Древнеегипетский петух

Остракон с петухом

На фото — осколок известняка с изображением петуха, найденный в египетской Долине Царей между гробницами фараона Рамсеса IX и KV55 во время экспедиции графа Джорджа Карнарвона и археолога и египтолога Говарда Картера 1920–1921 годов.

Древние египтяне использовали осколки известняка или глиняных сосудов — остраконы — как более дешевую альтернативу папирусу для зарисовок, переписки, архитектурных планов, даже для школьных домашних заданий (школы в Древнем Египте известны с третьего тысячелетия до н. э.).

Найденный остракон Говард Картер датировал 1425–1123 годами до н. э., ориентируясь на другие находки из того же места. Позднее исследователи, изучив художественные особенности изображения, сузили датировку и отнесли находку к эпохе правления XIX династии фараонов (1292–1186/1185 гг. до н. э.).

В дневнеегипетском искусстве изображения домашних и диких птиц — например, уток, гусей, соколов, сов, цапель, ибисов, удодов — встречаются довольно часто, чего нельзя сказать о курах. В Древнем Египте (подразумевается период со времен палеолита до IV века до н. э.) кур не знали и не разводили в качестве домашней птицы. Тем интереснее, что датировка остракона с изображением петуха попадает в этот период. Примерно к тому же времени, что и остракон, относится еще один артефакт с изображением петуха — серебряная чаша из Бубастиса (1279–1213 гг. до н. э.).

Серебряная чаша из Бубастиса

Серебряная чаша из Бубастиса, вид снизу. В правой верхней части изображена так называемая «пустынная сцена»: справа от пальмы стоит петух, слева — два страуса с птенцом и пастух. Фото с сайта Метрополитен-музея в Нью-Йорке, metmuseum.org

Так где древние художники могли видеть кур? Возможно, их иногда привозили из других стран. Об этом можно узнать из единственного письменного источника фараоновского времени, где, по-видимому, упоминаются эти птицы. В анналах фараона Тутмоса III в Карнаке (XV век до н. э.) есть запись о получении египетским правителем дани из Сирии: «четыре птицы страны этой, вот они [рождают] каждый день». Глагол «рождать» был реконструирован известным египтологом Куртом Зете, однако не все исследователи с ним согласны (например, египтолог Фридрих Вильгельм фон Биссинг считал, что это был глагол «петь»). Вполне вероятно, что в этой записи упоминаются куры. Действительно, скорее всего, речь идет о птицах, непривычных для египтян, полученных из другой страны, раз дается описание птиц, а не их название: в египетском языке не было слова «петух/курица» (что подтверждает, что древние египтяне не знали этих птиц).

Иероглифы из фрагмента анналов Тутмоса III

Реконструкция иероглифов из фрагмента анналов Тутмоса III. В красном прямоугольнике глагол «рождать», под которым Курт Зете предполагал «нести яйца». Рисунок из статьи В. И. Ярмолович, 2017. Технологический и иконографический аспекты изучения фигурного сосуда в форме петуха (по материалам археологических раскопок ЦЕИ РАН на Ком-Тумане (Египет))

После этих двух артефактов — остракона и серебряной чаши — петух не появлялся на древнеегипетских изображениях вплоть до начала IV века до н. э. Но и тогда эта птица всё еще изображалась редко. К этому времени относятся рельеф из гробницы египтянина Хапиу (380–342 гг. до н. э., XXX династия), где петух стоит перед хозяином гробницы, и терракотовая фигурка из Мемфиса (342–332 гг. до н. э., XXXI династия), на которой петуха держит на руках человек.

Ситуация изменилась с приходом в 332 году до н. э. Александра Македонского. С этого момента петухов и кур стали изображать чаще, на рельефах гробниц (например, гробницы Петосириса в Туне эль-Гебель, датированной рубежом IV–III веков до н. э.), папирусах (папирус из Элефантины, II–I век до н. э.), и чаще всего — на различных предметах (терракотовых фигурках и формах для их изготовления, фигурных сосудах из глины и фаянса, глиняных светильниках, геммах). Многие из этих изображений были найдены в городах, где жило большое количество греков (например, в Александрии и Навкратисе).

Фрагмент папируса из Элефантины с петухом

Фрагмент папируса из Элефантины с изображением петуха. Он выполнен на сетке, с помощью которой древнеегипетские художники рассчитывали пропорции фигур и переносили их на другие поверхности. Изображение с сайта berlpap.smb.museum

Уже в VI веке до н. э. петуха ассоциировали с античными богами — Гермесом, Асклепием и Эросом. В Греции были популярны петушиные бои, которые проводились на площадях и в театрах.

Изобразительные свидетельства того, что петухи и куры распространились по Египту во времена господства греков, подтверждаются результатами исследований костных останков птиц, найденных во время археологических раскопок древнеегипетских памятников. Эти находки датируются периодом от IV века до н. э. до IV века н. э.

Фото с сайта britishmuseum.org, высота остракона — 16,2 см, ширина — 15,5 см, рисунок выполнен черными чернилами.

Виктория Ярмолович


4
Показать комментарии (4)
Свернуть комментарии (4)

  • Юрий Фёдоров  | 12.12.2019 | 05:12 Ответить
    Оч хороший рисунок. Прям вот такой художнически оч хороший. Линии, пропорции, ракурс...
    Только ужасно странно, что у второго петуха - который на миллиметровке - шпоры наизнанку!
    Разве они бывают торчащими вперед??
    Чем эту ошибку художника объясняют товарищи ученые?
    Ответить
    • antiximik > Юрий Фёдоров | 12.12.2019 | 16:56 Ответить
      Разве они бывают торчащими вперед??
      Чем эту ошибку художника объясняют товарищи ученые?
      Он - художник! Он так видит!! :)
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > antiximik | 13.12.2019 | 01:47 Ответить
        А мне кажется в этих шпорах колоссальная возможность научных изысканий и окрытий: можно заподозрить египтян в древних умениях решительно воздействовать на организмы разводимых птиц - тут простор фантазии (генетически, хирургически, отбором, химией, воспитанием) - или, наоборот, в неумении сохранить вымерших по их вине уникальных разновидностей куриного царства. И свое слово должны сказать археологи, им нужно найти скелеты удивительных египетских петухов со шпорами, обращенными вперед. Наверняка обладавшие этой особенностью птицы имели особую технику боя и оттого египесткие петушиные бои обретают особую зрелищность и уникальность...
        Ответить
    • pale > Юрий Фёдоров | 28.05.2022 | 16:15 Ответить
      Да, рисунок изумительный. Насчёт второго рисунка и "вывернутых" шпор - не заметил, пока не прочёл ваш комментарий. Однако, верно. Скорее всего, это несколько наивная попытка передать опасность этих шпор, а не просто задокументировать внешний облик птицы.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»