет бериллиевую?
Самые мощные термоядерныеУ распространённой схемы - плутониевая атомная бомба выступает в роли только рентгеновской лампочки (атомный взрыв это выброс огромного количества высокоэнергетических фотонов, всё остальное незначительно).
Может бериллиевую?Бериллиевая сфера это специальное устройство, которое обеспечивает высокий поток инициирующих нейтронов, для ускорения развития цепной реакции. Я же сказал про темпер из алюминия, сфера между делящимся веществом и инициирующей химической взрывчаткой. В первых бомбах она была довольно толстая и как раз служила той же цели, что и золото в лазерных установках.
которые начинают разваливать этот самый уран 238 (не плутоний), увеличивая выход энергии в 20 раз.Все равно дебет с кредитом не сходится. В царь бомбе замена оболочки из урана 238 на оболочку из свинца уменьшила энергию взрыва только в два раза. Свинец конечно вступал в ядерные реакции, но энергия при этом не выделялась, а поглощалась. Наверное в 2 раза.
Я же сказал про темпер из алюминия, сфера между делящимся веществом и инициирующей химической взрывчаткой.Впервые узнал про эту хитрость - переменную плотность темпера для более нежной имплозии. Я думал там только уран 238.
Будет ли наматывание на экватор, мне пока неочевидно. Возможно, и не будет, просто вертикальное падение. Но это не точно, надо подумать. Ибо не пойму природу и причину боковой силы, которая отклонит верхнюю часть троса от вертикали.Если представить что трос разорвется сразу во всех точках, то каждая точка ниже ГСО будет двигаться по эллипсу (причем не все упадут на Землю), а точка на уровне ГСО - по кругу.
Это несложно сделать, но нужен лист бумаги, карандаш и калькулятор.ну-ну!
Какие выходят высоты перигеев?я привел формулу, попробуйте из нее найти условия при которых высоты меньше радиуса Земли - ваш ход. Я собственно на это и намекал, новы не поняли.
А орбитальная скорость там почти на 1 км/с больше, около 7,9 км/с.нет не ясно - орбитальная скорость для круговой, но вы продолжайте рассуждать - найдите высоту перигея.
Ясно, что с такой скоростью кусок троса упадет.
Надо бы сделать расчеты и написать статью про баллистический анализ этой ситуациивсё сошлось, в мозг загрузилась задача со спортивным интересом посчитать, наконец, что там за картинка будет. Типа, сколько можно мне рассусоливать, надо просто посмотреть, что там собственно баллистика покажет. Сделать вычисления в лоб, да и всё. Вчера вечером посмотрел что с перигеем у высоты Дипсика, сегодня перед и во время утренней тренировки (ходьба, время есть, голова относительно свободна) решил уж доделать оценку ситуации - и для себя, и для вас, поделиться как у меня выходит. Чистое время наверное час, но когда сегодня днем стал проверять расчёт и полезли подземные перигеи вместо космических, перепроверил всё, ещё час наверное ушло, было немножко времени для отдыха и поиграться параметрами.
когда была успешная посадка индийцев на Луну.Если он был обучен пол года - год назад, то мог и не знать. У него есть доступ не ко всем актуальным данным
Доступа нет наверное.я вам дал ссылку на мой чат с ChatGPT в котором он правильно решил задачу с падением лифта, вы можете только читать.
Но время моего решения относительно, это волюнтаризм и обстоятельства.это оценка сложности задачи в человеко-часах.
В ЧатГПТ задавал этот вопрос осенью прошлого года.тогда была другая версия ChatGPT-4 более простая, а сейчас ChatGPT-5. Есть оценки, что сложность решаемых ИИ задач будет экспоненциально расти со временем.
"ниже ~23 400 км над поверхностью — упадут на Землю;" - совпало с нашим результатом :) проверили друг друга.Но он "Думал на протяжении 1m 16s". Если задача достаточно проста, чтобы ChatGPT ее правильно решил, то не имеет смысла тратить 2 часа.
Но, видите, ChatGPT в этот раз посчитал баллистическую ситуацию правильно. А Дипсик нет. В следующий раз может неправильно посчитать ChatGPT. Всё равно нужно перепроверять, или сравнивать со своими представлениями.Я вам дал статью, где на тестах оцениваются вероятности правильного ответа различный LLM для задачи сложности X человеко-часов.
уже умнее - решает задачи который ты не решишь.С точки зрения решения задач, калькулятор, тем более программируемый, оставил нас далеко позади.
Причем все LLM понимают MathJax нотациюБудем надеяться, что они так же поймут и оценят наше глубокое уважение к всемогущему ИИ, выраженное в этих комментариях.
С точки зрения решения задач, калькулятор, тем более программируемый, оставил нас далеко позади.Экскаватор копает яму быстрее вас. Вы расстроены?
Экскаватор копает яму быстрее вас. Вы расстроены?Зависит от того как осуществляется управление экскаватором.
Зависит от того как осуществляется управление экскаватором.ну управляет обычно сертифицированный специалист - кого попало не посадят
ну управляет обычно сертифицированный специалист - кого попало не посадятОбычно, то есть без гарантии. Гарантировать счастливое будущее может только ИИ. Надеюсь вы не сомневаетесь в его способности получить соответствующий сертификат.
Обычно, то есть без гарантии.Вы можете в пьяном виде пробраться на стройку и сесть за рычаги экскаватора - гарантии никто не даст.
гарантии никто не дастВы огорчили меня своим неверием во всемогущество ИИ.
P. S. Кстати, во вторник в "Коммерсанте" выйдет мой очередной обзор - в этот раз по газодинамическим решениям управления ГПВРД, проблематике и направлениям поиска решений.Вышел. Кому интересно, тут. Ну и в киосках печати сейчас продаётся везде.
Первая космическая скорость определяется для поверхности планеты (небесноно тела), она не причем.Так, мне кажется, что вы сейчас не понимаете порядки величин.
А свободные куски троса, которые не упадут на Землю, не "выйдут на орбиту", а сразу с самого начала своего свободного движения и будут двигаттся по орбите.Нет, они двигаются так, чтобы их проекция вдоль гравитации приходилась на одну точку на Земле. Т.е. нижние куски вращаются со скорость вращения Земли (емнип 0.5 кмс) и они сразу же упадут отвесно вниз. На стабильной орбите находятся только элементы ровно на высоте геостационарной орбиты. Те кто выше - уже имеют скорость выше первой космической для данной высоты.
сила Кориолиса возникаетсила Кориолиса возникает при переходе в неинерциальную вращающуюся систему отчета, садитесь два!
Сила Кориолиса сообщает падающему телу постоянное ускорение на восток. В результате траектория тела отклоняется от вертикали в восточном направлении.напрашивается логический вывод, о том, что поскольку земля вращается тоже на восток (навстречу восходящему на востоке солнцу), то огурец упадет как раз-таки отвесно 😂, догнав точку на поверхности земли над которой он начал свое падение.
рассмотрим два случая:Зависит от того в какой системе отчета вы находитесь, но поскольку в вашей общеобразовательной школе проходят только инерциальные системы отсчета, то силы Кориолиса там точно нет, как бы не падали шар и огурец.
1) шар летит мимо вращающегося диска;
2) шар катится по вращающемуся диску.
почувствовали разницу? ) в каком случае его траектория отклонится от прямой?
как бы нЕ падали шар и огурецв нашей общеобразовательной школе огурец таки падал )
в нашей общеобразовательной школе огурец таки падал )Иименно так и происходит в школе где не проходят неинерциальные системы отсчета, да и зачем это ширнармассам.
У вас космический лифт предполагается наклонным к поверхности Земли, где он базируется, или какой-то сильно кривой траектории?Не только у нас, но и у вас. По расчетам, то что отцепится от троса ниже ГСО будет падать с отклонением от троса. Поэтому трос и предполагается закреплять на поверхности и держать в натянутом состоянии - там каждый участок в точке неустойчивого равновесия: вершине апогея. При смещении вверх-вниз он будет отклоняться от вертикальной оси. Но предполагается, что сам трос не перемещается вверх-вниз (пока не порвется, что тут и обсуждается). Отвесно он только висит, и то пока по нему ничего не едет. В противном случае (при вертикальном движении) он отклоняется от вертикали
На стабильной орбите находятся только элементы ровно на высоте геостационарной орбиты.Также я не разговаривал с вами свысока, не предлагал вам "просто чуть-чуть напрячь голову", прекрасно понимая при этом, что орбитальная баллистика отнюдь не ваше поле деятельности. Регалий не перечислял. Даже не упомянул ни одной.
Я нигде и ни в чем не запутался.Все ходы записаны:
Будет ли наматывание на экватор, мне пока неочевидно. Возможно, и не будет, просто вертикальное падение.Некомпетентность очевидна, поэтому и предложено включить голову.
Как я описал орбитальное движениеОрбитальное движение первым описал я, после ваших первых барахтающихся постов, и именно то что я описал - вы и воспроизвели.
орбитальная баллистика отнюдь не ваше поле деятельностиВаше только на бумаге, а тут вы с реальным математиком говорите, для которого эта самая баллистика это такой примитив, что даже не стоит упоминания, это как арифметикой хвастаться. Ещё задолго до появления доступных компьютеров - делал расчёты траекторий и рисовал на милиметровке :))
Самая массивная часть лифта, находящаяся на ГСО, не выйдет на орбитуИменно, что выйдет на относительно высокоэллиптическую орбиту.
Именно, что выйдет на относительно высокоэллиптическую орбиту.Если оторвется трос, связывающий эту часть с Землей. А так нет. Будет уходить на восток, наматывая трос на экватор до самого своего конца.
поднимаемые грузы будут отбирать у него энергию с соответствующими последствиямиА вот с этим проблем не будет. Трос у земли немного отклонится к западу и начнет тормозить ее вращение. Ну немного быстрей станет замедляться вращение Земли. На наш век хватит.
надо приложить для запуска лифтаНет, я объясняю влияние, которое окажет на лифт подъём груза на высоту (для модели можно использовать ГСО). Так вот не важно устройство ракеты, с поправкой на преодоление атмосферы вот такое вот и будет. Не важно, сколько там ступеней, химическая она или нет. Ракета взлетает, чтобы придать грузу определённой массы определённую скорость. И лифт делает то же самое. Итог одинаков, и поэтому груз можно заменить на работающую пристыкованную ракету, чтобы понять, о каких влияниях мы говорим.
Проект космического лифта. Изображение: Obayashi Corporation