Дмитрий Мамонтов
«Популярная механика» №2, 2006

Как известно, новый российский многоразовый космический корабль будет называться «Клипер». Но, как нам кажется, это название, обозначающее быстроходное парусное судно, гораздо больше подходило другому космическому аппарату.
21 июня 2005 года в 23.46 относительно спокойные волны Баренцева моря с шипением и грохотом расступились.
Этот аппарат был довольно необычным. Во-первых, он был построен совместными усилиями НПО им. Лавочкина и Института космических исследований РАН на частные американские средства (и к тому же добровольные пожертвования!). А, во-вторых, этот аппарат должен был стать первым в мире настоящим солнечным парусником.
Свет и ветерАппарат Cosmos-1 заключен в отсек для боеголовки ракеты (©The Planetary Society/IKI, рисунок с сайта www.planetarysociety.org)Тягу солнечному парусу обеспечивают фотоны, при отражении передающие свой импульс космическому аппарату. Но не следует путать их с солнечным ветром — потоком плазмы, относительно медленных (300–700 км/с) заряженных частиц, в основном протонов и электронов (встречаются ядра гелия и даже ионы более тяжелых элементов), связанных собственным магнитным полем. Солнечный ветер берет свое начало в короне и «дует» к границам Солнечной системы. Взаимодействуя с магнитным полем Земли, он вызывает северное сияние, а с кометами — приводит к образованию их плазменных или ионных хвостов. Хотя солнечный ветер нельзя «запрячь» в паруса космических аппаратов из-за его крайней разреженности (его давление примерно в тысячу раз меньше светового), любопытно, что именно он подсказал такой способ передвижения в космосе: в XVII веке Иоганн Кеплер предположил, что парусные корабли смогут передвигаться в небесах, именно благодаря наблюдениям за кометными хвостами.