Птеродаустро и его челюсть-щетка

Перед вами реконструкция птеродаустро (Pterodaustro guinazui) — птерозавра из группы ктенохазматид, жившего в середине мелового периода, около 105 миллионов лет назад, на территории Южной Америки. Название рода происходит от древнегреческого πτερόν «крыло» и латинского auster «южный (ветер)», видовое название дано в честь аргентинского палеонтолога Романа Гиньязу (Román Guiñazú).

Птеродаустро был довольно крупным птерозавром: его вытянутый череп достигал 29 сантиметров в длину, а размах крыльев взрослой особи был 1–3 метра. Как и большинство летающих ящеров, птеродаустро жили рядом с водоемами.

Череп птеродаустро

Череп птеродаустро из Аргентины в коллекции Американского музея естественной истории. На конце нижней челюсти видны зубы, длина черепа — 23,5 см. Фото © Sandy Campbell с сайта 500px.com

Летающий ящер не выделялся бы из других птерозавров тех времен, если бы не его огромная нижняя челюсть с щетиной. Около тысячи видоизмененных щетинообразных зубов меньше миллиметра в диаметре и до 40 мм высотой располагались не в отдельных альвеолах, а в двух длинных бороздках, параллельных краям нижней челюсти. Зубы образовывали плотную и жесткую щетину, которая выполняла фильтрующую функцию. Питался петеродаустро в основном мелкими водными животными, ракообразными и планктоном, «челюсть-щетка» помогала ему захватывать и удерживать пищу в ротовой полости. На верхней челюсти тоже были зубы, но очень мелкие, с плоским коническим основанием и коронкой в форме лопатки. Они, вероятно, помогали животному перемалывать захваченную пищу.

Видоизмененные зубы для фильтрации были и у других представителей группы ктенохазматид, например у ктенохазмы (Ctenochasma) и Gnathosaurus, но их фильтрующий аппарат был не столь специализирован и совершенен, как у птеродаустро.

Питание птеродаустро

Примерно так питался птеродаустро. Изображение с сайта amnh.org

Первые окаменелости птеродаустро были обнаружены в конце 1960-х годов аргентинским палеонтологом Хосе Фернандо Бонапарте в формации Лагарсито (Lagarcito Formation) в провинции Сан-Луис в Аргентине. Местонахождение получило название Loma del Pterodaustro («Холм птеродаустро»). На сегодняшний день в Аргентине найдены сотни особей с размахом крыльев от 0,3 до 3 м, разного возраста, включая эмбрион в яйце. Несколько окаменелостей также обнаружены в Чили, в формации Санта-Ана.

Птеродаустро добывает пищу

Реконструкция способа добывания пищи. Рисунок © Kiabugboy с сайта deviantart.com

Такое обилие окаменелостей позволило изучить особенности развития этой рептилии. Изучение гистологии костей молодых птеродаустро показало, что они очень быстро росли в первые два года своей жизни, достигая примерно 53% от размера взрослого животного к половой зрелости, после чего рост скелета продолжался медленными темпами еще 3–4 года, пока скелет не достигал максимального размера — около 3 метров. Характер роста птеродаустро, таким образом, сходен с маленькими юрскими птерозаврами, такими как птеродактили (Pterodactylus) и рамфоринхи (Rhamphorhynchus), и отличается от более крупных птеродактилид (Pterodactylidae) вроде птеранодонов (Pteranodon) и никтозавров (Nyctosaurus), у которых взрослые и неполовозрелые особи имели сходные размеры тела.

Были найдены и яйца, даже с эмбрионами внутри. Яйца были вытянутыми, до 6 см в длину и 3,6 см в диаметре. Анализ газовой проводимости скорлупы показал, что гнезда птеродаустро имели влажность не менее 75%, что в сочетании с тафономическими и геологическими данными указывает на схожесть их гнездования с поганками и фламинго, которые сооружают гнезда во влажных местах.

Реконструкция местообитания птеродаустро

Реконструкция местообитания птеродаустро. На месте Loma del Pterodaustro, скорее всего, было постоянное мелкое озеро, где кормились птеродаустро. Рисунок из статьи L. Chiappe et al., 1998. Biotic association and palaeoenvironmental reconstruction of the «Loma del Pterodaustro» fossil site (Early Cretaceous, Argentina)

Как видно по многочисленным реконструкциям, у птеродаустро были сильные длинные ноги и развитые мыщцы. Вероятно, птеродаустро мог быстро и ловко перемещаться по суше, в отличие от современников — птеранодонов. По микроструктуре костей крыло птеродаустро напоминает крылья буревестникообразных — крупных птиц, которые часто парят, используя подъемную силу ветра. Возможно, так же поступал и птеродаустро.

Реконструкция внешнего вида птеродаустро

Реконструкция внешнего вида птеродаустро. Иллюстрация © Андрей Атучин с сайта pteros.com

Интересно, что на большинстве реконструкций птеродаустро имеет розовый окрас. Американский палеонтолог Роберт Беккер предположил, что к окрашиванию покрова в розовый оттенок мог привести рацион питания птеродаустро — как и у фламинго. Взрослые фламинго рождаются серовато-белыми, а благородный розовый цвет появляется, когда птицы переходят на питание ракообразными и цианобактериями, богатыми каротиноидами. Однако последние исследования показывают, что способностью накапливать каротиноиды не только в коже и клюве, но и в перьях обладают только современные птицы. Поэтому птеродаустро вряд ли имели розовое «оперение» (птерозавры покрыты пикнофибрами — нитевидными структурами, гомологичными перьям птиц), как это показывают художественные реконструкции.

Фото с сайта imynagle.carbonmade.com.

Эрика Ефремова


18
Показать комментарии (18)
Свернуть комментарии (18)

  • Юрий Фёдоров  | 11.07.2019 | 04:55 Ответить
    Плохо понимаю, как из этой щетки пищу в глотку направить. По-моему, в зубах-"щетине" больше застрянет и запутается добычи, чем прглотить удастся, не находите? Никаким языком ее оттуда не выковырять. Проще оставить пойманную мелочь жить меж зубов, как в траве...

    И все же мы в плену стереотипов:
    Если сетка, то процеживать; если процеживать, то воду.
    А вдруг там в те времена насекомые роились, и "процеживался" воздух?
    А вдруг в песке на берегу куча мелких хрупких улиток, и, значит, меж зубами процеживался песок?

    А вдруг и вовсе не процеживалось ничего, не сетка это из зубов, а щетка и удобно хватать такой щеткой, например, водоросли? Или мох с корой соскребать с древесных стволов?
    Или сидеть на каком-то мастодонте волосатом сорокаметровом неповоротливом и из шерсти его вычесывать этой щеткой килограммами насекомых?

    Хотя все равно для поимки многих небольших съедобностей щетка эта плоха - все между зубами останется, не достать оттуда.. А что за пищща такая, которую брать щеткой удобно, при этом она между щетинками этой щетки не застревает - придумать не могу. Разве что ковер какой.))
    Ответить
    • protopop > Юрий Фёдоров | 11.07.2019 | 05:22 Ответить
      Согласен.
      Ответить
      • VolkaDlak > protopop | 11.07.2019 | 10:00 Ответить
        Песок вряд ли можно фильтровать, сильно абразивный и не текучий, как мне кажется - никаких зубов не напасёшься. А шерсть чесать, да - удобно :)

        А на счёт как из щётки доставать, можно в два этапа, первым захватываем воду, отфильтровывая и набирая пищу, а потом, прикрыв клюв втягиваем воду вымывая из щётки пищу. Конечно тут тоже вопросы, куда эту втягиваемую воду "стравливать" (может через ноздри как киты?).

        P.S. Блиин… Простите не туда ответил.
        Ответить
        • meerkat147 > VolkaDlak | 11.07.2019 | 10:28 Ответить
          "Конечно тут тоже вопросы, куда эту втягиваемую воду "стравливать" (может через ноздри как киты?)." - где вы про такое слышали? :) Киты не стравливают воду через ноздри, она выходит через рот, и китовый ус пропускает воду и задерживает пищу, похожим образом было и птеродаустро.
          Ответить
          • VolkaDlak > meerkat147 | 11.07.2019 | 12:05 Ответить
            Вы правы, ступил, сработал стереотип про китовые фонтаны.

            Так то я с вами согласен, и мне тоже кажется что фильтрации как показано в анимации вполне достаточно, но Юрий Фёдоров выше усомнился в этом:
            По-моему, в зубах-"щетине" больше застрянет и запутается добычи, чем прглотить удастся, не находите?
            вот я и предложил механизм вымывания еды из зубов не требующий никаких новых анатомических "инструментов".
            Ответить
    • mehraban > Юрий Фёдоров | 11.07.2019 | 14:01 Ответить
      Какая ахиническая ахинея...
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > mehraban | 11.07.2019 | 15:09 Ответить
        Совершенно согласен!
        А Вы можете предложить версию хоть сколько-то не ахиническую?
        версию применения такой вот щетки?
        Только реальную, полезную и гигиеничную?
        Ведь щетка не во рту, а вокруг него, значит
        очистить ее, если что в ней застрянет - совершенно невозможно,
        А застревать в ней будет все подряд и обязательно будет застревать, если в воду ею лезть. Подозреваю, в ней застрянет куда больше, чем в узком участке, закрываемом-накрываемом верхней частью клюва.

        Очевидно же, что версия процеживания - полная ахинея, ибо для процеживания воды такая щетка, мягко говоря, избыточна! Для процеживания совершенно достаточно одного ряда этаких "зубов". И даже не этаких, а куда более простых, легких в обслуживании)
        Зачем же зверушка щетку здоровенную отрастила и таскает?
        Ответить
    • efremovaerika > Юрий Фёдоров | 11.07.2019 | 16:51 Ответить
      Это именно зубы. Проводился анализ, который показал, что эта щетина - настоящие зубы с эмалью. Как птеродаустро чистил такую щетину неизвестно, нигде такой информации не нашла. По поводу того, что добыча могла застревать в щетине тоже нигде не сказано. Находок с застрявшими ракушками в зубах еще нет) Несмотря на жесткость щетины, она была достаточно гибкая, поэтому если там что-то и застревало, то какая-то мелочь. Но то, что птеродаустро питались ракообразными - факт. В желудке у них находили гастролиты.
      Ответить
    • Kostja > Юрий Фёдоров | 12.07.2019 | 01:26 Ответить
      "По-моему, в зубах-"щетине" больше застрянет и запутается добычи, чем прглотить удастся, не находите? Никаким языком ее оттуда не выковырять."

      Язык без костей и поэтому легко достигает разных форм, очевидно он был хорошо подходящим к таким зубам, то есть длинным, гибким и растягивающимся. При обилии пищи если немного застрянет не беда, следующий раз проглотится. Можно посмотреть на ютубе как пеликаны живых голубей глотают, вот это трюк.
      Ответить
  • mehraban  | 11.07.2019 | 13:55 Ответить
    Какие у него, однако, ноги интересные. Почти птичьи.
    Ответить
  • эцих_с_гвоздями  | 11.07.2019 | 14:17 Ответить
    А на окаменелости щетка только спереди, что логично. Что фильтровать задней частью клюва? Вы динамику полета с таким веником на морде хорошо представляете? А кормежку на лету?
    Я тоже думаю, что плохо.
    Ведь он непременно чебурахнется в воду либо через голову от встречного сопротивления воды (и сломает себе шею, лишившись нижней челюсти), либо пузом, потеряв скорость.
    Художники-фантазеры
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > эцих_с_гвоздями | 11.07.2019 | 15:21 Ответить
      Согласен полностью! Про бока клюва.

      Да и спереди-то, кажись, не особо как-то, мне кажется, процеживать если)
      Вот если в иле копаться, в совсем нежном, и что-то оттуда вычерпывать, чтоб потом не особо от ила отплевываться - тогда еще как-то представимо. Нечто вроде гипертрофированных (в смысле количества и "тонщины" зубьев) граблей)
      Ответить
    • Kostja > эцих_с_гвоздями | 12.07.2019 | 01:17 Ответить
      Прежде чем сомневаться надо гуглить, зубы вообще хорошо сохраняются
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/70/Pterodaustro_guinazui.jpg
      Ответить
      • эцих_с_гвоздями > Kostja | 01.09.2019 | 23:25 Ответить
        А еще эмаль на кружках голубая, с цветочками
        Ответить
    • АнтонАнтон > эцих_с_гвоздями | 12.07.2019 | 02:36 Ответить
      А кто сказал, что он кормился на лету? Сел на воду и фильтруй себе. А про динамику полёта павлина с длиннющим хвостом что можно сказать? Не альбатрос ни разу, но от земли оторваться может. То же и с этой "летающей шваброй".
      Ответить
      • эцих_с_гвоздями > АнтонАнтон | 01.09.2019 | 23:24 Ответить
        А что, хвост спереди? Или оно вперед хвостом летает? Нет? Тогда ваш коммент не по делу. Комментаторы, ишь! Походите сперва в авиамодельный с год хотя бы, научитесь хвост от носа отличать, тогда за аэродинамику и поговорим.
        Ответить
  • sancho  | 12.07.2019 | 01:10 Ответить
    мне как-то тоже не верится в летающую швабру
    Ответить
  • antiximik  | 12.07.2019 | 12:49 Ответить
    Если уж фильтровать, то не просто "толщу воды", а какой-нибудь придонный ил... :)
    Обратите внимание: "клюв" этой ящерки загнут вверх. Зачем?.. ИМХО, это даёт возможность видеть, что можно подковырнуть... Наподобие водного экскаватора. :D
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»