MASCOT — исследователь астероида

Это MASCOT, мобильный исследователь поверхности астероида (Mobile Asteroid Surface Scout), который перепрыгивает на новое место, чтобы собрать информацию из другого места. В настоящий момент он находится на борту японской автоматической межпланетной станции «Хаябуса-2», которая высадит его на околоземной астероид (162173) Рюгу в 2018 году.

Сейчас зонды запускают не только к планетам, но и к малым телам Солнечной системы — кометам и астероидам (см. Последний маневр «Розетты»). Изучение астероидов важно для понимания процессов, которые происходили при формировании Солнечной системы. Согласно некоторым гипотезам, упавшие на Землю около 4 миллиардов лет назад астероиды могли «занести» на нашу планету сложные молекулы, которые впоследствии активно участвовали в появлении жизни на Земле. Особенно интересны в этом плане околоземные астероиды. А еще их удобно изучать, ведь они совсем рядом — не более 1,3 а. е. от Земли.

Околоземные астероиды Рюгу и Итокава

Околоземные астероиды Рюгу (компьютерная модель) и Итокава. Изображение с сайта isas.jaxa.jp

В 2003 году Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) отправило зонд «Хаябуса» к астероиду (25143) Итокава. Несмотря на ряд технических проблем, осложнивших и затянувших миссию, в 2010 году зонд вернулся на Землю с образцами грунта астероида. Уже в 2014 году к астероиду Рюгу был запущен зонд «Хаябуса-2», который должен добраться до места назначения летом 2018 года. Тогда аппарат проведет картографирование Рюгу, после чего в 2019 году приблизится к его поверхности для забора проб грунта.

Каждая из этих миссий по-своему уникальна. «Хаябуса» впервые доставила на Землю вещество с поверхности астероида, а «Хаябуса-2» не только соберет пробы грунта, чтобы доставить их на Землю, но и «прощупает» астероид при помощи спускаемого аппарата MASCOT, который проведет измерения в двух разных точках поверхности небесного тела. MASCOT был разработан Германским центром авиации и космонавтики (DLR). По форме и размерам он похож на обувную коробку и весит в условиях земной гравитации всего 10 килограммов.

Сборка спускаемого аппарата MASCOT

Сборка спускаемого аппарата MASCOT. Фото с сайта dlr.de

«Хаябуса-2» «выбросит» спускаемый аппарат с высоты 100 метров над поверхностью астероида. Это рискованное мероприятие, ведь точное значение силы притяжения Рюгу неизвестно. MASCOT оснащен датчиками ориентации, которые позволят ему установить, приземлился ли он в штатном режиме или «вверх ногами». Во втором случае аппарат с помощью внутреннего поворотного рычага перевернется в нужное положение и сможет приступить к измерениям. После того, как в одной точке поработают все приборы (а это радиометр, спектрометр, камера и магнитометр), MASCOT снова воспользуется поворотным рычагом, чтобы «прыгнуть» на новую точку в нескольких метрах от предыдущей. MASCOT не оснащен солнечными панелями, а работает на аккумуляторе. Исследователи рассчитывают, что аппарат сможет передавать данные на Землю в течение 16 часов.

Изображение с сайта dlr.de.

Анастасия Стебалина


5
Показать комментарии (5)
Свернуть комментарии (5)

  • taras  | 16.10.2017 | 12:44 Ответить
    А переехать не проще?
    Ответить
    • Валя Гриневич > taras | 16.10.2017 | 18:10 Ответить
      Из семи аппаратов, которые передвигались по другим небесным телам на колесах, двое застряли (один из наших луноходов и один из американских марсоходов), а у третьего (китайского лунохода) - почти сразу "заглох" мотор. Получается, что вероятность успешно "переехать" - чуть больше 50%.
      Ответить
  • taras  | 17.10.2017 | 10:21 Ответить
    Мотор "заглох" у аппарата с маркировкой "Made in China". На то, чтоб пропилить 3 мм ДСП толщиной 16 мм, расходуется 7 ножовочных полотен по металлу с той же маркировкой. Из оставшихся аппаратов, включая наземные, достоверно застрял на дистанции в несколько метров ровно один за всю историю, да и то проблема была в кривом авто"пилоте" (это был грузовик без водителя, заехавший в кювет). Так какова вероятность застрять БЫСТРО? А застрять в принципе может что угодно, не панацея даже шнеки и гусеницы. Дословная цитата: джипом называется легковая машина, способная застрять там, куда другая не доберётся. При этом в данном то случае маркировка "Made in Japan", а с этой маркировкой пикапы заводятся и ездят, упав со взорванного дома. Если обоснуете, "отталкиваясь" от особенностей "дороги", тогда другое дело. А статистика - она того, статистика и есть. Есть маленькая ложь, есть ложь большая, а есть статистика. Кроме того, какова вероятность вместо прыжка улететь? Прыжки в неизвестном гравитационном поле чреваты ошибками, в данном же случае прыгать предстоит не на планете, а на лёгоньком астероиде. В то, что он переживёт падение, поверить как то проще, чем в предпочтительность прыжков.
    Ответить
    • matod > taras | 18.10.2017 | 08:37 Ответить
      Думаю, в условиях очень слабой гравитации (астероид-то небольшой совсем) колеса "не покатят" :-) Сцепления не будет, особенно учитывая, что там на поверхности не асфальт, а рыхлая смесь пыли и обломков и совсем-совсем не ровный (опять же из-за низкой гравитации) . А если и будет, то любое препятствие будет отрывать машину от поверхности.

      Насчет фразы про ложь и статистику - она, конечно, остроумная, но применима только при неправильном использовании этого инструмента. Так можно про что угодно сказать, если в неумелых или недобросовестных руках.
      Ответить
  • 3g430  | 19.10.2017 | 09:42 Ответить
    Один "поворотный рычаг" с приводом (пружиной, взведенной на Земле) по-любому проще и легче, чем 4 колеса с электромоторами
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»