На фото — ударные волны, исходящие от двух сверхзвуковых самолетов T-38 Talon. Снимок сделан системой камер, установленных на самолете B-200 King Air (Beechcraft King Air), летевшем на высоте 9 км. Во время съемки пара Т-38 пролетела со сверхзвуковой скоростью ровно под B-200 King Air на 600 метров ниже него; ведомый самолет T-38 летел на три метра ниже ведущего, сохраняя дистанцию 9 метров. Это первое в истории изображение взаимодействия ударных волн от двух летящих сверхзвуковых самолетов. Исходный снимок был монохромным, раскрасили его для большей наглядности.
Одной из самых сложных задач в ходе съемки было согласование движения самолетов. Изображение было сделано тогда, когда все три самолета находились в точно определенном заранее месте в назначенное время. Так специалисты НАСА тестировали систему визуализации ударных волн, которая поможет инженерам в создании тихого сверхзвукового самолета. Испытание проходило на авиабазе Эдвардс в пустыне Мохаве в Южной Калифорнии, самолеты Т-38 принадлежали Школе летчиков-испытателей ВВС США (U.S. Air Force Test Pilot School).
Когда тело движется в среде, оно возбуждает колебания, воздействуя на окружающие частицы. Каждая точка соприкосновения фюзеляжа самолета и атмосферы в каждый момент времени становится источником сферических волн, которые формируют фронт волны — поверхность, до которой дошел колебательный процесс. При движении со скоростью меньше звуковой волна распространяется от поверхности самолета, повторяя его форму, и на большом расстоянии от источника ее уже можно считать сферической.
Если самолет разгоняется до сверхзвуковой скорости, волна, источником которой он был недавно, не может его догнать, поэтому формируется конусообразный фронт с вершиной в носу фюзеляжа. В таком случае волну и называют ударной (см. Ударные волны). На ее границе сильно повышено давление воздуха. Колебания давления воздуха определенной частоты человек воспринимает как звук. Когда сверхзвуковой самолет пролетит над наблюдателем и фронт волны дойдет до земли, человек услышит резкий хлопок — звуковой удар, — так как давление резко повысится с атмосферного до давления на границе фронта ударной волны.
Вышеописанный конусообразный фронт называют конусом Маха, половина его угла раствора φ задается соотношением между скоростью звука vs в среде и скоростью самолета v: sin φ = vs/v. Соотношение, обратное этому, называют числом Маха: M = v/vs, соответственно sin φ = 1/M. Ударная волна формируется, когда самолет движется со скоростью выше звуковой, то есть когда число Маха превышает единицу. Это соотношение помогает при моделировании движения объектов, в том числе самолетов, сквозь плотные среды.
При повышении давления воздуха на границе ударной волны повышается и его плотность, что приводит к изменению его оптических свойств — воздух начинает сильнее рассеивать свет. Именно это регистрировала программа, управляющая системой камер: она окрашивает области с отличающимися показателями преломления в различные цвета. Более темные участки соответствуют областям воздуха с повышенным показателем преломления и давлением выше атмосферного. Это так называемый шлирен-метод съемки (см. картинку дня Заплыв дафнии и шлирен-метод, а также пресс-релиз НАСА о применении шлирен-метода для съемки сверхзвуковых самолетов).
Изначально фотографии монохромные, раскрасили их впоследствии, для большей наглядности. Здесь, когда самолет повернут боком по отношению к самолету, ведущему съемку, хорошо видно, что ударные волны действительно имеют форму конуса. Фото с сайта nasa.gov
На фото видно несколько конусов Маха, исходящих от различных частей самолета. Видимо, резкие изменения геометрии поверхности — крылья, оперение, воздухозаборники — порождают отдельные ударные волны. Запечатленные конусы Маха имеют тупой угол раствора, так как самолеты летят со скоростью, почти равной звуковой (чуть выше ее), а значит, половина угла раствора, равная φ, ненамного меньше, чем 90 градусов.
Интересно что ударные волны от двух самолетов взаимодействуют по кривой линии. Эти данные помогут инженерам НАСА продвинуться в понимании того, как они влияют друг на друга и как они меняются под воздействием потоков выхлопных газов от самолетов. Исследования помогут в разработке самолета X-59 Quiet SuperSonic Technology X-plane (X-59 QueSST), который, летя на сверхзвуковой скорости, будет производить ударные волны таким образом, чтобы вместо звукового удара был слышен негромкий шум. Появление таких самолетов может способствовать снятию существующих ограничений на сверхзвуковой полет над населенной частью суши.
Фото с сайта nasa.gov.
Егор Колесников
И вот интересно: получается, что затрачиваются огромные усилия, чтобы разогнать, по сути, весь широкий фронт - на сколько? - на сотни/тысячи километров... Не рационально, так-то... :)Но это не разгон потока. Фронт - это волновой процесс. Испытав сжатие и разрежение, то есть одно колебание, воздух остаётся на месте и никуда lfkmit не разгоняется и не смещается. Как был на месте, так и остаётся. Это как волны моря бегут по неподвижной воде. Испытывающей только одно локальное колебательное движение при прохождении волны, и возвращаясь в исходное состояние покоя.
Испытав сжатие и разрежение, то есть одно колебание, воздух остаётся на месте и никуда lfkmit не разгоняется и не смещается. Как был на месте, так и остаётся. Это как волны моря бегут по неподвижной воде. Испытывающей только одно локальное колебательное движение при прохождении волны, и возвращаясь в исходное состояние покоя.Ээээээ... Я недопонял... :/
у сверхзвуковой волны нет "толщины"?.нет сверхзвуковой волны. Волна - это плавное изменение значений, а при сверхзвуке образуется фронт, где давление, плотность и температура меняются скачком, а не постепенно. Дальше, за скачком, уже опять обычные волновые процессы.
А какой будет формы фронт у, например, сферического объекта?.. У объекта из другого материала? Или при другой температуре? Разреженный (пре)фронт?..У сферического объекта вершина конуса Маха представляет собой выпуклую поверхность, примерно повторяющую обтекаемую сферу. Такая же выпуклая поверхность возникнет при обтекании любых других незаострённых тел. Материал объекта не играет при этом роли.
У сферического объекта вершина конуса Маха представляет собой выпуклую поверхность, примерно повторяющую обтекаемую сферу. Такая же выпуклая поверхность возникнет при обтекании любых других незаострённых тел.Очень интересно! А она начинает (хоть чуть-чуть) сходиться за объектом?.. Или как у конуса (расходится до бесконечности)?..
Материал объекта не играет при этом роли.Вот вы уже второй человек (следом за Егором), кто говорит, что материал не играет роли. Однако ж.. если посмотреть на диффузию веществ/объектов/etc. в жидкости, то там материал очень даже играет... :)
отсоединённая головная ударная волнаОчень интересно! Спасибо!
А она начинает (хоть чуть-чуть) сходиться за объектом?.. Или какНет, не сходится даже чуть-чуть. Воздух в заударной зоне (за ударной поверхностью) сходится при обтекании, а волновой фронт - это волновой процесс, а не обтекание. Нет причин ему сходиться за объектом. Схождение волновой поверхности за объектом означает сильное уменьшение скорости волнового фронта - а он движется со скоростью звука, не меньше.
Однако ж.. если посмотреть на диффузию веществ/объектов/etc. в жидкости, то там материал очень даже играет... :)Вы говорите об испарении вещества корпуса? Это при высоких температурах. Но это не сама по себе аэродинамика обтекания. Чтобы тут не грузить(да простит меня Егор Колесников), можно, например, дать ссылку -
Вы говорите об испарении вещества корпуса?Не-не-не! Если угодно, здесь скорее подразумевалось "сцепление" (материала корпуса с воздухом). Диффузия (или сдвиговое смещение) зависит от взаимодействия молекул материала и среды (в пределе можно перейти к целой поверхности). Судя по всему, больше экспериментируют с формой такой поверхности. И я лишь уточнил, почему не с материалом (который будет определять "сцепление"/"проскальзывание" с воздухом, а следовательно, и оптимальную геометрию). Впрочем, это всего лишь (моё) глупое предположение, т.с. человека со стороны. :)
Слой молекул газа (воздуха), прилегающий к поверхности тела - всегда неподвижный. Он намертво сцеплен с поверхностью тела.Понятно.
Что же касается кумулятивной струи, то, когда температура торможения превышает температуру плавления (огрубляю для простоты), то материал начинает раздвигаться струёй, как будто она дует в жидкость. Хотя температура самой струи может быть при этом гораздо, гораздо ниже температуры плавления материала.Прошу прощения, но, возможно, не стоит применять такие газодинамические понятия, как температура торможения потока, к негазовым объектам и явлениям. Кумулятивная струя - не газовый поток. Это струйка меди или иного пластичного металла, из которого выполнена облицовочная воронка кумулятивного заряда (для создания такой металлической кумулятивной струи воронка и присутствует в конструкции заряда). Медная кумулятивная струя, диаметром 2-3 миллиметра, по сути медная проволока, только жидкая, совершает работу по созданию канала в материале (броневой стали, например, или граните). Оставляя своё омеднение поверхности бронебойного канала по всей его длине. Дело тут не в температуре торможения (это не газодинамическое взаимодействие, никакой газ здесь никак не взаимодействует с преградой), а в высокой плотности энергии, прилагаемой высокоскоростной струёй меди к преграде, при которой связи кристаллической решётки материала преграды (брони, гранита) разрушаются, и реализуется гидродинамическая модель взаимодействия.
И даже вариант с ударным ядром (а не чисто газовой кумулятивной струёй), который Вы описываете,1) Нет никакой "чисто газовой кумулятивной струи". Кумулятивная струя, пробивающая броню, состоит не из газа. Даже наполовину или на четверть. Бронебойность кумулятивного действия возникает на расстоянии порядка радиуса заряда от среза. Это бронебойное действие оказывает струя меди, без разрывов и иных включений. Струя вытягивается дальше, потом, с некоторых значений удлинения, постепенно разрушается на части. Пока сохраняется целостность медной струи - она оказывает штатное бронебойное действие, соответствующее проектному.
Потому и используется облицовка и ударное ядро: это позволяет при той же скорости струи нарастить температуру торможения.3) Это уж совсем никуда не годится.)) Во-первых, вы очевидно путаете кумулятивную струю и ударное ядро - не стоит этого делать, это ну совсем разные штуки; ударное ядро и возникает по-другому, хотя и при действии кумулятивного заряда (единственное общее место со струёй), и броню не режет, оно тут вообще ни к селу ни к городу, простите за выражение - мы говорим не о метательном действии (это про ядро), а о кумулятивном резании брони ( это про струю - подчёркиваю: медную!).
Одновременно не вижу тутну, лады
при чём тут "температура торможения" медной струи?как при чём? :-) температура торможения имеет смысл при любом взаимодействии тел с ненулевой скоростью. Медь в струе ведёт себя как жидкость и уж тут температуру торможения можно рассматривать в полной мере. За счёт того, что медь несколько тяжелее воздуха, получается поднять температуру торможения или, что то же самое, загнать больше энергии в струю заданного сечения. Ровно потому от исходных решений с чисто газовыми кумулятивными струями (можете ознакомиться с историей вопроса) и перешли к облицовке воронки медью, а позже и к собственно ударному ядру.
Что интересно, раздвигаемая "жидкость" может двигаться со скоростью, выше скорости звука в ней, и там, в металле, образуются "ударные волны".Что касается сверхзвуковых взаимодействий в твёрдых телах. При сверхзвуковом воздействии (силовом) на твёрдое тело материал тела не успевает отводить упругим образом прикладываемое и получаемое сжатие - он может это делать только со скоростью звука. Поэтому при сверхзвуковом воздействии нагрузка на материал, не отводимая из области воздействия, накапливается во фронте, практически сразу превышая все пределы прочности материала -и на сжатие, и на разрыв (растяжение). Материал дробится.
и снова вы написали то же самое - но в другой модели, так что пришлось использовать много слов без внятного объяснения физикиИ здесь же таки повторю тогда.) :-) прошу прощения, но так вижу, в этих картинах. И тянет не только к ним самим, они понятны - но и к отчетливости их. Тут пара добавочных слов расходуется. Одновременно не вижу тут посторонних.) Каждый, то пишет в теме - участник, а не посторонний. На мой взгляд. Поэтому снова чуть больше слова. На самом деле это лишь наблюдение в стиле "Я так вижу, сэр. Физику эту. Я смотрю с этих ракурсов, ими и оперирую.)". А объяснить не выходит) Так что, если что, прошу прощения за непонятное выражение мыслей. Ну а физику возникновения ударных волн в материалы как-то и не затрагивали вовсе. Внятную, по крайней мере. Где возник вопрос по ней и как звучит - проглядел, видимо.
Наверное, всё-таки не конус, а искажённая призма: чем больше скорость, тем больше искажения. И пирамида в каком-то (бесконечном? большом?) пределе... Для конуса, наверное, это тело должно быть фигурой вращения... :)всё-таки именно конус, потому как форма берётся по большому масштабу. Локально, от, скажем, передней кромки крыла, будет идти клин, но в отдалении это будет всё равно конус.
Ударная волна формируется, когда самолет движется со скоростью выше звуковой, то есть когда число Маха превышает единицу.Я бы поправил - уже при М=1 формируется полноценная и полномасштабная ударная волна.
Распространение звуковых волн, создаваемых самолетом при разных соотношениях его скорости и скорости звука. М — число Маха. Слева — скорость самолета меньше скорости звука (M<1). В центре — самолет движется со скоростью звука (M=1). Справа — самолет движется со сверхзвуковой скоростью (M>1); человек на земле слышит хлопок в тот момент, когда до него доходит ударная волна (образующая конуса Маха). Рисунок с сайта sciencedebate2008