Какой толщины нервы у китов?

Какой толщины нервы у китов? Рисунок © Е.В.

Синие киты — рекордсмены и по длине тела (34 метра), и по его массе (180 тонн), и по длине отростков нервных клеток (рекорд точно не известен, но, по разным оценкам, составляет 25–30 метров).

Нервы — это кабели, по которым идут электрические импульсы. Для того чтобы ток мог идти по отросткам нейронов с определенной скоростью, эти отростки с увеличением длины должны становиться или толще, или покрываться всё более качественной изоляцией. Изоляцию отростков нейронов обеспечивают специальные вспомогательные клетки — шванновские или олигодендроциты. Они тонкие и плоские, как ленты, и наматываются вокруг отростка, как изоляция вокруг кабеля.

Анализ оптического нерва китайского речного дельфина (который относится к китообразным) показал, что все волокна в нем покрыты такой изоляцией (см. Studies on optic nerve of Lipotes vexillifer-structure, fiber count and diameter spectrum). А ведь это животное — далеко не самое крупное китообразное, и оптический нерв — далеко не самый длинный его нерв.

Хорошая изоляция отростков нервных клеток позволяет китообразным сохранять достаточно высокую скорость передачи сигнала по ним, не делая отростки слишком толстыми. Они достигают 15 микрометров в диаметре, но это не так много (обычный диаметр отростка нейрона у млекопитающих — 1–2 микрометра; см. A comparative morphometric analysis of the optic nerve in two cetacean species, the striped dolphin (Stenella coeruleoalba) and fin whale (Balaenoptera physalus)). К примеру, отросткам нервных клеток крупных моллюсков, у которых нет такой продвинутой изоляции, приходится быть очень толстыми — до 1 мм в диаметре. Отростки нервных клеток китообразных в 60 раз тоньше.

Отростки нервных клеток нейронов китов, сами по себе не очень толстые, могут объединяться в нервы впечатляющей толщины — до 1 см. Недавно у таких толстых нейронных кабелей китов обнаружилась интересная особенность — растяжимость (см. Stretchy nerves are an essential component of the extreme feeding mechanism of rorqual whales.). У большинства млекопитающих нейроны очень плохо переносят даже слабые растягивания — от этого падает их проводимость. При этом растяжение нервов — самая распространенная травма нервной ткани, которая встречается у людей. Но китам, из-за их необычного способа питания, нужны растягивающиеся нервы. Киты питаются, очень широко раскрывая рот и зачерпывая огромный объем воды (он может превышать объем всего тела кита). Затем кит фильтрует эту воду, отлавливая мелких рачков — криль, — которые и составляют основу его рациона. Для заглатывания огромного объема воды киту приходится очень широко раскрывать рот, и растяжения нервов при этом не избежать (см. рисунок).

Растяжение нервов в пасти кита при зачерпывании воды

Растяжение нервов в пасти кита при зачерпывании воды

Недавно группа американских и канадских ученых выяснила, как именно киты справляются с этой проблемой. Сами отростки нервных клеток у китов, как и у других млекопитающих, практически не растягиваются. Тем не менее на их основе у китов могут образовываться растяжимые нервы. Это происходит благодаря тому, что отростки нервных клеток укладываются внутри общей оболочки нерва извилистым образом (примерно как пружины). В самой оболочке нерва содержится много эластина, волокна которого хорошо растяжимы. Когда киту нужно отрыть рот, оболочки нервов в нем удлиняются, а изогнутые отростки нервных клеток внутри нервов распрямляются. Благодаря этому длина нерва может увеличиться до двух раз при полном сохранении его работоспособности (в то время как обычные нервы плохо переносят растяжение даже на одну десятую длины).

Несмотря на хорошую изоляцию, по самым длинным нервам синего кита сигнал идет очень долго — по разным оценкам, от 1,5 до 6 секунд. Это было бы совершенно неприемлемо для животных, которым нужно уметь быстро скрываться от хищников либо, наоборот, быстро догонять своих жертв. Но гигантским китам не нужно делать ни того, ни другого, поэтому они могут позволить себе так долго ждать сигналов от самых длинных из своих нейронов.

Для науки очень интересно и то, как образуются такие длинные нервные клетки, и то, как они поддерживают свою работу. Подсчитано, например, что на пике роста нейронов у синих китов отростки этих клеток удлиняются со скоростью 3 сантиметра в день (см. Stretch growth of integrated axon tracts: Extremes and exploitations). Объем клетки при этим растет быстрее, чем при росте раковых клеток. Такие данные расширяют наши представления о том, что может быть нормальным для здоровой клетки. Интересно также и то, что в самых длинных нейронах синих китов транспорт молекул не может идти теми же путями, что в обычных нейронах (тогда тридцатиметровый путь занимал бы, в лучшем случае, около трех месяцев). Скорее всего, это означает, что во время развития нейрона по всей его длине организуются фабрики синтеза необходимых молекул, которые поддерживают локальные фрагменты гигантской клетки.

Ответила: Юлия Кондратенко


18
Показать комментарии (18)
Свернуть комментарии (18)

  • PiPoduk  | 27.03.2016 | 15:59 Ответить
    Прикольная статья
    Ответить
  • taras  | 10.03.2018 | 14:22 Ответить
    "Анализ оптического нерва китайского речного дельфина (который относится к китообразным) показал, что все волокна в нем покрыты такой изоляцией"

    Оптического? Это как? Живое оптоволокно что ли? Это само по себе гораздо интересней, чем толщина китовых нервов.
    Ответить
    • HellMaus > taras | 27.03.2018 | 11:23 Ответить
      "оптическим" издавна называется нерв, идущий от глаза в мозг. Передача сигналов там такая же, как в других нервах.
      Ответить
      • taras > HellMaus | 28.03.2018 | 05:45 Ответить
        Всегда считал, что это зрительный нерв.
        Ответить
        • Fireman > taras | 22.10.2019 | 16:51 Ответить
          просто перевод с английского "optic nerve" :)
          что вы от переводчиков хотите, они иногда и 5 же переводят как "5 джи", а еще видел "ДНА анализатор" вместо ДНК
          Ответить
          • Александр Гор > Fireman | 05.01.2021 | 18:09 Ответить
            откуда вы взяли этот бред с "же"?? Это от слова "жеппа" или как?? ))
            Или по-вашему буква g читается в русском языке как "же"??? )))
            Ответить
            • Fireman > Александр Гор | 05.01.2021 | 21:43 Ответить
              То есть по вашему правильно говорить "перегрузка в пять Джи?"
              Ответить
              • Александр Гор > Fireman | 05.01.2021 | 22:22 Ответить
                по-моему, правильно говорить "ускорение в пять g".
                Ответить
                • Fireman > Александр Гор | 06.01.2021 | 09:29 Ответить
                  И как это произносится в русском языке?

                  Написать можно что угодно, мы говорим о том как это произносится и точно это не "пять Джи"
                  Ответить
                  • Александр Гор > Fireman | 06.01.2021 | 15:39 Ответить
                    вы не знаете, как в русском языке читается и произносится буква g (G)? Хм, странно.
                    Ответить
                    • nal > Александр Гор | 19.08.2021 | 14:28 Ответить
                      В физике, математике, химии и т.д. используется не английский алфавит со своими правилами произношения на русском, а латинский со своими правилами произношения на русском.
                      Латинская G, g произносится как "жэ".
                      Ответить
                      • Александр Гор > nal | 21.08.2021 | 07:54 Ответить
                        Вы латынь учили в университете?
                        ЕМНИП в латыни G транскрибируется как "гэ" тогда уж...
                        Ответить
                        • nal > Александр Гор | 21.08.2021 | 11:12 Ответить
                          И "жэ" тоже.
                          Ответить
                          • Александр Гор > nal | 21.08.2021 | 12:00 Ответить
                            значит мой преподаватель латыни этого не говорил ( или у меня память дырявая, что более вероятно
                            Ответить
                            • nal > Александр Гор | 21.08.2021 | 12:19 Ответить
                              Надо понимать разницу между медицинской латынью и алфавитом, используемом в физике и математике, особенностями произношения буквенных обозначений физических единиц. Это как бы совсем разное.
                              Ответить
                            • nal > Александр Гор | 21.08.2021 | 12:29 Ответить
                              На самом деле, я-то же неправ. Произношение в физике, математике и химии заимствовано из французского а не из латыни. Век живи, век учись ))
                              Ответить
                              • Александр Гор > nal | 21.08.2021 | 12:31 Ответить
                                вон оно как... ох уж эти традиции...
                                Ответить
  • Ека  | 01.11.2018 | 08:06 Ответить
    Интересная увлекательная статья.
    Ответить
Написать комментарий

Другие вопросы


Элементы

© 2005–2025 «Элементы»