Перед вами древнеегипетский остракон времен Рамессидов (фараонов Нового Царства, принадлежавших XIX и XX династии) с изображением нагого юноши и иератическим текстом, который гласит: «вернись, Сехакек, пришедший с неба и земли, чьи глаза в голове, чей язык в анусе, который питается хлебом из своих ягодиц, чья правая лапа отворачивается от него, а левая закинута на лоб, кто живет в навозе, которого боятся боги в некрополе». Не очень-то лестно, не правда ли? Это заклинание против злого духа по имени Сехакек, вызывающего головную боль. Такой остракон подвешивали в доме, чтобы он работал оберегом и защищал от кошмаров и головных болей. Изображенный юноша мог своим видом олицетворять человека, страдающего от мигрени, — возможно, он закрывает глаза рукой из-за светобоязни, которая нередко сопровождает приступы мигрени.
В Древнем Египте было принято подробно описывать и высмеивать внешний вид врагов, чтобы заполучить господство над ними (здесь можно вспомнить изображения девяти луков, которые наносились у подножия трона или на сандалиях фараона, чтобы он топтал врагов ногами). Степень детализации изображения и описания Сехакека свидетельствует о его опасности. Возможно, поэтому мы даже знаем его имя, что редкость для упоминаний о злых духах в дошедших до нас памятниках. Более того, мы даже знаем имена его родителей. Они упоминаются в заклинании на папирусе времен XIX династии, который поступил в 1950 году в Британский музей. Предположительно, он был найден в Дейр-эль-Медине, поселке работников знаменитой Долины Царей, как и остракон с изображением Сехакека.
Заклинание на оборотной стороне папируса можно перевести приблизительно так: «Вернись обратно, Сехакек, который сошел с неба и земли, чьи глаза в его голове, чей язык в его челюстях. Он питается экскрементами. Его правая рука вытянута. Его лицо различает звезды. Он живет на навозе, владыка того, что скрыто в южных небесах. Тот, кто в преисподней, боится его. Ndrhsmm имя его матери, Dwbst имя отца. Если ты придешь против писца Кенихопшефа, сына Сентнуфе, я выйду к тебе, твои руки будут далеко от тебя, ты не упадешь на меня. Я Trws за его святилищем». Дальше следует инструкция по применению заклинания: его нужно было прочесть четыре раза над стрелой, изготовленной из стебля льна. Папирус должен был быть сложен и прикреплен к стреле. Возможно, злой дух должен был быть унесен вместе со стрелой.
Маг, произносящий заклинание, представляется божеством, но не одним из хорошо известных египетских богов, а незнакомцем по имени Trws (Трус), который, видимо, имеет иностранное происхождение. Имена родителей Сехакека, как и имя его самого, тоже не египетские. Древние египтяне считали, что болезни происходят из других стран. Так что описание Сехакека как чужеземца вполне логично. Вероятно, злой дух был заимствован у выходцев с юга, из Нубии.
Какие мы можем сделать выводы? Люди страдали от мигрени не только в современном мире «плохой экологии», «вредных» гаджетов, «опасных» ГМО и «отравленной» пищевыми добавками еды, но и более 3000 лет назад, когда всего этого не было. Первые упоминания мигрени восходят к древним цивилизациям Месопотамии, около 4000 лет назад. Там причиной головной боли считали злого духа Тиу (Ti’u).
Первым сохранившимся медицинским текстом, описывающим симптомы мигрени, является египетский папирус Эберса (1550 г. до н. э.). В нем упомянуты также методы лечения: нужно сварить вместе ладан, тмин, гусиный жир, некую ягоду и нанести смесь на голову. Древний Египет славился развитой медициной, но это не мешало использованию магических ритуалов наравне с лечением.
Фото digital.library.ucla.edu.
Юлия Михневич




Оборотная сторона папируса с заклинанием против Сехакека. Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org