На фото — фрагментированный череп взрослого бурого медведя, который в первых веках нашей эры, похоже, неоднократно участвовал в кровавых представлениях, устраивавшихся в амфитеатре древнеримского города Виминациум. Стрелки указывают на серьезное повреждение лобной кости и изношенные клыки животного, которые оно, вероятно, сточило о железные прутья клетки, пока содержалось в неволе.
Дикие животные были неотъемлемой частью жестоких древнеримских зрелищ: от травли (venatio), во время которой противниками зверей выступали гладиаторы-бестиарии, до смертной казни — так называемого damnatio ad bestias, суть которого сводилась к тому, что осужденных отправляли на растерзание хищникам. Описания кровавых представлений можно найти в античных текстах, однако в основном они посвящены представлениям, проходившим в Колизее — главном амфитеатре Римской империи.
В кровавых зрелищах участвовали как местные, так и экзотические животные. Не были исключением и бурые медведи. Их выводили на арену на потеху собравшейся публике не только в имперской столице, но и в провинциальных городах, где устраивались подобные забавы. Кости этих зверей иногда встречаются на древнеримских памятниках, но до недавнего времени исследователи не находили их останков с явными повреждениями, полученными во время представлений. Например, не так давно во время раскопок римского города Аугуста-Раурика, располагавшегося на территории нынешней Швейцарии, ученые обнаружили кости нескольких медведей, один из которых почти наверняка какое-то время содержался в неволе — вполне вероятно, ради участия в жестоких забавах, но никаких травм, подтверждающих это, нет.
Однако этой осенью ученые рассказали о результатах раскопок, которые проходили в Виминациуме — важном римском военном лагере на Балканах, основанном в 80-х годах I века нашей эры у впадения реки Млава в Дунай. Виминациум, многие годы служивший домом для VII Клавдиева легиона, постепенно оброс гражданским поселением и стал столицей провинции Западная (Верхняя) Мёзия, а после административных реформ III века — провинции Мёзия Прима. Главная достопримечательность римского Виминациума — античный амфитеатр, единственный на территории Сербии. Первый деревянный амфитеатр этого города возвели за стенами лагеря еще в начале II века, а уже в середине того же столетия его перестроили, превратив в каменно-деревянное сооружение, которое использовалось вплоть до первой половины IV века.
В течение 2007–2017 годов археологи проводили раскопки этого амфитеатра и прилегающих к нему территорий. Помимо руин основного сооружения, исследователи обнаружили там остатки нескольких построек, которые располагались неподалеку от арены для зрелищ. Так, чуть более чем в десятке метров от одного из входов в амфитеатр они раскопали руины небольшого здания, которое, похоже, использовалось в качестве вивария — помещения, в котором содержали животных.
1 — план римского амфитеатра в Виминациуме; красным кружком с крестиком обозначено место, где расположены остатки предполагаемого вивария; 2 — фото постройки, в которой, вероятно, содержались животные. Изображение из статьи S. Vuković et al., 2025. The first biomolecular evidence of leopards (Panthera pardus, Linnaeus, 1758) from the Roman era reveals the participation of African big cats in provincial amphitheatres
За годы исследований в амфитеатре и рядом с ним ученые обнаружили больше 30 тысяч костей и зубов разных животных, малая часть которых (около трех процентов) представляла собой останки диких зверей: от зайцев и бобров до леопардов и бурых медведей. Коллекция медвежьих костей из предполагаемого вивария включала фрагментированный череп: большую часть лобной и обе теменных кости, кусок затылочной и существенную часть височной костей, а также фрагмент верхней челюсти с несколькими зубами. По оценкам ученых, эти останки принадлежали особи, которая умерла в III–IV веках.
Археозоологи определили, что череп принадлежал самцу, который, судя по данным цементохронологии (определение возраста по годовым кольцам зубов), прожил около шести лет. Из фрагмента височной кости этой особи генетики секвенировали митохондриальную ДНК, анализ которой показал, что материнская линия медведя из Виминациума относится к кладе 1b, в которую также входят современные балканские бурые медведи. То есть вполне вероятно, что животное поймали в том же регионе, где и нашли его кости.
Повреждение и патологические изменения, выявленные на медвежьем черепе из Виминациума. Стрелки указывают на пораженные зоны. Фото из статьи N. Marković et al., 2025. A spectacle of the Roman amphitheatre at Viminacium: multiproxy analysis of a brown bear skull
На медвежьем черепе ученые выявили патологии и отчетливые признаки механической травмы, которую зверю нанесли при жизни. На его лобной кости нашли повреждение размером 23×27×10 миллиметров, возникшее из-за того, что животное сильно ударили по голове оружием. Тем не менее медведь не скончался от ранения и прожил еще какое-то время, на что указали следы заживления на кости. Однако процесс восстановления сопровождался развитием инфекции, следствием которой стал остеомиелит — тяжелое воспаление костной ткани.
Патологические изменения коснулись челюсти и зубов медведя. Клыки сильно изношены, заболевание пародонта привело к хроническому остеомиелиту альвеолярного отростка. Эта болезнь, среди прочего, вполне могла серьезно осложнить животному прием пищи. Подобные проблемы порой возникают у содержащихся в неволе современных медведей из-за того, что они грызут металлические прутья клетки. Скорее всего, с этим связана большая изношенность клыков и зверя из Виминациума.
Кончики клыков медведя со следами износа. Фото из статьи N. Marković et al., 2025. A spectacle of the Roman amphitheatre at Viminacium: multiproxy analysis of a brown bear skull
Вполне вероятно, что медведь получил травму черепа во время представления, проходившего в амфитеатре. Обычно бойцов, которые сражались на арене с этими животными, римляне изображали с длинными копьями. Возможно, именно таким оружием и ранили медведя, хотя, конечно, нельзя исключать, что это мог быть какой-то другой предмет. Менее вероятно, что животное ранили во время поимки — еще до того, как привезли в Виминациум.
В конечном счете исследователи пришли к выводу, что найденный фрагментарный череп представляет собой первое вероятное остеологическое доказательство, что бурые медведи участвовали в кровавых представлениях на римских аренах, о чем известно из множества других источников. Аномальный износ обоих клыков верхней челюсти, вполне вероятно, говорит о том, что медведь долгое время содержался в неволе и грыз прутья клетки. Возможно, что за это время он неоднократно успел поучаствовать в кровавых забавах, в ходе одной из которых он и получил травму черепа.
Фото из статьи N. Marković et al., 2025. A spectacle of the Roman amphitheatre at Viminacium: multiproxy analysis of a brown bear skull.
Михаил Подрезов




Расположение древнего Виминациума. Изображение из статьи N. Marković et al., 2024. Palaeoparasitological evidence for a possible sanitary stone vessel from the Roman city of Viminacium, Serbia