Перед вами пятисотлетние манускрипты из буддийского монастыря Вехерагалла Самудрагири Вихарайя (Veheragalla Samudragiri Viharaya) в Мириссе (Mirissa) на острове Шри-Ланка. Однако это вовсе не бумага, а листья пальмы корифы зонтоносной (Corypha umbraculifera). Уже несколько тысячелетий ее листья используют в буддийских монастырях ряда стран Юго-Восточной Азии. На языках пали, санскрите и сингальском монахи записывают священные тексты, ведут летописи и хранят знания о древней медицине аюрведе. На Шри-Ланке находятся крупнейшие коллекции этих манускриптов, также называемых Ола (на тамильском языке, распространенном на юге Индии и севере Шри-Ланки, слово Ōlai означает «лист пальмы»). Часть манускриптов хранится в буддийских монастырях, а наиболее старинные — в Национальной библиотеке Шри-Ланки в Коломбо.
Корифа зонтоносная также известна как талипотовая или цейлонская пальма. Слово «талипот» имеет санскритские корни: tāla — «пальма» и patra — лист (на сингальском Tal-gaha). Цейлонской пальма названа за свой ареал: она растет преимущественно на острове Шри-Ланка и в ряде регионов Южной Индии. Пальма сейчас в природе редка, и чаще ее можно встретить в искусственных насаждениях и ботанических садах, ее также культивируют в Камбодже, Мьянме, Таиланде, Китае и на Андаманских островах.
Для корифы характерны веерные листья весьма внушительного размера, из которых и делают длинные узкие странницы «книг». Лист пальмы может достигать 7–8 метров в длину (из которых 2–3 метра — это черешок) и 5–6 метров в диаметре. С этим связан видовой эпитет корифы umbraculifera, который можно перевести как «тененесущая», поэтому еще она встречается под именем «пальма тени». Считается, что лист корифы так велик, что может укрывать от солнца или дождя 15–20 человек. В раскрытом состоянии пластинка листа распадается примерно на 80–110 сегментов. Но для создания писчего материала листья срезают еще не раскрывшимися и разделяют на полоски вручную, удаляя жилки. Самое подходящее время для сбора листьев — четыре месяца после их появления.
Талипотовая пальма. Фото ©Wendy Cutler с сайта flickr.com, ботанический сад на Гавайях, США, 2 декабря 2012 года
Полосы скатывают в нетугие рулоны, которые помещают в медный котел с водой, и кипятят около часа. Иногда в воду добавляют молоко или куркуму для придания определенного цвета страницам. Затем листья сушат на солнце три дня и после сматывают в рулоны и еще три ночи держат на открытом воздухе. На этом этапе рулоны убирают на хранение или же доводят до готовой продукции, шлифуя и натирая до блеска с обеих сторон растительными маслами.
Заготовки для изготовления писчего материала, не отполированные и непромасленные. Экспонат музея при пещерном храме Alu Viharaya рядом с городом Матале
После этого их нарезают на полосы нужной длины: как правило, размер листов для манускриптов составляет 4–6 × 33–36 см; далее их складывают в стопки и делают отверстия для шнура, а затем помещают между деревянных пластин, слегка превышающих по размеру сами листы.
Книгу скрепляют шнуром и по краю страниц проходят раскаленным железом, чтобы удалить выступающие волокна, а также защитить их от проникновения спор грибов. Шнуры традиционно изготавливали из жилок растения сансевиерии зейланика (Sansevieria zeylanica) и окрашивали естественными красителями.
Записи ведут обычно на обеих сторонах листа металлическим стилосом. Писцы, если были правшами, делали специальную выемку на длинном ногте большого пальца левой руки, для того чтобы закреплять там стилос при работе с манускриптами, как весло в уключине.
На севере Шри-Ланки, в тамильском регионе, для изготовления манускриптов также используют листья пальмиры (Borassus flabellifer), в остальных регионах — талипотовую пальму. Считается, что листья обеих пальм более устойчивы к вредителям. Однако в жарком тропическом климате Шри-Ланки, где влажность воздуха, как правило, превышает 70%, поражение плесневыми грибами практически неизбежно. Как указывают исследователи, изучавшие следы плесени на старинных манускриптах из Национальной библиотеки в Коломбо, для сохранения древних рукописей требуются особые условия хранения, которые далеко не всегда могут быть обеспечены. К тому же со временем листы могут слипаться и становиться хрупкими.
Считается, что средняя «продолжительность жизни» таких манускриптов — 300–350 лет. В монастырях существует многовековая традиция регулярной переписи этих книг вручную. Также для отпугивания насекомых и придания гибкости листьям при хранении используют натуральные масла цитронеллы (Cymbopogon nardus) и камфорного дерева (Cinnamomum camphora). Выцветающие буквы восстанавливают смесью угля с растительными маслами. Наиболее древние манускрипты сейчас хранятся в Национальной библиотеке, там созданы специальные условия: оптимальная влажность воздуха составляет 50–60%, поскольку более 70% — это благоприятные условия для развития грибов, а менее 40% приводит к чрезмерной сухости и растрескиванию манускриптов. Подходящий диапазон температур — 20–24 градуса.
«Пальмовые книги» содержат не только религиозные и медицинские тексты, но также астрологические предсказания, записи по истории и географии, фольклорные сказки и легенды. Считается, что древнеиндийский эпос «Рамаяна», события которого частично происходят на Шри-Ланке, был записан на листьях Ола. Ряд текстов — это переводы с санскрита индийских манускриптов, в частности по астрологии и медицине. Но книги по истории, географии и содержащие фольклор — местного, сингальского сочинения. Правда, исторические события там гармонично переплетаются с традиционными мифами и легендами, и изучение манускриптов необходимо дополнять современными археологическими данными для восстановления более ясной картины. Многие бесценные манускрипты Ола в свое время были вывезены за рубеж, но сейчас вывоз любых фрагментов манускриптов с территории Шри-Ланки строго запрещен. Ряд сочинений можно отнести к началу IV века нашей эры, но манускриптов такой древности на Шри-Ланке пока обнаружить не удалось, самый ранний из найденных датируют 1250 годом в соответствии с типом написания сингальских букв.
Однако корифа зонтоносная является не только самой «мудрой» из пальм, регулярно поставляющей материал для создания книг, но и самой высокой среди представителей своего семейства. Ее цилиндрический стебель, покрытый колючими основаниями отмерших листьев, выполняющих защитную функцию, может достигать в высоту до 25 м при толщине до 70–130 см, что особенно примечательно для представителя однодольных.
Слева — ствол корифы зонтоносной. Фото © Leonora (Ellie) Enking с сайта flickr.com, ботанический сад на Шри-Ланке, 15 января 2017 года. Справа — высокая корифа зонтоносная. Фото © Scott Zona с сайта flickr.com, ботанический сад на Ямайке, июль 1988 года
Своим родовым именем корифа обязана весьма характерному и узнаваемому облику и расположению соцветия, возвышающемуся над пальмой на несколько метров. С греческого kορυφη можно перевести как «пик или вершина». В отличие от многих пальм, обладающих боковыми соцветиями, не единожды образующимися в течение жизни, у корифы оно верхушечное, пирамидальное, издалека напоминающее белую гору или фонтан, бьющий из шапки листьев. Соцветие цейлонской пальмы считается самым большим ветвящимся соцветием в мире растений, но не путайте с аморфофаллусом титаническим (Amorphophallus titanum), у которого самое крупное неветвящееся соцветие (см. картинку дня Огромный, теплый и вонючий). В длину оно достигает 6–9 метров, а ветви этого «букета» могут простираться на 3–5 метров, неся на себе до нескольких миллионов цветков кремового цвета.
Цветущая корифа зонтоносная. Фото с сайта flickr.com, Шри-Ланка, ноябрь 2009 года
Но, к сожалению, такое расточительное великолепие пальма может позволить себе лишь раз в жизни. Корифа зонтоносная — монокарпическое растенние, а это значит, что после цветения и плодоношения дерево умирает. Зацветает она на 30–70-й год жизни (чаще на 30–40-й), за эти годы в запасающих тканях ствола накапливается большое количество крахмала, необходимого для единственного в жизни репродуктивного взрыва. Именно поэтому корифу используют также как источник крахмала, предавая накопленные ею запасы для цветения на нужды людей.
Любопытно, что на Шри-Ланке периодически наблюдаются одновременные цветения многих пальм в один год. Это явление в начале XX века изучали в Королевском ботаническом саду Перадения рядом с городом Канди в центральной провинции Шри-Ланки). Существует мнение, что цветение монокарпиков часто провоцируется сильной засухой в предшествующий год. В данном исследовании была изучена аллея из двадцати растений корифы зонтоносной, в которой все деревья были высажены в Перадении в 1888 году. В июне 1918 года семь из них зацвели, также в этот год по всему Цейлону было насчитано около 200 талипотовых пальм в цвету. Причем в предыдущем году действительно наблюдалась засуха. Однако исследователей смутил тот факт, что оставшиеся 13 пальм в аллее не цвели, хотя были того же возраста и росли в одинаковых условиях. В июне 1922 года еще восемь пальм зацвели в Перадении. Зацветшим в 1918 году было 37 лет, этим уже, соответственно, 41 год. Но в 1922 году другие талипотовые пальмы от Коломбо до Канди цветущими замечены не были. В итоге был сделан вывод, что не столько возраст пальмы и внешние условия влияют на ее цветение, сколько высота ствола. Достигая примерно к 34 годам критического роста, пальма не справляется с водоснабжением на такую высоту. И засуха в таком случае может стать лишь дополнительным фактором. Однако если рост по какой-то причине происходит медленнее, то пальма зацветает позднее. В случае с аллеей это подтверждается тем, что оставшиеся пять пальм были ниже зацветших.
Для созревания плодов требуется около года. Они зеленовато-коричневые, округлые, примерно четыре сантиметра в диаметре и несут одно семя. И этим завершается жизнь самой высокой из пальм.
Помимо создания носителя мудрости и знаний ее листья используют для кровель, а раньше из них еще изготавливали традиционные веера и зонты, которые наряду с манускриптами можно увидеть в буддийских монастырях.
Автор выражает благодарность настоятелю монастыря Veheragalla Samudragiri Viharaya Преподобному Tharaperiye Saranasiri Thero, который любезно согласился показать манускрипты.
Фото Полины Сутягиной, Шри-Ланка, 2022 год.
Полина Сутягина
Храм при монастыре: слева — внешний коридор храма, справа — фрагмент фресок-иллюстраций Джатаки. Монастырь Вехерагалла Самудрагири Пурана Вихарайя имеет большое культурное и социальное значение, поскольку в нем сохраняются древние фрески и манускрипты; кроме того, он особо почитаем местной общиной, в частности потому что послужил укрытием от цунами в 2004 году