Этот робот-сапсан Robird в прошлом году удостоился награды как лучшая инновация в европейской робототехнике. Робот разработан нидерландской компанией Clear Flight Solutions и предназначен для отпугивания птиц от аэропортов, свалок, сельскохозяйственных земель и других объектов, где присутствие пернатых нежелательно и даже опасно.

С ростом интенсивности авиаперевозок проблема столкновения самолетов с птицами становится существенным фактором, угрожающим безопасности полетов. За последние 15 лет произошло уже несколько крупных несчастных случаев, причиной которых стали птицы. По статистике Boeing, столкновения с птицами и другими дикими животными за период с 1988 по 2014 год привели к гибели более 258 человек и уничтожили более 245 самолетов. Существует даже специальная международная комиссия по столкновениям с птицами (см. International Bird Strike Committee).

Большинство столкновений самолетов с птицами происходит на высоте менее 150 метров, то есть во время взлета и посадки. Столкновения на большей высоте случаются гораздо реже и их проще избежать, ведь их виновниками становятся в основном мигрирующие стаи гусей и уток, перемещения которых предсказуемы. Да и на борту есть специальные радары, предупреждающие об опасной близости птиц. Участки же аэропортов довольно привлекательны для птиц: это и открытые пространства, где можно ловить насекомых, и отсутствие хищников, и близость к человеческому жилью, где есть источники пищи. Так, в дачных поселках около аэропорта Томска жители активно подкармливали птиц зимой, что способствовало их привлечению на территорию самого аэропорта.

Стая птиц окружила Boeing 777

Стая птиц окружила Boeing 777 в аэропорту Хитроу, Лондон. Фото с сайта dailymail.co.uk

Чтобы отпугнуть птиц от зон авиационной активности, разработан целый арсенал средств (см. Отпугиватели птиц). Применение тех или иных устройств зависит от расположения аэропорта и целей, для которых его могут использовать птицы — кормятся ли они там, гнездятся или просто отдыхают. Одним из самых распространенных и действенных средств являются биоакустические установки, которые проигрывают тревожные крики птиц, повторяя их с определенной частотой. Такую установку можно послушать, например, на площади Тверской заставы рядом с Белорусским вокзалом в Москве. Также часто используют установки-хлопушки — пушки специальной конструкции, которые периодически создают сильных хлопок, пугающий птиц. В аэропорту Шереметьево в таких хлопушках используется пропан.

Однако такие звуковые средства действуют больше на перелетных птиц — у оседлых их постоянное применение вызывает привыкание и перестает отпугивать. Впрочем, по словам эксперта-орнитолога Александра Сидорова, работавшего в аэропорту Шереметьево и на нескольких аэродромах, оседлые птицы хорошо знают, что с самолетами лучше не пересекаться. Например, серые вороны в Шереметьево чуть ли не запоминают расписание, знают посадочную глиссаду и лишний раз стараются не пересекать взлетно-посадочную полосу. Больше проблем возникает со слетками и молодыми птицами, но и они активно учатся у старших. Однако все эти методы не годятся для воздушных насекомоядных птиц, таких как ласточки и стрижи, которые кормятся в воздухе на открытых пространствах.

В естественных условиях птиц отпугивает присутствие на участке пернатых хищников, например соколов. Более того, птицы помнят об опасном соседстве и годами избегают территорий хищников. На участках аэропортов по понятным причинам хищники отсутствуют, и это привлекает многих птиц. Иногда для их отпугивания используют воздушных змеев характерной формы, однако возможности полета таких «хищников» ограничены, да и двигаются они совсем не похоже на настоящую птицу. Используют также и ручных соколов, но это довольно трудоемко и не всегда доступно.

Основное преимущество птицы-робота — поразительное сходство не только формы, но и движения: характер полета робота копирует движения живой птицы. Робот управляется с земли специальным пилотом, который хорошо знает повадки птиц и методы влияния на них. Таким образом, робот-хищник может занимать экологическую нишу, в которой обычно находится настоящий хищник, и быть эффективным инструментом для отпугивания птиц. Причем инструмент этот универсальный и подходит для любой местности.

Робот Robird-сапсан

Робот Robird-сапсан похож на живого сапсана не только размерами и формой, но и характером полета. Фото с сайта iq.intel.co.uk

Есть две модели роботов Robird — сапсан и белоголовый орлан. Сапсан — это самая широко распространенная хищная птица в мире, ее ареал простирается от арктической тундры до тропиков Старого и Нового света. Робот-сапсан может быть эффективен против основной добычи сапсана — птиц весом до 3 кг: чаек, голубей, певчих и водоплавающих птиц, а также и более мелких хищников вроде пустельги. Орлан — это уже «тяжелая артиллерия», подходящая для отпугивания пернатых любого размера, например гусей, лебедей, воронов, цапель, соколов и ястребов.

Роботы Robird сапсан и орлан в действии

Помимо отпугивания нежелательных пернатых, птицы-роботы открывают ряд возможностей и для фундаментальных исследований поведения птиц и других животных в естественных условиях.

Фото с сайта twente.com.

Вероника Самоцкая


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»