
Перед вами сцена необычной охоты: серая крыса (Rattus norvegicus) изловила пролетающую мимо водяную ночницу (Myotis daubentonii) и собралась ею отобедать! Видео было снято у входа в пещеру в городе Бад-Зегеберг на севере Германии, где проводят холодные зимние месяцы около 30 тысяч рукокрылых зверьков, в основном водяные ночницы и ночницы Наттерера (Myotis nattereri). Камеру оснастили инфракрасным осветителем: испускаемый им свет невидим для человека и находится за пределами визуальной чувствительности крыс, что и позволило получить настолько четкие кадры.
Крысы использовали две стратегии для ловли ночниц: одни подстерегали рукокрылых в вертикальной позе, опираясь на хвост, и ловили летящую добычу, другие хватали жертв, пока те отдыхали. Всего за пять недель наблюдений в 2020 году команда исследователей зафиксировала 30 нападений на ночниц, из которых 13 оказались успешными. Предположительно, крысы не видели своих жертв, но ощущали их присутствие с помощью вибрисс и/или чувствовали воздушные потоки, создаваемые биением крыльев.
Увы, ученые невольно облегчили грызунам задачу. В пещере была установлена автоматизированная система световых барьеров, используемая для подсчета летучих мышей и мониторинга их активности. Для создания лучшей контрастности изображения система была занавешена черной тканью, и крысы карабкались по ней, чтобы добраться до удобных мест для охоты. Также в одном из входных боксов системы исследователи обнаружили тайник с 52 тушками недоеденных летучих мышей, возможно оставленных про запас.
Несколько эпизодов успешных нападений крыс на водяных ночниц (от ночниц Наттерера ученые их отличали по форме хвостовой перепонки и менее длинным ушам). Обратите внимание, крысы активно используют для поимки рукокрылых передние лапы — совсем как кошки!
Хотя жертв не так уж много, ученые подсчитали, что даже небольшой крысиной колонии из 15 зверьков всего за одну зиму удалось бы уничтожить свыше двух тысяч летучих мышей, или примерно 7% всей колонии в Бад-Зегеберге. Конечно, для таких масштабов крысы должны питаться исключительно животной пищей, но полученные данные из других частей света показывают, что появление хищных крыс не так уж невозможно.
Например, японские исследователи установили, что у серых крыс с острова Мияке рацион на 70% состоит из различных беспозвоночных и позвоночных. На канадском острове Лангара (Langara Island) инвазивные серые крысы питались на колонии обыкновенных стариков: остатки этих морских птиц занимали в среднем 41% объема желудка отловленных крыс. Не сильно отстают от серых родственников и другие голохвостые грызуны: на острове Сюрпрайз в Новой Каледонии в отдельные периоды года значительную часть рациона черных крыс (Rattus rattus) составляют детеныши морских птиц и черепах, а на Гавайях животная пища была обнаружена в 38% желудков малых крыс (Rattus exulans).
Как видно, в первую очередь негативное влияние крыс на аборигенную фауну изучается на островах, и данные по континентальным экосистемам весьма скудны. Полученные из Германии записи позволяют еще раз указать на опасность голодных грызунов для зимующих летучих мышей, особенно уязвимых в это время года. Ранее было известно, что европейские мыши охотятся на зимующих рукокрылых в Нидерландах: ученые находили тушки со следами мышиных зубов, но сам процесс охоты в не наблюдали. Съемки в Германии позволили впервые увидеть, насколько ловко и умело грызуны ловят относительно крупных жертв, после чего легко утаскивают их в свои логова.
Останки съеденной водяной ночницы в Нидерландах, рядом с которыми лежат фекалии европейской мыши. Фото из статьи A.-J. Haarsma, R. Kaal, 2016. Predation of wood mice (Apodemus sylvaticus) on hibernating bats
Аналогичные данные были получены и из другой пещеры, расположенной в черте Люнебурга, города южнее Бад-Зегеберга. Иными словами, такие охотничьи умения — это не случайный местный феномен, а довольно распространенное явление среди городских крыс Северной Германии, и авторы исследования предложили усилить меры по контролю над инвазивными грызунами в городской среде, чтобы обезопасить местные виды животных.
Видео из статьи F. Gloza-Rausch, A. Bergmann, M. Knörnschild, 2025. Active predation by brown rats (Rattus norvegicus) on bats at urban mass hibernacula in Northern Germany: Conservation and one health implications.
Анна Новиковская




Поимка летящей (A–C) и сидящей добычи (D–F). Кадры из статьи F. Gloza-Rausch, A. Bergmann, M. Knörnschild, 2025. Active predation by brown rats (Rattus norvegicus) on bats at urban mass hibernacula in Northern Germany: Conservation and one health implications