Перед вами фреска на потолке дома немецкого зоолога, художника и философа науки Эрнста Геккеля (1834–1919) «Вилла Медуза» в немецком городе Йена. На фреске изображена (со стороны рта) медуза Periphylla из семейства перомедуз.
Медузы, наряду с радиоляриями (одноклеточными, обладающими скелетом), были любимым объектом изучения Геккеля. Эту любовь Геккель реализовал в дизайне своего дома, а также Филетического музея (Phyletisches museum) в Йене, основанного ученым в 1907 году и посвященного филогенезу и эволюции.
Сейчас «Вилла Медуза» функционирует как Мемориальный музей Эрнста Геккеля и является частью Йенского университета имени Фридриха Шиллера (в этом университете Геккель проработал 47 лет, с 1862-го по 1909 год). В шести комнатах дома ученого представлена его жизнь и деятельность, выставлены оригинальные рукописи, письма, рисунки, картины, фотографии, книги.
Изюминкой музея является рабочий кабинет Геккеля, который сохранился в первозданном виде. Этот кабинет — воплощение мечты о продуктивной научной работе: большое окно, выходящее на сад, обширная коллекция книг, рабочий стол с красивыми и полезными вещицами, мягкий диванчик, на который хочется прилечь, чтобы немного отдохнуть от напряженной работы перед следующим рывком.
Рабочий кабинет Эрнста Геккеля. Сколько насчитаете изображений медуз? Фото со страницы музея в Фейсбуке
Эрнст Геккель родился 16 февраля 1834 года в Потсдаме, Германия. После окончания гимназии изучал медицину и смежные науки в университетах Берлина, Вюрцбурга и Вены. В 23 года он получил степень доктора медицины и начал работать врачом, но вскоре оставил медицину и переехал в Италию для изучения радиолярий.
Вернувшись из Италии в апреле 1860 года, 26-летний Геккель с большим интересом прочел немецкую версию второго издания книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Молодой натуралист был впечатлен до такой степени, что стал большим поклонником Дарвина и не раз защищал теорию Дарвина от яростных нападок со стороны некоторых из своих коллег. Геккель способствовал визуализации теории, разработав филогенетические деревья, отражающие эволюционные пути различных групп организмов, в том числе человека. Геккель придумал много важных для биологии терминов: филогенез, онтогенез, экология, монофилия, полифилия; сформулировал биогенетический закон, гласящий, что организм в своем индивидуальном развитии повторяет путь эволюции своего вида (см. Онтогенез повторяет филогенез). Закон сыграл важную роль в истории развития науки, но сейчас опровергнут.
Филогенетическое древо человека, составленное Геккелем. Из экспозиции Мемориального музея Эрнста Геккеля в Йене. Фото © Юлия Михневич, 25 марта 2014 года
В 1862 году вышла монография Геккеля о систематике радиолярий, после чего его назначили экстраординарным профессором в Йенском университете. Финансовая стабильность нового положения позволила ему жениться на Анне Сете (Anna Sethe). Но в 1864 году Анна внезапно умерла (возможно, из-за разрыва аппендикса). Чтобы как-то помочь Эрнсту оправиться от горя, родители отправили его на Средиземноморское побережье Франции. Во время одной из прогулок он увидел медузу: «Я наслаждался несколькими счастливыми часами, наблюдая за игрой ее щупалец, которые свисают, как светлые украшения для волос, с края тонкой шапочки-зонтика и которые при легчайшем движении могут сворачиваться в толстые короткие спирали». Он сделал набросок и назвал вид Mitrocoma annae — «головная повязка Анны». Позже он назвал в честь жены еще одну медузу — Desmonema annasethe (ныне Cyanea annasethe) — и один вид радиолярий — Dictyocodon annasethe. Всего Геккель описал 154 вида медуз, но большинство видов пересмотрены современными систематиками.
Изящество и красота медуз успокаивали Геккеля и способствовали его увлечению этими животными. После возвращения из Франции он продолжил свои исследования в Йене, описывая ископаемых и современных медуз. В 1865 году Геккель получил вторую докторскую степень, уже по зоологии, и был назначен заведующим кафедрой зоологии Йенского университета. Он занимал эту должность до выхода на пенсию в 1909 году. После завершения работы над монографией «Система медуз» в 1879 году Геккель и построил свой дом, украсил его фресками с медузами и назвал «Вилла Медуза».
Медузы даже вышиты на салфетке, лежащей в рабочем кабинете. Голова шимпанзе отражает интерес Геккеля к эволюции человека, на стенах кабинета также висят картины с изображениями предков человека. Фото © Юлия Михневич, 25 марта 2014 года, Йена, Германия
Художественные работы Геккеля известны почти исключительно по его книге «Красота форм в природе» (Kunstformen der Natur), состоящей из ста литографий и вышедшей в полной версии в 1904 году. Медузам в книге посвящено 12 литографий, радиоляриям — 10. Эта книга оказала большое влияние на архитектуру в стиле модерн и другие области искусства и дизайна. По мнению некоторых исследователей, Геккеля сейчас помнят в научном сообществе больше за его произведения искусства, чем за вклад в науку.
Литографии медуз и радиолярий из книги Геккеля «Красота форм в природе». На литографии 8 изображена медуза Desmonema annasethe, на литографии 31 в центре нижнего ряда изображена радиолярия Dictyocodon annasethe. Изображение и статьи J. R. Dolan, 2019. Ernst Haeckel's Radiolarians and Medusa: The influence of his visits to Villefranche on his science and his art
В 1908 году Геккель был награжден медалью Дарвина–Уоллеса Лондонского Линнеевского общества. Президент Общества назвал ученого «великим апостолом теории Дарвина–Уоллеса в Германии», после чего Геккель получил прозвище «немецкий Дарвин». В 1909 году Геккель оставил работу профессора и ушел на пенсию. 9 августа 1919 года он умер на своей «Вилле Медуза» в возрасте 85 лет.
Геккель рисовал не только различных живых существ, но и пейзажи, виды города. Фото © Alfred Bischoff, 1914 год, из статьи J. R. Dolan, 2019. Ernst Haeckel's Radiolarians and Medusa: The influence of his visits to Villefranche on his science and his art
Если вы живете в Москве, у вас есть отличная возможность посетить место, напоминающее «Виллу Медуза». Это особняк С. П. Рябушинского, построенный 1900–1903 годах архитектором Федором Шехтелем в стиле раннего модерна; в нем присутствует и морская тема и даже любимые Геккелем медузы. В 1931 году в этом доме поселили вернувшегося из Италии писателя Максима Горького. Горький, впрочем, этот особняк сразу невзлюбил, и, как выяснилось, не зря. C 1965 года в особняке располагается Музей-квартира Максима Горького, благодаря чему мы можем полюбоваться прекрасным интерьером и светильником-медузой у парадной лестницы.
Главная лестница особняка Рябушинского со светильником в виде медузы. Фото с сайта nau-spb.livejournal.com
Фото © Юлия Михневич, 25 марта 2014 года, Йена, Германия.
Юлия Михневич
Снаружи «Вилла Медуза» не примечательна, но зато окружена прекрасным садом. Фото с сайта commons.wikimedia.org