На фото — живая ваза, сформированная из побегов лагерстрёмии индийской (Lagerstroemia indica), листопадного многоствольного дерева из семейства дербенниковые, объединяющего такие непохожие внешне растения, как гранат и рогульник (см. картинку дня Рогатые плоды чилима). Вопреки названию, лагерстрёмия происходит не из Индии, а из Китая. Именно китайские мастера создали вазы, которые в контейнерах были доставлены в Краснодар и высажены в парке «Краснодар» , известном в народе как парк Галицкого. Отрастающие из верхней кромки побеги зацветают красивыми ароматными пышными метелками. Получаются вазы с цветами. Цветет лагерстрёмия всё лето, зрелищно и ароматно. Обнаружить эти вазы можно в «зеленых комнатах», ограждение которых выполнено из бука лесного (Fagus sylvatica) и представляет собой стриженую плотную стену, образованную ветками деревьев, горизонтально закрепленными на каркасе.
И вазы, и ограждения зеленых комнат — элементы арбоскульптуры, искусства создания декоративных форм из живых деревьев или кустарников. Основоположником ее считается шведско-американский фермер Аксель Эрландсон (Axel Erlandson), в качестве хобби экспериментировавший с формами деревьев. В 1947 году он открыл целый парк под названием «Древесный цирк» (The Tree Circus). А термин «арбоскульптура» предложил в 1995 году американский художник и владелец питомника растений Arborsmith Studios Ричард Реймс (Richard Reames).
Три кита, на которых стоит арбоскульптура, — прививка, формировка, сращивание — совсем не новые приемы, каждый с историей. Упоминания о прививках встречаются еще в древнекитайских и древнегреческих источниках. Прививка имеет свои ограничения: арбуз на березе расти не будет. Схожим должно быть анатомическое строение, биохимия растений и скорость роста камбиальных тканей (активной прослойки между корой и древесиной), обеспечивающих сращивание. И даже если соблюсти все условия, порой получается непредсказуемое (см. картинку дня Прививочная химера).
Формировка лежит в основе китайского искусства пэньцзин, самое раннее изображение растения, полученного в этой технике, относится к 706 году. Композиции «на подносе», завезенные в Японию, способствовали созданию знаменитого японского бонсай, первое известное изображение которого датируется 1195 годом. Выращивание формированных деревьев и композиций на подносе предусматривает определенный уровень знаний и навыков, а также хорошее владение приемами работы с растениями.

Фреска в Мавзолее Цяньлин, на стене коридора, ведущего к гробнице принца Чжанхуая (Prince Zhanghuai), с изображением миниатюрного фруктового дерева пэньцзин (справа), 706 год. Фото с сайта magiminiland.org
Сращивание, третий из основных приемов арбоскульптуры, нередко происходит в природе совершенно естественным образом, его можно обнаружить в любом лесу у рядом растущих деревьев одного вида. При сильном сближении на ветру стволики или ветки в местах соприкосновения стирают друг у друга кору до камбия. Камбий — зона активного деления клеток, и при заращивании повреждений формируется перемычка. Эффект называется иноскуляцией (см. Inosculation).
Естественное сращивание стволов граба в лесу. Фото Татьяны Натальиной, Краснодарский край, май 2025 года
Сращивание, как и прививка, тоже имеет ограничения, принципы там те же самые. В арбоскульптуре используется преимущественно сращивание разных побегов одного дерева или стволиков/ветвей деревьев одного вида, растущих поблизости. Применяется и сращивание воздушных корней, ярким примером служат мосты из воздушных придаточных корней фикуса каучуконосного (см. картинку дня Живые мосты).
Двуногое дерево Акселя Эрландсона получилось путем сращиваня стволиков (когда они были молодыми и гибкими) двух деревьев. Фото с сайта oscarono.fr
Чтобы вынудить дерево отращивать побеги в нужном направлении, используются каркасы и направляющие. Для формировки краснодарских ваз по периметру днища высаживались черенки лагерстрёмии. После прорастания у каждого черенка оставляли один побег, остальные удаляли. Все побеги крепятся к направляющим таким образом, чтобы они росли под одинаковыми углами в одну сторону. В центре устанавливается каркас, и побеги по мере роста закрепляются на нем в нужном положении хомутиками. По мере утолщения побегов в зоне горлышка кувшина происходит их сращивание, и конструкция становится единым организмом.

Внутри ваз заметен каркас. Фото Татьяны Натальиной, Краснодар, апрель 2025 года
Чтобы произведение арбоскульптуры имело нужную форму, необходимо в течение всей жизни формованного растения удалять побеги, растущие не там и не туда. У ваз из лагерстрёмии на поверхности кувшинов весной тоже регулярно начинают нарастать побеги по всей поверхности, их удаляют, оставляя только те, что идут от верхней кромки в нужном направлении.
Крепление хомутиками побегов к каркасу и сращивание в районе горловины. Хомутики постепенно врастают в древесину. Фото Татьяны Натальиной Краснодар апрель 2025 года
Сращивание и прививка растений идут наиболее успешно в случае их близкого родства, оптимально — между клонами (см. картинку дня Пандо, роща клонов). В случае с лагерстрёмией побеги, которые участвуют в формировании вазы, — именно клоны, поскольку черенки для конструкции берутся с одного растения.
Формирование задуманной конструкции — процесс небыстрый: на создание живой скульптуры уходит, в зависимости от исходного материала и замысла, от одного года до десятков лет. Чтобы «изготовить» вазу из лагерстрёмии, потребуется не менее двух лет (это растение быстрорастущее и за сезон способно давать прирост более метра). В парке Галицкого вазы появились в 2021 году, так что им сейчас не менее шести лет.
Для арбоскульптуры можно использовать большинство лиственных деревьев с гибкими побегами. В российских условиях набирает популярность изготовление самых разнообразных живых плетеных конструкций из побегов ивы. Это даже быстрее, чем из лагерстрёмии: используются нарезанные длинные, метровые и больше, побеги ивы (разные виды, применимые для лозоплетения). Их укореняют, а затем переплетают в задуманный вариант. Наиболее востребованы плетеные деревья — «российские пальмы».
Высадка «пальм» в Губкинском, Ямало-Ненецкий автономный округ. Фото с сайта new.vektor-tv.ru
В отличие от традиционных скульптур, живые древесные композиции нуждаются в постоянном сопровождении опытного садовника, потому что у дерева есть свои взгляды на то, как лучше расти, и с замыслами дизайнеров они не совпадают.
Тематические сады арбоскульптуры есть в разных странах, например в США (Gilroy Gardens Family Theme Park, Калифорния), Австралии (сад Питера Кука и Бекки Норти в Квинсленде), Китае (сад живой скульптуры Вана Гуандэ в Биньчжоу) — каждый со своими особенностями и акцентами. От деревьев-решеток и живых кресел до деревьев-символов.
Фото с сайта livekuban.ru.
Татьяна Натальина




Слева — Аксель Эрландсон под своей работой. Фото с сайта cabinetmagazine.org. Справа — дерево «иголка с ниткой», одна из двух самых известных работ Акселя Эрландсона (наряду с деревом-корзиной). Фото из статьи K. Mudge et al., 2009. A History of Grafting