Демон мигрени

Перед вами древнеегипетский остракон времен Рамессидов (фараонов Нового Царства, принадлежавших XIX и XX династии) с изображением нагого юноши и иератическим текстом, который гласит: «вернись, Сехакек, пришедший с неба и земли, чьи глаза в голове, чей язык в анусе, который питается хлебом из своих ягодиц, чья правая лапа отворачивается от него, а левая закинута на лоб, кто живет в навозе, которого боятся боги в некрополе». Не очень-то лестно, не правда ли? Это заклинание против злого духа по имени Сехакек, вызывающего головную боль. Такой остракон подвешивали в доме, чтобы он работал оберегом и защищал от кошмаров и головных болей. Изображенный юноша мог своим видом олицетворять человека, страдающего от мигрени, — возможно, он закрывает глаза рукой из-за светобоязни, которая нередко сопровождает приступы мигрени.

В Древнем Египте было принято подробно описывать и высмеивать внешний вид врагов, чтобы заполучить господство над ними (здесь можно вспомнить изображения девяти луков, которые наносились у подножия трона или на сандалиях фараона, чтобы он топтал врагов ногами). Степень детализации изображения и описания Сехакека свидетельствует о его опасности. Возможно, поэтому мы даже знаем его имя, что редкость для упоминаний о злых духах в дошедших до нас памятниках. Более того, мы даже знаем имена его родителей. Они упоминаются в заклинании на папирусе времен XIX династии, который поступил в 1950 году в Британский музей. Предположительно, он был найден в Дейр-эль-Медине, поселке работников знаменитой Долины Царей, как и остракон с изображением Сехакека.

Папирус с заклинанием

Оборотная сторона папируса с заклинанием против Сехакека. Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org

Заклинание на оборотной стороне папируса можно перевести приблизительно так: «Вернись обратно, Сехакек, который сошел с неба и земли, чьи глаза в его голове, чей язык в его челюстях. Он питается экскрементами. Его правая рука вытянута. Его лицо различает звезды. Он живет на навозе, владыка того, что скрыто в южных небесах. Тот, кто в преисподней, боится его. Ndrhsmm имя его матери, Dwbst имя отца. Если ты придешь против писца Кенихопшефа, сына Сентнуфе, я выйду к тебе, твои руки будут далеко от тебя, ты не упадешь на меня. Я Trws за его святилищем». Дальше следует инструкция по применению заклинания: его нужно было прочесть четыре раза над стрелой, изготовленной из стебля льна. Папирус должен был быть сложен и прикреплен к стреле. Возможно, злой дух должен был быть унесен вместе со стрелой.

Маг, произносящий заклинание, представляется божеством, но не одним из хорошо известных египетских богов, а незнакомцем по имени Trws (Трус), который, видимо, имеет иностранное происхождение. Имена родителей Сехакека, как и имя его самого, тоже не египетские. Древние египтяне считали, что болезни происходят из других стран. Так что описание Сехакека как чужеземца вполне логично. Вероятно, злой дух был заимствован у выходцев с юга, из Нубии.

Какие мы можем сделать выводы? Люди страдали от мигрени не только в современном мире «плохой экологии», «вредных» гаджетов, «опасных» ГМО и «отравленной» пищевыми добавками еды, но и более 3000 лет назад, когда всего этого не было. Первые упоминания мигрени восходят к древним цивилизациям Месопотамии, около 4000 лет назад. Там причиной головной боли считали злого духа Тиу (Ti’u).

Первым сохранившимся медицинским текстом, описывающим симптомы мигрени, является египетский папирус Эберса (1550 г. до н. э.). В нем упомянуты также методы лечения: нужно сварить вместе ладан, тмин, гусиный жир, некую ягоду и нанести смесь на голову. Древний Египет славился развитой медициной, но это не мешало использованию магических ритуалов наравне с лечением.

Фото digital.library.ucla.edu.

Юлия Михневич


3
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)

  • Iskrit  | 19.12.2022 | 07:00 Ответить
    А могли ли подобные ритуалы дать достаточно самовнушения, чтобы отогнать боль? Хотя бы на время.
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 19.12.2022 | 07:37 Ответить
    Какой прогресс, однако: в 1550 - первое упоминание мигрени-болезни и первые, явно грубые, низменные средства борьбы с нею, а уже совсем скоро - 300 лет спустя - мигрень возведена в чин божества и битва с нею переведена из материальной в духовную сферу: прочтенные и свернутые в бумажках заклинания!)
    Это, по-моему, очень показательно, ведь так же и весь наш прогресс: от грубых топорных решений - к элегантности и экономному изяществу, с постоянными увеличением в решениях интеллектуальной составляюшей)))

    А ещё позабавило анатомическое богатство этого ...Кека, касающееся его языка: то он в попе, то в челюстях! И левая рука, оказывается, вовсе не обязательна. И это при том, что глаза завсегда в голове.))

    Оч мило)

    Надо попробовать что-то такое против например, э...
    против забывчивости придумать. Что-то такое, вроде:
    Ах ты такой-растакой Забывака, ноги твои враскоряку и рук своих обеих одновременно ты не видывал никогда! Чтоб на глаза мои ты не попадался, уйди с земли и с неба и марш пугать того, кто в преисподней правит! И чтоб тебе звездою по лбу перепало, да так, что ягодицы бы булками осыпались, а навоз ванилью показался!
    По-моему очень получается мощно - по древним формулам-то!))

    А про лён: разве из него получился такая стрела, которая унесёт лист пергамента? Мой опыт общения со льном говорит, что в лучшем случае очень недалеко, уж больно хилый для таких задач стебеле, гибкий слишком.
    Хотя, может быть в Египте какие иные сорта льна растили - не те, что мне видеть повезло....
    Ответить
    • Николай Ц > Юрий Фёдоров | 19.12.2022 | 21:39 Ответить
      Юрий, кто его знает, каким вырастал лён в тех или иных местах древнего Египта. Какие были его сорта, как они росли и возделывались, какими технологиями, в каком климатическом режиме, какие варианты или разновидности, какими они были в конце вегетативной фазы. Может, там были высокопрочные копья на длинной поросли, кто знает. Возможно, уже в том Египте были разные его сорта. Это как с тростником: сколько народов из него делали стрелы - не перечесть. Хотя тростник везде разный. Может, и лён так же - где для ткани, где для тростей. Шучу, но мысль понятна.

      Юлия, спасибо за интересную работу!) Биолог, заходящий в археологию - на таких стыках часто попадается весьма любопытное.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»