Старт «Союза»

На великолепном снимке Ивана Тимошенко и Павла Швеца запечатлены первые секунды после старта 7 февраля 2020 года с космодрома Байконур ракеты-носителя «Союз-2.1Б», которая вывела на орбиту очередную порцию спутников проекта OneWeb. На фото мы видим первую ступень трехступенчатой ракеты с работающими жидкостными ракетными двигателями РД-107 (в четырех боковых блоках) и РД-108 (в центральном блоке). Тридцать два сопла порождают завораживающе красивую картину истечения реактивных струй. Как устроены эти струи и почему они имеют такую сложную форму?

В ракетном двигателе топливо, сжигаемое в камере сгорания, превращается в очень горячий сжатый газ, который вылетает через сопло, создавая реактивную силу тяги. В жидкостных ракетных двигателях горючее и окислитель (топливная пара) подаются под большим давлением в форсунки, расположенные в начале камеры сгорания. Смешивая компоненты, форсунки распыляют топливо в камеру сгорания, где в процессе горения происходит преобразование запасенной в топливе химической энергии в энергию сжатия и тепла. Получившийся раскаленный газ устремляется в реактивное сопло. Сужающаяся дозвуковая часть сопла ускоряет поток, и в самой узкой части сопла — критическом сечении — он приобретает скорость звука. Далее поток оказывается в расширяющейся части, становится сверхзвуковым и продолжает разгоняться до самого среза сопла. Истечение этой струи порождает реактивную силу в обратном направлении: она составляет основную часть силы тяги двигателя. Тяга всех двигателей складывается в тягу ступени, разгоняющую ракету. Двигатели РД-107 имеют четыре основные камеры сгорания и две небольшие рулевые камеры, у центрального РД-108 четыре основные и четыре рулевые камеры. Горючим для них служит керосин, а окислителем — жидкий кислород.

Схема работы жидкостного ракетного двигателя

Схема работы жидкостного ракетного двигателя

Итак, из сопел ракетного двигателя вырываются раскаленные газовые струи. Но что именно мы видим как языки яркого пламени? Кажется, что они вылетают изнутри сопел, но это не так: пламя возникает только на срезе сопла, и чуть ниже мы разберемся, как это происходит. Вообще, такое яркое пламя наблюдается только на Земле (точнее, в кислородной атмосфере). Если бы можно было посмотреть на старт аналогичной ракеты с любого другого тела Солнечной системы, то были бы видны только бледные тусклые струи — и никакого слепящего огня. Всё дело в догорании в земной атмосфере остатков керосина и сажи, образовавшейся в камере сгорания.

Большинство форсунок камеры сгорания двухкомпонентные — в них одновременно поступают и керосин, и кислород. Они образуют девять плотных концентрических кругов, чтобы сжигать как можно больше топлива в единицу времени (а чем больше расход топлива в ракетном двигателе, тем выше его тяга). А вот форсунки самого внешнего, десятого, круга — однокомпонентные, в них подается только керосин. Распыляя его вдоль стенки камеры сгорания, форсунки создают защитную газожидкостную пленку, снижающую температуру и защищающую тем самым стенку от прогорания. Распыленному периферийными форсунками керосину не хватает кислорода, поэтому он сгорает не полностью, а частично испаряется или термически разлагается до чистого углерода. Эти керосиновые пары и углеродная сажа образуют периферийный слой «выхлопной» струи, который обогащен горючими веществами. Поскольку температура струи на выходе из сопла составляет около 1700°C, при доступе к атмосферному кислороду в этом слое начинается горение — его мы и видим как яркие желтые языки пламени. Во внутренней же части струи керосин, сгорающий с достаточным количеством кислорода, в конечном итоге разлагается на невидимые в раскаленном состоянии водяной пар и углекислый газ. Получается, что выхлопная струя ракетного двигателя светит только своей поверхностью.

Но почему поверхность струи светится не равномерно? На ней явно видны яркие полосы и тонкие волокна, разделенные темными «щелями». Атмосферный воздух, затягиваемый движением струи, подсасывается к срезу сопла не ровным и плавным боковым течением. Напротив, он устремляется к кромке сопла с такой силой, что закручивается в многочисленные отдельные вихри, которые усиливают приток кислорода в местах встречи с краем сопла. Сгорание в этих местах становится более интенсивным и ярким, а огромная скорость струи растягивает пятна усиленного горения в почти ровные яркие полосы.

Старт ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-11»

Старт ракеты-носителя «Союз-2.1А» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-11» в качестве полезной нагрузки 4 апреля 2019 года. Хорошо заметны яркие продольные полосы на истекающей из сопел струе. Также видно, что сама струя на выходе из сопла прозрачная — почти везде можно без труда разглядеть дальнюю кромку сопла. Фото с сайта roscosmos.ru

Хорошо заметно, что сразу после выхода из сопла струи начинают сужаться. Это значит, что струя выходит наружу перерасширенной. Двигаясь в сверхзвуковой части реактивного сопла, поток газа расширяется и разгоняется, но при этом падают его температура и давление. Расширение сильное, в 19 раз (степень расширения — это отношение площади среза сопла к площади критического сечения). Из-за этого давление на срезе сопла составляет около 0,4 атм, и окружающий воздух (у которого давление равно 1 атм) обжимает струю, сужая ее.

На высоте около десяти километров давление на срезе сопла сравняется с атмосферным и струя станет выходить ровно, строго цилиндрически. Это расчетный режим истечения, оптимальный с точки зрения газодинамики, поскольку нет ни стартового перерасширения (при котором атмосфера создает на срезе сопла встречный потоку перепад давления, противодействующий истечению), ни высотного недорасширения. Недорасширение начнется на больших высотах: там атмосферное давление еще ниже, поэтому давление струи на срезе сопла станет больше атмосферного. Из-за этого она продолжит расширяться за соплом, но полезную работу без контакта со стенкой сопла совершать уже не будет.

Из-за перерасширения струя после выхода из сопла имеет форму перевернутого усеченного конуса. В самом узком месте видно яркое поперечное кольцо, после которого струя снова расширяется. На третьем фото можно насчитать по несколько таких ярких колец и циклов сужения-расширения. Эти кольца — диски Маха — представляют собой ударно-волновые уплотнения в истекающей струе, вызванные взаимодействием с атмосферным воздухом. При сужении сверхзвуковая струя тормозится, в ней возникает прямой скачок уплотнения. Важно подчеркнуть, что это торможение не связано с трением об окружающий воздух: здесь происходит геометрическое сужение течения и чисто газодинамическое торможение сверхзвукового потока в сужающемся канале. Из-за сжатия газ разогревается, что усиливает сгорание остатков горючего, — это и приводит к локальному усилению яркости струи. Области повышенной яркости имеют кольцевую форму из-за сочетания уже описанных эффектов: остатки керосина и сажа по-прежнему сосредоточены на периферии «выхлопной» струи, туда же подмешивается больше всего атмосферного кислорода, там происходит дополнительный нагрев из-за скачка уплотнения.

Старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-13»

Старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-13», который доставил на МКС Александра Скворцова, Луку Пармитано и Эндрю Моргана. Хорошо видны многочисленные диски Маха в каждой из струй. Также при таком ракурсе видно, что в дисках Маха светится именно периферийный кольцевой слой. Фото с сайта roscosmos.ru

При сжатии струи в прямом скачке уплотнения давление увеличивается и может слегка превысить атмосферное. Тогда за диском Маха струя немного расширяется, при этом разгоняясь. Расширение переходит в перерасширение, вызывающее сужение потока и формирование нового диска Маха. Этот циклический процесс порождает цепочку сужений. На каждом из них происходит небольшая потеря энергии, и в целом струя постепенно замедляется. Но из-за того, что на выходе из сопла скорость струи в несколько раз превышает скорость звука, успевает сформироваться целая серия дисков Маха. Они возникают до тех пор, пока потеря скорости в уплотнениях и рассеивание энергии поверхностью струи не замедлят ее до дозвукового течения и турбулентного перемешивания с окружающим воздухом.

Таким образом, находясь внутри сопла струя всё время ускоряется, а после выхода из него она тормозится атмосферой. На срезе сопла скорость струи достигает 3 км/с. Это соответствует значению числа Маха около 3 — из-за высокой температуры скорость звука в этих условиях равна примерно 1 км/с. При диаметре основных сопел 0,7 метра расстояние до первого сужения струи — примерно метр. Поток преодолевает его за 0,0003 секунды.

Если присмотреться (лучше всего смотреть на увеличенные версии первой и второй фотографий), то можно заметить, что светлые полосы и волокна на реактивных струях не идеально ровные: на них есть небольшие искривления, утолщения и неровности. Прикидки расстояний в предыдущем абзаце помогают оценить, что характерная длина этих искривлений — дециметры. Это значит, что время их существования (то есть время прохождения их длины потоком) имеет порядок 0,0001 секунды. Они всё время возникают вновь, поэтому можно считать, что это периодический процесс с частотой 10 кГц (10 000 раз в секунду). Он происходит на поверхности сверхзвуковых потоков большой мощности с непростой формой — всё это создает сложную резонансную картину высокочастотного акустического излучения и звукового давления. От нее не только можно оглохнуть — этот звук настолько мощен, что даже массивные ферменные конструкции старта сотрясаются плотной частой дрожью. Ну а нам повезло, и за уши можно не волноваться — звук к тексту не прилагается, но зато в неровных изгибах светлых линий на реактивных струях непосредственно видно проявление акустических колебаний.

Цвет пламени ракетного выхлопа зависит от типа горючего. Ниже показан выхлоп ракеты «Протон-М». Горючим для его двигателей является несимметричный диметилгидразин. В его молекуле H2NN(CH3)2 всего два атома углерода, поэтому концентрация этого элемента гораздо меньше, чем в более насыщенных углеродом (от С8 до С15) компонентах керосина. При сгорании диметилгидразина не образуется углеродная сажа — в выхлопе есть лишь прозрачные азот, углекислый газ и водяной пар.

Отрыв «Протона-М» от стартового стола

Слева вверху: отрыв «Протона-М» от стартового стола. В нижней части прозрачных голубых реактивных струй видны остроконечные белесые конусы за скачками уплотнения. Фото с сайта roscosmos.ru. Слева внизу: выхлопная струя взлетающего «Протона-М» в более вертикальном ракурсе, также видны белесые конусы за скачками уплотнения. Рыжая полоса на выхлопе из ближнего сопла — это струя окислителя, азотного тетраоксида, имеющего красно-бурый цвет. Он стравливается для сброса избыточного давления в баке центрального блока первой ступени ракеты. Фото с сайта roscosmos.ru. Справа: общий вид факела голубых струй первой ступени «Протона-М2», работающей на несимметричном диметилгидразине и азотном тетраоксиде. Желтизна нижней части факела обусловлена подсветкой возникающего на короткое время водяного тумана прожекторами мачты освещения, видимыми справа. Фото с сайта roscosmos.ru

При неполном сгорании образуется не свободный углерод, а угарный газ (CO). Его реакция с атмосферным кислородом визуально напоминает голубое пламя газовой плиты. Поэтому диметилгидразиновое пламя всегда бледное, прозрачное и похоже на пламя спиртовки, а струи на выходе из сопла светятся слабо. Догорающий на поверхности струй CO в невысоких концентрациях дает легкое бледное свечение, не заслоняющее внутренность струи. Благодаря этому хорошо различимы белесые конусы вершиной против потока — проявления сверхзвуковых скачков уплотнения в струе. В реактивных струях керосиновых двигателей они скрыты за ярким горением остатков горючего.

Еще прозрачнее водяной пар выхлопа кислородно-водородных двигателей — это практически невидимый поток. На последнем фото слева показан работающий главный двигатель «Шаттлов» RS-25. Ударные уплотнения в его струе видны из-за мгновенно выпадающего за ними (в области резкого падения давления) высокотемпературного водяного тумана, имеющего плотный молочно-белый цвет. Настолько горячий туман больше нигде нельзя наблюдать визуально. На водороде летает и американская тяжелая ракета-носитель Delta-IV Heavy с двигателями RS-68, но пламя ее выхлопа окрашено в довольно яркий желтый цвет. Это испаряется защитное абляционное покрытие на поверхности центральной части сопла, вещество которого и окрашивает бесцветный водяной пар испаряющимися ионами натрия.

Работающий главный двигатель «Шаттла» и старт ракеты-носителя Delta-IV Heavy

Слева: работающий главный двигатель «Шаттла» RS-25 во время стендовых испытаний. Истекающая струя состоит из чистого водяного пара и потому абсолютно прозрачна. Внутри струи ниже невидимого скачка уплотнения образуется плотный белый конденсат — высокотемпературный водяной туман, который виден в самом низу снимка. Фото с сайта en.wikipedia.org. Справа: старт ракеты-носителя Delta-IV Heavy с кислородно-водородными двигателями RS-68. Прозрачная струя водяного пара окрашена в желтый цвет продуктами сгорания защитного абляционного покрытия в центральной части сопла. Фото с сайта forum.nasaspaceflight.com

Фото © Иван Тимошенко, Павел Швец с сайта roscosmos.ru.

Николай Цыгикало


19
Показать комментарии (19)
Свернуть комментарии (19)

  • dkurashkin  | 21.04.2020 | 13:31 Ответить
    "Из-за сжатия газ разогревается и в этом месте он нагревается"

    Поправьте фразу.
    Ответить
    • Николай Ц > dkurashkin | 21.04.2020 | 18:35 Ответить
      Спасибо, исправили.
      Ответить
  • sancho  | 21.04.2020 | 17:57 Ответить
    чет пробел у меня в физике. почему после критического сечения газ не замедляется, а РАЗГОНЯЕТСЯ (с 1 до 3М)? тут Бернулли не работает? прошу сильно не пинать.
    Ответить
    • Николай Ц > sancho | 21.04.2020 | 18:45 Ответить
      Если бы поток в расширяющейся части замедлялся, то зачем эта часть нужна? Для чего такая конструкция, замедляющая струю, какую задачу она бы выполняла? Откуда взялась бы тяга при замедлившейся струе? Да и сама струя перестала бы существовать с замедлением до полной остановки.

      Тот "Бернулли", о котором вы пишете, из школьного курса - это дозвуковой "Бернулли", гидродинамика и несжимаемость потока. Именно потому, что течение не может сжаться, оно вынуждено протекать быстрее через узкое место - расход через сечение канала везде одинаков, в любом сечении проточной части. Приходится потоку здесь поторопиться, чтобы прогнать этот же объём через сузившееся место.

      У сверхзвукового потока есть, среди других, важное принципиальное отличие - сжимаемость. В сверхзвуковом течении сжимаемость проявляется в полной мере, до многократных (и стократных и более с ростом числа М) уровней сжатия. Со сжимаемостью гидродинамика заканчивается, начинается газодинамика.

      Сверхзвуковой поток ведёт себя принципиально по-другому, нежели дозвуковой - причём противоположно дозвуковому: в сужающемся канале сверхзвуковой поток тормозиться, а в расширяющемся, наоборот, разгоняется. Закон Бернулли для дозвукового потока, таким образом, в сверхзвуковом течении не работает.

      Поэтому, как только поток получает скорость звука (в самом узком месте, критическом сечении сопла), и происходит смена характера течения (с дозвука на сверхзвук), ему тут же организуют "пересадку" в расширение - чтобы поток, становясь сверхзвуковым, разгонялся там дальше.

      В газодинамике есть такое понятие, как воздействие. Это влияние на течение газа, вызывающее изменение параметров газа, в том числе скорости. Например, сужение канала, или нагрев газа, или вкачивание нового газа в уже имеющийся поток.

      И есть принцип обращения воздействия. Он гласит, что одним и тем же воздействием можно изменять скорость газа (разгонять или тормозить) только до скорости звука. Либо разогнать с дозвука до скорости звука, либо затормозить сверхзвуковой поток до этой же скорости звука, М=1.

      Каким бы ни было воздействие на поток газа, дозвуковое/сверхзвуковое, разгоняющее/тормозящее, во всех случаях оно упрётся в скорость звука, границу М=1., и на ней остановится. Дальше этой границы прежнее воздействие любой мощности не сработает.

      Чтобы перешагнуть за скорость звука и продолжить менять скорость газа с тем же знаком дальше, за М=1, нужно сменить воздействие на противоположное.

      Если воздействие геометрическое - через сужение/расширение канала течения- то нужно сменить его характер. Для разгона, в частности, нужно сменить сужение на расширение, или нагрев на охлаждение, или подкачку газа на откачку газа (подведение газа на отведение газа). Во всех трёх случаях газ будет разгоняться дальше, в сверхзвуковую область. Только такое сопло будет называться, соответственно, геометрическим (сопло Лаваля), тепловым (смена дозвукового нагрева на сверхзвуковой холодильник), или массовым (подкачка добавок газа в дозвуковой части сменится на откачку порций газа в сверхзвуковой части - изменение расхода массы через проточную часть).

      Наше геометрическое сопло Лаваля - частый случай реализации принципа смены воздействия, чисто геометрический способ, смена геометрии: смена сужающейся геометрии на расширяющуюся.
      Она позволяет пройти дальше скорости М=1 в сверхзвуковую область разгона. Сменив характер геометрического воздействия.

      Всё то же самое верно и для торможения, в обратном направлении. Тормозить сверхзвуковой поток можно в сужающейся части. Но только до скорости звука. Дальше в сужающейся части поток, ставший дозвуковым, тормозиться не будет - будет разгоняться. Поэтому для дальнейшего торможения дозвукового потока требуется расширение течения. Получается то же сопло, только наоборот - "антисопло", машина торможения потока. Но выглядеть оно будет тоже двумя воронками с общей узкой частью посередине. Главное - сменить воздействие на противоположное. Для непрерывности и одинаковости изменения скорости до и за М=1.
      Ответить
      • sancho > Николай Ц | 21.04.2020 | 19:12 Ответить
        Николай, спасибо огромное!

        Чтобы перешагнуть скорость звука и менять скорость газа дальше, за М=1, нужно сменить воздействие на противоположное.

        просто магия.
        Ответить
        • Николай Ц > sancho | 21.04.2020 | 19:19 Ответить
          Именно так. Кажется каким-то парадоксом.) Но это принцип, закон. Причем смены одного воздействия достаточно - нагрев/охлаждение, или подкачка-откачка - уже не требуют никаких сужений: массовое сопло может быть ровным, как труба, просто цилиндр. Уже не нужно никакой геометрии. Здесь подкачиваете - там откачиваете, здесь дозвук, там сверхзвук, а между ними М=1, и ровная цилиндрическая труба. Сопло будет сверхзвуковым, разгоняющим газ на всей своей длине.

          То же и с нагревом и холодильником: тепловое сопло - ровный цилиндрический канал неизменного сечения, просто обычная труба. Нагреваем в дозвуковой части - охлаждаем в сверхзвуковой. И газ непрерывно разгоняется, проходя через М=1 между зонами нагрева и охлаждения.

          Есть, строго говоря, и ещё один принципиальный тип сопла: механическое. Через подвод механических сил и отвод механической работы. Тот же самый принцип смены воздействия на противоположное за границей М=1.

          Смена геометрии работает не только в самом реактивном сопле, но и сразу за ним - поток сужается атмосферным обжимом, и тормозится, перейдя из соплового расширения в атмосферное сужение. Сменили воздействие, геометрию канала - сменили знак ускорения с плюса на минус.

          Это же происходит в многократных расширениях-сужениях цепочки дисков Маха далее в струе.
          Ответить
          • k0t > Николай Ц | 23.04.2020 | 08:44 Ответить
            Спасибо! Вы явно где-то преподаете
            Ответить
            • Николай Ц > k0t | 23.04.2020 | 10:17 Ответить
              Ясность понимания собеседником того или иного вопроса ценность. Помочь в этом всегда приятно)
              Ответить
  • -claim-  | 21.04.2020 | 21:08 Ответить
    Отличная статья, спасибо!
    Ответить
  • antiximik  | 17.05.2020 | 22:00 Ответить
    Интересно, а можно ли обойтись без вот этих вот торжественных сжиганий?..
    Не спорю: выглядит это завораживающе красиво, но.. Какой там реальный КПД? Хотя бы оценочно?..

    Поясню: если я правильно понимаю, основная работа совершается за счёт перепада давления и температуры. Как будет (хотя бы теоретически) себя тут вести "обычная" плазма?..

    Ионные движки, вроде как, уже затестили в космических условиях... :)
    Ответить
    • Николай Ц > antiximik | 17.05.2020 | 22:31 Ответить
      Не то что затестили, а сплошь и рядом используют, массово. Только мощность их невелика. Тяга максимум сотни граммов. Соответственно, очень незначительные ускорения. Такими ускорениями полезную нагрузку с Земли в космос не вывести. Их удельная масса (соотношение массы двигателя к создаваемой им тяге) на несколько порядков хуже, чем у ЖРД. Соответственно, при тяге десять тонн такие двигатели будут весить тысячи тонн. А откуда брать требуемые электрические мощности - из каких устройств, какой массы? Ионные двигатели не смогут поднять себя в условиях g. А ведь ракету ещё и разгонять надо, причём сильно и за короткое время. Поэтому в вопросах старта с земли "обычная плазма" и ионные движки совершенно недееспособны на сегодняшнем технологическом уровне.
      Ответить
  • GarryDogson  | 17.07.2020 | 12:22 Ответить
    На редкость содержательная и грамотная статья, особенно на фоне того потока сознания, который захлестнул интернет в целом и Яндекс Дзен в частности. Как будто вернулся на лекции по газодинамике и устройству двигателей в Можайке (:-) Для себя открыл особенности процесса горения в камерах РД-107/108, связанные со слоем керосина вдоль стенок камеры сгорания. Не знал!
    Спасибо!
    Ответить
    • Николай Ц > GarryDogson | 17.07.2020 | 12:27 Ответить
      Спасибо на добром слове! Надеюсь, скоро на "Картинках" ожидается пара статей про сверхзвуковую аэрогазодинамику, пара разобранных практических случаев. ) Буду рад комментариям.
      Ответить
    • Николай Ц > GarryDogson | 17.07.2020 | 13:27 Ответить
      Если хотите, вот недавняя статья про твердотопливные двигатели
      https://nplus1.ru/material/2020/06/16/SLS-booster
      Там немного динамики РДТТ, чуть-чуть. ) Хотел опубликовать здесь, но увы, редакция сказала "не в тему")

      А вы на чем специализировались?
      Ответить
  • GarryDogson  | 17.07.2020 | 13:20 Ответить
    Подписался, буду читать. Успехов!
    Ответить
    • GarryDogson > GarryDogson | 17.07.2020 | 14:21 Ответить
      В дипломе "инженер-механик космических аппаратов". Специальность - конструкции и системы КА. На Байконуре сначала служил на 95 площадке, в части подготовки КА. У нас в ЛК (Лабораторный корпус) долго стоял зачехленным ТКС, который потом по слухам (уже после моего ухода из части) переделали под один из модулей в состав "Мира". Через полтора года меня перевели на 113 - там расширяли часть подготовки Бурана, и я попал в новую группу на площадку 254-ОКИ ОК. Заведовал заправкой на борт сжатых газов.
      Что интересно - нам пришлось принимать в эксплуатацию передовую по тем временам технику. Система управления всеми технологическим процессами на площадке была полностью компьютеризована и вся работа (не считая собственно установки корабля на стенд и стыковки к нему всех технологических разъемов и магистралей) шла а виде набора команд на клавиатурах и контроля исполнения на экранах мониторов.
      Интересное было время. Жаль, прошел только один цикл боевой работы, а потом все заглохло...
      Если интересно, кое-что об этом у меня есть вот здесь - https://cont.ws/@gd/140747 и не только б этом на КОНТе - https://cont.ws/@gd , особенно в начале списка публикаций.
      А вот немного из личного архива фотографий: https://yadi.sk/d/67ni-qC_L6VTOQ?w=1
      и еще: https://yadi.sk/d/c8oxIpPrj85Lv?w=1
      Ответить
      • Николай Ц > GarryDogson | 18.07.2020 | 13:26 Ответить
        Замечательные снимки! Большое спасибо. Тоже не в стороне) -первый запуск "Энергии" отработал в составе дежурной смены боевой работы, отслеживающей движение второй ступени и полезной нагрузки, уже на высоте порядка 200 км. Помню, как его переносили почти всю ночь по часу, запустили только под утро. Спать хотелось, но всё отработали; полезная нагрузка завалилась дальше в океан, но наши средства её уже не видели на таком удалении. Благодарность за эту работу от главкома РВСН)

        То есть вы борттехник, так сказать. Немного коллеги.) Выпало больше заниматься динамикой полёта. Публикации с удовольствием почитаю, спасибо.
        Ответить
        • GarryDogson > Николай Ц | 18.07.2020 | 22:42 Ответить
          Эти снимки получились в некотором смысле, случайно. После перевода на 113-ю, пока на новом месте толком делать было еще нечего - оборудование площадки еще только готовилось к сдаче военным - меня назначили сопровождать группу из киностудии Минобороны, которая вела съемки всего, что делалось по программе Энергия-Буран. Сначала я около месяца провел с ними в 254-м МИКе, где готовили самолет, тогда еще не имевший имени Буран на бортах. Там были и другие - технологические экземпляры самолета. Потом вместе с киногруппой переехал в МЗК, где велись заключительные операции подготовки Энергии с ДМ (у него с разных сторон была маркировка "Мир-2" и "Полюс" - это видно на фото). С ними же попал на вывоз из МЗК и постановку связки Энергия-ДМ на стенд-старт на 250-й площадке.
          По молодости еще не наглел и съемку вел втихаря, "из-под полы" малоформатным фотоаппаратом, который помещался в карман. Он работал с обычной 35-мм пленкой, только кадры были маленькие - поперек пленки, а не вдоль, как у привычных камер.
          А через 2 года уже почти легально (с распоряжения начальника - большого фотолюбителя) ездил на 251-ю площадку (Посадочная полоса для космических самолетов, из которой потом сделали аэропорт Байконура - Юбилейный. Тогда (в мае 89-го) прилетела Мрия для погрузки Бурана и отправки на авиасалон в ле-Бурже. Там я и поснимал эту "сладкую парочку". Вдоволь полазил по Мрии - тот еще сарай! Снялся на месте КВС, вылез через люк между килями, чтобы сделать вид Бурана оттуда... В какой-то момент попался на глаза не тому, кому надо - почему-то привлек внимание местного режимщика, вероятно слишком нагло размахивал фотоаппаратом (:-). Тот привел меня в штаб (вероятно, чтобы было страшнее (:-) и заставил засветить кассету, которая была в фотоаппарате. Пришлось так и сделать - пожертвовать свежей пленкой, которую я потихоньку вставил в аппарат, пока топали в этот самый штаб части вместо смотанной и извлеченной отснятой... (:-)
          Интересное было время. Впереди виделись большие перспективы. Были даже мысли подать рапорт в отряд космонавтов... Увы.
          В 95-м после увольнения и возвращения на Большую Землю пришлось "поменять ориентацию" и одеть другие погоны, чтобы вписаться в новые реалии. И с космосом меня связывало уже только место жительства - Звёздный. Плюс недолгая работа в ЦПК в 2009-2010 годах. Сейчас я занимаюсь интересной техникой, непростой и нужной в науке, производстве, медицине. Однажды даже как-то поставили кое-что по мелочи в Центр подготовки космонавтов (:-) И на этом мое отношение к космосу, кроме места жительства, сейчас ограничивается. Не считая соседства по дому и подъезду с действующими космонавтами. Впрочем, вру, но это тема другой сказки (:-)
          Ответить
          • Николай Ц > GarryDogson | 19.07.2020 | 12:00 Ответить
            Интересная у вас история работы в этой области!
            Вдоволь полазил по Мрии - тот еще сарай!
            Вот где наши следы пересекались) Бывал на борту "Мрии" на первом МАКСе в 1993 году. Правда, на месте КВС не сидел. Там же смотрел её показательный полёт. И скрытная съёмка объектов дело знакомое) По ракетной теме больше занимался входом в атмосферу и правильной работой основного оснащения боевого блока) - очень своеобразные летательные аппараты, даже космические минут на двадцать)) но сложные с точки зрения динамики полёта. Баллистика всех видов, от внутренней и терминальной до орбитальной, такая же аэрогазодинамика всех диапазонов вплоть до особо разрежённых сред, и теория управления. Вопросы перехвата целей разных типов с разными диапазонами скоростей и динамикой, перехваты в космосе. Не раз бывал в Космическом центре им. Кеннеди, во Флориде. Рыбу там заодно ловил в океане). Осталась машинальная аналитика разных картин, иногда проясняю для интересующихся те или иные дела.)
            Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Ребенок Cхул 1 и его родители
Череп ребенка из пещеры Схул подтверждает раннюю гибридизацию сапиенсов и неандертальцев

Цветки Stigmaphyllon paralias и их взаимодействие с маслособирающими пчелами
Асинхронность цветения и активности опылителей влияет на направление отбора

Новый вид игуанодонтов, Istiorachis macarthurae
На острове Уайт найден игуанодонт со спинным парусом

Сенильные бляшки бета-амилоида
Дефицит лития играет важную роль в патогенезе болезни Альцгеймера

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»