Почему нам нравятся запахи, для нас не предназначенные?

Почему нам нравятся запахи, для нас не предназначенные?

Давно хотел спросить у биологов: почему нам нравятся вещи, для нас не предназначенные? Например, приятен запах почти всех цветов. Но он вроде как предназначен для насекомых. И появился за сотни миллионов лет до нас. При чем тут мы?

Насчет приятного запаха почти всех цветов — это, конечно, преувеличение. Довольно многие цветки растений многих семейств (ароидных, раффлезиевых, ластовневых, орхидных и др.) пахнут, с нашей точки зрения, отвратительно — тухлым мясом, трупами, экскрементами и т. п. Если добавить сюда цветки, которые ничем не пахнут, получится довольно заметный процент цветков без приятного запаха.

Но запах многих цветков для нас, несомненно, приятен — хотя вроде бы он действительно не предназначен для нас. Только тут надо уточнить: для кого «для нас»? Для нас, людей? Для нас, приматов? Или для нас, млекопитающих?

Приматы и вправду возникли на много миллионов лет позже, чем цветковые растения. А вот млекопитающие древнее цветковых. И некоторые из первых цветков, появившихся в меловом периоде, уже могли быть «предназначены» для наших родственников. Хотя в середине мелового периода млекопитающие в основном питались насекомыми, какие-то мелкие из них могли опылять растения в поисках нектара, а какие-то — поедать плоды и распространять семена.

Главные опылители среди современных млекопитающих — это, конечно, летучие мыши (см. M. Jemison, 2014. Not Just the Birds and Bees — 6 Fast Facts About Pollinating Bats). Они опыляют около 500 видов растений. Среди опыляемых ими цветков некоторые имеют приятный «фруктовый» запах, а большинство — гнилостный, неприятный для человека (но почти наверняка приятный для летучих мышей).

Но и «нелетающие» млекопитающие опыляют некоторые растения — по современным данным, около 85 видов. Среди них есть сумчатые, грызуны, слоновые прыгунчики и представители других отрядов. Большинство таких опылителей ведут ночной образ жизни, а «предназначенные» для них цветки дают много сладкого нектара и имеют сильный запах (ведь у млекопитающих особенно хорошо развито обоняние).

Южноафриканское растение-паразит Cytinus visseri и коротконосые прыгунчики

Вверху — южноафриканское растение-паразит Cytinus visseri, в разрезе. a — мужской цветок: A — андроцей (совокупность тычинок), N — камера с нектаром; b — женский цветок: S — рыльце (Stigma); длина масштабного отрезка — 5 мм. Внизу — коротконосые прыгунчики (Elephantulus brachyrhynchus) опыляют C. visseri и пьют нектар его цветков (c). Другой опылитель этого растения — мышевидный грызун Rhabdomys pumilio (d). Один из главных компонентов запаха C. visseri, 3-гексанон (3-Hexanone), привлекает этих грызунов. Его «земляничный» запах приятен и для человека. Длина масштабного отрезка — 1 см. Фото из статьи: S. D. Johnson et al., 2011. Mammal pollinators lured by the scent of a parasitic plant

Можно считать доказанным, что некоторые из этих цветков приспособлены именно к опылению млекопитающими. Например, у них бывает очень вязкий нектар, который не могут пить насекомые. И компоненты их запаха другие, чем у насекомоопыляемых цветков. Когда опылителям-грызунам предлагали на выбор запах таких цветков и цветков, опыляемых насекомыми, они всегда выбирали запах «своего» цветка.

Есть среди опылителей и приматы, а также их близкие родичи — тупайи (небольшие древесные зверьки, внешне немного напоминающие белок). Некоторые тупайи в больших количествах пьют нектар пальм и опыляют их цветки.

Так что сами цветки вполне могли привлекать запахом наших предков и родственников. Но есть и другое возможное объяснение: запах цветков во многом похож на запах плодов. А уж плоды-то «предназначены» как раз для нас — приматов! Самые разные приматы едят фрукты, а чтобы их съесть, сначала нужно их найти. Кроме того, нужно определить, насколько фрукт спелый и питательный. Эти задачи помогают решить зрение, обоняние и осязание. И обоняние играет далеко не последнюю роль.

Обоняние играет более важную роль в поисках пищи именно у тех приматов, которые едят в основном фрукты. У человекообразных обезьян и человека порог чувствительности к некоторым «фруктовым» запахам ниже, чем у крыс (чье обоняние в целом несравнимо лучше нашего). Видимо, наиболее важную роль обоняние играет в определении спелости фруктов: чем спелее фрукт, тем «вкуснее» он пахнет. И одновременно — тем больше в нем всяких полезных или легко усваиваемых питательных веществ.

Естественно, растениям тоже выгодно, чтобы приматы ели спелые фрукты, — ведь при этом выше вероятность распространения семян, которые уже сформировались внутри плода. А приматы в тропиках играют очень важную роль в распространении семян многих деревьев.

Сами молекулы запахов часто образуются при созревании из питательных веществ — например, из незаменимых жирных кислот. В основном это молекулы спиртов, кетонов и альдегидов. (По-видимому, одна из таких молекул — молекула этанола. Опыты и наблюдения на разных видах приматов показали, что созревшие и чуть-чуть забродившие фрукты, растительный сок и нектар с невысоким (а иногда и довольно высоким — до 4–5%) содержанием спирта наши родичи охотно используют в пищу. Различные особенности биохимии, необходимые для переработки этанола, возникли у разных линий приматов, в том числе у человекообразных обезьян, в глубокой древности. Возможно, склонность к потреблению спиртного изначально была связана у людей с той пользой, которую получали обезьяны, выбирающие наиболее спелые и питательные фрукты. Но это уже другая история...)

Итак, вероятно, запах цветов приятен для нас не случайно. Цветки могли быть важным источником пищи (нектара) для наших древних предков. Кроме того, цветки и плоды пахнут похоже, а плоды — важная пища для более близких родственников людей, да и для самого человека. Привлекательным запах цветков и плодов стал потому, что помогал находить наиболее полезную и питательную еду.

Но остается еще один вопрос: воспринимает ли человек запах цветов как приятный от рождения? А может, это результат обучения? Может быть, запах цветов нравится нам потому, что он обычно сочетается или ассоциируется с чем-то приятным — например, с хорошей погодой, приятной прогулкой по лесу, запахом маминых духов (ну, и с вкусной клубникой — тоже)?

Оказывается, точно не известно, приятны ли для человека какие-то запахи от рождения. Это очень трудно выяснить. Ведь еще в утробе матери у ребенка начинает накапливаться жизненный опыт. Он что-то видит, слышит, а может быть, и чует (есть работы, где это доказывается). И разные запахи могут ассоциироваться с приятными или неприятными событиями и ощущениями. А уж после рождения таких ассоциаций возникает множество — недаром запахи так тесно связаны с эмоциональным восприятием (например, определенный запах вызывает какое-то эмоционально окрашенное воспоминание). Чтобы понять, врожденная ли «любовь» к какому-то запаху или она приобретена в течение жизни, нужно было бы содержать многих детей в определенных, строго контролируемых условиях, где запахи не сочетались бы ни с чем или сочетались с одними и теми же событиями. А сделать это на практике (к счастью для детей и к сожалению для ученых) нельзя.

Есть только косвенные и не очень надежные данные на этот счет. Скорее всего, какие-то «врожденно привлекательные» запахи все-таки есть. Это показывают опыты на животных. Например, в одной из работ показано, что «рейтинг привлекательности» запаха многих веществ похож у человека и мыши. Если одни и те же запахи кажутся наиболее приятными для разных видов — можно предположить, что у них есть какие-то общие свойства, делающие их приятными независимо от обучения.

Несомненно, обучение тоже играет важную роль в человеческом восприятии, и в том числе в эмоциональном восприятии запахов. В этом Олдос Хаксли, несомненно, был прав: «Няни послушно подвинули вазы, раскрыли картинки; но при виде роз и веселых кисок-мурок, петушков-золотых гребешков и черненьких бяшек дети съежились в ужасе; рев моментально усилился. — Видите! — сказал Директор торжествующе. — Видите! В младенческом мозгу книги и цветы уже опорочены, связаны с грохотом, электрошоком; а после двухсот повторений того же или сходного урока связь эта станет нерасторжимой. Что человек соединил, природа разделить бессильна. — Они вырастут, неся в себе то, что психологи когда-то называли «инстинктивным» отвращением к природе. Рефлекс, привитый на всю жизнь. Мы их навсегда обезопасим от книг и от ботаники. — Директор повернулся к няням: — Увезти». (О. Хаксли, «О дивный новый мир»).

Ответил: Сергей Глаголев
Рисунок Екатерины Волович


13
Показать комментарии (13)
Свернуть комментарии (13)

  • IL3333  | 23.05.2018 | 12:44 Ответить
    Насекомоядные приматы также не должны испытывать отвращение к запахам цветов.

    Да и там где цветы - там будут плоды. Поэтому территориальная экспансия в сторону цветущих растений также выгодна в перспективе.
    Ответить
  • Rattus  | 24.05.2018 | 07:11 Ответить
    Ещё бы Хаксли не был "прав" в этом отрывке, поскольку оно - просто описание сути проведенного за десятилетие до написания "Дивного нового мира" бихевиористского эксперимента, известного как "Маленький Альберт":
    https://en.wikipedia.org/wiki/Little_Albert_experiment

    Поставьте вместо него лучше первоисточник - Элементы всё же скорее естественно-научный, а не литературоведческий сайт. ;~]
    Ответить
  • velimudr  | 24.05.2018 | 18:20 Ответить
    Дать человеку понюхать цветы из того региона, где он заведомо не был. Если его оценки совпадут с мнением тех, кто живёт рядом с этими цветами, значит оно врождённо... Само собой, эти цветы не должны продаваться на голландских аукционах...
    Ответить
    • Ека > velimudr | 17.12.2018 | 11:42 Ответить
      Ерунда. Фактически-то частицы, вызывающие обонятельную реакцию, могут быть одними и теми же.
      Ответить
  • leonid_ge  | 29.06.2018 | 19:31 Ответить
    На первый взгляд, все просто. Людям нравится запах цветов. Они их нюхают, нос пачкается в пыльце. Таким образом люди переносят пыльцу с цветка на цветок. Я это сам сейчас наблюдаю: недавно сирень цвела, ее все нюхали - всю серень у нас на улице опылыли. Теперь роз полно, все в них носы суют, опыляют. Это приспособление цветы выработали в процессе эволюции. (Конечно, и пчелы вносят свой вклад, спору нет).
    Ответить
    • Ека > leonid_ge | 17.12.2018 | 11:41 Ответить
      100 баллов! ))))))))))
      Ответить
      • iliaefr26 > Ека | 29.04.2020 | 19:01 Ответить
        точно!!!!
        Ответить
  • kefremov  | 01.04.2019 | 18:43 Ответить
    Ответ Сергея Менделевича, как всегда, очень подробный. Но можно немного и добавить - особенно если бы вопрос задал настоящий ребёнок. Кстати, здесь ведь прозвучало целых два вопроса.

    "Почему нам нравятся вещи, для нас не предназначенные?"

    - Потому что мы - больше чем кто-либо - стремимся совать свой нос в чужие дела! (Я не исключение.) Человек вообще постарался проникнуть во все области атмосферы, гидросферы, литосферы, "предназначенные" для других видов. Его можно встретить везде.

    "Например, приятен запах почти всех цветов. Но он вроде как предназначен для насекомых."

    - Наоборот! Сегодня большинство ароматных цветов, растущих на поверхности Земли, предназначены специально для нас, чтобы радовать наше зрение и обоняние. Они выведены и выращиваются человеком. Это не дикие растения. Земля покрыта полями, садами, теплицами, парками, клумбами. И там цветёт то, что нравится людям. А в диких экосистемах (тундра, тайга, степь etc.) доля ароматных цветов гораздо меньше. Особенно зимой. Всё. Детям можно дальше не читать.

    Древние люди очень интересовались цветами, даже клали их в захоронения, как нечто ценное. Это были прирождённые ботаники. Там, где пахло цветами, можно было неплохо поживиться. Гоминиды ели там свежий прирост, плоды, сами цветки, а также насекомых и других мелких животных, которых всегда много на цветущих ветвях. И до сих пор едят: лепестки и другие части цветков употребляют, как пищевое, лекарственное или ароматное сырьё, добавки в чай и др. Миллионы тонн ежегодно. Есть большой список Edible flowers. Самые крупные съедобные цветки - некоторые сорта капусты. И есть огромный список цветов - фармацевтического и парфюмерного сырья. Там целая наука. Также многие тысячи видов (помноженные на тысячи сортов) красиво-цветущих и ароматных растений человек использует для украшения ландшафтов и помещений. Существуют также биохимические и физиологические аспекты, но это слишком специальная информация.
    Ответить
    • glagol > kefremov | 01.04.2019 | 19:03 Ответить
      Спасибо за интересные дополнения. С тем, что сами цветки тоже едят. и это могло повлиять на эволюцию обоняния приматов - согласен. Про поедание насекомых с цветуших ветвей - нужно смотреть работы, но не думаю, что они составляют сколько-нибудь заметную часть рациона гоминид (хотя идея интересная).
      А вот про малую долю ароматных цветков в диких экосистемах - не могу согласиться. Кто хоть раз был среди зарослей диких ландышей, или шиповника, или любки двулистной, или кавказского рододендрона, или стоял рядом с цветущей черемухой, терном и т.п. - знают, насколько сильно они пахнут по сравнению с большинством культурных сортов декоративных цветов, и насколько приятен их запах для большинства людей. И большинство других диких цветков пахнут приятно. Просто сейчас они редко встречаются (точнее, мы с ними редко встречаемся) в таком массовом количестве, как с "домашними" растениями, - но это не имеет отношения к сути вопроса.
      Ответить
      • kefremov > glagol | 01.04.2019 | 19:58 Ответить
        Ответ я продумал с точки зрения реальной экологии и антропологии. Да, горные луга или полупустыни бывают, как цветущий ковёр, но лишь короткое время в году. Но европейские и американские теплицы производят цветы круглый год. Плотность растений в аграрных угодьях - аномально высокая. Голландские поля тюльпанов. Посевы лаванды. Желтые поля крестоцветных. Плантации. Розарии. На клумбы постоянно подсаживают новые цветы, у нас с весны до поздней осени, а на юге - круглый год. Когда цветут фруктовые сады, всё белеет. Пышные черёмухи - это в основном деревья, высаженные в пригородных ландшафтах. Города обсаживают ароматными липами, а в природе липняки уже редкость. Благоухающие магнолии, акации, айва, буддлея, сирень, глициния и т.д. - это посадки. Поэтому похоже, что диких цветов в сумме меньше. Пахнут они приятнее (согласен), но насладиться этим всё сложнее. Даже вересковую пустошь трудно найти. Ландыши, несмотря на охраняемый статус, выдирают, едва они распустятся. Планету охватила урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Особенно в тёплых регионах - это всё сады, цветники, парки, поля, приусадебные участки, другие угодья, и лишь изредка ООПТ. Водно-болотные угодья, где цвели ароматнейшие виды, сильно деградировали за счёт мелиорации и зарегулирования рек. Тропические биомы в Африке, Индонезии и т.д. переделаны под нужды людей. Таким образом, де факто, если охватить взором все цветки на планете в течение года, и усреднить, то "человеческих", возделываемых, окажется больше. А в современном Подмосковье возобладали интродуценты, рудералы, без приятного запаха. Де факто в наших реальных перелесках если что и унюхаешь, то запах псины или конюшни. Уже мало кто знает, что так пахнет цветущий бересклет и боярышник.
        Ответить
      • kefremov > glagol | 01.04.2019 | 20:04 Ответить
        Лично я в детстве почти не ел насекомых, разве что немного тли и трипсов, когда по весне жевал сирень, шиповник и одуванчики. Это Мамаев жарил всяких личинок, а я отведать не решился. Но вообще насекомых и паучков на цветах люди собирали в исторический период довольно много, что можно экстраполировать и в прошлое. В основном этим занимались те, кто помладше. Туземцы охотно собирали в местах цветения, а затем жарили и кушали: пауков, гусениц, прямокрылых, скарабеид и других жуков (отделяя брюшки). Доставалось и бабочкам. Как ни странно, самые поздние и самые массовые сборы - это ядовитые нарывники. В одной только России добыли тысячи тонн шпанок. Также нельзя не учитывать косвенные сборы. Пчёлы, шмели и другие гименоптеры собирали нектар и пыльцу, а содержимое их гнезд шло в пищу людям. Не только мёд, но и воск, личинки. До сих пор в ЮВА употребляют много насекомых, среди которых, очевидно, есть и антофилы. Там вообще всё едят. Наконец, нельзя забывать и о сборе насекомых "для души". Купы цветов привлекают детей (и некоторых взрослых), чтобы собрать букашек в коллекцию, поизучать или просто поиграть. Так реализуется древний инстинкт энтомолога. Мы-то как раз этим немало грешили.

        А в сумме, за всю историю человечества, это гигантский объём потребления. Вероятно, миллионы тонн биомассы.
        Ответить
  • taras  | 10.06.2019 | 19:04 Ответить
    Вот только когда источник запаха просто находится на месте, человек не способен его найти. Женщину обманула пакость в виде «мужа». При разводе оно забрало квартиру, чтоб жить там с любовницей. Женщина уговорила их об одном вечере в одиночестве в той самой квартире. Купила креветок, сварила, часть съела, остальные спрятала. Через неделю квартира была её. И ведь проблема была именно в том, что они оба тот запах отлично чувствовали. Чтоб понять, что пахнет не где-то в поле, а вот этот цветок, его надо сорвать, быстро унести на сотни метров и потом поднести к носу. Насекомые и даже собаки нюхают лучше и способны понять, откуда пахнет. А человек – только чем пахнет место. ЦЕЛИКОМ. Это не говоря о нарушениях обоняния, оно у человека и так-то и по чувствительности уступает даже кошачьему, и даёт менее подробную информацию о самом запахе, так может быть ещё и нарушено. У меня, например, полностью отсутствует. Жить не мешает. И даже не мешало собирать на даче урожай ягод, гороха, кукурузы. Человек вообще – самый странный хищник Земли. Многократно слабей добычи, без когтей, с клыками, но маленькими, с дряными чувствами. При этом одновременно с замашками суперхищника (только человек пытается охотиться вообще на всё) и способностью переваривать не просто растительную пищу, а траву. Вопрос на самом деле в том, за каким фигом этот огрызок обоняния сохранился у тех людей, которые запахи ощущают. Ответ же о приятности элементарен до безобразия: оценку запахов мы унаследовали от тех существ, для которых она имела смысл. Не обязательно именно генетически, у обезьян тоже может быть что-то принято и не принято. Но унаследовали.
    Ответить
  • Kostja  | 13.11.2022 | 14:19 Ответить
    Сьедобные цветы https://elementy.ru/kartinka_dnya/135/Figovye_naezdniki

    но они не пахнут
    Ответить
Написать комментарий

Другие вопросы


Элементы

© 2005–2025 «Элементы»