В начале прошлого века Постоянная центральная сейсмическая комиссия Императорской академии наук писала: «Сейсмология, самая юная из всех отраслей человеческого знания, за последнее время быстрыми шагами двинулась вперед, привлекая к себе внимание не только представителей научного мышления, но и широкой публики. Вопросы, трактуемые этой наукой, по справедливости следует отнести к числу увлекательнейших и глубочайших проблем, которые когда-либо волновали человеческий ум. Достаточно упомянуть, что сейсмология значительно приблизила нас к решению вопросов о внутреннем строении земного шара, о влиянии небесных тел на форму нашей планеты, а в самое последнее время поставлен также на научную почву вопрос о предсказании землетрясений».
Сегодня можно констатировать, что оптимистические ожидания столетней давности не оправдались. «Уже ясно, — говорит член-корреспондент РАН А. В. Николаев из Объединенного института физики Земли РАН им. О. Ю. Шмидта, — что проблему прогноза землетрясений нельзя решить полностью, детерминированно, — природа всегда имеет в запасе несколько сценариев и может разыграть любой». Удачные примеры краткосрочного прогноза как заблаговременного и точного предсказания места, времени и силы разрушительного землетрясения — редчайшее исключение из общего правила.
(Долгосрочный и даже среднесрочный прогноз проблему кардинально не решают — никто не будет отселять людей из местности, где, согласно предсказанию, землетрясение случится «в ближайшие годы».) Землетрясения по-прежнему наносят огромный ущерб, унося десятки и сотни тысяч человеческих жизней ежегодно.
Всем памятны колоссальные масштабы бедствий, которые принесло землетрясение 26 декабря 2004 года в Индонезии и вызванное им цунами — гибель 300 тысяч человек, стертые с лица земли приморские города и курорты. Отчаяние местных жителей — и бессилие специалистов. Не забылись и беспомощные TV-комментарии наших ведущих сейсмологов, которые даже постфактум не сумели сойтись во мнениях о механизме цунами небывалой силы. Несколько ранее, в конце октября 2004 года, — серия разрушительных землетрясений (всего — более 600!) в японской провинции Ниигата. В течение 2005 года катастрофические землетрясения с удивительным постоянством происходили в различных сейсмоактивных районах земного шара. Население таких областей живет в постоянном страхе, и никто не знает, когда ждать беды.
Поставлен ли, как писали русские сейсмологи столетие назад, «на научную почву вопрос о предсказании землетрясений»? Прислушаемся к мнению одного из наших ведущих геофизиков, бывшего директора ИФЗ академика В. Н. Страхова: «В решении проблемы краткосрочного прогноза землетрясений отсутствует необходимая общая методология. В сейсмологии до сих пор по-настоящему не сформулированы условия, необходимые (хотя еще и не достаточные!) для решения проблемы краткосрочного прогноза землетрясений».