Борис Дружинин
«Квантик» №2, 2016
В клетке № 6 таблицы Менделеева находится углерод. Его обозначение C происходит от латинского carbо — уголь. Привычное нам название — углерод («рождающий уголь») — ввёл в начале XIX века М. Ф. Соловьёв. Углерод известен людям с незапамятных времён в трёх видах — уголь, алмаз и графит.
Любой живой организм состоит в значительной степени из углерода. Растения могут получать углерод из углекислого газа (содержащегося в воздухе или воде) в результате фотосинтеза, животные — из пищи. Углерод возвращается в атмосферу при дыхании живых организмов и при их разложении, в почву — из попавших в неё погибших организмов. Много углерода отложено в почве в виде угля и нефти.
В 1946 году американский учёный Уиллард Франк Либби предложил использовать свойства радиоактивного изотопа 14С для определения возраста биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения. За это открытие в 1960 году Либби получил Нобелевскую премию. Особенно полезным метод Либби оказался для археологии.
Среди способов применения углерода есть прямо противоположные друг другу. Алмаз — самый твёрдый минерал на нашей планете. Из него делают чрезвычайно острые инструменты, способные резать что угодно. Лучшая шлифовка осуществляется алмазным порошком. Но тот же углерод в виде графита — прекрасная смазка.
Отшлифованный алмаз (а шлифуют его только другим алмазом или алмазной крошкой) превращается в чрезвычайно дорогое ювелирное украшение — бриллиант. С другой стороны, из углерода-графита делают так хорошо знакомые с детства обычные простые карандаши.
После того, как выяснилось, что и графит, и алмаз состоят из углерода, возник естественный вопрос: как превратить одно в другое? Превратить алмаз в графит оказалось просто: в отсутствие кислорода, при атмосферном давлении и температуре выше 930°С алмаз начинает переходить в графит. Что касается обратного превращения (графит — алмаз), то тут простым нагреванием не обойдёшься. Прямой переход графита в алмаз происходит при 2800°С и давлении 120 тыс. атмосфер. Процесс этот весьма дорогостоящий, но вполне окупает себя — искусственные алмазы успешно заменяют естественные там, где жалко тратить алмазы ювелирного качества.
В клетке № 7 «живёт» азот. В 1772 году шотландский врач, химик и ботаник Даниэль Резерфорд определил азот как простое вещество и дал ему название «испорченный воздух». Своё теперешнее имя азот (от древнегреческого ἄζωτος — «живой» и приставки «а», означающей «не») получил от французского естествоиспытателя и основателя современной химии Антуана Лавуазье. Символ N получился из латинского названия азота — nitrogenium («рождающий селитру»); в английском, испанском и некоторых других языках прижилось название азота, происходящее от этого латинского слова.
С одной стороны, название «безжизненный» можно пытаться оправдать тем, что газообразный азот не поддерживает ни горения, ни дыхания. Но, с другой стороны, азот входит в состав некоторых взрывчатых веществ. Опровергает имя «безжизненный» и тот факт, что любой живой организм обязательно содержит азот. Он также необходим растениям, поэтому есть широко применяемые азотные удобрения, например, селитра. Воздух, которым мы дышим, на 78% состоит из азота, на 21% из кислорода, и всего 1% приходится на остальные газы (хотя дышим мы для обогащения крови именно кислородом).
Азотная кислота HNO3 входит в состав легендарной «царской водки». Способность этой смеси растворять золото установил алхимик Джованни Фиданца ещё в XIII веке, то есть чуть ли не за 500 лет до систематического изучения азота.
Кстати, об алхимии. Почему-то слово «алхимия» часто противопоставляется слову «химия». Но заметим, что слова «алхимия» и «алгебра» начинаются одинаково. Дело в том, что «аль» — артикль в арабском языке. Название «алгебра» произошло от арабского «аль-джебр», а слово «алхимия» — от арабского «аль-кимия». Алхимики заложили фундамент современной химии, и не надо их попрекать поисками «философского камня», превращающего свинец в золото, — они ведь не знали, что такого камня не существует.
Кислород обосновался в клетке № 8. Его название «оксиген» (oxygène по-французски) произошло от древнегреческих слов ὀξύς — кислый и γεννάω — «рождаю», то есть «порождающий кислоту». Русское название «кислород» ввёл М. Ф. Соловьёв.
Кислород очень важен для живых организмов. Нормальная концентрация кислорода в воздухе составляет 20,5–21%.
Жил когда-то в Голландии мастер на все руки Корнелиус Дреббел. В 1620 году он построил для английского короля Якова I действующую подводную лодку. Чтобы моряки в ней не задохнулись, Дреббел занялся проблемой дыхания. Он выделил из воздуха кислород, выяснил его роль для нормального дыхания и придумал химическую систему обогащения воздуха кислородом. Но подводная лодка предназначалась военным, поэтому вся работа Дреббела оказалась надолго засекреченной.
Кислород широко используется в медицине. Его применяют при нарушении дыхания, для лечения бронхиальной астмы и болезней желудочно-кишечного тракта, при декомпрессионной болезни. Для индивидуального применения предназначены кислородные баллончики и «кислородные подушки». Помните, президент «республики ШКИД» Сорокин послал Костю Федотова по прозвищу «Мамочка» именно за такой подушкой для своей мамы?
Находясь рядом с работающим ксероксом или загорая под ультрафиолетовой кварцевой лампой, можно почувствовать особый запах. Это запах озона. Если молекулы свободного кислорода состоят из двух атомов (О2), то молекулы озона состоят из трёх атомов (О3). Озон является сильным окислителем и в больших количествах опасен для здоровья. Но он и полезен для человечества в целом. Высоко в стратосфере есть озоновый слой, который защищает людей, животных и растения от жёсткого космического излучения. К сожалению, в последнее время в этом слое появляются «озоновые дыры».
Закончившие школу могут забыть всё, чему их там учили, но формулу воды Н2О помнят всю жизнь. И вот что любопытно: вода — жидкость, а её молекула состоит из тех же атомов, что и молекулы двух газов — водорода и кислорода.
Фтор занимает клетку № 9. Название «фтор» (от древнегреческого φθόρος — «разрушение») предложил знаменитый французский физик Анри Ампер. Да, фтор разрушает всё, к чему прикасается, поэтому выделить его удалось лишь в 1886 году — через 76 лет после того, как Ампер предложил название для этого элемента.
Вот пример: вода горит (!) в струе фтора. И не только вода. В струе фтора загораются (обычно негорючие) асбест, кирпич, многие металлы. Сера, селен, фосфор, мышьяк, кремний, древесный уголь самовоспламеняются во фторе уже при обычной температуре, а при небольшом нагревании горят и благородные металлы: золото, серебро, платина.
Фтор очень опасен для человека. При избытке ионов фтора в организме кости становятся хрупкими, теряют эластичность кровеносные сосуды, разрушаются зубы.
Но нашему организму фтор необходим, особенно зубам. В их составе ионов фтора немного, всего примерно 0,02%, но нехватка вызывает гниение зубов — этот противный кариес.
Неон «живёт» в клетке № 10. Неон совсем не вступает в химические реакции и не образует соединений с другими элементами. Поэтому на него долго не обращали внимания. Открыли неон только в конце XIX века английские химики Уильям Рамзай и Морис Траверс, а название (от древнегреческого слова νέος, означающего «новый») предложил сын Рамзая.
Где же применяется неон? При пропускании через него электрического тока неон ярко светится. Ещё в 1910 году французский инженер-химик Жорж Клод изобрёл газоразрядную неоновую лампу. Скоро яркая светящаяся реклама стала привычной картиной в городах. Неоновые лампы используют для сигнальных огней на маяках и аэродромах, так как их красный свет очень слабо рассеивается туманом.
Художник Анна Горлач