Денис Альбин,
главный редактор журнала «Всё о космосе»
«Троицкий вариант — Наука» №11(430), 3 июня 2025 года

Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»

Мы потерпели неудачу!
Но я полностью доверяю своей команде и уверен,
что в следующий раз мы обязательно добьемся успеха.
Сатиш Дхаван, председатель ISRO, 1979 год

Денис Альбин

Денис Альбин

28 мая 2025 года в 2:36 мск начался девятый испытательный полет системы Starship. Космический корабль стартовал с пусковой площадки OLP A, Starbase (можно сказать, теперь это личный город Илона Маска, муниципалитет типа C), Техас, США. Полет был направлен на предотвращение проблем с двигателями, которые привели к потерям верхней ступени Starship в ходе запусков, состоявшихся в январе и марте. Особое внимание уделялось работе шести двигателей Raptor верхней ступени, которые должны были функционировать почти 6,5 минут.

К сожалению, еще до старта начались сложности. Старт миссии был отложен в последние секунды обратного отсчета из-за неполадки с быстроразъемным соединением в наземном оборудовании. Это потребовало возврата отсчета к отметке T−40 секунд для устранения неисправности.

В отличие от предыдущих запусков, в этот раз двигатели, по всей видимости, отработали штатно и отключились по расписанию, выведя корабль на запланированную суборбитальную траекторию. Однако после отключения двигателей видео с борта показало, что у корабля началась утечка паров топлива и он начал медленно вращаться.

Спустя примерно 30 минут после старта SpaceX подтвердила наличие неполадки. «Мы немного вращаемся. Произошла утечка в одной из топливных систем внутри Starship, — сообщил ведущий трансляции Дэн Хуот. — На данный момент мы фактически потеряли управление ориентацией корабля».

Потеря ориентации исключила возможность контролируемого входа в атмосферу. SpaceX решила «пассивировать» корабль, выпустив остатки топлива перед входом в плотные слои атмосферы. Прерывистая трансляция показала начало входа через 40 с лишним минут после старта — было зафиксировано повреждение аэродинамического руля, после чего — примерно на 47-й минуте — сигнал окончательно пропал. Вход произошел над частью Индийского океана, где заранее были введены ограничения для авиации и судоходства.

Скриншот с трансляции полета Starship

Скриншот с трансляции полета Starship

Также в этой миссии планировалось открыть створки грузового отсека Starship и выпустить восемь имитаторов спутников Starlink следующего поколения, которые затем, как и корабль, вошли бы в атмосферу (и сгорели). Они должны были войти в атмосферу отдельно, но из-за неполного открытия люка эта часть испытаний была отменена. Пока неизвестно, связано ли это с утечкой топлива и потерей ориентации.

Скриншот с трансляции полета Starship

Скриншот с трансляции полета Starship

SpaceX также отказалась от планов повторного включения одного из двигателей Raptor в космосе. Неконтролируемый вход не позволил провести испытания альтернативной теплозащиты и проверить уязвимые участки конструкции.

Не все задачи были выполнены и на этапе полета первой ступени — ускорителя Super Heavy. Впервые использовался летавший ранее Booster 14 — он уже участвовал в седьмом полете. Возврат ускорителя не планировался, основной акцент был на отработке траектории и экономии топлива.

Starship входит в атмосферу над Намибией

Starship входит в атмосферу над Намибией

Изначально всё шло по плану, но ускоритель был уничтожен при попытке включения двигателей перед посадкой. При этом в рамках испытаний Super Heavy продемонстрировал свою способность лететь под бóльшим углом атаки. Увеличивая величину атмосферного сопротивления, больший угол атаки приводит к меньшей скорости снижения, что в свою очередь требует меньше топлива для включения двигателей перед посадкой. Полет стал третьим подряд случаем, когда Starship не смог выполнить контролируемый вход и приводнение. В предыдущих полетах причины были иными, но также связаны с работой двигателей верхней ступени.

«Мы получили много ценных данных для анализа, — написал Илон Маск в соцсетях. — Темп запусков в будущем возрастет — примерно раз в 3–4 недели». Также стоит упомянуть о том, что перед девятым испытательным полетом Starship была запланирована трансляция доклада Маска о том, как сделать жизнь мультипланетарной. Ожидалось, что Илон расскажет о планах SpaceX по отправке миссий на Марс уже в 2026 году с теслаботами на борту (в коде анонса трансляции энтузиасты нашли именно эту дату). Но по непонятным причинам доклад сначала был перенесен на время после запуска Starship, а потом и вовсе отменен, по причинам уже вполне понятным.

Лучшее — враг хорошего

Тут стоит отметить, что во всех трех последних испытательных полетах использовалась модифицированная версия верхней ступени Starship Block 2. Начиная с седьмого испытательного полета верхние ступени получили термозащитные плитки последнего поколения и резервный слой для повышения устойчивости к повреждениям, была изменена конструкция передних рулевых поверхностей, обновлена бортовая электроника, корпус стал длиннее на 2 м, был увеличен на 25% объем топливных баков и модернизирована системы подачи топлива. Последнее, вероятно, и привело к неудаче трех последних испытаний.

Скриншот с трансляции полета Starship

Скриншот с трансляции полета Starship

Напомним, что в ходе седьмого испытательного полета у верхней ступени (Ship 33) возникли сильные вибрации, которые привели к утечке топлива и последующему возгоранию в отсеке над двигателями. Это вызвало потерю ориентации аппарата и его разрушение. Во время восьмого полета у верхней ступени (Ship 34) произошел отказ одного из центральных двигателей Raptor, что привело к неконтролируемому смешению топлива и его воспламенению. Это в свою очередь вызвало потерю управления и разрушение аппарата.

И вот в последнем, девятом испытательном полете у Ship 35 снова проблемы с топливной системой. Как говорится, один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность. Где-то на этапе проектирования или сборки Starship Block 2 была допущена серьезная технологическая ошибка.

Рекорд многоразовости: двигатель Raptor №314 побывал в космосе трижды

Рекорд многоразовости: двигатель Raptor №314 побывал в космосе трижды

Прогнило что-то в Датском королевстве

В последнее время внутренние проблемы в компании SpaceX вышли в публичную плоскость. А именно: в соцсети Х бывшие и нынешние сотрудники начали открыто обсуждать проблемы, накопившиеся в компании, особенно в Starbase. Показательно, что Илона Маска уже «тегают» в постах и просят обратить внимание на проблемы в его компании.

Основные претензии — это и отсутствие Илона Маска, занимающего должность главного инженера SpaceX, на рабочем месте, и смены по 12–14 часов шесть дней в неделю, которые вызывают «выгорание» у сотрудников и большую текучку кадров, а также некомпетентность менеджеров среднего звена. Есть проблема и с временно нанятыми контрактниками, чье участие приводит к снижению качества работ и случаям банального воровства дорогостоящего оборудования и «сувениров» (на что намекают сотрудники SpaceX, непонятно).

Есть еще один момент, непосредственно не связанный с разработкой и сборкой, но явно демонстрирующий изменения в корпоративной культуре компании. В финальном отчете о восьмом испытательном полете Starship, опубликованном на сайте SpaceX, используются такие замечательные термины, как thermal conditions local (локальные термические условия) и flash (вспышка) вместо пожара (возгорания) и взрыва. А energetic event (энергетическое событие) — просто потрясающе.

Дорога ложка к обеду

Опираясь на историю создания таких ракет, как американская SLS и российская «Ангара», автор этого текста убежден, что система Starship в итоге будет доведена до работоспособного состояния, особенно учитывая изгнание возвращение Главного Инженера из большой политики. Весь вопрос в том, когда.

На момент своей готовности (и даже еще раньше) ракеты SLS и «Ангара» уже оказались никому не нужны. Та же участь может постигнуть и Starship, если его разработка затянется.

Более того, на момент написания этого текста вся лунная программа США оказалась завязана на систему Starship. (И утверждение Джареда Айзекмана на пост администратора NASA, ожидавшееся в ближайшее время, не состоялось — его кандидатура была отозвана.) Соединенные Штаты сейчас оказались в ситуации, когда они вполне могут проиграть лунную гонку Китаю. А это означает не только имиджевые потери. Дело в том, что и Китай, и США нацелились в одно место — район кратера Шеклтон на Южном полюсе Луны, где предположительно сосредоточены самые большие легкодоступные запасы воды в виде льда. В 2015 году в США был поспешно принят закон Commercial Space Launch Competitiveness Act of 2015, позволяющий гражданам и компаниям США не только «добывать ресурсы и владеть ресурсами, такими как вода и минералы, найденными на астероидах и других небесных телах», но и «на защиту своих операций от вредного вмешательства со стороны других субъектов». Китайцы крайне негативно отреагировали на принятие этого закона, и хотя на данный момент в КНР не предприняли ответных шагов, время для этого еще есть. В Поднебесной спешить не любят.

О роли личности в истории

Благодаря своему приходу в политику Илон Маск получил большие преференции для своей компании SpaceX, но вместе с тем утратил контроль над ситуацией в ней же. Сможет ли он быстро восстановить контроль над происходящим в SpaceX и пошатнувшееся лидерство США в космосе или на лидирующие позиции выйдет Китай, покажет время. Нам же остается только с большим интересом наблюдать за разворачивающимися событиями.


18
Показать комментарии (18)
Свернуть комментарии (18)

  • NikeByNike  | 14.07.2025 | 06:09 Ответить
    Мне кажется странной и очень наивной идеей, что Маск работает ради Марса. Кто-то верил, что старлинк ради интернета в пустынях, кто-то верил в ракеты по 200 баксов за кг, теперь вот верят в Марс. Ради Марса работает только Россия, всё. Маск - враг человечества.
    Ответить
    • Alef > NikeByNike | 14.07.2025 | 09:09 Ответить
      Ради Марса работает только Россия, всё. Маск - враг человечества.
      Ааааа.
      Так Маск работает ради всемирных масонов!
      (США несомненно страна враждебная России, но она не управляется тайным заговором.)
      Благодаря своему приходу в политику Илон Маск
      Вот главная угроза для спейс экс.
      Уже публики не нравится машины Тесла. В США 40% владельцев машин Теслы испытывают вандализм, ругательства и жесты в свой адрес: https://www.breitbart.com/tech/2025/04/29/survey-40-of-tesla-owners-report-vandalism-skyrocketing-insurance-costs/
      Ответить
    • Artemo > NikeByNike | 15.07.2025 | 05:16 Ответить
      Россия ради Марса не работает, поэтому действительно всё. Одна надежда на Китай, но им ещё далеко до Марса, они пока в начале пути
      Ответить
      • NikeByNike > Artemo | 15.07.2025 | 06:41 Ответить
        Ну да, только ядерные буксиры, марсианские скафандры, протоколы длительного выживания в замкнутой экосистеме. То что реально нужно для Марса.
        Ответить
        • Artemo > NikeByNike | 22.07.2025 | 14:06 Ответить
          Ядерный буксир уже не разоабатывается, сказали нет спроса. Скафандр тоже нет. Протоколы выживания десятилетиями разрабатывают, но в космосе не тестируют, просто вещь в себе уже лет 40. На реальные эксперименты Роскосмоса посмотрите, там пока глухо всё. И у наса так же - всё откладывают в долгий ящик
          Ответить
          • NikeByNike > Artemo | 23.07.2025 | 05:35 Ответить
            Тем не менее реальный вклад в дело освоения Марса на стороне России, а Маск участвует в уничтожении этого процесса.
            Ответить
            • Artemo > NikeByNike | 20.08.2025 | 19:51 Ответить
              Реального вклада России в освоение Марса нет. У Маска тоже нет, но от этого лучше не становится
              Ответить
              • NikeByNike > Artemo | 22.08.2025 | 15:23 Ответить
                У нас из-за скверной системы воспитания и образования много людей, кто не разделяет заявления и дела.
                Не важно, что Маск говорит. Технически, он пилит гос.бюджет на электромобилях, и занимается военными разработками в космической сфере для реализации агрессивных целей США.
                Нельзя говорить, что у него нет вклада, он огромный и строго отрицательный.
                Ответить
                • Artemo > NikeByNike | 04.09.2025 | 05:00 Ответить
                  А, то есть вклад России в полёт на Марс выше, чем у Маска, потому что у нас он нулевой, а у него отрицательный? Ну, может быть. Положительный вклад видно, а нуль и минус отличить тяжело.
                  Ответить
    • гравицап > NikeByNike | 16.07.2025 | 07:02 Ответить
      еще на марсе сво не хватало
      Ответить
      • NikeByNike > гравицап | 23.07.2025 | 05:34 Ответить
        СВО это борьба гуманитарной человеческой цивилизации за существование. Иначе гитлеры победят.
        Ответить
  • Parhaev  | 14.07.2025 | 10:55 Ответить
    Эту летаблу ждет судьба Н1. Из нее возникла- в нее и уйдет. В СССР 3-4 неудачных пуска означали приговор. А тут какой-то упертый безлимит. Это безответственный подход.
    Советские инжерены на выгорание не жаловались и обходились без туалетной бумаги.
    Ответить
    • Вячеслав Рогожин > Parhaev | 14.07.2025 | 18:46 Ответить
      "Советские инжерены на выгорание не жаловались и обходились без туалетной бумаги"
      Ты жаждешь социальных благ?
      Добро пожаловать
      ...................................в ГУЛАГ!
      Ответить
      • Parhaev > Вячеслав Рогожин | 14.07.2025 | 20:28 Ответить
        можно подумать что у партнеров из Техаса нет Гуантанамо.
        Ответить
        • Вячеслав Рогожин > Parhaev | 15.07.2025 | 18:58 Ответить
          От этого здешние головорезы, конечно, сделались менее головорезными))))))
          Ответить
    • kbob > Parhaev | 14.07.2025 | 18:56 Ответить
      Эту летаблу ждет судьба Н1
      Про грабли H1 им еще ЦРУ доложило в 19-непомню каком году, а фон Браун тихо посмеялся на отчетом. Starship будет летать сколько прикажут.
      Ответить
      • dark > kbob | 14.07.2025 | 23:20 Ответить
        Starship будет летать сколько прикажут
        Не удивлюсь, если ему прикажут долго жить. Дело в том, что Маск получил очень большие преференции и при этом не извинился публично перед Трампом.
        Благодаря своему приходу в политику Илон Маск получил большие преференции для своей компании SpaceX
        Ответить
    • Валя Гриневич > Parhaev | 16.07.2025 | 21:52 Ответить
      "В СССР 3-4 неудачных пуска означали приговор."
      Вы издеваетесь над читателями Элементов?
      Примеры количества "неудачных пусков" ракет семейства Р-7:
      1) межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 - 9 неудачных пусков из первых 27,
      2) межпланетные станции по программе Е-6 - только 4 шт. попали в Луну из 11 запущенных к Луне аппаратов, из них только "Луна-9" не разбилась,
      3) ракеты серии "Молния" - 14 неудачных пусков из 26.
      Несмотря на это Р-7 в виде "Союза" до сих пор летает.
      Ответить
Написать комментарий

Избранное






Элементы

© 2005–2025 «Элементы»