Жаркий день в Танзании. Возле озера Маньяра валяется довольно свежая, но уже неприятно пахнущая туша буйвола (Syncerus caffer). К ней начинают слетаться падальщики. Африканские грифы (Gyps africanus) и сипы (Gyps rueppelli) пока что сидят на деревьях вокруг и ждут, когда тушу вскроют африканские ушастые грифы (Torgos tracheliotos). Тем временем более дерзкие рогатые вороны (вы их видите на фото) уже пытаются отщипнуть себе небольшой кусочек лакомства. В группе их было трое, и они относились друг к другу довольно дружелюбно.
Рогатые вороны (Bucorvus leadbeateri, ранее Bucorvus cafer) — это такие своеобразные птицы-носороги (отряд Bucerotiformes), составляющие отдельное семейство рогатых воронов (Bucorvidae). Они считаются самыми крупными совместно гнездящимися птицами, питаются в основном насекомыми и мелкими позвоночными животными, могут охотиться в группе на более крупную добычу. При случае не побрезгуют и падалью. В отличие от более известных азиатских древесных птиц-носорогов (Bucerotidae), рацион которых может состоять из фруктов на 95%.
Наш сафари-джип подъезжает поближе, и мы начинаем рассматривать происходящее. Я обращаю внимание группы на «капских» рогатых воронов. Через пару минут участники меня поправляют. Мол, неправильно ты рассказываешь, ворон не «капский», а «кафрский»! Я тут же засмущался. Как-то я раньше всю жизнь думал, что рогатый ворон называется капским, потому что обитает в Капской области. Он там действительно живет, но название имеет иное происхождение.
Кафрский лайм (Citrus hystrix), кафрский орел (Aquila verreauxii), кафрский рогатый ворон — все эти названия, вероятнее всего, происходят от арабского слова «кафир» — неверный, немусульманин. Арабы использовали это слово для иноземцев в торговых отношениях. Затем оно перекочевало в европейские языки, в XIX веке британцы называли кафрами народ коса и другие близкие к нему народы. Позже слово перешло на всех африканцев и приобрело негативный окрас: оно активно использовалось в Южной Африке во время апартеида.
Лайм, вероятно, назвали кафрским из-за того, что он считался хуже других лаймов, пока не обнаружился уникальный аромат его масла. Животных же называют кафрскими, возможно, благодаря соседству с кафрами. Или потому что юго-восточную часть ЮАР в XIX веке называли Каффария (см. Kaffraria), сейчас эти земли входят в Восточно-Капскую провинцию страны. Поэтому эпитет «кафрский» чаще встречается в названиях южноафриканских животных: есть, например, кафрский кот (Felis lybica cafra) — южноафриканский подвид степного кота, карликовый хамелеон Bradypodion caffer, подвид африканского буйвола Syncerus caffer caffer. А некоторым животным эпитет присваивали по ошибке, полагая, что они обитают в Южной Африке, например североамериканскому подвиду золотого дятла (Colaptes auratus cafer).
Хорошо, что эпитет «кафрский» остался только в русском народном названии рогатого ворона. При всех недостатках народных названий, у них есть одно большое преимущество: их можно как угодно менять. В отличие от научного названия, которое за редким исключением дается раз и навсегда. Животным и растениям всё равно, как мы их называем. Но названия мы используем друг для друга, и они не должны никого оскорблять. Есть альтернатива — южный рогатый ворон (Southern ground hornbill). Пусть это имя останется единственным. Тем более что есть и северный, или абиссинский, рогатый ворон (Bucorvus abyssinicus), обитающий в северной части Черной Африки. Кстати, у него действительно есть нарост на клюве, напоминающий рог.
Абиссинский рогатый ворон. На переднем плане — самец, на заднем — самка. У самца участок голой кожи на шее красный, у самки — синий. Фото © Rod Waddington с сайта flickr.com, Эфиопия, 2 сентября 2012 года
Так что родовое название Bucorvus вполне оправдано, это слияние двух слов — Buceros и Corvus. Второе слово — это родовое название ворона, а первое — одного из родов птиц носорогов (калао), которое означает «рогатый как бык».
Фото Григория Евтуха, Танзания, октябрь 2022 года.
Григорий Евтух
Обратите внимание на длинные «ресницы» рогатого ворона. Это видоизмененные перья, защищающие глаза от пыли и солнца. Фото Вероники Самоцкой, Танзания, 2021 год