На картинке вы видите иллюстрацию древней ритуальной игры в мяч, которая была широко распространена в доколумбовой Месоамерике, — тлачтли.
Точное время и место возникновения месоамериканской игры в мяч неизвестно, однако считают, что она появилась во II веке до н. э. в низинных тропических областях, где произрастает каучуковое дерево Castilla elastica, смола которого, по-видимому, использовалась для изготовления мячей. Одно из возможных мест зарождения этой игры — регион Соконуско (Soconusco) мексиканского штата Чьяпас, ведь именно там, на раскопках Paso de la Amada, археологи обнаружили самый старый стадион для игры в мяч — возрастом более 3400 лет. Другой кандидат — так называемая земля ольмеков (см. Olmec heartland) на берегу Мексиканского залива между горами Тукстла (Sierra de los Tuxtlas) и культовым центром ольмекской культуры Ла-Вента. Название «ольмеки» упоминается в ацтекских хрониках и переводится как «каучуковые люди», ведь земля ольмеков ассоциировалась с производством каучука. На раскопках в религиозном центре ольмеков Эль-Манати (El Manatí) археологи обнаружили самые старые каучуковые мячи — 1700–1600 гг. до н. э. Правда, эти мячи находились в погребениях и определено имели ритуальное значение, так что неизвестно, использовались ли они для игры.
Майя заимствовали традицию игры в мяч и интерпретировали ее в своей культуре. Изначально эта игра символизировала культ плодородия: с ее помощью индейцы старались обратиться к богам, чтобы те ниспослали им дожди и хороший урожай. Перемещение мяча на поле ассоциировалось с движением небесных светил — Солнца или Луны.
Игры проводились на каменных открытых площадках-стадионах, по форме напоминающих английскую букву «I». Стены были окрашены в яркие цвета, на поле были отмечены отдельные зоны, делившие игровое пространство.
В постклассический период (примерно 900–1521 годы) майя стали размещать на противоположных стенах стадиона на высоте примерно 3 метра каменные кольца, что позже войдет в культуру тольтеков и ацтеков.
Кольцо для игры в мяч. Чичен-Ица, Мексика VI–VII век н. э. Фото с сайта ru.wikipedia.org
Игры с мячом упоминаются и в эпосе майя-киче «Пополь-Вух». Например, в мифе о героях-мстителях рассказывается, что близнецы, игравшие целыми днями в мяч, разгневали владык Шибальбы (преисподней), и те решили сразиться с неугомонными братьями. Боги приглашают близнецов на соревнование, чтобы завладеть их экипировкой и убить, но братья перед входом в Шибальбу прячут свои доспехи и сражаются без них. Боги побеждают героев, но на этом история не заканчивается, потому что их дети (тоже близнецы) находят спрятанное снаряжение и решают отомстить богам. Проводится игра в мяч, где дети героев одолевают владык и превращаются в Солнце и Луну.
Шибальба в этом мифе — не только подземный мир, но и горная пещера, которая ведет к встрече с богами (в мифологии майя ее олицетворяет рептилия с чертами змея и каймана). Стадионы могли символизировать эту пещеру, то есть игра как бы открывала путь в Шибальбу, магическим образом перенося в нее победителя. Подобный ритуал приближал индейцев к богам, которым они могли озвучить свои просьбы — например, о хорошем урожае.
Тлачтли распространилась почти по всей Месоамерике, из-за этого правила игры изменялись в зависимости от времени и места ее проведения, так что ее стоит рассматривать скорее как комплекс игр. Поскольку игра носила ритуальный характер, нередко игрока победившей команды приносили в жертву прямо на поле.
Жертвоприношение игрока на поле для игры в мяч. Рельефный фриз на стадионе в Эль-Тахине, Мексика, примерно 600 год н. э. Фото с сайта flickr.com/photos/bermejofotografia
К сожалению, полностью правила древней игры нам не известны, поэтому о них остается догадываться по косвенным источникам. Один из них — современная версия игры, улама, которая напоминает волейбол без сетки. Игроки делились на две команды. У тольтеков и ацтеков игрок терял очки, если ему приходилось дважды бить по мячу перед возвращением его противнику, а также если он не попадал мячом в кольцо или если от его удара мяч покидал пределы поля. В древней игре передавать мяч можно было не только с помощью рук, но и бедер, локтей или палок. Благодаря каменным рельефам (см. , например, фото с рельефным фризом) и рисункам удалось восстановить образ игрока. Комплект одежды игрока состоял из набедренной кожаной повязки и иногда из пояса-корсета, к которому крепился хомут для более мощных ударов по мячу. Некоторые индейцы были изображены в наколенниках. Также игроки носили шлемы, которые были украшены ритуальными перьями и другими элементами.
Рисунок из книги Гильермо Марина (Guillermo Marín Ruiz) Los viejos abuelos: nuestra raíz indígena (см. интернет-версию книги).
См. также о месоамериканской игре в мяч:
Игра в мяч в культуре древних майя, «Постнаука», 12.01.2017.
Эрика Ефремова




Стадион для игры в мяч, Монте-Альбан, Мексика, 150–650 год н. э. Фото с сайта ru.wikipedia.org