На фото — заснеженная плодоносящая веточка курильского чая, или дазифоры кустарниковой (Dasiphora fruticosa). Под какими только именами не известно это растение! В составе семейства розоцветные курильский чай успел побывать и в роду лапчатка (Potentilla), где назывался лапчаткой кустарниковой, и в роду пятилисточник (Pentaphylloides), там носил название пятилисточник кустарниковый. Теперь его выделяют в отдельный род дазифора (Dasiphora).
Пятилисточником растение назвали за симпатичные листики-ладошки, шелковисто опушенные в юном возрасте, курильским чаем — за выдающиеся чайные качества побегов с цветками. А за не менее выдающиеся целебные свойства сибиряки дали растению имя «могучка». Название рода Dasiphora происходит от греческих слов δασύς — «волосатый, косматый, пушистый» и φόρος — «несущий». Речь идет о повышенной пушистости гипантия цветка.
Естественный ареал курильского чая охватывает Приполярный Урал, всю Восточную Сибирь и Дальний Восток, горные Алтае-Саянские массивы, Монголию, высокогорья Средней Азии и Китая. С равнинными подлесковыми растениями и высокими травами конкурировать ему трудно, поэтому заселяет кустарник преимущественно горные склоны, где много солнца, мало или совсем нет деревьев, большие перепады температур, ветер и не особенно питательные почвы. Дазифора способна расти на высоте до 5500 м, в зонах вечной мерзлоты, выдерживает понижение температуры до минус 50°С. Средняя полоса для нее — курорт.
Курильский чай растет в виде раскидистого кустарника, в комфортных условиях он достигает полутора метров в высоту, в горах — чем больше высота, тем он ниже ростом, вплоть до стелющейся формы. Забираясь в горы, в процессе эволюции дазифоры подстраивали морфологию своих органов и обменные процессы под окружающие стрессовые условия. В результате получился геоксильный кустарник (см. Geoxyle), то есть такой, у которого подземная часть побегов, разрастаясь, образует мощное одревесневшее утолщение до 30 см в поперечнике — ксилоподий, от которого отходят разновозрастные побеги и даже целые кустарнички. Ксилоподий чем-то сродни лигнотуберам (см. картинку дня Лигнотубер), залегает обычно на глубине 5–20 см. Такая приспособительная структура обеспечивает выживание растения, если надземная часть замерзла, повреждена оползнем или ее съела оголодавшая живность. В случае повреждения самого ксилоподия его части способны дать жизнь новым растениям. Вегетативно дазифора размножается хорошо, лежащие на почве побеги вполне способны укорениться в подходящих условиях. В результате вырастает куртина из клонов (см. картинку дня Пандо, роща клонов).
Стелющаяся форма на больших высотах и скальных обнажениях выгодна растению: вблизи почвы заметно теплее, надежнее в бесснежный период, и есть шанс полностью укрыться снегом зимой. Но надеяться только на близость к почве и снег было бы неправильно, снега-то может и не быть. Подушковидно нарастающие кустарнички сами создают внутри себя заметно более комфортный микроклимат и успешно предохраняют основание куста от резких скачков температуры. Помимо этого, выровненная температура, защищенность от ветра, обилие опада формируют внутри куртины благоприятные условия для почвообразования и сохранения влаги.
В «подушке» дазифоры прижился рододендрон камчатский. Уютное место. Фото Марины Ворошиловой с сайта plantarium.ru, Магаданская область, 29 июня 2013 года
К приспособительным адаптациям относится величина и опушённость листьев. Маленькие листья испаряют меньше влаги, что в горах важно во все сезоны. Опушение спасает юные листочки от перегрева и переохлаждения, а во взрослом состоянии они становятся кожистыми, частично сохраняя опушение. Толстая кутикула (кожица) листа успешно препятствует излишнему испарению, сглаживает скачки температуры, внутренние крупные клетки с большим количеством хлоропластов обеспечивают высокую эффективность фотосинтеза.
Но и это еще не всё. С уменьшением длины светового дня растение прекращает рост (невызревшие побеги не перезимовывают). Во второй половине лета дазифора сосредотачивается на вызревании побегов, цветении и плодоношении. Ближе к осени перестраивает обмен на снижение обводненности клеток, повышение концентрации в клетках сахаров, синтеза криопротекторов, лигнификации клеточных стенок. Кратковременные (например, ночные) понижения температуры до минус 5°С не оказывают на растение негативного влияния.

Покрытый инеем цветок дазифоры. Фото Александра Сёмушкина с сайта plantarium.ru, Республика Алтай, долина реки Актру недалеко от ледника Малый Актру, 18 августа 2010 года
Перед листопадом растение переместит питательные вещества из листьев в корни и побеги, сброшенные листики застрянут в недрах кустарника, увеличивая со временем почвенный слой. Семена в коробочках останутся зимовать на концах побегов. Так они проходят естественную стратификацию (промораживание), которое впоследствии будет гарантией хорошей всхожести.
Кустарники курильского чая широко распространены в декоративном садоводстве умеренных и холодных зон, несмотря на то, что роскошными цветками похвастать не могут. Зато цветут с июня до заморозков, умильно-аккуратны и терпеливы невероятно. А чай из полуодревесневших побегов с цветочками получается красивый, золотистый, насыщенный. Танинов там не меньше, чем в черном чае, пользы наверняка тоже, да и растет дазифора беспроблемно по всей России.
Фото Юлии Михневич, Москва, 20 ноября 2023 года.
Татьяна Натальина




Слева — часть побега пятилисточника. Фото Александра Костюкова с сайта plantarium.ru, Бурятия, 17 июля 2019 года. Справа — цветущее растение на скале в Якутии, Хангаласский улус, Синские столбы, средняя температура января — минус 40°С, июля — 19°С. Фото Лены Глазуновой с сайта plantarium.ru, 26 июля 2023 года